Использование ИКТ для достижения планируемых результатов при реализации ФГОС (на материале УМК “Starlight 5”, авторы К.М. Копылова, Д.Дули и др.)
статья по английскому языку (5 класс) на тему
Сегодня современная коммуникация не мыслится без использования ИКТ - технологий. Email коммуникация прочно вошла в нашу жизнь, поэтому необходимо научить детей функциональной грамотности на английском языке. Программа обучения в 5 классе предусматривает развитие таких навыков. С этой целью нами разработана серия заданий для работы с интерактивной доской.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.В.Щукина
ГБОУ гимназия г. Сызрани
Использование ИКТ для достижения планируемых результатов
при реализации ФГОС
(на материале УМК “Starlight 5”, авторы К.М. Копылова, Д.Дули и др.)
В настоящее время деятельность учителя регламентируется рядом основополагающих нормативных документов, к которым относятся Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа, Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. В них отражены цели преподавания предмета, содержание и требования к планируемым результатам, которые представляют собой систему «ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы» [1]. В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихс [ 5].
Для реализации поставленных задач и достижения определенных результатов на основе вышеуказанных нормативных документов в ГБОУ гимназии составлена рабочая программа для 5 класса, которая конкретизирует эти результаты.
Так к сфере “личностные УУД” относятся:
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации;
- формирование навыков взаимо – и самооценки;
- достижение взаимопонимания в процессе устного или письменного общения и т.д.
Из регулятивных УУД выделяем умение планировать, контролировать, оценивать и корректировать свое речевое и неречевое поведение.
Основная цель овладения коммуникативными УУД – умение решать коммуникативные задачи, в частности:
- определять цели коммуникации;
- выбирать адекватные стратегии коммуникации [2].
На данном этапе обучения это умение:
- сообщать краткие сведения о своем городе, о своих друзьях и себе и т.д.;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятого в стране изучаемого языка;
- знать национольно-культурные особенности речевого и неречевого этикета и применять эти знания в различных ситуациях общения, т.е. распознавать и употреблять в речи основные нормы этикета, принятых в стране изучаемого языка;
- умение составлять собственное высказывание по образцу или схеме [3].
Следует отметить, что в учебном плане 5-го класса отсутствует такой предмет как “Информатика”, поэтому часть работы по формированию УУД в этой области перенесено в области предметные, в том числе и “Иностранный язык”. Так в Программе [1] указано, что учащиеся должны научиться:
- создавать текст на иностранном языке;
- использовать средства орфографического и синтаксического контроля;
- осуществлять редактирование и структурирование текста и т.д. на уроках иностранного языка.
Для решения таких задач требуются новые образовательные технологии, в том числе и ИКТ технологии. Учет дидактических принципов построения урока делает применение этих технологий одними из ведущих. Исходя их поставленных задач, их можно рассматривать как средство (инструмент) обучения и как источник знаний. Использование ИКТ средств предоставляет учителю ряд преимуществ, к которым можно отнести:
- обеспечение доступа к разнообразной информации;
- повышение интереса учащихся к изучаемому предмету за счет наглядности и интерактивной формы преставления учебного предмета, усиления межпредметной связи;
- развитие учебной инициативы, способностей и интересов учащихся [4].
Так, работая в 5-ом классе по УМК ”Starlight 5” (авторы К.М. Баранова. Д.Дули, В.В.Копылова и др.), нам часто приходится прибегать к использованию ИКТ технологий как средству визуализации изучаемого материала для создания у школьников чувственного представления об изучаемом материале или языковом явлении. Еще одним ИКТ средством, часто используемом во время урока, является интерактивная доска, позволяющая тренировать изучаемые языковые явления и развивать различные учебные действия, например: Копылова и др.), нам часто приходится прибегать к использованию ИКТ технологий как средству визуализации изучаемого материала для создания у школьников чувственного представления об изучаемом материале или языковом явлении. Еще одним ИКТ средством, часто используемом во время урока, является интерактивная доска, позволяющая тренировать изучаемые языковые явления и развивать различные учебные действия, например:
- при изучении структуры ” there is/there are” (составьте предложение из двух частей);
- диктантов с пропусками слов (заполните пропуски словами по смыслу);
- при работе над предлогами, правилами чтения и т.д.
ИКТ средства также способствуют развитию УУД, например, при организации деятельности учащихся по преобразованию текста в форме завершения предложений, логической организации текста и т. д.
ИКТ средства – универсальны и долгосрочны, так как их можно использовать как во время урока, так и индивидуально с учащимися для дополнительной тренировки плохо освоенного материала, а также для работы с более “продвинутыми” учениками, подбирая или составляя для них индивидуальные задания.
Проектная деятельность – одна из ведущих видов деятельности учащихся. УМК нового поколения, в том числе и “Starlight 5”, предусматривают выполнение учащимися значительного количества проектных заданий. Чтобы учащиеся смогли успешно с ними справиться, нам приходится учить их работать в поисковых системах (Google) для нахождения иллюстративного материала и его переноса на носители, находить и отбирать необходимую информацию. Например, проектное задание Модуля 1 предлагает составить викторину о достопримечательностях родного города. В Модуле 2 дается задание найти материал о знаменитых зданиях мира, в Модуле 3 - найти в интернете информацию о 2-х животных и составить о них рассказ и т.д. Во внеурочной деятельности, при составлении кроссвордов и ребусов, учимся работать с таблицами.
Сегодня современная коммуникация не мыслится без использования ИКТ - технологий. Email коммуникация прочно вошла в нашу жизнь, поэтому необходимо научить детей функциональной грамотности на английском языке. Программа обучения в 5 классе предусматривает развитие таких навыков. С этой целью нами разработана серия заданий для работы с интерактивной доской. Чтобы сделать эту работу более привлекательной для учащихся, предлагаем такие задания как:
- определите адресата;
- тему сообщения;
- уточнить на какие вопросы ждут от вас ответа,
- какие формы обращения и завершающие фразы соответствуют данному сообщению;
- как следует организовать текст.
Использование ИКТ средств позволяет сделать этот процесс наглядным, привлекательным, снимает некоторые трудности, например, по организации текста, однако оставляет возможность для творчества, не ограничивая фантазию ребенка (предложения не закончены, представлены схематично), и, что самое главное, работа на компьютерах или ноутбуками создает иллюзию подлинной коммуникации (если нет выхода в интернет).
Как видим, роль ИКТ – технологий нельзя недооценивать, однако их применение должно быть целесообразным и сбалансированным.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Иностранный язык. М.: Просвещение, 2011;
- Рабочая программа. Английский язык. 5класс. УМК “Starlight 5”. ГБОУ гимназия г. Сызрани, 2012;
- Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. учреждений \ Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – 56с. (Работаем по новым стандартам);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 17.12.2012 № 1897.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов в системе ФГОС
Выступление на педсовете....
Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии ФГОС
Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии ФГОС...
Технология системы оценивания достижения планируемых результатов освоения математики в рамках реализации ФГОС ООО
В связи с реализацией ФГОС ООО необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы.Ре...
Семинар по теме: «Общеобразовательные технологии как средство достижения планируемых результатов в контексте ФГОС»
Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование...
Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС...
Система оценивания планируемых результатов при реализации ФГОС
Планируемые результаты...