Активные и интерактивные методы и приёмы в преподавании иностранного (английского) языка
классный час по английскому языку

Мартыненко Полина Федоровна

В последние годы изучение иностранного языка входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, но и как одна из составляющих повседневной жизни: ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя за границу, пользуясь Интернетом и просто компьютером. Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Традиционные способы и тренировки к желаемому не приводят. Обучение становится более эффективно, если ученики вовлечены в процесс. Нельзя не согласиться с такой пословицей:
“Tell me – I forget; Скажи мне – я забуду;
Show me – I remember; Покажи мне – я запомню;
Involve me – I understand.” Вовлеки меня – я пойму.
Учебный процесс с использованием активных методов обучения включает в себя специфические принципы. Хотелось бы привести некоторые из принципов, предложенные А.А. Балаевым, которые считаю наиболее главными, а именно: принцип проблемности. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем.
принцип «негативного опыта». Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся учатся избегать ошибок, анализируя изучаемый материал, убеждаясь в необходимости более глубокого изучения материала.

Принцип «от простого к сложному». Преподаватель организует занятие с учётом нарастающей сложности материала и применяемых методов.
Принцип непрерывного обновления. Преподаватель организует занятие, которое информативно, то есть насыщенно новым, неизвестным, привлекает внимание обучающихся, побуждает изучать тему, овладевать новыми способами учебной деятельности.
Принцип организации коллективной деятельности. Преподаватель так организует занятие, когда у обучающихся нет другого выхода, как необходимость решения проблемы в группе, коллективно.
Принцип опережающего обучения. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся овладевают в условиях обучения практическими знаниями и умениями воплотить их в практической деятельности. У обучающегося формируется уверенность в своих силах, что обеспечивает высокий уровень результатов в будущей практической деятельности. 
Существуют различные формы организации активного обучения, которые я практикую:
различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций;
различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);
различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).
Остановлюсь на некоторых из них. Одним из эффективных приемов организации максимальной мотивации является игра.
По мнению психологов (А.А.Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационной сферы, средство познания, средство развития умственных действий, средство развития произвольного поведения. Игра, как говорил А.С. Выгодский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции – там активность, внимание и воображение.
Таким образом, игра – это: 
деятельность;
мотивированность;
обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
развитие психических функций и способностей;
"учение с увлечением" (С.Л. Соловейчик). 
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи. 
Приведу примеры: 
The ABC Games1. Перебрасывая мяч (передавая мягкую игрушку), учащиеся друг за другом называют буквы алфавита по порядку от A до Z . Если ученик замешкался, то он выбывает из игры. 
2. Называя буквы алфавита, учащийся добавляет фразу со словом на эту букву: ”A is for Apple“, “B is for Ball” и так далее.
3. Учащиеся, перебрасывая мяч, называют буквы в обратном порядке.
Игры, развивающие:
– память: “Соберём чемодан” (предметы одежды, необходимые для поездки), “Накрываем стол” (тема “Еда”), “Сбор урожая”.
– реакцию: мы пошли в магазин, игра с мячом “Съедобное-несъедобное” (Yes, No – question).
– воображение: страна, где всё наоборот. 
– мышление: составить из букв слова, разгадать кроссворд и другие игры по разным темам и в любом классе. 
Ролевые игры
В магазине “Игрушки”
И, конечно, никого не надо убеждать в том, что важным и необходимым элементом в изучении иностранного языка являются театральные постановки. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер” становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия. Кроме того, совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников процесса умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за общее дело.
Интерактивное чтение на уроках английского языка 
При организации интерактивного чтения необходимо соблюдать следующие условия:
учащиеся должны читать интересные, аутентичные тексты, эстетически приятные и соответствующие их возрасту;
учащиеся должны иметь возможность обсуждать, делиться своими мнениями в устной и письменной форме;
задания, предшествующие чтению, или следующие за ними, не должны носить характер искусственно созданных упражнений. Они должны представлять собой реальные возможности для коммуникации.
Для развития умения интерактивного чтения можно предложить задания, вовлекающие учащихся в чтение (engagement activities). Некоторые из этих заданий выполняются до чтения текста, другие могут быть использованы по мере продвижения читателя в тексте, третьи являются наиболее эффективными после прочтения литературного произведения. Их цель – провести читателей «в, через и за текст», дать им возможность почувствовать себя погружёнными в литературу. Первая группа заданий предназначена для активизации прошлого опыта учащихся, их знаний в той или иной области. Примером такого задания может служить заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» (Know – Want – Learnt Chart)
После объявления темы или названия произведения учащиеся аккумулируют свои знания о предмете, заполняя первую часть таблицы – Know. Затем учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать в данной области, и заполнить вторую часть таблицы – Want. Третья часть таблицы – Learnt – заполняется после прочтения всего произведения или его части. Подобное задание предназначено для построения «мостика» между прошлыми знаниями учащихся и новой информацией.
Вторая группа заданий фокусирует внимание читателя на содержании рассказа, включая его основные элементы: место действия (setting), главных героев (main characters), проблему (problem), разрешение проблемы (solution), тему (theme) и нравственные ценности (moral values). Примером задания такого рода может служить «Рамка рассказа» (Story Frame). Схема содержит достаточно информации для того, чтобы учащиеся представили основное содержание произведения и смогли его пересказать. Её содержание может меняться в зависимости от типа произведения, языковых знаний учащихся, задач урока. При работе с данной схемой учитель задаёт учащимся вопросы, помогающие им заполнить её, а потом просит рассказать о прочитанном произведении.
Третья группа заданий развивает мышление учащихся, их умения предсказывать, анализировать, сравнивать события рассказа и поступки героев. Приведём для примера задание «Карта Предсказаний» (Prediction Chart). При выполнении данного задания активизируются знания учащихся о событиях и героях, появляются мотивы для продолжения знакомства с произведением, возникает необходимость доказать свои предположения и опровергнуть неправильные предположения других. Предварительно учитель обсуждает с учащимися название произведения, иллюстрации. Затем они в письменной форме излагают свои предположения о событиях главы или отрывка, а после прочтения этой части делают вывод о том, что же действительно произошло. По мере продвижения в чтении учащиеся всё больше обращают внимание на детали, соотносят описание событий. Цель задания – вызвать интерес к чтению, внутреннюю мотивацию.
Ещё одним примером задания третьей группы может служить «Диаграмма сравнения» (Compare Chart). Выполняя это задание, учащиеся учатся анализировать сходства и различия в поступках героев, их описаниях, событиях, сравнивать несколько похожих рассказов. Диаграмма заполняется индивидуально или в малых группах с последующим коллективным обсуждением или развёрнутым письменным высказыванием. Учитель может предварительно провести обсуждение вопросов, помогающих сформулировать свои мнения.
Выбор задания и форма его проведения определяются учителем, исходя их задач урока и вида деятельности, типа литературного произведения и языковых возможностей учащихся.
Одним из условий успешного использования приёмов интерактивного чтения является наличие дискуссии, обсуждения. Если учащиеся вовлечены в живую дискуссию, их понимание литературного произведения значительно усиливается не только за счёт вопросов, задаваемых учителем, но и за счёт взаимодействия с другими учащимися. Для более плодотворного обмена мнениями во время дискуссии учитель должен выполнять следующие рекомендации:
выступать в роли организатора обсуждения и поддерживать его, обеспечивая взаимодействие;
иметь заранее заготовленные вопросы, чтобы вызвать комментарии или суждения учащихся;
активизировать различные мыслительные процессы учащихся (анализ, синтез, сравнение, оценивание);
включать всех учащихся в обсуждение, задавая им вопросы и поддерживая их, организуя фронтальную и групповую работу.
Опыт показывает, что учащиеся с большим интересом читают, обсуждают, анализируют аутентичные тексты на английском языке, интерпретируют слова автора, оценивают свои чувства по поводу прочитанного. Интерактивное чтение способствует личностному развитию учащихся и служит основой обучения говорению, слушанию и письму.
Приёмы организации интерактивного чтения на уроке английского языка. Предлагаю посмотреть, как я решаю организацию коллективной учебной деятельности по теме “Охрана окружающей среды” при работе с текстом. Данная разработка рассчитана на серию уроков по усмотрению учителя.
Ребята работали в группах и парах сменного состава. Класс был разделен на 3 группы по 4 человека. Текст разделен на 4 части. В каждой части 1-4 задания носят теоретический характер (члены группы обмениваются данной информацией), остальные задания рассчитаны на самостоятельное добывание знаний, т.е. практическая часть. На данном этапе обучения совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учащихся. 
Здесь очень важно определить степень подготовленности членов группы и правильно выбрать лидеров. Ученик не только добывает знания, но и овладевает новыми способами их приобретения, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Учащиеся получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания. 
Вывод: Умение работать с заданиями в парах сменного состава обеспечивает успех в совершенствовании навыков иноязычного общения школьников. В ходе активного сотрудничества с членами группы, при их помощи и поддержке, а также при целенаправленном управлении со стороны учителя увеличивается скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий. При групповой работе учащихся над разными текстами происходит самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена освоенной информации. Главная идея здесь – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.
Этапы работы:
1 этап: 
1. Выучи слова с переводом
2. Прочитай текст шепотом и выполни предтекстовое задание.
3.Выпиши и переведи незнакомые для тебя слова и словосочетания.
4. Передай содержание текста по-русски.
2 этап: 
5. Найди эквиваленты слов и словосочетаний.
6. Найди и выпиши глаголы, обозначающие последовательность….. 
7. Найди и прочти вслух ответы на вопросы.
8. Закончи предложения.
9. Перескажи текст по плану.
3 этап:
10. Попроси членов группы пересказать текст
а) вместе с тобой “ say it sentence by sentence together with me”
б) по очереди “ tell the text one by one.”
11. После пересказа проверь, как члены группы поняли текст.
(в форме теста: true or false)
12. Творческое задание. Подготовьте постер по теме: 
How else can you help our fragile planet?
4 этап: Самоконтроль с просмотром презентации (см. Приложение 1. Презентация “Protection of the environment”).5 этап: Участие в конференции по проблемам окружающей среды.
Приёмы организации интерактивного диалога на уроке английского языка.
Хотя умение говорить, и является священным, оно даруется свыше только на родном языке, научить ему на ИЯ, тем более путём заучивания слов, фраз или же образцовых диалогов, весьма затруднительно. Многим, однако, кажется, что чем больше ученик заучит диалогов, тем лучше он овладеет умением диалогического общения. Это - увы, глубокое заблуждение, стоящее ученикам многих усилий и времени. Есть ли другие пути решения проблемы? Думаем, да. Итак, что же такое механизм диалога? 
На начальном этапе знакомлю учащихся с экспозицией к упражнению. Чтобы развить у учеников способность к взаимодействию договариваюсь с ними об одном: 
забыть навсегда составление, заучивание и воспроизведение готовых диалогов 
Давайте запомним: 
диалог не составляется, а порождается, 
диалог может быть заучен, но не произвольно, а как результат других заданий, 
диалог может быть воспроизведён, если вы развиваете произносительную культуру. 
При воспроизведении диалогов учащиеся выполняют следующие речевые функции (задачи): 
предлагают что-то сделать, 
сообщают что-либо, 
сомневаются, 
отказываются, 
объясняют причину, 
сожалеют о невозможности сделать что-либо по какой-то причине, 
обещают подумать, 
уточняют план работы, 
выдвигают условие, 
соглашаются, 
предлагают другое, 
поясняют свои предложения, 
высказывают желание, 
обещают сделать, заверяют в успехе, 
назначают дату, встречу, руководителя, исполнителя, 
аргументируют свой план, предложение, отказ, 
советуют учесть что-либо,
выражают надежду, уверенность и так далее,
запрашивают дополнительную информацию,
высказывают мнение о…,
упрекают в чем-либо,
подбадривают,
ссылаются на опыт.
Предлагаю сценарий интерактивной игры 
Ребята, представьте, что мы решили устроить пикник. Давайте составим списки того, что нам может понадобиться в лесу. Обоснуйте свой список. 
И вот мы в лесу. Пока мы искали с вами подходящую поляну для пикника, начался дождь. Мы как раз дошли до самого центра леса, как вдруг… Что это? Такой большой дом с бассейном и теннисным кортом. Вот это да! А может быть хозяин дома разрешит нам устроить пикник у него дома? Смотрите, на двери дома какая-то надпись. 
Добро пожаловать! Будьте как дома. В холодильнике вас ждёт вкусная еда, теннисные ракетки лежат в зале, в бассейне вода уже нагрелась. 
Если вы сможете перевести это предложение на английский язык правильно, то двери дома откроются для вас. 
Итак, вы легко с этим справились. Не кажется ли вам это предложение странным? А где же хозяева? Может, они прячутся где-то в доме? Как вы думаете, кто живёт в этом доме? Да, в этом доме живут привидения и они прячутся в различных вещах, поэтому далеко не всем можно пользоваться в этом доме. Но если знать, в каких вещах они живут, то опасаться нечего. 
1. Составьте список мест и вещей, где могут прятаться привидения 
2. А теперь давайте подумаем, что можно, а что нельзя делать в этом доме, чем следует и чем не следует заниматься? Дополните этот список 
3. Теперь, когда мы всё знаем о доме, нам нечего бояться. Но дождь всё ещё идёт, и мы вынуждены здесь остаться. Мы можем интересно провести время. Давайте покажем приведениям, что мы можем обойтись без их вещей, так как мы всё необходимое принесли с собой.
4. Дождь закончился и нам пора уходить, но прежде давайте напишем советы о том, что можно, и что нельзя делать в этом доме, для тех, кто может однажды сюда прийти. Например: 
you/may bite you/can eat you…
Итак, активные методы обучения при соблюдении интерактивного режима обучения: 
создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить подходы к решению проблем, устанавливать контакты, слушать, сотрудничать, вступать в общение;
позволяют обеспечить активное обучение в процессе не только получения, но и использования знаний;
способствуют развитию творческих способностей обучающихся;
позволяют преподавателю создать положительный микроклимат в группе;
позволяют каждому обучающемуся вносить свой вклад в общий результат работы;
позволяют формировать новый опыт через теоретическое осмысление и применение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные и интерактивные методы и приёмы
в преподавании английского языка

Выступление на педагогическом совете.

В последние годы изучение иностранного языка входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, но и как одна из составляющих повседневной жизни: ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя за границу, пользуясь Интернетом и просто компьютером. Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Традиционные способы и тренировки к желаемому не приводят. Обучение становится более эффективно, если ученики вовлечены в процесс. Нельзя не согласиться с такой пословицей:
“Tell me – I forget; Скажи мне – я забуду;
Show me – I remember; Покажи мне – я запомню;
Involve me – I understand.” Вовлеки меня – я пойму.
Учебный процесс с использованием активных методов обучения включает в себя специфические принципы. Хотелось бы привести некоторые из принципов, предложенные А.А. Балаевым, которые считаю наиболее главными, а именно:
принцип проблемности. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем.
принцип «негативного опыта». Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся учатся избегать ошибок, анализируя изучаемый материал, убеждаясь в необходимости более глубокого изучения материала.

Принцип «от простого к сложному». Преподаватель организует занятие с учётом нарастающей сложности материала и применяемых методов.
Принцип непрерывного обновления. Преподаватель организует занятие, которое информативно, то есть насыщенно новым, неизвестным, привлекает внимание обучающихся, побуждает изучать тему, овладевать новыми способами учебной деятельности.
Принцип организации коллективной деятельности. Преподаватель так организует занятие, когда у обучающихся нет другого выхода, как необходимость решения проблемы в группе, коллективно.
Принцип опережающего обучения. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся овладевают в условиях обучения практическими знаниями и умениями воплотить их в практической деятельности. У обучающегося формируется уверенность в своих силах, что обеспечивает высокий уровень результатов в будущей практической деятельности. 
Существуют различные формы организации
активного обучения, которые я практикую:
различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций;
различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);
различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).
Остановлюсь на некоторых из них. Одним из эффективных приемов организации максимальной мотивации является игра.
По мнению психологов (А.А.Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационной сферы, средство познания, средство развития умственных действий, средство развития произвольного поведения. Игра, как говорил А.С. Выгодский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции – там активность, внимание и воображение.
Таким образом, игра – это: 
деятельность;
мотивированность;
обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
развитие психических функций и способностей;
"учение с увлечением" (С.Л. Соловейчик). 
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи. 
Приведу примеры: 
The ABC Games1. Перебрасывая мяч (передавая мягкую игрушку), учащиеся друг за другом называют буквы алфавита по порядку от A до Z . Если ученик замешкался, то он выбывает из игры. 
2. Называя буквы алфавита, учащийся добавляет фразу со словом на эту букву: ”A is for Apple“, “B is for Ball” и так далее.
3. Учащиеся, перебрасывая мяч, называют буквы в обратном порядке.
Игры, развивающие:
– память: “Соберём чемодан” (предметы одежды, необходимые для поездки), “Накрываем стол” (тема “Еда”), “Сбор урожая”.
– реакцию: мы пошли в магазин, игра с мячом “Съедобное-несъедобное” (Yes, No – question).
– воображение: страна, где всё наоборот. 
– мышление: составить из букв слова, разгадать кроссворд и другие игры по разным темам и в любом классе. 
Ролевые игры
В магазине “Игрушки”
И, конечно, никого не надо убеждать в том, что важным и необходимым элементом в изучении иностранного языка являются театральные постановки. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер” становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия. Кроме того, совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников процесса умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за общее дело.
Интерактивное чтение на уроках английского языка 
При организации интерактивного чтения необходимо соблюдать следующие условия:
учащиеся должны читать интересные, аутентичные тексты, эстетически приятные и соответствующие их возрасту;
учащиеся должны иметь возможность обсуждать, делиться своими мнениями в устной и письменной форме;
задания, предшествующие чтению, или следующие за ними, не должны носить характер искусственно созданных упражнений. Они должны представлять собой реальные возможности для коммуникации.
Для развития умения интерактивного чтения можно предложить задания, вовлекающие учащихся в чтение (engagement activities). Некоторые из этих заданий выполняются до чтения текста, другие могут быть использованы по мере продвижения читателя в тексте, третьи являются наиболее эффективными после прочтения литературного произведения. Их цель – провести читателей «в, через и за текст», дать им возможность почувствовать себя погружёнными в литературу. Первая группа заданий предназначена для активизации прошлого опыта учащихся, их знаний в той или иной области. Примером такого задания может служить заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» (Know – Want – Learnt Chart)
После объявления темы или названия произведения учащиеся аккумулируют свои знания о предмете, заполняя первую часть таблицы – Know. Затем учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать в данной области, и заполнить вторую часть таблицы – Want. Третья часть таблицы – Learnt – заполняется после прочтения всего произведения или его части. Подобное задание предназначено для построения «мостика» между прошлыми знаниями учащихся и новой информацией.
Вторая группа заданий фокусирует внимание читателя на содержании рассказа, включая его основные элементы: место действия (setting), главных героев (main characters), проблему (problem), разрешение проблемы (solution), тему (theme) и нравственные ценности (moral values). Примером задания такого рода может служить «Рамка рассказа» (Story Frame). Схема содержит достаточно информации для того, чтобы учащиеся представили основное содержание произведения и смогли его пересказать. Её содержание может меняться в зависимости от типа произведения, языковых знаний учащихся, задач урока. При работе с данной схемой учитель задаёт учащимся вопросы, помогающие им заполнить её, а потом просит рассказать о прочитанном произведении.
Третья группа заданий развивает мышление учащихся, их умения предсказывать, анализировать, сравнивать события рассказа и поступки героев. Приведём для примера задание «Карта Предсказаний» (Prediction Chart). При выполнении данного задания активизируются знания учащихся о событиях и героях, появляются мотивы для продолжения знакомства с произведением, возникает необходимость доказать свои предположения и опровергнуть неправильные предположения других. Предварительно учитель обсуждает с учащимися название произведения, иллюстрации. Затем они в письменной форме излагают свои предположения о событиях главы или отрывка, а после прочтения этой части делают вывод о том, что же действительно произошло. По мере продвижения в чтении учащиеся всё больше обращают внимание на детали, соотносят описание событий. Цель задания – вызвать интерес к чтению, внутреннюю мотивацию.
Ещё одним примером задания третьей группы может служить «Диаграмма сравнения» (Compare Chart). Выполняя это задание, учащиеся учатся анализировать сходства и различия в поступках героев, их описаниях, событиях, сравнивать несколько похожих рассказов. Диаграмма заполняется индивидуально или в малых группах с последующим коллективным обсуждением или развёрнутым письменным высказыванием. Учитель может предварительно провести обсуждение вопросов, помогающих сформулировать свои мнения.
Выбор задания и форма его проведения определяются учителем, исходя их задач урока и вида деятельности, типа литературного произведения и языковых возможностей учащихся.
Одним из условий успешного использования приёмов интерактивного чтения является наличие дискуссии, обсуждения. Если учащиеся вовлечены в живую дискуссию, их понимание литературного произведения значительно усиливается не только за счёт вопросов, задаваемых учителем, но и за счёт взаимодействия с другими учащимися. Для более плодотворного обмена мнениями во время дискуссии учитель должен выполнять следующие рекомендации:
выступать в роли организатора обсуждения и поддерживать его, обеспечивая взаимодействие;
иметь заранее заготовленные вопросы, чтобы вызвать комментарии или суждения учащихся;
активизировать различные мыслительные процессы учащихся (анализ, синтез, сравнение, оценивание);
включать всех учащихся в обсуждение, задавая им вопросы и поддерживая их, организуя фронтальную и групповую работу.
Опыт показывает, что учащиеся с большим интересом читают, обсуждают, анализируют аутентичные тексты на английском языке, интерпретируют слова автора, оценивают свои чувства по поводу прочитанного. Интерактивное чтение способствует личностному развитию учащихся и служит основой обучения говорению, слушанию и письму.
Приёмы организации интерактивного чтения на уроке английского языка. Предлагаю посмотреть, как я решаю организацию коллективной учебной деятельности по теме “Охрана окружающей среды” при работе с текстом. Данная разработка рассчитана на серию уроков по усмотрению учителя.
Ребята работали в группах и парах сменного состава. Класс был разделен на 3 группы по 4 человека. Текст разделен на 4 части. В каждой части 1-4 задания носят теоретический характер (члены группы обмениваются данной информацией), остальные задания рассчитаны на самостоятельное добывание знаний, т.е. практическая часть. На данном этапе обучения совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учащихся. 
Здесь очень важно определить степень подготовленности членов группы и правильно выбрать лидеров. Ученик не только добывает знания, но и овладевает новыми способами их приобретения, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Учащиеся получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания. 
Вывод: Умение работать с заданиями в парах сменного состава обеспечивает успех в совершенствовании навыков иноязычного общения школьников. В ходе активного сотрудничества с членами группы, при их помощи и поддержке, а также при целенаправленном управлении со стороны учителя увеличивается скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий. При групповой работе учащихся над разными текстами происходит самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена освоенной информации. Главная идея здесь – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.
Этапы работы:
1 этап: 
1. Выучи слова с переводом
2. Прочитай текст шепотом и выполни предтекстовое задание.
3.Выпиши и переведи незнакомые для тебя слова и словосочетания.
4. Передай содержание текста по-русски.
2 этап: 
5. Найди эквиваленты слов и словосочетаний.
6. Найди и выпиши глаголы, обозначающие последовательность….. 
7. Найди и прочти вслух ответы на вопросы.
8. Закончи предложения.
9. Перескажи текст по плану.
3 этап:
10. Попроси членов группы пересказать текст
а) вместе с тобой “ say it sentence by sentence together with me”
б) по очереди “ tell the text one by one.”
11. После пересказа проверь, как члены группы поняли текст.
(в форме теста: true or false)
12. Творческое задание. Подготовьте постер по теме: 
How else can you help our fragile planet?
4 этап: Самоконтроль с просмотром презентации (см. Приложение 1. Презентация “Protection of the environment”).5 этап: Участие в конференции по проблемам окружающей среды.
Приёмы организации
интерактивного диалога на уроке английского языка.
Хотя умение говорить, и является священным, оно даруется свыше только на родном языке, научить ему на ИЯ, тем более путём заучивания слов, фраз или же образцовых диалогов, весьма затруднительно. Многим, однако, кажется, что чем больше ученик заучит диалогов, тем лучше он овладеет умением диалогического общения. Это - увы, глубокое заблуждение, стоящее ученикам многих усилий и времени. Есть ли другие пути решения проблемы? Думаем, да. Итак, что же такое механизм диалога? 
На начальном этапе знакомлю учащихся с экспозицией к упражнению. Чтобы развить у учеников способность к взаимодействию договариваюсь с ними об одном: 
забыть навсегда составление, заучивание и воспроизведение готовых диалогов 
Давайте запомним: 
диалог не составляется, а порождается, 
диалог может быть заучен, но не произвольно, а как результат других заданий, 
диалог может быть воспроизведён, если вы развиваете произносительную культуру. 
При воспроизведении диалогов учащиеся выполняют следующие речевые функции (задачи): 
предлагают что-то сделать, 
сообщают что-либо, 
сомневаются, 
отказываются, 
объясняют причину, 
сожалеют о невозможности сделать что-либо по какой-то причине, 
обещают подумать, 
уточняют план работы, 
выдвигают условие, 
соглашаются, 
предлагают другое, 
поясняют свои предложения, 
высказывают желание, 
обещают сделать, заверяют в успехе, 
назначают дату, встречу, руководителя, исполнителя, 
аргументируют свой план, предложение, отказ, 
советуют учесть что-либо,
выражают надежду, уверенность и так далее,
запрашивают дополнительную информацию,
высказывают мнение о…,
упрекают в чем-либо,
подбадривают,
ссылаются на опыт.
Предлагаю сценарий интерактивной игры 
Ребята, представьте, что мы решили устроить пикник. Давайте составим списки того, что нам может понадобиться в лесу. Обоснуйте свой список. 
И вот мы в лесу. Пока мы искали с вами подходящую поляну для пикника, начался дождь. Мы как раз дошли до самого центра леса, как вдруг… Что это? Такой большой дом с бассейном и теннисным кортом. Вот это да! А может быть хозяин дома разрешит нам устроить пикник у него дома? Смотрите, на двери дома какая-то надпись. 
Добро пожаловать! Будьте как дома. В холодильнике вас ждёт вкусная еда, теннисные ракетки лежат в зале, в бассейне вода уже нагрелась. 
Если вы сможете перевести это предложение на английский язык правильно, то двери дома откроются для вас. 
Итак, вы легко с этим справились. Не кажется ли вам это предложение странным? А где же хозяева? Может, они прячутся где-то в доме? Как вы думаете, кто живёт в этом доме? Да, в этом доме живут привидения и они прячутся в различных вещах, поэтому далеко не всем можно пользоваться в этом доме. Но если знать, в каких вещах они живут, то опасаться нечего. 
1. Составьте список мест и вещей, где могут прятаться привидения 
2. А теперь давайте подумаем, что можно, а что нельзя делать в этом доме, чем следует и чем не следует заниматься? Дополните этот список 
3. Теперь, когда мы всё знаем о доме, нам нечего бояться. Но дождь всё ещё идёт, и мы вынуждены здесь остаться. Мы можем интересно провести время. Давайте покажем приведениям, что мы можем обойтись без их вещей, так как мы всё необходимое принесли с собой.
4. Дождь закончился и нам пора уходить, но прежде давайте напишем советы о том, что можно, и что нельзя делать в этом доме, для тех, кто может однажды сюда прийти. Например: 
you/may bite you/can eat you…
Итак,
активные методы обучения при соблюдении интерактивного режима обучения: 
создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить подходы к решению проблем, устанавливать контакты, слушать, сотрудничать, вступать в общение;
позволяют обеспечить активное обучение в процессе не только получения, но и использования знаний;
способствуют развитию творческих способностей обучающихся;
позволяют преподавателю создать положительный микроклимат в группе;
позволяют каждому обучающемуся вносить свой вклад в общий результат работы;
позволяют формировать новый опыт через теоретическое осмысление и применение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".

Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка

Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.Целью применения интерактивных методов и приемов в изучении ...

Проектная работа "Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Проектная работа содержит необходимые методы и приёмы в работе учителю....

Презентация "Активные и интерактивные методы и приёмы на уроках русского языка

Презентация содержит необходимые материалы для учителя...

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка...