Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка

Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение определённого результата.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Проектный метод дает детям возможность выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, представлен в самых разных формах: статья, презентация, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, акция.

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование УУД. Проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.

Средства информационных компьютерных технологий являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Кроме того, применение ИКТ является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. Метод проектов помогает наиболее полно учитывать индивидуальные особенности учащихся и ориентироваться на их опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности их памяти, восприятия и мышления.

Метод проектов позволяет решить создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем. Привожу пример учебного проекта:

Методический паспорт учебного проекта

Тема проекта: Цветной урок. Я рисую мир

Предметное содержание: английский язык

Класс: 5-8

Возраст: 10-13 лет.

Количество учащихся: 12-15.

Время работы над проектом: 45 минут.

Форма работы: классно-урочная.

  Урок  по теме «Я рисую мир. Цветной урок» – это урок,  где ученик имеет возможность побывать в сказочном мире красок, выразить себя через цветовые ощущения. Урок является  универсальным, так как представляется возможным адаптировать его под различные возрастные группы. Учет возрастных особенностей и реальных возможностей учащихся является отправной точкой в планировании урока.

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, её применения в новой учебной ситуации через проектную деятельность с использованием ИКТ.

На данном уроке были поставлены следующие задачи:

 Образовательные  –  создать условия для:

  • активизации лексики
  • формирования навыков работы со словарём
  • расширения лингвистического кругозора
  • повышения общей компьютерной грамотности учащихся
  • включения учащихся в поисковую и реальную практическую деятельность
  • совершенствования коммуникативной компетенции в таких видах речевой деятельности, как письмо, чтение (с извлечением конкретной информации), устная речь.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности)
  • развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

Развивающие – создать условия для развития:

  • умения творчески мыслить, использовать полученные знания в новых ситуациях
  • внимания и воображения
  • эмоций учащихся посредством создания ситуации удивления, занимательности, успеха
  • познавательных интересов школьников (связь с жизнью)
  • критического мышления через составление синквейна
  • коммуникативных способностей
  • языковой интуиции, речевых навыков и умений, способности к коллективной работе.

Мотивация

Что нужно сделать учителю в современной школе сегодня, чтобы заинтересовать ученика в учебном процессе, повысить мотивацию к предмету и получить максимально высокий результат? Нужно создать такие условия, при которых ученик мог бы проявить все свои явные и скрытые способности и возможности. Педагогическое кредо учителя – «Всегда задавайте вопрос почему, ищите ответ, и что-нибудь обязательно случится!».  Что может случиться в жизни учителя и ученика? Это хороший ответ ученика со средними способностями, это отлично выполненная творческая работа всех учеников в классе. Как можно реализовать подобную деятельность? Сегодня эту возможность можно реализовать, используя новые технологии в обучении.

Используемые технологии: ИКТ, проектная деятельность. На уроке используются ИКТ, которые дают возможность учащимся окунуться в мир красок, использовать полученные знания в  новых  ситуациях, выполнять творческие задания, работая индивидуально и в группах в разных программах.

Направления деятельности участников учебно-воспитательного процесса:

Учитель

Учащиеся

Нестандартная форма урока – медиа урок с элементами проектной деятельности (мини-проект)

Смещение акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся. Учащиеся работают над медиа проектом.

Сотрудничество. В течение всего урока учитель и ученики сотрудничают

Часть своих учительских функций учитель передает ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно-ориентированные при работе над мини-проектом «Мы рисуем мир»).

Организация разделения класса на группы по интересам в процессе работы над проектом.

Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.

Опора на жизненный опыт учащихся, тесная связь отобранного на урок материала с жизнью

Использование жизненного опыта, самовыражение на протяжении всего урока. Создание продукта.

Создаются условия для активного подключения эмоциональной сферы школьников

 Выявленные творческие способности ребенка должны работать с максимальной отдачей, чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значительности, уверенность в своих способностях.

Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Презентация. Выявление активных участников,  аргументирование, оценивание работ учащимися.

Использование инновационных технологий в преподавании не только повышает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными,  интересными, но также способствует саморазвитию учащихся. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Метод   проектов способствует развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.

Список литературы и ресурсов:

  1. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.
  3. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000
  5. ИЯШ, 2002, №3. Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка».
  6. https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-angliyskogo-yazika-v-ramkah-realizacii-fgos-novogo-pokoleniya-715663.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше все...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ООО: психолого-педагогический проект на тему: «Портфолио класса».

Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систе...

Контрольно-оценочная деятельность в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в средних классах.

В статье рассмотрены приемы организации контрольо-оценочной деятельности учителя и учеников на уроках английского языка в средних классах. Также представлены виды карт и оценочных листов для самооценк...