Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в свете требований ФГОС
статья по английскому языку

Мастерова Наталья Генадьевна

В целях обучения иностранному языку, изложенных в ФГОСе, уже предусмотрен деятельностный подход – умение общаться на иностранном языке в различных формах и на разные темы, строить свое речевое и неречевое поведение адекватно социально-культурной специфике страны изучаемого языка, а также использовать иностранный язык, как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_sistemno-deyatelnogo.docx148.36 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в свете требований ФГОС

1. Теоретическая интерпретация

2: Организация обучения английскому языку на деятельностной основе

3. Коммуникативно-практическая деятельность на уроках английского языка

4. Учебно-познавательная деятельность на уроках английского языка

5. Рефлексия – необходимый этап урока английского языка

6. Организация творческой деятельности на уроках английского языка

Теоретическая интерпретация

Проблема и актуальность. Приоритетной целью учителя английского языка в условиях модернизации общего образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А так же формирование у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.

Проблема использования эффективной методики преподавания английского языка представляется крайне важной. Практика показывает, что системно-деятельностный подход к обучению английскому языку является эффективным в средней общеобразовательной школе. Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение английскому языку как средству общения. В целом систематизация общей деятельности и определение ее взаимодействия с речевой деятельностью осуществляются на концептуальной основе, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым М.Н.

В целях обучения иностранному языку, изложенных в ФГОСе, уже предусмотрен деятельностный подход – умение общаться на иностранном языке в различных формах и на разные темы, строить свое речевое и неречевое поведение адекватно социально-культурной специфике страны изучаемого языка, а также использовать иностранный язык, как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Перед любым преподавателем стоит вопрос – как сделать свои уроки интереснее? Может ли, например, изучение грамматики иностранного языка быть увлекательным и интересным? Несомненно. Выполнение многочисленных грамматических упражнений, содержание которых не связано с реальной жизнью, перестаёт быть актуальным. Изучение грамматики с опорой на конкретную коммуникативную ситуацию, совместная работа учителя и ученика в команде, где учитель перестаёт доминировать, а становится равноправным партнёром, создаёт благоприятный настрой, высокую мотивацию и обеспечивает лучшее усвоение материала. Такая совместная работа может приобретать самые разнообразные проектные формы — презентация, плакат, газета, интервью. «Думать, делать, чувствовать!» — главный девиз деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

Цель работы: систематизация приёмов, форм и методов системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку как средства повышения продуктивности современного урока.

Методические задачи работы в данном направлении:

  • повышение мотивации учащихся в процессе обучения;
  • формирование лингвистической и литературоведческой компетенций;
  • формирование общеучебных навыков;
  • развитие навыков творческой и исследовательской деятельности.

Сущность опыта:

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой следующих дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой активности.

Признавая важность и единство всех принципов, хочу остановиться на некоторых из них. Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется мне и креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Результативность опыта:

1. Познавательная активность учащихся стабильно растет

2. Повысилось качество и уровень знаний учащихся.

3. Дети с большим интересом участвуют в различных внеклассных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.

4. Повышается интерес к изучению английского языка.


Организация обучения английскому языку на деятельностной основе


hello_html_m32625c27.png





Коммуникативно-практическая деятельность на уроках английского языка

На уроках английского языка используются следующие формы обучения:

• Работа в парах и группах;
• Различные игры;
• «Мозговой штурм»;
• Дискуссия;
• Проектная работа;
• Ролевая (деловая) игра.

Все эти технологии помогают реализовывать все основные дидактические принципы обучения при системно-деятельностном подходе.

Алгоритм работы (индивидуальной и парной) с грамматическими правилами

• Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями по определенной грамматической теме, в процессе выполнения заданий они определяют свои затруднения;

• Учащиеся получают карточку с правилом, в ходе знакомства с которым у них есть возможность исправить свои ошибки в своей карточке, происходит самопроверка;

• Происходит обмен карточками в паре и раздаются карточки с ответами, происходит взаимопроверка;

• Учащиеся получают обратно свою карточку и имеют возможность провести рефлексию;

• Карточки сдаются для проверки учителю, карточка с правилом прорабатывается и основные положения, которые учащийся считает для себя важными, конспектируются в тетрадь.

Алгоритм работы с лексическим материалом в группе

Учащиеся с увлечением работают по следующему алгоритму:
• придумайте в группе предложение, используя изучаемую лексику и изучаемый грамматический материал
• переведите в группе предложение на английский язык;
• группы обмениваются своими предложениями на русском языке и также переводят их на английский язык
• участники групп проверяют друг друга на правильность перевода
• совместное обсуждение возникающих затруднений при переводе, составление индивидуального плана дальнейшего развития - рефлексия.


Ролевые игры на уроках английского языка

Цели ролевой игры:
- попробовать себя в различных социальных ролях; 
- учиться коммуникации в различных ситуациях общения.
Наибольший интерес у обучающихся вызывают ролевые игры и игровые ситуации. Например: 
• «Встреча с иностранцем» (2 класс), 
• «В магазине», «На Дне рождения», (3 класс), 
• «В незнакомом городе», «У врача» (4 класс), 
• «Переводчик» (6 класс).


Учебно-познавательная деятельность на уроках английского языка

Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, Неделя иностранных языков, олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету, то есть использование активных методов обучения.

Одним из наиболее эффективных методов является проектная деятельность.В начальной школе на уроках английского языка целесообразно использовать индивидуальные минипроекты и групповые проекты. Индивидуальные минипроекты являются основой проектной деятельности во 2-4 классах по различным темам: «Моя любимая игрушка», «Я и моя семья», «Дом моей мечты», «Мои интересы», «Парад животных» и др.

Виды интерактивных уроков английского языка

• Урок - ролевая игра
• Урок творчества
• Урок-конкурс (викторина)
• Урок – праздник 
• Урок-спектакль

Урок творчества

Основные способы развития творческих способностей: 
• изготовление поделок (маски, украшения на ручки, наряды для героев, динозавры, различные открытки, украшения на елку, лото, роботы, медали и т.д.); 
• написание сочинений и составление рассказов; 
• разгадывание и составление ребусов и кроссвордов;
• подготовка рисунков.

Урок – конкурс (викторина) и урок-праздник

Пользуются особой популярностью среди детей. Конкурсы – одна из форм развития творческой активности. Они, как правило, являются логическим завершением работы над темой или приурочены к какому-либо празднику. 
Традиционные конкурсные и праздничные программы (2-11 класс):
• «Рождество», « День чая»(2-4 классы);
• Конкурсы на неделе английского языка 

Урок– спектакль

• углубляет знание языка;
• развивает интерес к англоязычной литературе;
• способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей;

• помогает лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка;
• учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.


Рефлексия – необходимый этап урока английского языка

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.

1.Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”. На младшей ступени обучения.

2.Прием «Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

3. На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах. Was not bored, worked hard. didn’t relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark).

4. Прием незаконченного предложения (тезиса):

During today’s lesson I : have found out

learnt…

remembered…

got acquainted with…

Возможны варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока.

5. Прием «Выбора афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти.

В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Потому чаще всего рефлексия бывает в конце урока, когда целесообразно подвести итоги и обобщить изученный материал урока. Выводы: как проводить рефлексию.


Организация творческой деятельности на уроках английского языка

Развитие творческих способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Вот простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности:

  1. Творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения , а именно, их исполнение по ролям. Пример: класс хором поёт куплет: What is your name, what is your name, now tell me please, what is your name? Ученик: My name is Janet, my name is Janet, my name is Janet, that’s my name и т. д. Однажды с детьми мы совместно сочинили песню на мотив» Мыедем, едем, едем в далёкие края» We go, go, go, We go far away, We don’t go slow because we sing and say Tra- ta- tat, tra- ta- tat We shall take a dog and cat, ball and teddy bear, fox and little hare We shall go to the wood, So the company is good!
  2. Творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они  сами придумывают оригинальные варианты.

Простейший диалог:

- Excuse me

-Yes

- Can you tell me the time, please?

- Certainly, it’s 4 o’clock

- Thanks

- Not at all

1 вариант: - две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.

2 вариант: - мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок и они уходят вместе.

3 вариант : - кукольный театр. Ребята произносят диалог под партой. Говорят куклы.

4 вариант: - разговор двух деловых людей по телефону.

Для сильных учащихся задание: расширить диалог, добавив 5-6 своих реплик.

4 - Проведение уроков рисования, посвящённых  Рождеству и дню Святого Валентина, на которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки и валентинки, придумывают поздравления, затем мы выбираем самые оригинальные( 5- 6 класс) .

5 - Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная  работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по таким темам, как «Мой класс», «Политические деятели России», «Британские монархи», «Образы Британии и России», «Выдающиеся спортсмены нашей страны», «Достопримечательности Новосибирска», «Елизавета Вторая» и т. д.( 8- 9 класс).

6 - Нестандартные уроки: урок- театр, где учащиеся инсценируют сказки и произведения английских и американских писателей: «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Приключения Тома Сойера», «Красная Шапочка», «Принц и нищий» и т. д. Надо отметить, что ребята сами придумывают костюмы. Далее, урок- концерт, проводимый обычно в конце года, на котором демонстрируется знание выученных за год песенок и стихов. Для ведения концерта выбираем двух активных учеников, которые самостоятельно составляют сценарий, придумывают реплики по ходу концерта, т.е. исполняют роль конферансье. Они же готовят призы для участников. Затем, урок- путешествие в страну знаний по разным станциям: «Фонетическая», «Лексическая», «Грамматическая», «Читательская», «Физкультурная», «Музыкальная». Этот урок проводится в виде соревнования между двумя командами 5 класса, как итоговый урок года. Дети сами придумывают названия команд, рисуют эмблемы.  Чаще всего нестандартные уроки я практикую в среднем звене ( 5-7 классы),когда ещё высока мотивация учащихся к изучению иностранного языка.

7 - Использование творческих заданий на уроке:

- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);

- придумать и написать рассказ по серии картинок;

- сделать рисунок по прочитанному;

- узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево, сделать сообщение (тема «Семья»);

- разыграть диалог между персонажами текста;

- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу( тема «Еда»);

- сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык.



Библиография

  1. Александрова А.Н. Деятельностный подход в обучении и воспитании. – Сургут, 2007. – 14 с.
  2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Иностр. языки в школе. – 2010. – № 2. – 11-15 с.
  3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Иностранные языки в школе. – 2012. – №2. – С. 38-43с.
  4. Гаврилин А. В. Школа как воспитательная система. - М.,1992. -201 с.
  5. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе. – 2012. – №1. – 3-8 с.
  6. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990. 164 с.
  7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1998. - 524 с.
  8. Никифоров А. Л. Деятельность. Поведение. Творчество. В кн.: Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. - 52-69 с.
  9. Панов Е.М. Основы методики обучения иностранным языкам. Москва, 1997. – 324 с.
  10. Панов А.И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. – Томск, 2002. – 36 с.
  11. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989. – 278 с.
  12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2013. - 43 с.
  13. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
  14. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Изд-во Магистр, 1997.-223 с.
  15. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – Спб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 155 с.
  16. Швырев В.С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. - 365 с.
  17. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.:1978. – 56 с.
  18. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М: Сентябрь, 1996. – 96с.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...

Критерии оценки достижения планируемых результатов по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.

Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержани...

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС

Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....

Активные методы обучения на уроках английского языка в свете требований ФГОС

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....