Разработка плана-конспекта урока иностранного языка, реализующего принципы интерактивной обучающей среды
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Разрботка содержит моделирование урока ИЯ в рамках интерактивных форм и методов обучения, а также пример плана-конспекта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИКВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Учитель  английского языка1-ой категории,

Еременко Алеся Олеговна.

Аналитический обзор исследуемой проблемы

        Вопрос о применении инновационных образовательных технологий и интерактивных методов обучения имеет актуальность для каждого современного учителя ИЯ. Традиционные образовательные технологии и формы занятий должны претерпеть качественные изменения.  Главная цель учителя, работающего по ФГОС, организовать деятельность детей на уроке.

Сейчас мы реализуем компетентностный подход в обучении, основной ценностью которого, является освоение умений, которые позволили бы учащимся правильно определять цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях самостоятельно. Личный опыт работы в школе свидетельствует о том, что большинство детей испытывают  сегодня трудности мыслить и анализировать. Они также сталкиваются с проблемами при коммуникации. Учащиеся привыкли получать готовую, уже обработанную информацию, которую в дальнейшем просто заучивают. Но при изменении проблемной ситуации, они не в состоянии применить зазубренный материал.

        В методической литературе в настоящее время много информации про интерактивное обучение, основанное на деятельностных и диалоговых формах познания.

        Горькова Л.А. в своей статье «Интерактивность как один из новых подходов в обучении профессионально-ориентированному английскому языку» отмечает, что «интерактивное методы обучения основаны на взаимодействии учителя и учащегося (от англ. «interaction» – «взаимодействие»)».

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Рабинович П.Д. в своей работе «Практикум по интерактивным технологиям на уроках» подчеркивает, что интерактивное обучение основано также на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, учебной средой, которая выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: презентации, групповые дискуссии, «мозговой штурм», кластер, метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, «пила», коллективные решения творческих задач, кейс-метод, практические групповые и индивидуальные упражнения, методы с использованием компьютерной техники и др.

Биндас О. Б. в статье «Некоторые приемы работы с лексикой на уроках английского языка в сете новых педагогических технологий» упоминает, так называемые, “memory games”, которые вызывают интерес, как у младших школьников, так и у взрослых и относятся к групповым играм. Например, “Disappearing Items”. Учитель пишет на доске слова или словосочетания, которые требуется закрепить. Учитель просит учащихся отвернуться или закрыть глаза и стирает одно слово. Ученики должны догадаться, какого слова не хватает и правильно записать его на доске. 

В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам, Горькова Л.А. выделяет следующие:

‒ изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;

‒ взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;

‒ совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;

‒ рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов, как со стороны преподавателя, так и учащихся.

В своей статье Горькова Л.А. также описывает свой         опыт применения интерактивных технологий во время прохождения педагогической практики и приводит следующие результаты:

‒ возросла активность учащихся на уроке;

‒ увеличилось количества фраз, использованных в неподготовленных диалогах;

  • увеличилось количество учеников, которые использовали фразы для поддержания диалога (наличие интерактива);

‒ увеличилось количество учащихся в группе со средним уровнем и уменьшилось в группе низкого уровня.

Описывая свой опыт использования технологий интерактивного обучения на уроках английского языка, Мелькаева Р.В. в своей работе «Интерактивные методы обучения английскому языку» отмечает, что данная технология способствовала:

‒ формированию интереса к изучаемому предмету;

‒ развитию самостоятельности учащихся;

‒ обогащению социального опыта учащихся путем переживания жизненных ситуаций;

‒ проявлению своей индивидуальности в учебном процессе;

‒ тому, что учащиеся чувствовали себя комфортно на занятиях.

Принимая во внимание  изученный опыт методистов и учителей можно сделать вывод о том, что применение интерактивных форм и методов преподавания может решить одновременно несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, стимулируя самостоятельную речемыслительную деятельность учеников;
  • помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общие учебные умения и навыки;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде;
  • дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку;
  • создает положительное отношение к его изучению;
  • дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении.

Глоссарий основных понятий по проблеме применения технологии интерактивного обучения на уроке ИЯ

Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методы обучения – методы, основаны на взаимодействии учителя и учащегося (от англ. «interaction» – «взаимодействие»).

Педагогическая технология - направление в современной дидактике, касающееся исследований в области применения технических средств обучения в учебном процессе и совершенствования структуры и повышения эффективности учебного процесса.

План-конспект урока — план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.

Приемы обучения - конкретные действия и операции учителя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения.

Проблемная ситуация - совокупность условий (речевых и неречевых), стимулирующих учащихся на совершение действия, заданного содержанием ситуации.

Ролевая игра — это упражнение, в котором учащиеся, исполняя попеременно различные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения.

Самостоятельная работа — вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемый без непосредственного контакта с преподавателем с помощью специальных средств обучения, которые выполняют функцию управления самостоятельной деятельностью учащихся на всех ее этапах.

ФГОС - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Цель урока — заранее планируемый результат деятельности, достигаемый с помощью определенного набора методов, приемов и средств обучения.

Моделирование урока ИЯ, реализующего принципы интерактивной обучающей среды

        Интерактивная обучающая среда предполагает реализацию принципов деятельностной активности, партнерского взаимодействия и единства познавательной и исследовательской деятельности.

         При планировании современного урока иностранного языка, реализующего данные принципы следует учесть тот факт, что интерактивные формы и методы можно применять на всех этапах урока. Совместная деятельность учащихся эффективна как для уроков формирования знаний и умений, так и для повторительно-обобщающих уроков. Она создает условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности. Выбор тех или иных интерактивных форм и методов определяется конкретными целями, которые преследуются на каждом этапе урока.

        Так, на организационном этапе с целью создания благоприятной атмосферы иноязычного общения и погружения в неё, полезным будет приём «Комплимент», когда учащиеся и учитель становятся в круг и бросают мяч любому из участников, делая при этом комплимент. Комплемент может касаться личностных качеств, эмоций или действий, предметов гардероба или личных вещей. Например, могут быть произнесены следующие фразы:

I like your pen.

You have a nice smile.

Your blouse is very beautiful.

You are a good pupil.

Также можно начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки – Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What do you think about…? What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?

В качестве речевой зарядки можно использовать прием «Чайнворд», когда учитель говорит слово, а учащиеся продолжают по цепочке называть слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего. Особенно полезным данное упражнение будет в том случае, когда слова максимально соотносятся с изучаемой темой. Например: ostrich-humming bird-dangerous-slow-whale-…

        На этапе актуализации знаний возможна организация обучающихся в пары для игры в “Bingo” с целью повторения  и проверки ранее изученного материала. При этом учитель раздает учащимся карточки, на которых изображены слова по изучаемой теме. Образованные пары детей должны в правильном порядке вычеркнуть все изображения и прокричать «Bingo». Вести игру может как учитель, у которого в руках несколько карточек с животными, так и учащийся, проверка знаний которого также оценивается. При работе в парах возможна проверка одного учащегося другим. В данном случае целесообразным будет организовать детей в пары «сильный-слабый», чтобы у более слабого ученика снять тревожность. При этом более сильному учащемуся необходимо правильно называть слова по отдельным карточкам, а более слабому – вычеркивать изображения. При этом ведущий формулирует вопрос следующим образом: «Have you got (a) …?», а второй учащийся должен ответить: «Yes, I have» или «No, I haven’t». Ведущий: «Cross it out». Таким образом осуществляется не только повторение лексических единиц, но и грамматических конструкций.

На данном этапе возможно самостоятельное составление загадок (Riddles) обучающимися, когда они делятся на группы по 3-4 человека, и каждый участник должен составить предложение для загадки, ответ на которую должны дать другие группы. Они, в свою очередь, имеют право задать уточняющие вопросы (их количество и структуру определяет учитель на основании поставленных цели и задач).

При переходе от этапа формирования новых знаний к этапу закрепления нового материала можно применить такой прием, как «Броуновское движение», который предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Например, при изучении темы «Степени сравнения прилагательных» каждому обучающемуся выдается карточка с прилагательным в положительной или сравнительной степени. И их задача найти правильно свою пару.

При изучении других тем и в зависимости от цели урока возможно  проведение интервью: “Interview your group-mates and ask them…” Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

На этапе формирования навыков и умений целесообразно организовать работу в парах в рамках приёма «Role Play». Обучающимся необходимо за установленное время на основе образца составить и разыграть диалог по теме.

Разыграть диалог можно также при помощи приёма «Карусель», который в первую очередь является психологическим приемом, способствующим установлению контакта между учащимися и созданию благоприятной атмосферы. К тому же этот прием может служить физминуткой во время урока.

Данный прием осуществляется путем образования двух колец: внутреннего и внешнего. Внутренне кольцо неподвижно, а учащиеся, стоящие во внешнем кольце должны через определенный промежуток времени (устанавливается учителем) перемещаться по кругу. Таким образом, у учащихся есть возможность составить диалог не с одним партнером. Этот прием очень динамичный и результативный.

Например, участники внешнего кольца задают вопрос “Are cats smarter than dogs?”, а учащиеся, находящиеся во внутреннем кольце должны ответить “Yes, they are./ No, they are not. Dogs (cats) are smarter than cats (dogs).”

Далее на данном этапе можно применить игру “Board game”, когда обучающиеся организуются в группы по 3-4 человека, задачей которых является быстрее других пройти всё игровое поле, назвав имеющиеся изображения на поле и правильно ответив на поставленные вопросы. Так, например, в рамках изучения темы «Степени сравнения прилагательных» участникам группы необходимо сравнить своё животное с предыдущим, используя картинку (“Which animal is better?”). Если сравнение правильное (грамматически и логически), ученик получает 1 балл. Если нет, отвечает следующий учащийся.

На этом же этапе возможен переход к творческим заданиям, если учащиеся обладают достаточным уровнем знаний. Например, может быть применен такой интерактивный метод, как самостоятельная разработка проекта и его защита.

Так, линия учебников «Английский язык» В.П. Кузовлева предусматривает создание проекта в конце каждого раздела. Например, после изучения Unit 2 в 4-ом классе учащиеся разрабатывают проект “My favourite animal(s).”

К творческим заданиям в рамках интерактивной обучающей среды можно также отнести такие приемы, как “Mind Map” (если она создается детьми самостоятельно как индивидуально, так и в группах). В данном случае будет целесообразным дать учащимся рекомендации по построению ментальной карты (в Приложении 2 размещены рекомендации, разработанные нами). При этом такое задание следует давать детям в качестве самостоятельной работы, только если ранее они создавали интеллектуальные карты вместе с учителем.  

Еще одним примером творческого задания может служить «Синквейн». В данном случае его можно применить для обобщения работы по тексту, уроку или разделу в целом. Наиболее эффективна при этом парная работа или работа в малых группах. Каждой паре (группе) дается время для составления синквейна. Затем происходит обсуждение работ, в ходе которого создается один четко и правильно организованный синквейн, который впоследствии может быть использован, например, как опора для пересказа текста.

Алгоритм построения синквейна.

1. Первая строка – обозначение темы с помощью одного слова (существительное);

2. Описание темы (2 прилагательных);

3. Описание действия, согласно предложенной теме (3 глагола);

4. Составление фразы из 4-х слов, которая выражает отношение к теме (разные части речи);

5. Подбор синонима (или уточняющего понятия) к теме (1 слово).

Например, текст по теме «Animals» (4 класс).

  1. dog Sammy
  2. nice, talented, the smartest
  3. play, feed, look after
  4. I like my Sammy.
  5. a pet

При выборе интерактивных форм и методов следует учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся.

Результатом интерактивных форм обучения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Сотрудничество и активность учителя и учащихся обеспечивает формирование и развитие универсальных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.

Использование интерактивных приемов и методов в процессе урока снимает нервную нагрузку, даёт возможность менять формы деятельности обучающихся.

Для определения результатов применения интерактивного обучения можно применить приём рефлексии: Did you like the lesson? Was it interesting? Was it difficult or easy?. Если учащиеся говорят, что урок прошёл быстро и они получили от него удовольствие, то можно констатировать о результативности того или иного приёма.

Выводы

        

        Создаваемая интерактивная обучающая среда является необходимой частью образовательного процесса в рамках современных требований ФГОС, так как способствует достижению поставленной цели – подготовке ученика, готового и способного к самообучению, саморазвитию и самореализации.

        Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Таким образом, применение интерактивных методов в обучении позволяет учащимся свободно выражать свои мысли благодаря соответствующей психологической атмосфере во время урока.

Библиография

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М.: ИКАР, 2009.  448с.
  2. Биндас О. Б. Некоторые приемы работы с лексикой на уроках английского языка в сете новых педагогических технологий // Инновационные технологии в преподавании иностранных языков: от теории  к практике. 2017. С. 136-142.
  3. Бьюзен Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд. М.: Росмэн, 2007. 326 с.
  4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студ. лингв. Ун-тов и фак. Ин. Яз. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2005.  336 с.
  5. Горькова Л.А. Интерактивность как один из новых подходов в обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Академический вестник. 2007.  № 1. С. 147-149.
  6. Квасова О.В., Ложникова Е.В. Технология интерактивного обучения в свете внедрения ФГОС нового поколения в средней школе // Развивающие аспекты лингвистического образования: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. Новгород: НГЛУ, 2016. С. 106-114.
  7. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык: учебник для 4 кл. общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Просвещение, 2010.
  8.  Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2010.
  9. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык: Книга для учителя к учебнику английского языка для 4 класса общеобразова-тельных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  10. Мелькаева Р. В., Радин А.М. Интерактивные методы обучения английскому языку // Символ науки. 2017. №12. С. 147-149.
  11.  Муравьева Л. М. Использование технологии интерактивного обучения на уроках английского языка в 8–9-х классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S13. C. 49-55.
  12. Рабинович П.Д. Практикум по интерактивным технологиям на уроках: учебно-методическая разработка . М.: ГОУ «Педагогическая академия», 2010.  156 с.
  13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.  Т. 1.  816 с.
  14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы), 2009. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922 .
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы), 2010. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938 .
  17. https://elibrary.ru/defaultx.asp 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План-конспект урока иностранного языка

1. Дата урока

2. Еременко Алеся Олеговна.

3. Целевая аудитория: 4 класс общеобразовательной школы

4. Тема урока: “ Are cats smarter than dogs?”

5. УМК: «Английский язык 4 » В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, О.В. Стрельникова, О.В. Дуванова (для общеобразовательных школ); Москва, «Просвещение», 2016. 2-ой урок по теме “The animals I like.”

6. Тип урока: 

- комбинированный урок (овладение новым грамматическим материалом, овладение продуктивными видами речевой деятельности - говорение, чтение)

7. Цель урока: формирование грамматического навыка говорения (сравнительная степень сравнения прилагательных)

8. Задачи урока:

  • образовательные  (совершенствование лексических навыков, развитие умений читать с целью извлечения конкретной информации и полным пониманием прочитанного; знакомство с некоторыми реалиями (породы собак));
  • воспитательные (воспитание интереса к культуре англоязычных стран, осознание своей культуры через контекст культур);
  • развивающие (развитие способности к выведению языковых закономерностей, к догадке по аналогии с родным языком и по словообразованию, способность к соотнесению; развитие умения работать со справочной информацией (лингвострановедческий справочник).

9. Оборудование урока: 

Простые средства:

  • Простые словесные: учебники и рабочая тетрадь на печатной основе.
  • Простые визуальные средства: карточки с животными, карточки для игры «Бинго», карточки с заданиями.

Сложные средства:

  • Аудиальные средства: аудиозапись.
  • Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистический кабинет, компьютер, e-board, мультимедиа проектор, информационные системы, телекоммуникационные сети.

10. Структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Ход урока и регламент

(действия преподавателя и используемые учебные материалы)

Формы обучения

Методы (приемы) обучения

Средства обучения

Планируемые результаты этапа

1. Организационный этап

(Beginning)

  • организация обучаемых к занятиям;
  • введение в атмосферу иноязычного общения;
  • создание в классе творческой, деловой, доброжелательной атмосферы;
  • обеспечение мотивации учения, принятия обучаемыми цели и задач урока;
  • подготовка учащихся к работе с новым языковым материалом;
  • развитие фонетических навыков.

Организационные вопросы классу о готовности к работе, установление контакта с обучаемыми, переключение на предмет «иностранный язык» в форме беседы на иностранном языке (1 мин.).

Good afternoon, dear children. I'm glad to see you. How are you? Who is absent today?

  1. Сообщение обучаемым общих задач и порядка работы на уроке, их ориентирование на достижение этих задач (1 мин.).

Today we are going to learn some new grammar rules. You will learn how to compare different things.

  1. Речевая зарядка с использованием материалов по учебной теме урока (1 мин.).

Look at the e-board. I’ll read first, and then you can read after me. 

Some are good

And some are bad

Some are tall and some are fat

Why are they good, bad and fat?

I don’t know

You can ask your dad.

Which animals can the poem be about? What do you think?

All animals are different, aren’t they?

We 'll compare different animals today.

  1. Фонетическая зарядка (1 мин.).

Now look at these words and try to make 3 groups. Who wants to try? Raise your hand. Don’t be shy.

  1. shark, smart, are, fast, giraffe
  2. bad, fat, dad, alligator
  3. humming bird, fluffy, funny

Now let’s read these words all together.

Excellent.

Регламент в целом: 4 мин.

  • фронтальная (коллективная);
  • индивидуальная.

-речевая зарядка;

- мозговой штурм;

- фонетическая зарядка

  • сложные: мультимедиа проектор, e-board

  • переключение обучаемых на предмет «иностранный язык»;
  • творческая, деловая, доброжелательная атмосфера на уроке;
  • мотивированные на изучение нового материала обучающиеся, действующие на основании выведенных совместно цели и задачей урока;
  • готовые к работе с новым грамматическим материалом учащиеся.

2. Этап проверки домашнего задания (Checking

Homework)

  • выявление факта выполнения (невыполнения) домашнего задания;
  • определение типичных недостатков в знаниях, учет трудностей, возникающих у учащихся при выполнении домашнего задания.
  1. Проверка домашнего задания с фиксацией случаев невыполнения задания до начала его проверки.

Let’s go over your homework. Have you done it?

Good for you! Please, open your Activity books.

  1. Комментирование выполнения задания.

Have you got any questions?

Let’s listen to some of you and check.

  1. Обобщение типичных ошибок, разъяснение причин, вызывающих эти ошибки.
  2. Работа над ошибками.

You have 2 minutes to make some changes in your homework if you need.

Please give your Activity books in. I’ll mark them and give them back next lesson.

5 минут

- фронтальная;

- индивидуальная

- проверка домашнего задания

  • простые словесные: Activity Book.

- проверенное и оцененное домашнее задание;

- выявленные недостатки в знаниях

3. Этап актуализации знаний

(Revision)

  • повторение и проверка знаний учащихся;
  •  выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях;
  • актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке

Now let’s play Bingo. You will work in pairs.

You should cross out all the animals and say “BINGO!”

Now you should work in groups of four. I’ll give you pictures with different animals and each group should make a riddle (1 person-1 sentence). Other groups try to guess the animal. You can also ask 3 questions, using this examples:

Is it big?

Can it …?

Has it got…?

6 минут

  • парная;
  • групповая;
  • фронтальная.

- игра Бинго;

- игра с загадками (Riddles)

  • простые визуальные: карточки с животными, карточки для игры в Бинго.

- сложные: мультимедиа проектор, e-board

- проверенный изученный материал;

- актуализированные знания

4. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала

(Motivation)

  • мотивация учащихся к усвоению нового материала
  1. Сообщение новой темы

Учащиеся слушают диалог с опорой на текст в Учебнике.

Open your books on page 23 and look at the exercise 1.

 I want you to listen to the dialogue and answer the question.

  1. Постановка целей и задач изучения нового материала.

Сегодня мы научимся образовывать сравнительную степень прилагательных.

  1. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Look at the underlined and highlighted words. What’s the difference?

3 минуты.

  • индивидуальная;

-фронтальная (коллективная).

- работа над ситуацией для ознакомления с новым грамматическим материалом;

- создание проблемной ситуации

  • простые словесные: Students Book;

-сложные: аудиоальные: запись диалога

- мотивированные к изучению нового материала учащиеся

5. Этап формирования новых знаний

(Presentation)

  • организация внимания учащихся;
  • введение нового материала;
  •  организация работы обучаемых по его восприятию, осознанию, осмыслению и усвоению нового материала.

Учащиеся сравнивают формы прилагательных, самостоятельно выводят правило и сравнивают его с правилом в Учебнике.

Look at the cat. What does it say? What does the word “better” mean?

Учащиеся обращаются к правилу и узнают об исключениях.

Good-better

Bad-worse

2 минуты.

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;

фронтальная (коллективная).

  • истолкование;
  • самостоятельная работа.
  • простые словесные: Students Book.

- организовано внимание учащихся;

- введен новый грамматический материал;

- организована работа обучаемых по восприятию, осознанию, осмыслению и усвоению нового материала.

6. Этап закрепления нового материала

(Practice)

  • установление правильности и осознанности изучения темы;
  • выявление первичного осмысления изученного материала;
  • коррекция выявленных пробелов;
  • обеспечение закрепления в памяти обучаемых знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель раздает каждому ребенку по карточке с одним прилагательным в положительной или сравнительной степени. Задача детей найти свою пару (Броуновское движение).

Children, now find a pair with an adjective in the positive or the comparative degree.

For example, I have “big” and I need to find the adjective “bigger”.

Учитель просит произнести получившиеся пары слов.

Учащиеся выполняют подстановочное упражнение. Учитель напоминает о правиле образования множественного числа.

Look at the exercise 2 part 1. Use this example and the picture: Cats are fluffier than dogs.

(условно-речевое упражнение)

5 минут.

- индувидуализированная;

- парная;

-индивидуальная

- «Броуновское движение»;

-индивидуальный опрос для первичной проверки понимания нового материала

  • простые словесные: Students Book;
  • простые визуальные: карточки с прилагательными.

- правильное и осознанное изучение темы;

- первично осмысленный материал;

- скоректированные пробелы;

- закрепленные в памяти обучаемых знания и способы действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

7. Этап формирования навыков и умений

(Drills

Production)

  • формирование грамматических навыков говорения;

Организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике.

  1. Обучение говорению: Ex.2 (2), p. 24. Now practice in pairs. You have 4 minutes.

You  play  the  part  of  Pupil 1  and  your  partner  will  play  the  part of Pupil 2. Then change your roles.

С опорой на речевой образец учащиеся разыгрывают диалог. (Условно-речевое, трансформационное, устное, программированное, проблемное)

  1. Обучение аудированию и говорению (AB: Ex.2, p.16): Let’s play! “Which animal is better?”

Игра проходит в небольших группах (3-4 человека). Учащимся необходимо сравнить своё животное с предыдущим, используя картинку. Если сравнение правильное (грамматически и логически), ученик получает 1 балл. Если нет, отвечает следующий учащийся.

(речевое, устное, непрограмированное, проблемное)

  1. Обучение чтению: Look at the ex.4. Some dogs can help on the farm. Which dog lives there? Read and guess.

Учащиеся читают рассказ и пытаются догадаться, о какой собаке идет речь. При этом они обращаются к Лингвострановедческому справочнику, чтобы проверить свою догадку. (языковое, устное, программированное, проблемное)

  1. Обучение письму: Open your Activity books on page 15 and do the ex. 1

Учащиеся читают правило правописания прилагательных в сравнительной степени и выполняют упражнение, раскрывая скобки. (языковое, письменное, программированное, непроблемное)

12 минут.

- парная;

-групповая;

-индивидуальная

- ролевая игра;

- игра «Board game»;

- истолкование

  • простые словесные: Students Book;

Activity Book

- сформированы грамматические навыки говорения

8. Этап информирования

обучающихся о домашнем задании

(Giving hometask/

assignment)

  • обеспечение понимания обучаемыми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
  1. Задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению (Please write down your homework. Activity Book: ex. 3, p. 16-17. You need to make 7 sentences and compare animals from Russian fairy tales. And learn the rule on page 127 part 1,2).
  2. Контроль понимания задания; рекомендации к его выполнению, частичное выполнение его в классе с учащимися; включение разных видов речевой деятельности; правильность соотношения между формальными, рецептивными, репродуктивными и продуктивными видами заданий; закрепление усвоенного материала; подготовка учащихся к следующему уроку.

If you have questions, you may ask me. I’ll help you. Let’s make the first sentence together. It’ll be your example.

2 минуты.

- индивидуальная

  • простые словесные:

Activity Book

- домашнее задание, его цели, содержание и способы выполнения, понятые обучаемыми

9. Подведение итогов урока

(Feedback

Evaluation)

  • оценка и самооценка результатов деятельности 

Например:

  1. Подведение итогов урока (напр., в форме обсуждения, что нового узнали обучаемые).

What is the title of the lesson? Why? Do you like the lesson? What was more interesting?

  1. Выставление поурочного балла, оценки за работу отдельным обучаемым на протяжении всего урока.

…get(s) mark 5. …get(s) mark 4.

  1. Беседа учителя с учащимися; ответы на вопросы, не входящие в план урока; развернутая оценка работы каждого учащегося; выставление оценок.

The lesson is over. See you on Tuesday.

1 минута.

- рефлексия

- оцененная работа учащихся;

- осуществленная самооценка результатов деятельности.


11. Учебные материалы

Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык: учебник для 4 кл. общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Просвещение, 2010.

Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2010.

Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык: Книга для учителя к учебнику английского языка для 4 класса общеобразова-тельных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Аудиозапись к Учебнику «English 4» В.П. Кузовлева.

12. Планируемые результаты урока, критерии оценки деятельности обучаемых на уроке, методы (формы) контроля.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  1. знать, как образуется сравнительная степень прилагательных и исключения;
  2. уметь узнавать сравнительную степень прилагательных в устной и письменной речи;
  3. уметь работать с книгой и лингвострановедческим справочником, отбирать необходимый материал.

Коммуникативные:

1) слушать и понимать речь учителя;

2) уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3) уметь владеть диалогической формой речи в соответствии с изученными грамматическими  нормами.

5) уметь владеть монологической речью.

Регулятивные:

1) уметь концентрировать внимание, организовывать рабочее место;

2) уметь осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;

3) уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

4) уметь совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

5) уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные:

1) уметь устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2) уметь работать самостоятельно.

3) уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Критерии оценки деятельности обучаемых на уроке:

  1. активность на уроке;
  2. грамотный ответ на уроке;
  3. правильность употребления изученных грамматических конструкций и лексических единиц;
  4.  отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Понимание речи на слух.

           Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.

      Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию, догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи.

     Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.

    Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.

    Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.

Участие в беседе.

            При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.

Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.

Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.

Чтение с полным пониманием содержания (изучающее).

           Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст. Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).

         Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.

        Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.

        Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.

Методы (формы) контроля: текущий контроль (индивидуальный, парный, фронтальный, групповой контроль, самоконтроль).

13. Самоанализ плана-конспекта урока (в свободной форме).

Структура урока, на мой взгляд, соответствует поставленной цели, задачам урока, возрастным особенностям обучающихся, логике проведения заявленного типа урока. Наиболее удачные моменты состоят в закреплении нового материала и формировании грамматического навыка говорения.

Предполагаю, что учащиеся получат необходимые знания, умения и навыки. Разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом не предвидится.

Этапы урока взаимосвязаны и направлены на достижение главной цели. Принцип систематичности и последовательности удалось соблюсти, т.к. есть переход от простых заданий к более сложным.

В ходе урока использованы фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы работы. Виды деятельности постоянно меняются, благодаря чему должен поддерживаться положительный настрой и достаточно быстрый темп проведения занятия.

План-конспект урока предполагает работу всех учащихся и взаимную их заинтересованность.

Единственный вопрос, вызывающий опасения, это время, насколько рационально оно распределено, чтобы пройти весь запланированный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПАМЯТКА

«HOW TO  MIND MAP»

  1. Create a central idea - the topic you are going to explore.
  2. Start in the center of a blank, landscape page (ideally with a colourful picture in the centre).
  3. Use at least 3 colours.
  4. Add branches to your map radiating from the centre (draw curved lines (thick to thin) of different colours).
  5. Add keywords (one word per branch & large to small). Think about associations or answers to the given questions.
  6. Include images.

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. План-конспект обобщающего урока по теме "Traveling".

        Урок построен на основе системно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов.Представлены задания на развитие неподготовленной диалогической речи с исп...

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ (ДОСОК) В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Данная методическая разработка представляет технологическую карту урока по теме "Распорядок дня" для 5 класса по УМК "Spotlight", Module 6, unit "Wake Up" с ипользование ...

Игровые технологии на уроке иностранного языка как способ мотивирования обучающихся ранней ступени обучения

  Одной из основных задач учителя, на мой взгляд, особенно на ранней ступени обучения иностранным языкам является, мотивирование обучающихся на изучение иноязычной культуры несмотря на все...

Литературный перевод на уроках иностранного языка как средство мотивации обучающихся

Как сделать урок иностранного языка интересным, а главное полезным? Конечно, разнообразить виды деятельности на уроке, дифференцировать домашнее задание. Такие стандартные советы нам помогут, но по на...