Здоровый образ жизни, как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
статья по теме

Горкуша Алла Николаевна

.   «Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_doklad_na_mo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»

Здоровый образ жизни, как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

(Выступление на МО)

Горкуша Алла Николаевна,

учитель истории и православной культуры

Старый Оскол

2011-2012

 
Историческая справка

Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Полагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей - будущих воинов - было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время - в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала.

Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е. А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси ...считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам.

Прославленный русский полководец А. В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным, - вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. По свидетельству очевидца, кроме обливания холодной водой, А. В. Суворов с большим удовольствием парился веником в жаркой парной бане.

Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. В знаменитом наставлении "Наука побеждать" он писал: Солдат дорог!.. Береги здоровье... Кто не бережет людей - офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору - палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет.

Высокая степень собственной физической закалки, а также и его войска позволила А. В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход по снегам и льдам Альп и штурмом овладеть Сен-Готардом и Чертовым мостом, а затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.

Фельдмаршал М. И. Кутузов, продолжая ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В. Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги, огромной силы и закалки. Вот что писал о нем один из современников: "Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полки кидался в снег..."

Думается, не случайно у русского народа родилась такая поговорка: Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды. Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.

Основные принципы проведения закаливающих процедур.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания, независимо от возраста человека или от действующих факторов закаливания. Эти принципы следующие:

1. Систематичность проведения закаливающих процедур во все сезоны года.

Естественной (безусловно рефлекторной) реакцией организма на холод является максимальное сужение, а затем максимальное расширение сосудов для того, чтобы усилить кровоток и согреть организм. Но через некоторое время это приводит к ещё более сильному переохлаждению. Путём же регулярного закаливания можно выработать условно рефлекторное сужение сосудов до оптимального размера, предотвращающее охлаждение организма.

2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания - постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору не только не принесёт пользы, а, наоборот, вызовет заболевание, простуду. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно.

Гимнастика

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега поте рял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнова ний стали выходить на арену обнаженными. По-гречески «обнаженный» — «гимнос»; отсюда появи лось слово «гимнастика», к которой в древности от носили все виды физических упражнений.

В наше время гимнастикой называют систему спе циально подобранных физических упражнений и ме тодических приемов, применяемых для всесторонне го физического развития, совершенствования двига тельных способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много разновидностей, и зна комство с ними мы начнем с зарядки.   «Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10—15-минут ную утреннюю гигиеническуюгимнастику, выпол няемую после сна. Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к активному, необ ходимому для работы, создает хорошее настроение и дает заряд бодрости. Поэтому гимнастические уп ражнения полезно выполнять не только утром, но и днем, для чего на многих предприятиях введена про изводственная гимнастика. Перед началом работы в течение 7—10 мин выполняется комплекс простей ших упражнений, подготавливающих организм к предстоящему труду (вводная гимнастика), а затем два раза (до и после обеда) на предприятиях раздает ся звонок, останавливается производство и начинает ся 5—7-минутная физкультурная пауза: рабочие и служащие выполняют специально подобранные для каждой профессии гимнастические упражнения. Да вая отдых нервной системе, эти упражнения снима ют утомляемость и способствуют высокой работоспо собности.

Судите по себе: когда, занимаясь домашними уро ками, вам приходится долго сидеть за столом, то со временем появляется желание потянуться (а такое движение — гимнастика) или пройтись по комнате. Так и у рабочих со временем возникает потребность изменить положение тела, «размять косточки» и хо тя бы минутку передохнуть. Для них физкультурная пауза— большое подспорье, и рабочие многих про фессий в течение смены выполняют по 3—5 индиви дуальных физкультминуток.

        Во  всех школах и учебных заведениях есть обя зательный предмет — основная гимнастика. В ее про грамме — обучение прикладным двигательным навы кам (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метания, преодо ление различных препятствий, равновесия, переноска груза), а также несложным гимнастическим и акро батическим упражнениям. К основной гимнастике относится и так называемая оздоровительная гимна стика (та, что передается по телевидению), предназначенная для самостоятельных занятий на досуге. Она необходима тем, кто не может почему-либо по сещать занятия группы здоровья.

А кто хочет обрести стройную фигуру с красивой, рельефно выделяющейся мускулатурой, тот занимается атлетической гимнастикой. Она состоит из общеразвивающих упражнений с предметами — отягоще ниями (металлические палки, гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири, блочные устройства и др.) и без предметов. Вместе с тем предусматрива ются занятия различными видами спорта, дающими разностороннюю физическую подготовку.

Наконец, лечебная гимнастика призвана восста навливать подвижность поврежденных частей тела и устранять недостатки телосложения, появившиеся в результате ранений, травм или болезней.

Используемая литература.

1.   Рациональное питание/ Смоляр В.И. – Киев: Наук. думка, 1991.

2.   Додонов Б. И. В мире эмоций: Киев, 1987.

3.   Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.

4.   Касмынина Т.В. “Влияние алкоголя на организм полростка”.  

5.     Малая советская энциклопедия - том 1.

6.     Капустин Д.З. “Здоровье мужчины” – перевод с англ.

7.   "Закаливайтесь на здоровье", А.П. Лаптев, Москва, "Медицина", 1991г.

8.   "Энциклопедия для маленьких джентльменов", Диамант "Золотой век", Санкт-Петербург, 1995г.

9.   Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Москва,  «Физкультура и спорт», 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе....

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

расширить представление учащихся о здоровом образе жизни;формировать позитивную оценку активного, здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам;побуждать к самопознанию...

Тема: «ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья»

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социа...

«Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе знач...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...