«Социальное проектирование как способ создания благоприятных условий для развития личности школьника»
проект по английскому языку

Нагорная Надежда Витальевна

Социальное проектирование как способ создания благоприятных условий для развития личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rdsh.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальное проектирование как способ создания благоприятных условий для развития личности школьника»

Нагорная Надежда Витальевна

учитель английского языка

МАОУ «Средняя

общеобразовательная школа №9»

 г. Великого Новгорода

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы обучающиеся умели не только воспроизводить, но и самостоятельно приобретать, переносить и интегрировать знания, проявляя себя творчески и разносторонне. Для этого необходимо создавать такую мотивационную образовательную среду, в которой ученик будет чувствовать себя активным и важным соучастником учебного процесса, которая даст возможность школьнику проявить не только предметные таланты, но и  множество других, не менее замечательных качеств.

Как повысить мотивацию школьников? Как помочь самореализации? Как раскрыть творческие качества ученика и создать условия для развития личности ребенка? Эти и многие другие вопросы подчёркивают необходимость использования таких средств организации образовательной деятельности школьников, которые бы позволили каждому обучающемуся, с любым уровнем  предметной подготовки, полноценно реализовать себя. На мой взгляд, в качестве эффективного инструмента создания мотивационной образовательной среды может  выступать социальное проектирование.  

Как известно, в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу Президентом Российской Федерации издан указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Основные направления деятельности РДШ предполагают гражданскую активность и личностное развитие, предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание. Одним из способов реализации работы движения может быть социальное  проектирование, которое является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.

Социальное проектирование – технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование дает возможность обучающемуся приобрести социальный опыт выстраивания отношений, взаимного обучения, толерантности, что способствует формированию  социокультурной компетенции школьника.   В результате совместной деятельности, в ходе которой  ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется  «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение.

Я считаю, что нужно создавать такую интерактивную среду,  в которой можно было бы обеспечить взаимодействие не только на уровне ученик- ученик и ученик – учитель, но и привлекать к взаимодействию обучающихся старшего, младшего звена, а также дошкольников. На мой взгляд, взаимодействие младшего школьника и старшеклассника - это сильный мотивационный стимул для тех и других. Школьники получают возможность применить на практике свои знания и умения, показать публично свои достижения, возможность почувствовать себя в роли первооткрывателя, создателя и носителя новых знаний. Продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, поднять свой авторитет. Кроме того, социальное проектирование  позволяет обучающимся примерить разные социальные роли (лидера, исполнителя, генератора идей, организатора и т.д.)  Таким образом, для обучающегося социальный проект - это возможность самовыражения, самоутверждения и возможность принести пользу.

С точки зрения учителя, социальный проект – это замечательное средство, которое позволяет 

  • научить приобретать знания самостоятельно и уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
  • обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения какой-либо проблемы, выработать алгоритм поведения в любой ситуации, что повышает автономность обучающегося.
  • развивать умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Продолжительность моей работы по данной теме опыта составляет три года. За это время был полностью реализован социальный проект  “English for kids”. Социальный проект «Just for fun» находится на первом этапе реализации. Социальный проект «Help each other» планируется запустить в следующем учебном году.

   Социальный проект “English for kids”. 

Идея проекта – через непосредственное межличностное взаимодействие старшеклассников и  воспитанников дошкольного отделения организовать обучение воспитанников дошкольного отделения английскому языку.

Цель: создать условия для развития личности обучающихся через реализацию социального проекта, сформировать у них опыт педагогической деятельности как составляющую часть социального опыта.

Срок реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта.

  1. Планирование, сбор материала, организация.

Задачи данного этапа:

  • Определение желаемых результатов проекта,  прописывание того, что хочется увидеть после реализации проекта.
  • Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
  • Сбор и анализ форм, методов, приемов и средств обучения в детском саду.
  • Отбор языкового материала.
  • Разработка плана занятий и каждого занятия в отдельности.
  • Расчет количества необходимых ресурсов

  1. Реализация.  Фактическое проведение занятий и мероприятий в дошкольном отделении.

  1. Итоговый этап.

Задачи данного этапа:

  • подведение итогов и анализ проделанной работы.
  • организация и проведение итогового мероприятия «ABC» в дошкольном отделении (с приглашением родителей и администрации школы)
  • вручение сертификатов

На данный момент проект полностью завершен. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы. Обучающиеся прошли все этапы реализации проекта. Ребята создали план, разработали каждое мероприятие. На этапе фактического проведения занятий в детском саду, ученики проявили ответственное и творческое отношение к своей деятельности. Школьники научились четко распределять обязанности и объем работ, выделять главное и находить выход из проблемных ситуаций. В процессе реализации проекта ребята проявили не только свои положительные качества, но и смогли определить  свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать. Согласно моим наблюдениям, участие в проекте позволило обучающимся почувствовать значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, открыть новые возможности. Кроме того, реализовав данный проект, ребята почувствовали социальную значимость профессии учителя.

Социальный проект «Just for fun».

Идея проекта – через непосредственное межличностное взаимодействие шестиклассников и обучающихся начальной школы организовать знакомство ребят с основными праздниками и традициями англоговорящих стран.

Срок реализации проекта: 2 года

Этапы реализации проекта

  1. Планирование, сбор материала, организация

Задачи данного этапа:

  • Определение желаемых результатов проекта. 
  • Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды
  • Сбор и анализ страноведческой информации.
  • Разработка плана мероприятий.
  • Разработка каждого мероприятия в отдельности. 
  • Расчет количества необходимых ресурсов

  1. Реализация.  Фактическое проведение мероприятий в начальной школе.

  1. Итоговый этап.

Задачи данного этапа:

  • подведение итогов и анализ проделанной работы.
  • организация и проведение итогового мероприятия  в начальной школе (с приглашением родителей и администрации школы)
  • вручение сертификатов

На данный момент реализован только первый этап проекта – планирование, сбор материала, организация. Сначала мы с ребятами, учениками шестого класса, работали над организацией проектной команды. На мой взгляд, этот этап очень важен. Обучающиеся, объединенные в группу, проектной командой не являются. Ведь, даже, если ребята уже знают друг друга, сидят за одной партой на вашем уроке, это не значит, что они готовы к совместной деятельности. Важно, чтобы команда была готова к проектированию, а не тратила время на создание условий для совместимости, когда нужно быстро принимать решения. Создав команду и распределив роли, школьники определили желаемые результаты и приступили к сбору и анализу страноведческого материала. Сейчас ребята уже разработали план мероприятий и каждое мероприятие в отдельности и с нетерпением ждут начало учебного года, чтобы приступить к проведению мероприятий.

В следующем учебном году я хочу опять привлечь старшеклассников и попробовать реализовать социальный проект «Help each other». Идею проекта я вижу в организации взаимодействия десятиклассников и учеников 2-3 классов с целью помощи ученикам начальной школы в овладении английским языком.

В заключение хотелось бы вспомнить слова Августа Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».  Не нужно зацикливаться только на предметных результатах.  Каждый ребенок уникален. Кто-то лучший актер, кто-то хорошо знает предмет, кто-то замечательно рисует, а кто-то  - настоящий лидер. Нужно стараться помочь детям развить лучшие стороны их личности, воспитать уверенное в себе поколение людей, умеющих взаимодействовать с социумом, и стремящихся к постоянному самосовершенствованию. Это ли не главная цель образования?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

Создание благоприятных условий для обучения младших школьников.

О противоречиях между между социальными ожиданиями и требованиями школы, о феномене воспитательных отношений и способах управления ими и возрастных особенностях учащихся младшего школьного возраста....

Социальное проектирование как способ социализации личности школьника

О том, как социальное пректирование помогло решить многие проблемы класса....

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"

     Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Создание благоприятных условий формирования физической культуры личности

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)   )   много внимания уделяется  сотрудничеству дошкольной орга...

Программа создания благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих и спортивных способностей одарённых школьников «Старт в будущее»

  Программа «Старт в будущее» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях малокомплектного  сельского муниципального общеобразовательного у...