Использование исследовательских методов на уроках английского языка
консультация по английскому языку (7 класс)
С реализацией ФГОС развивается концепция построения образовательного процесса, ориентированного на научно-исследовательскую и проектную деятельность. Формирование у студентов основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и публичного представления студентами результатов научного, предметного или междисциплинарного образовательного проекта, направленного на решение научной, личностной и (или) социальной существенная проблема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskie_metody_proektov.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование исследовательских методов на уроках английского языка
С реализацией ФГОС развивается концепция построения образовательного процесса, ориентированного на научно-исследовательскую и проектную деятельность. Формирование у студентов основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и публичного представления студентами результатов научного, предметного или междисциплинарного образовательного проекта, направленного на решение научной, личностной и (или) социальной существенная проблема.
Новые технологии способствуют развитию личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формированию у студента универсальной способности ставить и решать задачи, решать проблемы, возникающие в жизни - профессиональной деятельности, самоопределению в повседневная жизнь. Внимание сосредоточено на воспитании подлинно свободной личности, формировании у детей умения мыслить самостоятельно, получать и применять знания, внимательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах различного состава и профиля, быть открытыми к новым контактам и культурным связям. Занятие исследовательской деятельностью требует активной познавательной позиции, поиск ответа на вопрос, предполагает осмысление и творческую обработку информации.
Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования как способа освоения окружающей действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.
Задачи исследовательской деятельности:
1. Развивать интерес к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности, к углубленному изучению дисциплин, повышение социального статуса знаний.
2. Развивать личностные качества учащихся, способствовать формированию логического, научного мышления.
3. Помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками, мультимедийным оборудованием.
4. Стимулировать к социальному и профессиональному самоопределению школьников, к ориентации на дальнейшее продолжение образования в вузе.
5.Познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности: методикой обработки полученных данных и анализом результатов, составлением и оформлением отчётов и докладов о результатах исследовательской деятельности
6.Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей. Участвовать в проводимых в рамках деятельности ОУ конкурсах, конференциях, проектах, научно-практических семинарах; отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
3. Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и саморазвития.
Специфика урока английского языка определяет разнообразие используемых технологий и методов обучения, развивая интерес учащихся к изучению иностранного языка и создавая условия для повышения эффективности обучения. Включение исследовательского подхода в учебные пособия для усиления интеграции, установления причинно-следственных связей и развития творческих способностей учащихся. В исследовательской деятельности интерес к знаниям развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула, у студентов формируется адекватная самооценка, они осваивают речевую культуру: написание текста, произнесение монолога, ведение беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия.Rephrase , научиться создавать материалы для представления результатов исследований: компьютерные презентации, слайд-шоу, видеоролики.
Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом участникам проекта необходимы хотя бы минимальные языковые знания.
Исследовательская работа учеников организуется по двум направлениям:
- Прежде всего, это урочная деятельность.
- Внеурочная учебно-исследовательская деятельность.
На уроках английского языка в качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ с использованием исследовательской деятельности:
1. Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;
2. Напиши открытку другу из-за границы;
3. Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему;
4. Поделись мнением или идеями;
5. Вырази собственное мнение согласия и несогласия;
6. Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;
7. Разработай и защите свой ответ по грамматическому явлению;
8. Напиши, используя картинку или сюжет;
9. Нарисуй услышанное;
10. Вообрази, что ты_____ и составь рассказ;
11. Какие твои действия будут в случае….
12. Опиши ситуацию прошлого и свои чувства.
Увлечённость учителя данным видом деятельности даѐт творческий потенциал для разработки творческих заданий и инновационной деятельности. Во-вторых, это внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: рефераты; проектная работа по интересам; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные конкурсы; олимпиады по английскому языку.
Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является роль учителя – учитель-консультант. Детям интересно то, что интересно учителю. Увлечённый исследовательской деятельностью педагог заинтересует своих обучающихся поставленной проблемой и сможет «натолкнуть» их на проведение собственного исследования. Чтобы все это работало в едином процессе, нужны хотя бы самые элементарные знания. Начиная с 9 – 10-летнего возраста учащиеся начинают делать высказывания на английском языке и делают они это, не обращая внимания на грамматические правила. Дети делают высказывания, опираясь на логику, способность анализировать. Позже дети узнают, что высказывание делается по грамматическому правилу, но умение анализировать все же останется приоритетным в освоении языка. Также важно развивать языковую догадку. Значит, исследовательская работа на уроках английского языка представляет собой, в основном, умение анализировать и узнавать языковые единицы в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их использования в тех или иных лексико-грамматических формах. Различные формы исследовательской деятельности можно использовать даже на начальном этапе изучения языка с детьми 8–12 лет при освоении грамматического материала, оформив такую работу в увлекательную игру. Педагогический опыт подсказывает, что вместо скучной записи правила по образованию и употреблению того или иного грамматического явления и заучивания его наизусть, можно применить эвристический метод. Этот метод является одним из самых важных элементов языкового обучения и обязательной частью любого урока. Первая причина – психологическая. Хорошо известно, что лучше всего запоминается материал, который ребенок сам добыл путем логических рассуждений и самостоятельных выводов. Вторая причина – лингвистическая. Ученики, начав изучение английского языка, сталкиваются с рядом грамматических структур, аналога которым в русском языке нет: 12 времен английского глагола, обороты типичные для английского языка, сложная система предлогов, проблемы страдательного залога, фразовые глаголы и другие. Метод исследования как раз и помогает преодолеть некоторые неизбежные трудности в изучении языка.
4. Основные виды исследовательской деятельности на уроках английского языка
1.Практические мини – исследование.
Мини-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Вот названия некоторых мини исследований: «Рейтинг самых опасных видов спорта», «Рейтинг любимых каналов», «Идеальная комната», «Разработка экскурсионного маршрута по столицам стран изучаемого языка», «За и против проживания в деревне, городе », литературный перевод произведения на родной язык, составление алгоритма по составлению вопросов по изучаемым временам и др.
Такая практическая нехитрая творческая деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, к использованию ресурсов Интернета.
2.Исследовательские проекты.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности обучаемых, являясь логическим продолжением урочной деятельности. Исследовательская деятельность направлена на реализацию личностно –ориентированного подхода в методике обучения , она отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности обучаемого. Проектно-исследовательская деятельность является формой создания позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и обучающихся, изменяя традиционные образовательные формы.
На практике можно реализовать такие информативно-исследовательские проекты как «"Молодёжные субкультуры », «Здоровый образ жизни» и др.
Поскольку, владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. В этой связи возникает необходимость связывать обучение иностранным языкам с будущей профессией обучаемого.
Поэтому в старших классах можно сделать акцент все – таки на проекты профессионально – ориентированной направленности на основе применения междисциплинарных знаний, что придает обучению профессиональную направленность, повышает практическую значимость приобретаемых умений и навыков общения на иностранном языке для профессиональной деятельности
В ходе защиты любого проекта предусматривается широкое обсуждение предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Все это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения иностранным языкам.
Результативность работы в технологии учебного исследования.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Проект «Life in the future » для 7 класса на основе УМК «Forward-Английский язык »
(рассчитан на 2 занятия)
План
1-ое занятие
1. Организационный момент.
2. практическая работа.
3. задание самостоятельной работы на дом.
2-ое занятие
1. организационный момент
2. практическая работа
3. подведение итогов
Цели занятий:
1. образовательная: активизация изученной лексики по теме, употребление грамматического материала модальные глаголы, формы выражения будущего времени.
2. развивающая: развитие мышления, навыка работы в группе
3. воспитательная: воспитание внимательного отношения к окружающим, воспитание уважения и сострадания
План-конспект урока
1. организационный момент.
Приветствие. «Today we are going to create our own organization which can help people around us in future. We will make a plan of its work» (Сегодня мы создадим собственную организацию помощи окружающим нас людям. И составим план работы этой организации.)
2. практическая работа.
We are to answer 2 questions today: (мы должны ответить на 2 вопроса)
a) Who can we help? (Кому мы можем помочь?)
b) How can you help? (Как мы можем помочь?)
Определение лексики и грамматики, которые понадобятся для проекта.
Составление word-web («паутина») по направлениям school (школа), pupils (ученики), teachers (учителя), different charity organizations (благотворительные организации)
Детализация «паутины» - способы осуществления помощи. Составление предложений в устной форме.
Деление класса на группы по 3 человека, поручение работы на одним конкретным направлением.
3. Задавание домашнего задания по подготовке презентации по ведомому направлению.
2-ое занятие.
1.организационный момент
Приветствие. «today we continue our work. Let’s look at our material» (Продолжаем нашу работу. Посмотрим на собранный материал.)
2. Демонстрация презентаций.
3. Сведение в общую презентацию.
4. подведение итогов:
Что получилось, что не удалось реализовать
Трудности, возникшие при выполнении (обсуждение способов их устранения)
Что понравилось
Список литературы:
1. Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся — http://image.websib.ru/05/
2. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.
3. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157
5. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.
6. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.
7. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — http://www.tgl.net.ru/wiki
8. Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ. — http://www.ioso.ru/distant/library
9. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
проктный метод на уроках английского языка...
Использование интерактивных методов на уроках английского языка.
Теоретический аспект, актуальность и примеры заданий из опыта работы...
« Использование игровых методов на уроках английского языка как средство повышения мотивации достижения успехов у учащихся ».
Моя методическая проблема....
Обобщение опыта по теме "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности подростков"
Обобщение личного педагогического опыта учителя первой категории Логиновой Людмилы Ивановны по преподаванию дисциплины английский язык на базе МОУ "Головинская СОШ" Белгородского района Белгородской о...
Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"
Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...
Дифференцированный и индивидуальный подход при использовании проектного метода на уроках английского языка.
данная работа обобщает опыт по использованию индивидуального и дифференцорованного подхода в проектной методтке на уроках английского языка....
Выступление по теме "Использование драматического метода на уроках английского языка" на МО учителей иностранного языка.
Выступление подготовлено для учителей английского языка школы. Сообщение по теме расскрывает большие возможности драматического метода для развития творческих способностей обучающихся....