ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПАССИВНЫХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
статья по английскому языку (6, 7, 8, 9 класс)

Трапезникова Анастасия Анатольевна

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме обучения английскому языку пассивных учащихся среднего звена. Пассивная позиция делает изучение языка неэффективным. Предлагается метод преодоления пассивного поведения путем компенсации пробелов в знаниях, организации активной игровой деятельности и учета актуальных интересов учащихся. Делается вывод относительно необходимости отхода от существующей модели школьного преподавания, базирующегося на пассивном освоении материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Публикация 51 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.881.111.1

А.А.Трапезникова
учитель английского языка МОУ СОШ №5
г. Надым, РФ

trapeznikova.anatolevna@bk.ru

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПАССИВНЫХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме обучения английскому языку пассивных учащихся среднего звена. Пассивная позиция делает изучение языка неэффективным. Предлагается метод преодоления пассивного поведения путем компенсации пробелов в знаниях, организации активной игровой деятельности и учета актуальных интересов учащихся. Делается вывод относительно необходимости отхода от существующей модели школьного преподавания, базирующегося на пассивном освоении материала.

Ключевые слова:

Пассивность, пассивные учащиеся, средний этап обучения, английский язык, мотивация.

Пассивность учащихся является одной из значимых проблем современного образования. Повышение уровня пассивности в последнее десятилетие отмечают такие авторы, как И.М. Буров [2], Н.В. Боровская [1], Ю.С. Фонякина [3] и другие. Пассивное поведение в ходе учебного процесса приводит к заметному снижению результативности обучения. В частности, это касается английского языка, успешное освоение которого связывается с формированием коммуникативной компетенции, что невозможно без проявления активности.

Средний этап обучения представляет собой период повышенного проявления пассивности, что связывается с введением новых предметов и значительным увеличением умственной и физической нагрузки. Данные факторы часто влекут за собой снижение мотивации. Это ставит перед учителем актуальную задачу преодоления пассивного учебного поведения и внедрения более продуктивных моделей преподавания, позволяющих учащимся успешно достигать образовательных целей.

С точки зрения педагогики, пассивность рассматривается как синоним лени. Это отсутствие у ученика желания трудиться, действовать и наличие склонности к безделью. Пассивное поведение может быть обусловлено разнообразными факторами. Согласно мнению М.В. Боровской, к таковым можно отнести как социальные причины (прежде всего, воспитание), так и биологические особенности и дисфункцию психологических процессов. По наблюдениям автора у пассивных учащихся преобладают реакция торможения, а нервная система характеризуется слабостью и инертностью [1, с. 16].

Очевидно, что некоторые из психолого-биологических предпосылок к пассивности не могут быть купированы в ходе учебного процесса. Тем не менее, поведение учащихся может быть скорректировано относительно повышения их мотивации и устранения ряда факторов, влияющих на отношение к предмету.

Следует учитывать, что пассивное поведение учащихся неоднородно и имеет различную природу. Достаточно точная типология предлагается И.М. Буровым, выделяющим четыре вида пассивности: операционно-техническую, мотивационную, частичную и общую [2, с. 2]. Определение типа пассивного поведения служит ключевым моментом для его корректировки. Педагогу следует учитывать, проявляет ли отдельно взятый ученик общую пассивность относительно обучения в целом, или же данная модель касается только английского языка. Далее необходимо выявить является ли пассивность следствием отсутствия заинтересованности в знании предмета (то есть, является ли она мотивационной) или ее причиной стало отсутствие знаний, препятствующее проявлениям учебной активности.

Наблюдение за школьниками среднего звена показало, что часто мотивационный и операционно-технический типы пассивности наблюдаются у учащегося одновременно. При утрате интереса к иностранному языку образуются новые пробелы в знаниях лексики и грамматики, а также в навыках письма и речи относительно остального класса. Неуспеваемость, в свою очередь, приводит к новым психологическим стрессам, что еще больше снижает уровень мотивации.

В существующей методической литературе предлагаются разнообразные способы преодоления пассивного поведения. В частности, Ю.С. Фонякина советует формировать мотивацию к изучению английского языка с первого урока при переходе из младшей школы в среднюю.  Автор предлагает практиковать вводный урок, посвященный обсуждению значимости английского языка для каждого конкретного учащегося [3]. Описанный Фонякиной  способ создания первичной мотивации у учеников среднего звена, безусловно, заслуживает внимания. Благодаря ему, школьники могут сами определить реальную пользу от изучения предмета, будь то использование английского языка в будущей профессии, во время путешествий, в компьютерных играх или в какой-либо иной сфере.

Однако, приобретенная на первом занятии мотивация может быть утрачена в ходе дальнейшего учебного процесса. Современные методики преподавания иностранных языков предлагают вовлечение учащихся в коммуникативный процесс, а также поддержание интереса к предмету путем использования современных технологий и аутентичных материалов (фильмов, мультфильмов, компьютерных приложений). Тем не менее, условия средней школы, как правило, не способствуют успешной реализации этих методик. Сама модель школьного образования предусматривает пассивность учащихся: педагог преподносит материал, который пассивно усваивается реципиентами. Значимыми факторами является количество учеников в группе, которое в некоторых случаях может превышать двадцать человек, а также разница в уровне подготовленности одноклассников. Это затрудняет компенсацию операционно-технической пассивности путем заполнения пробелов в знаниях неуспевающих, а также реализацию индивидуального подхода при формировании мотивации.

Стандартность изучаемых тематик также препятствует развитию личной заинтересованности каждого отдельного ученика в изучении английского языка. Так, типичные темы «Family», «Friends», «Food» и им подобные не смогут долго поддерживать интерес школьника, определившего на первом занятии, что он будет использовать свои знания в компьютерных играх или для знакомства с англоязычными произведениями фантастического жанра.

Для преодоления пассивного поведения школьников на уроках английского языка работа педагога должна вестись по двум основным направлениям:

- устранение пробелов в знаниях у неуспевающих учащихся;

- формирования и поддержание интереса к изучению английского языка.

Существующие пробелы в знаниях у ряда учащихся следует выявлять на первых уроках при переходе в среднюю школу. Одним из способов является тестирование на знание базовой лексики и грамматики. До сведения учащихся должно доводиться, что тестирование проводится без выставления оценок, что позволит получить более объективные результаты. Анализ ошибок в тестовых заданиях позволит выделить темы, которые целесообразно разобрать вместе с классом, а также выявить «сильных» и «слабых» учеников. Способами работы с учащимися с операционно-технической пассивностью являются:

- факультативные занятия, направленные на восполнение пробелов в знаниях;

- индивидуальные задания упрощенной формы, позволяющие усвоить материал и, при этом, дающие ощущение успеха;

- работа в небольших группах с учениками других уровней, где отстающий учащийся должен выполнить определенную задачу (успешной такая работа может считаться при взаимопомощи участников группы и стремлении учащихся с пробелами в знаниях принести успех своим командам).

Формирование собственно интереса к изучению английского языка также следует начинать со сбора информации. Опрос учащихся 5-7 классов показал, что более половины из них в качестве своих основных увлечений называют компьютерные игры, социальные сети, электронные устройства. Кроме того, популярностью пользуются современные англоязычные фильмы и песни. При этом у ряда пассивных учащихся, не проявляющих интереса к изучению английского языка, обнаружилось знание специфической англоязычной терминологии, такой как «bug», «login», «Copy-Paste» и так далее, а также выражений, часто употребляемых в Интернет-общении, таких как «IMHO», «lamer» и некоторые другие. Данная лексика использовалась учащимися в виде русскоязычных транслитераций без понимания изначального значения. Разбор терминологии, соответствующей области интересов школьников, позволил вовлечь в активное обсуждение 20% от общего количества учащихся с устойчивой пассивной моделью поведения.

 Итак, изучение актуальных для учащихся среднего звена тем само по себе служит средством преодоления пассивности. Еще одним эффективным способом является организация активной деятельности (разнообразных игр, викторин, конкурсов). Командная работа и элемент соперничества выступает дополнительным стимулом к действию. Между учащимися седьмых классов была проведена игра, посвященная серии романов о Гарри Поттере. В игру были включены разноуровневые задания, требовавшие действий от всей команды: сложение текста из отрывков, сопоставление имен оригинала произведения с их переводом, задание на лучшее чтение отрывка и так далее. Правилами была предусмотрена невозможность озвучивания ответа команды одним и тем же ее членом. В условиях игры и соревнования удалось привлечь к активным действиям 100% участников, включая учеников, отличающихся пассивным поведением.

Изложенные факты и доводы позволяют прийти к выводу, что обучение пассивных учащихся английскому языку должно быть направлено одновременно на преодоление пробелов в знаниях и формирование интереса к предмету. Учет индивидуальных интересов, организация активной деятельности и командной работы являются эффективными способами преодоления пассивного поведения. На данный момент возможности для внедрения активной деятельности в учебный процесс лимитированы условиями средней общеобразовательной школы. Необходим пересмотр преобладающего пассивного метода и переориентировка на формирование среды, в которой возможна активная коммуникация.

Список использованной литературы:

1. Боровская Н.В. Психологические и психофизиологические факторы лености учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 2 (82). – С. 15-18.

2. Буров И.М. Обучение пассивных учащихся английскому языку // Вопросы теории и практики обучения английскому языку. – 2016. – № 1 (53). – С. 2-5.

3. Фонякина Ю.С. Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка в среднем звене. – URL: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/povyshieniie_motivatsii_uchashchikhsia_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka_v_sriedni.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Кто я? Каков Я?"на тувинском языке для учащихся среднего звена

Данный материал можно применить в проведении классного часа на тувинском языке для 5-6 классов....

Формирование коммуникативной компетенции в диалогической речи при обучении английскому языку (начальный и средний этап)

Формирование коммуникативной компетенции в диалогической речи при обучении английскому языку (начальный и средний этап)...

Правила составления рассказа о внешности человека на английском языке для учащихся среднего и старшего звена (базовый уровень)

Правила составления рассказа о внешности человека на английском языке для учащихся среднего и старшего звена (базовый уровень)...

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида....

Методические рекомендации для формирования грамотного письма на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение языком в устной и письменной форме.Главная задача по русскому языку – это довести ребят до у...

Статья "Приемы и средства презентации языкового материала на уроках английского языка в классах среднего звена"

Цель статьи: сформулировать основные приемы презентации лексического материала на уроках английского языка в  средней школе.Задачи:  рассмотреть понятие  и классификацию приемов и средс...

Тематический вечер по английскому языку для учащихся среднего звена “BOOKS IN OUR LIFE”

Тематический вечер по английскому языкудля учащихся среднего звена   “BOOKS IN OUR LIFE”  Автор: Васянина Тамара Васильевнаучительница английского языкаМБОУ &ldquo...