Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО
материал по английскому языку на тему

Добрынина Екатерина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_1.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания  в соответствии с  Программой воспитания и  социализации  школы  «Человек. Природа. Общество»  (личностные результаты),
  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, она формируется на основе:

• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных

листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА).        

    Главное  достоинство системы оценки  в  соответствии  с  ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

 Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся  метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Вводится  диагностика результатов личностного развития. Она  проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).

Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения  к себе,  к одноклассникам.  

       В системе  оценивания  используется шкала  оценивания (ранее по пятибалльной)  по принципу «прибавления» и «уровнего подхода»,  главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). 

                В  разделе  прописаны  условия, средства, методы  и формы оценивания всех  трех типов  образовательных результатов, используемых  в учебно-воспитательном  процессе  (таблица 1)

Таблица 1.

Система оценивания образовательных  результатов

     

Особенности  системы  оценивания

Объект  оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

Личностные   результаты

Форма

Персонифицированная  количественная  оценка

Персонифицированная/

Неперсонифицированная качественная  оценка  

Средства фиксации  результатов оценки

Листы достижений, классные  журналы, справки по результатам внутришкольного  контроля

Дневники  наблюдения  учителя  (классного  руководителя, воспитателя  ГПД, психолога)

Способ (поэтапность  процедуры)

Тематические  контрольные  работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания  частично-поискового  характера.

Проектная   деятельность, участие  в  общественной  жизни  класса, портфолио, задания  творческого  характера.

Условия эффективности системы оценивания

В ОУ  они могут  быть  различными, но систематичность,  личностно-ориентированность, позитивность – основные  постоянные принципы современной  оценочной деятельности  педагога.  

         С  целью наиболее полного отражения особенностей школьной  технологии  оценивания образовательных результатов  обучающихся  при  разработке системы проверочных и учебно-методических материалов необходимо  целесообразно выделить  следующие моменты:

  • ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? 

Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

  • КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

Максимальный уровень

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Знакомая задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

  • ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах

образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных),  в «Портфеле достижений» и через книжки «Индивидуальных образовательных маршрутов  школьников» (разработаны  творческой группой  педагогами  школы №34). (см. приложение  )

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

  Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Для  отслеживания и оценивания  предметных знаний, способов  деятельности  можно  использовать  листы индивидуальных  достижений.  Освоенные  навыки дети  и учитель  могут отмечать  в листах  с помощью  линеечек или  закрашивая  определенную клеточку – полностью  или  частично.   В  листе индивидуальных  достижений полезно   фиксировать  текущие оценки  по всем формируемым  на данном  этапе  навыкам.  

Индивидуальный  образовательный маршрут -  документ, в котором обозначен перечень   конкретных  дел, действий, а также порядок, место и время их выполнения.  

    Маршрут показывает  этапы движения  ребенка  в соответствии  с  поставленной  целью и задачами  каждого этапа.

Научиться   планировать   и  работать  по  плану – это  один  из важнейших   не только  учебных, но и  социальных навыков, которым должен  овладеть  школьник.

     Проектирование индивидуальных  образовательных маршрутов  учащихся   в школе позволяет им  реализовывать  свои образовательные  запросы  и возможности, осознать  свою ответственность  за  успех/неуспех  в учебной деятельности, учит максимально использовать  различные способы самореализации,  а это не может  не сказаться  в целом  на качестве образования.  Формирование способности учащихся  к самоорганизации и саморегуляции    составляет важное  звено  в развитии  самостоятельности и автономии  личности,  принятие ответственности за  свой личный выбор, обеспечивает  основу   самоопределения и самореализации.  

      Проект  индивидуального  образовательного  маршрута   отражает  концептуальные  замыслы   и предлагает   главные пути реализации   этого замысла, в ней определены основные направления  или виды  деятельности  по достижению  намеченных результатов  и возможные  способы  их  достижения.  

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

  • таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов (см.  в соответствующем разделе  «Особенности оценки  предметных результатов»;
  • таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов (см. приложение  );
  • таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Таблица  заполняется на основании    диагностических работ  (см. приложение  ).
  • КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка  выставляется   на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

С  целью проведения оценивания  рекомендуется использовать  следующие  методы  оценивания:  наблюдение,  оценивание  процесса  выполнения,   открытый  ответ,  проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения,  выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"

  Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...

Тестирование как система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ

В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая а...

Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"

Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...