Доклад на тему: «Театр постановки, как вид внеклассной деятельности»
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ценёва Анна Вадимовна

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_teatre_postanovki.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное методическое объединение

Доклад на тему: «Театр постановки, как вид внеклассной деятельности»

МАОУ Домодедовская СОШ №10

Составила учитель

Иностранных языков

Ценёва А.В.

Слушали:

 учитель английского языка

К.Ю.Захарян

учитель английского языка

Ю.А.Безьязыкова

2017

На сегодняшний день в связи с глобальными изменениями в политической, экономической и культурной сферах одной из сложных педагогических задач при обучении школьников становится формирование дополнительной мотивации к изучению иностранного языка. Задача каждого учителя - постоянно повышать интерес своих подопечных к изучению иностранного языка. Чтобы овладеть иностранным языком - недостаточно только воспроизводить материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей учащихся многократно усиливает эффективность занятия, создает условия для раскрытия личности обучаемых. Поэтому для развития изобретательных и творческих способностей учащихся считается внеклассная работа наиболее эффективной. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину. Всё это делает обучаемого более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, пробуждает любознательность, артистизм. Это своего рода проектная деятельность.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове «вечного троечника» во вдохновленного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Язык Шекспира становится не просто предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей, чувств, эмоций героя.

Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные помогают слабым), укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель-ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров.

Подобная внеклассная работа должна опираться в основном на программный материал, быть доступной, давать дополнительную информацию.

Необходимо индивидуально и с группой учащихся проработать материалы инсценировки или пьесы, помочь в оформлении вечера. После распределения ролей каждый участник получает от руководителя свою роль. Затем проводится индивидуальная работа с каждым участником вечера над произношением и интонацией. Несколько раз проводятся так называемые читки ролей, для того чтобы каждый участник знал последовательность реплик и видов деятельности. После этого можно приступать к репетициям на сцене с декорациями. Они поводятся как минимум три раза, пока участники самостоятельно не смогут ориентироваться в пьесе.

Делая вывод, можно сказать, что подготовка к театрализованному представлению способствует расширению кругозора учащихся, повышению их интереса к изучению английского языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса. Разучивание песен и ролей в пьесах обогащает опыт учащихся по актуальному применению знаний английского языка.

Так, театрализированное представление на английском языке используется нами в различных целях.

Во-первых, для развития рецептивных (аудирование, чтение) и продуктивного (говорение) видов речевых деятельности. В данном случае, работаем над грамматическими, произносительными и аудитивными навыками, пополнением словарного запаса, отрабатываем речевые навыки.

Во-вторых, формируем социокультурный компонент: знакомим обучаемых с элементами культуры страны изучаемого языка, включая культуру быта и поведения, формируем чувство патриотизма, а также толерантности к культуре стран изучаемого языка, формируем умение работать в коллективе.

Организуя музыкально-театрализированное представление, мы предусматриваем несколько этапов, традиционных для подобного типа мероприятий: подготовку сценария, постановку, подведение итогов. При этом чаще всего возникает необходимость промежуточного контроля, включающего в себя контроль состояния технических средств, необходимых для постановки и разработку номинаций для награждения участников.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что занимаясь в кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Здесь дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, а самое главное, учатся самокритике, веселому, шутливому складу ума, умеющему подмечать и остроумно выставлять особенности нравов, поведения, обычаев. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность нравственного воспитания. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и костюмы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над миниатюрами при подготовке постановки не менее важна, чем сам спектакль, а с педагогической точки зрения – она и является главной составляющей. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на внеклассных театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в обучение.

Подготовка включает в себя: объявление о постановке в устной форме преподавателем во всех группах изучающих английский язык за полгода до его проведения.

Мотивацией для учащихся к действию в данном случае является новизна внеаудиторной работы. Кроме того, стимулом для участия является рассказ учителя о достоинствах участия в музыкально-театрализированном представлении на английском языке.

К участникам предъявляются требования: выбор произведения, соответствующей интересам обучающихся, поиск текста из различных источников; разработка сценария выбранного произведения, распределение ролей, изготовление декораций, пошив костюмов, изготовление пригласительных билетов в актовый зал и театральных программок.

Поскольку учащиеся часто затрудняются с выбором произведения, рекомендуется выбирать простые по содержанию, но с захватывающим сюжетом.

Как показывает практика, учащиеся 9-10 классов предпочитают выбирать трагедии «Ромео и Джульетта», «Собор Парижской Богоматери», «Кармен», «Призрак оперы». Учащиеся помладше предпочитают воплощать на сцене сказки европейских писателей «Золушка», «Красная шапочка».

Считается, что эти произведения также представляют собой успешный выбор, поскольку в полной мере отражают все стороны культурной и социальной жизни страны изучаемого языка.

Обращаем внимание на то, что поощрение должен получить каждый участник для дальнейшей стимуляции в подобных мероприятиях. Поэтому обычно после постановки нужно обсудить с учащимися достоинства и недостатки своего выступления за круглым столом с последующим чаепитием.

В приложении представлен материал для музыкально-костюмированного представления под названием «Ромео и Джульетта». Этот проект продолжительностью 45 минут состоит из восьми сцен. В основу спектакля положен художественный фильм Франко Зифирелли «Ромео и Джульетта».

Это очень интересная работа. Учащиеся могут быть сценаристами, костюмерами и художниками. Можно подготовить, и приглашения, и программки с указанием действующих лиц и участников, а также художники по костюмам и декораторы покажут свое мастерство.

Читая Шекспира в оригинале, дети преодолевают безусловные трудности языка. Но тем бесценнее и дороже становится радость от общения с неиссякаемым источником человеческой мудрости – произведениями великого английского драматурга. Если провести сравнительное чтение его монологов среди учащихся, то станет ясно, как по-разному дети чувствуют характер героя: кто ощущает его силу и мужество, кто – растерянность и депрессию.

Эта работа способствует повышению интереса учащихся к изучению английского языка. Когда дети сами играют в пьесе, это доставляет им большую радость и делает их обучаемыми. Успех – это очень важно.

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников. М., 2006
  2. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. М., 2004.
  3. Верхогляд В.М. Волшебные сказки Британии. М., 2004.
  4. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников // Первое сентября. – 2006. - № 7 – с. 13.
  5. Коровин К.Г. Английская и американская литература. М.,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Развитие коммуникативной деятельности учащихся во внеклассное время

Данная работа посвящена развитию коммуникативной деятельности глухих учащихся во внеклассное время...

Доклад на тему « Внедрение новых образовательных технологий. Проектная деятельность»

В данной работе поднят вопрос о  задачах современной школы,  о том,  какими качествами должны обладать  выпускники школы в настоящее время. ...

Доклад на тему: "Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности"

Данная методическая разработка окажет помощь в методической работе, самообразовании педагогических работников....

Доклад на тему: «Обеспечение преемственности учебной и внеучебной деятельности учащихся на основе работы творческих групп и научно – исследовательских обществ».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется как через учебный план, так и через...