Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка
статья по английскому языку (6, 8, 9, 10, 11 класс)

Цель современного учителя - выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели обучения - формирования мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка

(из опыта работы)

Автор: Беспалова Нина Владимировна - учитель ГБОУ СОШ №113, Санкт-Петербург

        Модернизация российского образования имеет своей целью повышения его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Сегодня в центре внимания — ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя — выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели обучения — формирования мотивированной, компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.

        Немотивированные дети не будут эффективно учится. Мотивация — побуждение к деятельности, стремление участвовать в процессе обучения.Если постоянно повышать мотивацию учащихся — это приведет к тому, что будут созданы условия для комфортного, положительно эмоционального общения на уроке.

        Общение является основной сферой проявления специфических человеческих эмоций, необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания и самосознания. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых эмоциях, впечатлениях; одновременно с которой у ребенка появляются поводы для обращения ко взрослому. Личностные мотивы общения специфичны для этой сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения. Деловые мотивы общения рождаются  у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности и помощи взрослого, как результат необходимости.

        В мотивационную сферу учебной деятельности входят потребность в учении, смысле, мотив учения, цель, эмоции, отношения, интерес и расширение кругозора. Считаю, что иностранный язык создает все возможности для формирования метапредметных, речевых умений и навыков, позволяет учащимся находить  возможности для развития творческих способностей, умения анализировать и обобщать материал, получать в процессе обучения знания о культуре родной страны и страны изучаемого языка. Использую в своей работе разнообразные методы, формы взаимодействия с учащимся: ситуативные, ролевые игры, викторины, методы драматизации, проектную деятельность, групповую и парную работу, конференции озвучивание видеороликов, виртуальные экскурсии. Уроки, проводимые в нетрадиционной форме, усиливают мотивационную сторону изучения иностранного языка. Каждый ребенок — личность, поэтому учителю следует подбирать индивидуальный подход, поддерживать ученика, повышать его самооценку.  

        На начальном этапе обучения мотивация учащихся — это вовлечение их в игровую деятельность. Например:

  • игра «Magic flower» для закрепления лексики по теме, где на каждом лепестке написаны слова;
  • игра «Найди букву» (Missing letter) — где учитель выполняет роль врача — окулиста;
  • игра «Шерлок Холмс» - на тренировку графических навыков. Представьте себя Щерлоком Холмсом  и найдите человека, написавшего письмо;
  • игра «Корректор» (Correct mistakes) - на отработку фонетических и лексических навыков;
  • игра «Хвастун» (A Boaster) — активизация грамматических навыков.

Example: -  «I visited Moscow last week».

- Did you? Really.

- I saw a president.

- Did you?….

        На среднем и старшем этапах обучения.

  • Игра — путешествие «В туристическом бюро» (на отработку навыков устной речи).
  • Проект — презентация «Путешествие по реке Темза», где учащиеся 8 класса выбирают одну из достопримечательностей и готовят презентацию.
  • Рэп-баттл при чтении стихотворения Р. Кипплинга «Если» в 11 классе. Учащиеся сами переводят стихотворение и читают по очереди.
  • Удивительные открытия. Учащиеся выбирают путешественников-первооткрывателей и от их имени ведут рассказ.
  • Конференция послов, где каждый из присутствующих рассказывает о стране, которую он представляет и отвечает на вопросы.
  • Озвучивание любимых видеороликов.
  • Музыкальная гостиная «Поп, рок, кантри, рэп», при изучении темы «Музыка» в 9 классе. Здесь учащиеся рассказывают о музыке с презентацией материала, проводят мастер-класс по обучению одноклассников навыкам игре на кулеле, гитаре, синтезаторе.
  • Национальные праздники и национальная одежда народов, населяющих Великобританию (в форме урока с использованиемэлементов драматизации в 8 класее).
  • Виртуальная экскурсия по Эрмитажу — 9 класс, где дети сами распределяют свои роли, проводят виртуальную экскурсию по музею в виде презентаций и открывают Музей одной картины (каждый выбирает свою и описывает ее).
  • «Дом, в котором я хотел бы жить» - конкурс на лучшего художника, дизайнера, архитектора в 11 класее.
  • Экологический суд, с презентацией обвинительных материалов в защиту окружающей среды в 10 классе. Учащиеся выполняют работу в форме проектов, защищают их, обмениваются впечатления, предлагают решения.
  • Сказки народов мира в 6 классе. Учащиеся сами пишут сказки (в группах), иллюстрируют их, а затем, используя метод драматизации представляют в классе.
  • «Спрашивайте - отвечаем»  - турнир быстроговорящих, где выигрывает тот, кто задаст больше вопросов (отработка навыков парной работы).

        Обучение все видам речевой деятельности через коммуникативно-обусловленные ситуации, работу в группах, парах, эмоциональный аспект деятельности учащихся, использование информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности  усиливают мотивационную сторону изучения иностранного языка, формируя у учащихся умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Целью данной работы является указать на некоторые пути повышения мотивации на уроках....

Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка.

Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету < иностранный язык> уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету....

Пути повышения мотивации учащихся при изучении английского языка в современной школе.

Положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности....