Рабочая программа к спецкурсу "Английская литература"
рабочая программа по английскому языку (10, 11 класс)
Данная программа составлена для спецкурса " Английская литература" для учащихся с гуманитарной образовательной траекторией и углубленным изучением английского языка.
В дальнейшем планируется публикация материалов к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для спецкурса Английская литература (10-11 классы) | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по спецкурсу « Английская литература»
для 10-11 классов
Профильный уровень
68 часов (34+34)
Разработала: Неповиннова Л.Х
«
СОДЕРЖАНИЕ
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 КЛАСС, 11 КЛАСС)
- Планируемые результаты освоения специального курса « Английская литература»
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Планируемые предметные результаты освоения ООП
В результате изучения спецкурса « Английская литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений английской литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в
нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке
произведении, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно- исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,
предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту;
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
нем объективных законов литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
Выпускник получит возможность узнать:
– о месте и значении английской литературы в мировой литературе;
– о произведениях современной английской литературы;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XII - XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений
или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии,
названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами»
или именами нарицательными в общемировой культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,
эпохой.
II.Содержание учебного предмета.
Общее гуманитарное развитие школьников в процессе изучения иностранного языка неотделимо от знакомства с культурой страны, язык которой они изучают. Художественная литература - важная часть культуры народа-носителя языка. Это особая форма познания мира, места человека в этом мире. Существенной характеристикой данного курса является личностная направленность, т.е. ученик рассматривается не только как объект, но и как субъект обучения. Содержание курса строится таким образом, чтобы создавались возможности для выявления индивидуальных склонностей и творческой уникальности ученика. Основное направление курса – это развитие внутреннего мира учащегося, становление его как творческой личности.
ЦЕЛЬ СПЕЦКУРСА:
Дать представление о роли и месте писателей и поэтов в национальной культуре страны, являющейся составной частью мирового литературного процесса на английском языке.
Коммуникативные умения
1 .Формирование социокультурной компетенции (постижение учащимися духа, культуры, психологии, образа мышления английской нации);
2.Расширение филологического кругозора учащихся;
3 Развитие художественного вкуса учащихся, эмоционально-осмысленное восприятие литературы при чтении художественной литературы на языке автора;
4.Совершенствование всех видов речевой деятельности за счет использования аутентичных материалов; (в т.ч.; выразительное чтение прозы, стихотворений и отрывков из поэм);
5. Совершенствование умения понимать на слух основное содержание аудио- и видео фильмов различных жанров монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученного произведения.. Умение в общих чертах следить за основными моментами иноязычного диалога в художественном фильме..
6. Развитие способности и готовности к самостоятельному чтению иноязычной литературы, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию знаний английской литературы в других областях знаний.
7.. Развитие умений анализировать текст художественного произведения:
- умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
- умение анализировать в устной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
8 .Активизация и расширение лексического запаса за счет изучения фразеологических оборотов, идиоматических выражений в контексте произведения;
9.Развитие навыков и умений у учащихся читать, осмысливать и интерпретировать неадаптированные художественные произведения различных литературных жанров;
10.Совершенствовать навыки литературного перевода;
11. .Развитие навыков аудирования художественных текстов разных жанров в естественном темпе;
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты различных стилей Изучающее чтение в целях полного понимания информации. Детальное понимание сложных текстов. Анализ текстов с точки зрения содержания, позиции автора и организации текста.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА:
1 .Материал курса излагается в историко-литературном плане с соблюдением хронологической последовательности;
2.Преподавание курса базируется на знания учащихся в области родной, зарубежной литературы, МХК и зарубежной истории;
3.Курс носит обзорный характер. В нем кратко излагаются сведения об эпохе, в которой жил тот или иной писатель, его жизни и творчестве, даются сведения о литературных направлениях, определяется проблематика произведений.
10 класс
Введение: Английская литература - составная часть мирового литературного процесса. Отражение в литературе истории страны, традиций, особенностей национального характера. Правильное название курса - Английская или британская литература? Британский фольклор. Периодизация английской литературы.
Рассвет английской литературы : Эпос древних кельтов. Англо-саксонское наследие. Поэма «Беовульф» как образец героического эпоса.
Чтение отрывков из поэмы «Беовульф». Анализ языка поэмы. Введение понятий «метафора» и «аллитерация».
Средние века: Рыцарские романы о короле Артуре. Хронология создания. Чтение отрывков. Роль Д. Чосера в развитии национальной литературы. Д. Чосер -основоположник реализма, сатирической традиции, «отец английского языка», создатель жанра «роман в стихах». «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера. Чтение «Пролога», перевод и характеристика героев. Английские и шотландские баллады. Баллады о Робин Гуде.
Эпоха Возрождения: Характеристика эпохи. Особенности английского Возрождения. Великий английский мыслитель и гуманист Томас Мор. Развитие сонета как жанра. В. Шекспир - величайший художник человечества. Жизненный и творческий путь В. Шекспира. Три периода творчества. Театр «Глобус». Жизнеутверждающий характер комедий. Сюжет и мотивы. Трагедия «Гамлет». Проблематика произведения, характеристика героев. Чтение и анализ монолога «Гамлета». Заучивание наизусть монолога. Тема мести в произведении. Аудирование видеосюжета. Сонеты Шекспира. Сонеты 130, 66. Чтение и анализ. Проектная работа.
Эпоха Просвещения: Характеристика эпохи . Английский роман XVIII века. Литературное и внелитературное влияние на развитие романа. Комедия нравов.
Даниель Дефо. Жизнь и литературный путь. «Робинзон Крузо» - содержание и идейный смысл романа. Джонатан Свифт. Творческий путь. Сатира Д.Свифта. «Путешествие Гулливера» - содержание и идейный смысл романа. Сентиментализм. Поэзия XVIII века. Роберт Бернса - сын шотландского народа. Жизнь и творческий путь поэта. Тема труда, бессмертие народа в лирике Р.Бернса. Чтение и анализ стихотворений Р. Бернса на английском и русском языках. Заучивание наизусть стихотворения « Мое сердце в горах».
Эпоха Романтизма : Общая характеристика эпохи. Расцвет лирической поэзии. Первый этап романтизма. «Озерная школа». Вильям Вордсворт . Творческий путь поэта. Чтение и анализ стихотворения «Нарциссы». Джордж Гордон Байрон. Жизнь и творческий путь поэта. «Паломничество Чайлд Гарольда» .Чтение, литературный перевод и анализ отрывков. Заучивание наизусть « Спокойной ночи, родная земля». Чтение стихотворения «Она идет во всей красе». Сравнительный анализ переводов разных поэтов-переводчиков. Историческое значение Д. Байрона. Вальтер Скотт - основоположник жанра «исторического романа». Творчество писателя, чтение и анализ отрывков из романа «Айвенго».
11 класс
Критический реализм : Общая характеристика эпохи. Особенности реализма в Англии. Чарльз Диккенс - величайший английский писатель, открыватель нового периода в развитии английской литературы. Жизненный и творческий путь писателя. Чтение отрывков и анализ произведения Ч. Диккенса: «Давид Копперфильд» . Уильям Теккерей – создатель реалистичной картины аристократического общества Англии XIX века . Роман «Ярмарка тщеславия» - галерея образов современников писателя. Сравнительная характеристика Эмили Седли и Бекки Шэри – главных персонажей произведения. Роман «Ярмарка тщеславия» - роман без героя.
Литература конца XIX и начала XX века : Характеристика эпохи. Основные литературные направления: эстетизм, неоромантизм, традиционализм. Льюис Кэролл, Томас Харди, Роберт Стивенсон. Оскар Уайльд. История жизни и эстетические взгляды писателя. Роман «Портрет Дориана Грея» - роман-аллегория, роман-символ, роман-миф. Литературный перевод отрывков. Семинар. Тема: «Проблема красоты и нравственности в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Эпиграммы О. Уайльда. Бернард Шоу - выдающийся драматург XX века, один из корифеев «новой драмы». Два периода в творчестве драматурга . Комедия «Пигмалион». Проблематика произведения. Аудирование, чтение , анализ и литературный перевод отрывков из пьесы. Подготовка к просмотру мюзикла «Моя прекрасная леди». Видео-урок. Фильм «Моя прекрасная леди» - киноверсия комедии «Пигмалион». Языковые и фонетические особенности героев. Различие диалектов. Анализ последних сцен в фильме и пьесе. Известные афоризмы Б. Шоу.
Литература XX века. Современная литература: Общая характеристика Английской литературы ХХ века. Послевоенная литература. В.С. Моэм - романист, драматург, мастер короткого рассказа. Чтение и анализ коротких рассказов : психологический портрет героев рассказа « Творческий импульс», «Луна и грош». Айрис Мердок - автор романов с «философскими тенденциями». Перевод с русского на английский язык абзацев из заметок В.Скороденко о романах А.Мердок (1991г.) Агата Кристи – автор детективных романов и пьес. Чтение, литературный перевод, психологический портрет героев рассказа «Удачное воскресенье». Джон Рональд Руэл Толкин - английский писатель, лингвист и филолог. Роман " Властелин колец"
- Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Класс | Темы | Кол-во часов |
10 класс | ||
Введение | 4 часа | |
Рассвет английской литературы | 4 часа | |
Средние века | 4часа | |
Эпоха Возрождения | ||
Характеристика эпохи. Томас Мор | 1час | |
В. Шекспир | 9 часов | |
Эпоха Просвещения | ||
Английский роман XVIII века | 3 часа | |
Сентиментализм. | 3 часа | |
Романтизм | 6часов | |
11 класс | Критический реализм | |
Ч. Диккенс | 5 часа | |
Уильям Теккерей | 4 часа | |
Литература конца XIX и начала XX века | ||
Оскар Уайльд | 7 часов | |
Бернард Шоу | 6 часа | |
Сомерсет Моэм | 4 часа | |
Литература XX века. Современная литература | ||
Герберт Уэльс | 2 часа | |
Агата Кристи | 3 часа | |
Джон Рональд Толкин | 1 час | |
Айрис Мердок. | 2 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету "Литература" по курсу "Русская литература XIX-XX веков" В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского
Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г.), ...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...