Организация работы с одаренными детьми в школе
статья по английскому языку по теме
Среди методов выявления и поддержки одаренных детей необходимо отметить следующие:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- беседа;
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные игры, конкурсы;
- научно-практические конференции;
- интернет - проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarenymi_detmi.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с одаренными детьми в школе
Большой талант требует большого трудолюбия.
Развитие системы поддержки и сопровождения талантливых детей является одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века. Совершенствование образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Одним из главных направлений работы нашей школы является создание условий для максимального развития одарённых детей, а также просто способных детей, чьи таланты на настоящий момент, ещё не проявились.
Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.
В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.
Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
В работе с одаренными детьми мы используем проектную деятельность, инновационные методы. Дети с повышенной мотивацией к учению систематически принимают участие в конкурсах и олимпиадах по языкам.
Олимпиада по английскому, немецкому, французскому языкам призвана повысить интерес к изучаемому предмету, направленному на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной.
Основными целями и задачами олимпиады по английскому, французскому и немецкому языкам являются:
активизация познавательной деятельности учащихся, повышение уровня мотивации к изучению иностранных языков;
формирование основ языковой и речевой компетенции учащихся;
развитие коммуникативных навыков;
формирование у учащихся социальных навыков, позитивного отношения к своей культуре и к традициям и народам других стран;
развитие творческих способностей;
создание условий для выявления одарённых и мотивированных детей для дальнейшей индивидуальной работы с ними;
активизация деятельности предметных кружков, научных обществ.
Основными целями и задачами школьного этапа олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; пропаганда научных знаний; повышение эффективности участия обучающихся в последующих этапах Всероссийской олимпиады школьников.
Основными принципами, лежащими в основе порядка проведения школьной олимпиады, стали:
– равенство предоставляемых возможностей для учащихся;
- добровольная основа участия обучающихся;
– прозрачность и объективность процедуры проведения и подведения итогов школьной олимпиады.
Анализ школьной олимпиады по иностранным языкам
Участникам были предложены задания разного типа и уровня сложности (т.е. сочетались более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание), а также носили комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников .
Задания были составлены методически и технологически корректно и характеризовались новизной и творческой направленностью. Олимпиадные задания представляли собой задания на проверку навыков аудирования, чтения, письма, говорения и лексико-грамматический тест.
Всего в олимпиаде приняли участие 92 человека (английский язык), 4 человека (немецкий язык). 3 человека 9французский язык).
Предметная комиссия по английскому языку при анализе решений олимпиадных задач отметила, что ученики5-6 классов испытывали трудности при выполнении задания на аудирование. Приблизительно одинаково хорошо учащиеся 5-6 классов справились с пониманием письменного текста. Учащиеся 5 классов испытывают трудности при составлении собственного текста (личное письмо), объясняя это нехваткой времени для выполнения подобного задания и незнанием правил оформления.
Ученики 7-8 классов с заданиями в целом справились. Но в работах учащихся отмечалось множество ошибок в лексическом тесте, написании личного письма, задании на словообразование. Школьники испытывают трудности при определении времени глагола. Хорошие результаты прослеживались в заданиях на чтение. Те участники, которые справились с данными видами заданий, имеют хороший словарный запас, демонстрируют адекватное владение грамматическими структурами, умеют композиционно построить текст, адекватно употребляя логические средства связи.
По проведенному анализу олимпиадных работ среди 9-11, следует отметить, что наибольшее количество ошибок учащиеся сделали в заданиях по аудированию, не все из участников справились с заданием по письму, отказавшись выполнять задание. Типичные ошибки : в неверном определении части речи , словообразовании; в использовании страдательного залога.
У учащихся возникли трудности в заданиях на аудирование. Письменное задание (написание письма) показало, что учащиеся употребляют повторы в письменной речи, не используют синонимы, делают грамматические ошибки (условное наклоние).
Проведённый анализ даёт основание сделать вывод о необходимости усилить работу над грамматической стороной английского и немецкого языков, над развитием письменной речи. Успешное выполнение задания зависит во многом от умения внимательно читать инструкции и вопросы к заданию. Отдельные участники испытывали сложности, вызванные неумением строго следовать инструкции к заданию. Скорость выполнения задания - главный показатель степени владения этими умениями, поэтому на уроках следует ограничивать время выполнения различных заданий, обучая учащихся работать в различном временном режиме.
Среди типичных ошибок общего характера, допущенных учащимися, можно назвать следующие:
1) ошибки, вызванные неумением четко следовать инструкциям;
2) ошибки, связанные с невнимательным прочтением вопросов в задании;
3) ошибки, допущенные в результате отсутствия умения работать в ограниченных временных рамках и распределять усилия в соответствии с оставшимся временем.
При обучении письменной речи учителям необходимо изучить критерии оценивания этого этапа олимпиады, в котором раскрываются требования к содержанию, к композиции, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации. Больше давать учащимся творческих заданий по этому виду речи, оценивая работы именно по олимпиадным критериям.
С целью повышения уровня мотивации к предмету, уровня познавательной и творческой активности учащихся необходимо:
использовать разнообразные формы и методы урочной и внеурочный работы, направленные на создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых учащихся;
активизировать деятельность предметных кружков и факультативов.
Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся учителям при подготовке учащихся к олимпиаде необходимо обращать более пристальное внимание на:
ознакомление учащихся с текстами разных типов и жанров (отрывки художественной литературы современных авторов, газетных и журнальных статей, объявления, рекламы, вывески, брошюры, путеводители), материалы сети Интернет;
2.
совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте (словообразовательные навыки, использование фразовых глаголов);
3.
совершенствование навыков письма, умение описывать события, факты, явления; комментировать факты, события, используя аргументацию и эмоционально-оценочные языковые средства; корректное использование лексики, грамматических, орфографических форм и конструкции для достижения коммуникативной цели.
Среди методов выявления и поддержки одаренных детей относятся необходимо отметить следующие:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- беседа;
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные игры, конкурсы;
- научно-практические конференции;
- интернет - проекты;
Данная структура дает возможность учащимся уже с начальной школы проявить себя, продемонстрировать свои интеллектуальные способности, успешно учиться и постоянно обогащать опыт творческой деятельности.
Свои личные достижения - грамоты, дипломы, благодарности, творческие работы, достижения в социальной практике учащиеся формируют в банке индивидуальных достижений - "Портфолио учащегося", которое является важным средством воспитания у школьников стремления совершенствоваться, преодолевать трудности, выстраивать свою будущую жизнь и быть конкурентноспособными в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Согласно национальной образовательной инициативе « НАША НОВАЯ ШКОЛА» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявлени...
Организация работы с одаренными детьми в Школе Олимпийского Резерва
Цель этого проекта была сформулирована современной действительностью, запрсом наших родителей и обучающихся, а также современным обществом:создать новую модель образовательного учреждения, где в...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"
В статье рассматриваются признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...
Организация работы с одаренными детьми в школе
Ввступление на семинаре...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изучение потенциально высоких способностей человека интересовало философов еще в Античности. Многие работы специалистов помогают не только понять, какие виды одаренности существуют, но и найти способы...
«Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы: перспективы и новые возможности»
Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать не...