Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
статья по английскому языку
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kontrolya_i_otsenki_znaniy_uchashchihsya.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные результаты; метапредметные результаты или освоение универсальных способов деятельности; предметные результаты.
Основные функции системы оценивания:
- ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Принципы системы оценивания:
- объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;
- открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;
- простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
От его правильной организации во многом зависят:
– эффективность управления учебно-воспитательным процессом;
– качество подготовки выпускника школы.
Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития УУД, познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Задача педагога–проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.
Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен.
Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по предмету.
Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
•контролирующую;
•обучающую;
•диагностическую;
•прогностическую;
•развивающую;
•ориентирующую;
•воспитывающую.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Контроль должен быть:
– целенаправленным,
– объективным,
– всесторонним,
– регулярным,
– индивидуальным.
Виды контроля
Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный (периодический) и итоговый.
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля–регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности учителя.
Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.
При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.
Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.
Промежуточный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам. Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.
Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Оценка и отметка знаний учащихся
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Для учителя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе учитель – ученик. Осуществляя обработку этой информации, учитель выставляет обучающемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки.
Оценивание – это процесс измерения обученности, отметка – это результат обученности. Как у нас, так и за рубежом, в средней школе принята система отметок или баллов, которые выставляются при текущем контроле или специальной проверке (зачеты, экзамены, тесты знаний, умений и навыков). Часто на основании подсчета полученных оценок оперируют таким понятием, как успеваемость.
Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому “качество” трактуется сегодня достаточно произвольно, учителем разрабатывается своя система проверочных заданий. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагогов была адекватной, справедливой и объективной.
В практике обучения не только возникла, но и приобретает все большую остроту проблема определения различных уровней обучения, а также включаемая в нее проблема измерения результатов деятельности обучения.
Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения.
Формы контроля как фактор мотивационно-познавательной деятельности
Повышение эффективности урока английского языка определяют следующие факторы:
- четкая организация начала урока;
- последовательность упражнений в соответствии с задачами урока, его цельность, переход от одного этапа урока к другому должны быть логичными и обоснованными;
- разнообразие форм организации учебной деятельности (групповая, парная, индивидуальная, проектная);
- целенаправленная повторяемость языкового материала:
- определение содержания и характера самостоятельной работы учащихся в классе, а затем дома;
- речевое поведение учителя на уроке;
- разнообразие типов уроков (нестандартные).
В качестве видов контроля выделяются текущий (на каждом занятии), промежуточный (в конце темы), итоговый (в конце учебного года).
Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо), так и лексические и грамматические навыки.
Мощным стимулом желания общаться на иностранном языке всегда является интерес, подпитанный положительным эмоциональным зарядом. В этом смысле особенно трепетно следует относиться к началу урока: оригинальность (нестандартность) может иметь решающее значение.
Важно искать новые, более эффективные способы и приемы введения и закрепления программного лексического и грамматического материала!
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении упражнений в игровой форме, используются различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Это позволяет вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса, обеспечить оперативный контроль за работой каждого, эффективно управлять деятельностью всего класса.
Работая в парах, один из учащихся выполняет задание, другой контролирует его, затем они меняются ролями.
Групповая и фронтальная форма работы позволяет повысить активность учащихся, дает возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации. В группы включаются ребята с разной успеваемостью.
Работа в группах организуется в разных режимах, при этом применяются ключевые слова, карточки-опоры, схемы, предметные и тематические картинки, учебные ситуации, ролевые игры и т. д.
Групповая форма работы способствует также формированию всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Самостоятельная работа учит детей планировать собственные высказывания, сравнивать, анализировать, выделять главное.
В ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.
Самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством – носит индивидуализированный характер.
Управление ходом самостоятельной работы имеет две равноценные цели: прочное усвоение знаний, развитие навыков и умений, а также овладение приемами учебного труда, что несет вклад в развитие самоконтроля, который является высшим показателем владения иностранным языком, залогом его дальнейшего совершенствования.
Обучающий характер контроля в конечном счете ведет к формированию у школьников навыков самоконтроля и самооценки. Контроль и самоконтроль способствуют формированию критического отношения к себе и другим, активной жизненной позиции в вопросах оценки труда: своего и других людей.
Нельзя добиться успеха в работе без эффективного само- и взаимоконтроля.
Ребятам очень интересно быть в роли учителя. Следует отметить, что относятся они к этому заданию очень ответственно и справляются с ним успешно.
Такой прием приучает ребят к самостоятельности, воспитывает у них смелость, находчивость, умение определять свои действия в различных ситуациях.
Подобная форма контроля повышает заинтересованность к изучению языка, желание знать и уметь чуточку больше, чем одноклассники. Сильным учащимся я даю индивидуальные задания, которых нет в учебнике. У ребенка появляется чувство гордости за самого себя.
Очень важно помнить об индивидуализации процесса обучения речевой деятельности. При этом учитывается степень подготовленности ученика на данном этапе, принимается во внимание его настроение, чем он интересуется, увлекается.
Дифференцированный подход в обучении также можно рассматривать несколько шире: не только дифференцирование заданий по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнение этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа и др.), а также форм контроля за их выполнением.
Одна из форм контроля лексического и грамматического материала, которая широко применяется на уроках, – тесты и контрольные работы.
Как известно, традиционные приемы проверки знаний, навыков и умений учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю.
Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий.
Результаты проверки служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, с другой стороны – самооценкой работы, что позволяет внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.
Тем учащимся, которые не справились с контрольным заданием, после анализа и исправления ошибок дается возможность получить более высокую оценку, выполнив другой вариант задания.
Я использую на уроках карточки с заданиями разного цвета:
красный цвет – задания для сильных учащихся,
синий – для средних учащихся,
зеленый – для слабых учащихся.
Цвет карточки учащиеся выбирают сами. Нужно поощрять ребят, которые выбирают задание повышенной сложности для себя.
Проверки, проводимые регулярно, позволили существенно повысить качество обучения иностранному языку.
Оценивание при устном опросе является неточным. Таким образом, для оценки качества знаний этот метод контроля не годится.
Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля качества знаний учащихся, опирающиеся на специально созданные для этого материалы. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный подход к составлению заданий по математике в рамках уроков контроля и оценки знаний учащихся
Данный мтериал был подготовлен для выступления на школьном семинаре "Индивидуализация и дефференциация обучения". В нем излагаются приемы, которые используются в РО Эльконина-Давыдова, но прекрасно ра...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО АЛГЕБРЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Проведение уроков математики с использованием информационных технологий – это мощный стимул обучения. Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных к...
Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся
Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....
Выступление на педсовете "Активные формы контроля и оценки знаний учащихся"
Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова)...
Система контроля и оценки знаний учебных достижений учащихся
оценочная деятельность учителя...
Статья "Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся."
Стптья посвящена контролю знаний и оценки учащихся. В статье раскрывается понятие контроля, цели и функции контроля. Подробно описываются виды контороля, их достоинства и недостатки. Раскрываются инно...
Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь у...