Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка
статья по английскому языку

Жапова Надежда Доржиевна

    Работа над индивидуальной методической темой  – важный аспект  в самообразовательной деятельности учителя. В данной статье представлены материалы результатов работы над темой самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.docx157.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умений смыслового чтения

на уроках английского языка

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы овладение навыками смыслового чтения. Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации и пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. В то время как обучение иностранному языку детей с нормой развития строится на устной основе, в основе обучения детей с ОВЗ, в связи с слабостью развития познавательных процессов, лежит обучение чтению. И именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма. Обучая  учеников с ОВЗ иностранному языку, я столкнулась с проблемой: ученики недостаточно владеют не только техникой чтения, но и не понимают содержания прочитанного, не умеют находить в тексте необходимую информацию. Отсюда вытекают и проблемы с вокабуляром, трудностями в его использовании в устной речи. Поэтому я начала работу над методической темой «Формирование умений смыслового чтения на уроках английского языка».

При обучении чтению учащихся с ОВЗ я поставила перед собой следующие основные задачи:

 формировать и развивать навыки адекватного произношения;

 расширять объём продуктивного и рецептивного лексического минимума;

  • формировать умения смыслового чтения.

Методика работы над иноязычным текстом содержит ряд приемов, которые можно использовать для развития различных умений чтения.  Некоторые приёмы снятия трудностей при формировании навыков адекватного произношения:

  • проводить фонетическую зарядку на каждом уроке;
  • проводить упражнения на звуко-буквенные соответствия;
  •  разучивать небольшие рифмовки, стишки для тренировки сложных звуков;
  • проводить тренировочные упражнения  с новыми словами на основе  изученного материала : повторить за диктором слова в звукозаписи; прочитай новое слово по аналогии с уже знакомым, прочитай слова с тем или иным звуком, соедини рифмующиеся слова, соедини слова с соответствующим звуком или полностью транскрипцией.

Приемы формирования и расширения лексического минимума:

  • расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово;
  • найти слово в змейке livesstartedclimbingcrushedclimbedknocked;
  • соедини картинку и слово;
  • убери лишнее слово;
  • распредели  слова в  колонки;
  • выбрать правильное определение к слову и наоборот;
  • заполнить пропуск в предложении словом по смыслу;
  • ассоциации;
  • выбрать из текста слова общего корня (интернационализмы) и определить их значение;
  • прочитать ряд слов с одним аффиксом. Установить. от какой основы они образованы. Обратить внимание на значение, которое придает данный аффикс;
  • JazzChants; песни, стихи;
  • синквейны. Например, 1. тема или предмет:Sport;

2. описание предмета (два прилагательных или причастия): healthy, and useful;

3. 3 глагола, характеризующих действие предмета: do, play an watch;

4. фраза из 4-х значимых слов - отношение автора к предмету: I like it very much;

5. синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово): hobby.

Стратегия работы с текстом состоит из трех этапов:

  1. предтекстовый - Стадия вызова
  2. текстовый - Стадия осмысления.
  3.  послетекстовый - Рефлексия.

 Для того чтобы текст стал продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы.

Цель предтекстового этапа -стимулирование мотивации ребенка к изучению текста; прогнозирование содержания текста с опорой на иллюстрацию, заголовок и т.д.; актуализация личного опыта путем привлечения знаний из других предметных тем. На этом этапе использую такие упражнения как:

1. Прием предсказания содержания текста по заголовку или иллюстрации.

2. Учащиеся записывают заголовок текста и от него отводят стрелки с различными подписями. В качестве подписей будет выступать известная детям лексика по теме, а также другие возникающие ассоциации, возникающие еще до чтения. Таким образом, в результате проведения данного приема, перед учащимися возникает кластер, который затем дети дорабатывают и дополняют новыми лексическими единицами.

3. Учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст, задавая себя вопрос: "Что я знаю по этой теме?"

4.Приём ключевые слова. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску. Ученики дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте. При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка.

5. Motivating riddles для усиления мотивации учащихся к работе над текстом. Ученики отгадывая загадки и открывая таблички,  догадываются о теме урока.

Текстовый этап включает в себя задания, которые дети выполняют непосредственно при чтении текста. Установка первичного чтения: проверить свои предположения, сделанные до чтения текста. Выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал).Упражнения: «Findout» - «Выясни» (нужно ответить на поставленный вопрос, подтвердить это словами из текста).

Повторное чтение нацелено на решение коммуникативных задач. Упражнения на свёртывание текста: делят текст на смысловые части; определяют основную мысль каждой части текста; выделяют ключевые слова в каждой части текста; отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов; устанавливают связи между частями текста. Задания: найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию; расположите предложения абзаца по степени важности информации; сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации; Упражнения на реконструкцию текста: составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу; расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой; составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.  Упражнения на перефразирование: замените слово синонимом по образцу. Прием критического мышления – фишбоун: Сформировать проблему (голова рыбы)- Выделить факты (косточки нижние)- Указать причины (косточки верхние)- Сделать выводы (хвост)

Целью послетекстового этапа является интеграция чтения с продуктивными умениями – говорением и письмом и контроль понимания прочитанного. Поэтому в качестве заданий на данном этапе можно предлагать различные творческие задания:

  • подобрать пословицы и поговорки, соответствующие содержанию текста;
  • расположить предложения в той последовательности, в которой̆ они даны в тексте;
  • проиллюстрировать одну из частей текста;
  •  составить развернутый план;
  • составление графических опор для пересказа;
  • пересказать от лица разных героев;
  • дать герою совет; 
  • творческие задания (разыграть по ролям, нарисовать иллюстрацию, написать отзыв).

Систематическое использование приемов работы с текстом позволяет учащимся лучше усваивать предметные знания по языку, развивать коммуникативные умения о чем свидетельствует положительная динамика качества знаний обучающихся. Свою задачу, как учителя-предметника, вижу в том, чтобы продолжить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения учащихся через изучение и внедрение в свою педагогическую практику новых и эффективных приёмов, способствующих формированию навыков смыслового чтения.

Список литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. , - М: Просвещение,2010
  3. Стратегии смыслового чтения на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/strategii_smislovogo_chteniya_na_urokah_inostrannog__142159.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка.

Как добиться, чтобы дети читали на уроках английского языка.? Вам поможет формирование навыков смыслового чтения....

Статья "Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка"

Статья актуальна в свете требований ФГОС и показывает основные приёмы работы с текстами на уроках английского языка....

Стратегиальный подход при формировании навыка смыслового чтения на уроках английского языка

В данной статье я описываю подходы к формированию смыслового чтения на уроках английского языка....

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом....

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка

В статье рассматриваются основные виды чтения, вопросы обучения смысловому чтению на уроках английского языка...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...