Образовательный модуль "Югорский край"
рабочая программа по английскому языку (5 класс) на тему
Образовательный предметный модуль «Югорский край» предназначен для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «Английский язык» (5–9 классы) авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др. (издательство «Просвещение»), разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы по иностранному языку для 5–9 классов с добавлением этнокультурной составляющей образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе РФ «Об образовании», Закона Ханты-Мансийского автономного округа «Об основах системы образования Ханты-Мансийского автономного округа», а также нормативно-правовых документов Ханты-Мансийского автономного округа по национальным образовательным учреждениям: защита национальных, культурных и религиозных традиций. Данный модуль является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, любви к малой родине, своему народу, уважения к людям другой национальности, вероисповедания; формирования личной ответственности за сохранение природных богатств Югорского края, их приумножение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание No 1
Образовательный модуль «Югорский_край».
Выполнила: Акимова_Марина_Петровна
учитель_английского__языка
(должность)
МБОУ «Угутская СОШ»
(место работы)
1. Пояснительная записка
На сегодняшний день одной из первостепенных задач образования является развитие национального самосознания, возрождение культуры этносов, традиционно проживающих на территории Российской Федерации, в частности в Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югре. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением
Правительства РФ 29.05.2015 №996), определяя основные направления развития воспитания, в качестве средств обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, рассматривает приобщение детей к культурному наследию посредством создания условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Необходимость этнокультурного подхода к определению целей и содержания школьного образования с учетом региональных особенностей подчеркнута в Методических рекомендациях МО РФ «О культурологических основаниях Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». Для МБОУ «Угутская СОШ» особенно актуально введение этнокультурной составляющей во все предметные области, так как 45,4% обучающихся составляют дети из числа коренных малочисленных народов Севера, следовательно, учащиеся должны знать и любить культуру и язык своего народа.
Образовательный предметный модуль «Югорский край» предназначен для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «Английский язык» (5–9 классы) авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др. (издательство «Просвещение»), разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы по иностранному языку для 5–9 классов с добавлением этнокультурной составляющей образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе РФ «Об образовании», Закона Ханты-Мансийского автономного округа «Об основах системы образования Ханты-Мансийского автономного округа», а также нормативно-правовых документов Ханты-Мансийского автономного округа по национальным образовательным учреждениям: защита национальных, культурных и религиозных традиций. Данный модуль является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, любви к малой родине, своему народу, уважения к людям другой национальности, вероисповедания; формирования личной ответственности за сохранение природных богатств Югорского края, их приумножение. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. При разработке данной программы соблюдена преемственность с рабочей программой обучения английскому языку в начальной школе.
Рабочая программа модуля включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка;
2. Планируемые результаты изучения учебного модуля;
3. Содержание учебного модуля;
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы, контрольных работ, проектных работ;
5. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Цели и образовательные результаты курса представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. Раздел «Содержание курса» включает характеристику содержания в воспитательном, развивающем, познавательном (социокультурном) и учебном аспектах. Предметное содержание речи включает перечень изучаемого содержания с указанием минимального числа учебных часов. В разделе «Тематическое планирование» представлен перечень тем модуля, количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, а также дано описание основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), обеспечивающих достижение образовательных результатов. Учебная программа также включает рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Одной из важнейших задач современной образовательной системы является формирование у учащихся знаний о культуре народов мира. Этнокультурное образование – это образование, цели и задачи которого ориентированы на приобщение учащихся к культуре и традициям родного народа с одновременным освоением культур народов мира. Основой такого образования является изучение родной и неродной этнической культуры, представление об их месте в культуре всего мира. Формирование ценностей учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и уважению к культурам других народов. В данной программе предусматривается дальнейшее развитие всех основных видов деятельности обучаемых, которые были представлены в рабочей программе для 2-4 классов (Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Костина И.П., Кузнецова Е.В.-4-е изд.-М.:Просвещение, 2015).
Основные задачи (образовательные) обучения английскому языку в основной школе в рамках данного модуля направлены на:
• формирование у учащихся более глубокого представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
• формировать умение видеть историю вокруг себя (в окружающих домах, в предметах быта, в названиях улиц); формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; приобщение к культуре и традициям других народов;
(Развивающие)
- развитие познавательных интересов, ителлектуальных и творческих способностей; развитие способности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
(Воспитательные)
- формирование чувства толерантного поведения в коллективе и социуме;
- воспитывать лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие;
- продолжение формирования уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с культурой англоязычных стран;
- воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю и его истории
Английский язык становится средством межнационального общения и средством познания собственной культуры, сопоставления её с другими культурами. В процессе знакомства с культурой англоговорящих стран происходит сравнение и сопоставление специфики их культуры, традиций, обычаев с родными культурами учащихся.
Рабочая программа адресована для учащихся МБОУ «Угутская СОШ» 5 «б» класса, уровень обученности ниже среднего и учитывает особенности данной ступени образования.
В соответствии с базовым учебным планом на изучение иностранного языка в основной школе отводится 3 часа в неделю. Общее количество учебных часов составляет 105 из них 20 часов модуля.
Актуальность модуля обусловлена эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение (культура, обычаи и традиции народа). Развитие интересов в области краеведения, с социальным запросом общества. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания детей о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие общества.
Новизна модуля состоит в использовании этнографических знаний и апробация их в собственной творческой деятельности. У учащихся появляется возможность увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, открыть чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, и достигается это прежде всего через уважение к народам Севера, культура которых сформировалась на территории нашего края.
Предполагается также достижение следующих ценностных установок для детей ханты:
- формированию этнического самосознания учащихся и повышение уровня самооценки детей-ханты;
– осознание ребенком самого себя как представителя и носителя культуры народа-ханты;
- изучение национальных традиций, применение их в творческой деятельности помогает в развитии их этнокультурного потенциала.
Формы обучения модуля: индивидуальные, групповые, коллективные творческие задания. Уроки модуля «Югорский край» выстроены в традиционных и нетрадиционных формах, предполагающих возможности формирования универсальных учебных действий: урок-экскурсия, урок-практикум, урок-лекция, урок-беседа, проектная деятельность и др.).
Рабочая программа модуля предусматривает чередование уроков индивидуального творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
В основу программы модуля положены следующие принципы:
- принцип актуальности, обусловленный теми эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение; знание реалий родного края в наши дни не только актуально, но и политически востребовано обществом;
- принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка;
- принцип доступности, предполагающий оптимальный для усвоения объем информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- принцип последовательности, предусматривающий выделение основных разделов, а также их логическую преемственность в процессе изучения;
- принцип системности, предполагающий постоянный характер формирования определённых умений и навыков на основе многократного повторения, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
- принцип стимулирования сознательности и активности, направленный на повышение активности детей в вопросах культуры и истории Югорского края.
Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативных технологий, активизации творческой деятельности самих детей. Использование именно этих технологий обеспечивает комфортные бесконфликтные условия развития личности ребенка, реализацию её природных потенциалов. Использование метода проектов дает возможность включить школьников в активную деятельность на уроках.
2. Планируемые результаты учебного модуля
Личностные результаты:
1) воспитание гражданственности, патриотизма;
• формирование мотивации изучения иностранных языков;
• любовь к своей малой родине, народу, России;
• знание традиций своей семьи;
•уважительное отношение к родному языку;
2) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты);
3)воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• способность осознавать экологические проблемы;
4) воспитание уважения к культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты в данном курсе развиваются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования. У учащихся будут развиты:
- положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком;
- представление об иностранном языке как средстве познания мира и других культур;
- языковые способности;
- Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- Саморегуляция и коррекция речевого высказывания.
- Планирование устного и письменного высказывания.
- Контроль и оценка своих коммуникативных достижений.
- Прогнозирование дальнейших действий.
Познавательные УУД:
- Формирование умения выделять существенные и второстепенные признаки и свойства предметов.
- Развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления.
Коммуникативные УУД:
- Формирование умений вступать в контакт и работать в коллективе.
- Развитие навыков в использовании навыков социального взаимодействия.
- Формирование умений договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других.
- Совершенствование навыков общения со взрослыми и сверстниками.
- Формирование навыков слушания и принятия инструкции к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.
Специальные учебные умения:
- читать с целью поиска конкретной информации, с целью детального понимания содержания и с целью понимания основного содержания;
- понимать воспринимаемой на слух информации на английском языке;
- кратко излагать содержание прочитанного текста;
- организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта.
Предметные результаты:
Выпускниками основной школы будут достигнуты следующие предметные результаты:
Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности
Говорение: вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог:
–выражать основные речевые функции: поздравлять, выражать согласие/несогласие, предлагать помощь, вежливо переспрашивать, давать совет, выражать благодарность, использовать описание, сообщение, рассказ;
Аудирование: уметь понимать звучащую речь:
- понимать речь учителя и одноклассников, а также несложные аутентичные аудио- и видеотексты, построенные на изученном речевом материале.
Чтение: читать с целью понимания основного содержания;
- определять основную идею/мысль текста; выявлять главные факты в тексте;
• извлекать культурологические сведения; делать перевод с английского языка на русский.
• делать выборочный перевод с английского языка на русский.
Письмо: заполнять анкету (сообщать о себе основные сведения: имя, фамилия, возраст, гражданство, адрес и т.д.), составлять письменное сообщение;
• заполнять таблицы;
Cоциокультурные знания, навыки, умения: знание национально-культурных особенностей поведения в англоязычных странах в сравнении с нормами, принятыми в родной стране;
• представление о ценностях материальной и духовной культуры, которые широко известны и являются предметом национальной гордости в странах изучаемого языка и в родной стране;
• умение находить сходства и отличия в культуре стран изучаемого языка и родной культуре, умение представлять родную культуру на английском языке.
Компенсаторные умения - умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств за счет использования контекстуальной догадки, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В результате изучения Модульного курса "Югорский край" ученик должен знать:
- о родословной семьи, о культуре своего края, некоторые сведения из истории своего родного края, о достопримечательностях своего родного края;
- духовно-нравственные ценности обско-угорских народов, о традиционных праздниках американцев и коренных народов;
уметь:
- рассказывать о достопримечательностях родного края;
- составлять генеалогическое древо семьи, сопоставлять духовно-нравственные ценности обско-угорских народов с ценностями других народов;
- пересказывать произведения, вести диалог;
- выразительно читать прозведения, соблюдая нормы произношения;
- писать сочинения на темы, выполнять творческие работы, выполнять проекты, работать со справочной литературой;
- овладевать навыками культурных отношений со всеми членами группы.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения модуля. Критерии оценивания:
- «Входной» контроль, который проводится на первом уроке обучения с целью определения базы знаний и умений,
- Текущий контроль ведётся на каждом уроке в течение изучения темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся – их участие в коллективной работе, а также выполнение коллективных и индивидуальных заданий.,
-Итоговый контроль проводится в конце года обучения в форме тестов, творческих заданий, викторин, проектов.
- Устный ответ ( Работа с текстом (чтение, ответы на вопросы), Монологическое высказывание по проблеме, Диалогическая речь,
- Результаты олимпиад, конкурсов по предмету,
- результаты участия в научно-исследовательской деятельности.
3. Содержание учебного модуля
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира.
Образовательный модуль "Югорский край" расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. Образовательный модуль нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Будучи частью, инструментом культуры, иностранный язык формирует личность человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. д., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Иностранный язык открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень гуманитарного образования ученика, способствует будущему вхождению в мировое сообщество благодаря воспитанию уважения к иным культурам. Знакомство с культурой народа (народов) изучаемого языка способствует более глубокому осознанию своей родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма. Знание иностранного языка и культуры устраняет барьеры недоверия, даёт возможность нести и распространять свою культуру, создавать положительный образ своей страны за рубежом. Обучение межкультурному общению в данном модуле способствует формированию активной жизненной позиции учащихся. На уроках они получают возможность обсуждать актуальные проблемы и события, учиться выражать своё отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение. Всё это облегчает их дальнейшую социализацию; развитию коммуникативной культуры. Школьники учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся быть вежливыми, доброжелательными речевыми партнёрами. Они учатся выбирать способы и средства для выражения своих мыслей, ставить и решать коммуникативные задачи; внимательно относиться к тексту; расширению филологического кругозора через осознание особенностей своего мышления. На основе сопоставления иностранного языка с родным языком происходит уяснение того, что существуют разные способы выражения и оформления мыслей.
Данный учебный модуль создан на основе современной научной концепции иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанной профессором Е. И. Пассовым (М.: Просвещение, 2000). Согласно данной концепции, процесс, в котором оказывается учащийся, рассматривается как процесс иноязычного образования. Иноязычное образование выступает в качестве средства достижения конечной цели – развитие учащегося как индивидуальности, готовой и способной вести диалог культур. Данный модуль использует образовательные технологии, в основе которых лежит действенный механизм ее реализации, а именно подлинно гуманистическое общение, что и делает процесс иноязычного образования эффективным. Фактически процесс иноязычного образования является моделью процесса общения, в котором учитель и ученик выступают как личностно равные речевые партнёры.
Тема 1. Семья
Проект «моя семья», мои корни.
Тема 2. Моя деревня
Отдых в деревне, работа в деревне
Тема 3. Достопримечательности Югры
Музеи родного края, известные люди.
Тема 4. Животные Югры
Домашние животные, оленеводство, дикие животные: жители тайги, животные Югры, Красная Книга Югры.
Тема 5. Мой округ
Город и деревня, достопримечательности ХМАО-ЮГРЫ.
Тема 6. Тайга
Флора и фауна тайги, заповедники Югры, проект «экологическая тропа».
Тема 7. Экология округа
Загрязнение природы, правила поведения в лесу, проект «помоги природе».
Тема 8. Родной язык
Родной язык (хантыйский), национальная школа, проект паспорт моего языка
Тема 9. Традиционные праздники
Вороний день, Медвежьи игрища
4. Тематическое планирование
Предмет «Английский язык» 5 класс
№ п/п | Тема | час | к/р | п/р | Виды деятельности обучающегося |
1 | Я, моя семья и мои друзья. Моя семья Мои корни Национальная школа | 1 | 1 | Составляют свое генеалогическое древо. Представляют свою семью; Знакомятся с ценностями духовной культуры, которые широко известны и являются предметом национальной гордости в родной стране; Представляют собственную культуру. | |
2 | Правила вокруг нас Летний отдых в деревне. Правила поведения в лесу | 1 | 1 | Знакомятся с традиционнымилетними занятиями ханты и манси Описывают массовые уличные мероприятия в своём городе/селе,правилах поведения в своей стране. | |
3 | Человек и окружающий мир. Загрязнение природы Экология Югры Участие в экологических мероприятиях. Проект «экологическая тропа» | 2 | 1 | Знакомятся с международными экологическими организациями и их деятельностью,узнают экологические знаки. Понимают сходства и различия в экологическом образовании в Британии/США и родном крае. Находят сходства и различия в проведении акций и мероприятий в эти дни в родной стране и в странах изучаемого языка. | |
4 | Будни и выходные Что мы любим? Помощь инвалидам и пожилым людям Тайга | 1 | 1 | Знакомятся с: деятельностью наиболее известных благотворительных организаций,рассказывают о деятельности благотворительных организациях в родной стране, историей возникновения некоторых социальных акций и дат, а также с мероприятиями, проводимыми в эти дни; флорой и фауной тайги, составляют сообщение о флоре и фауне своей местности. | |
5 | Мои любимые праздники Вороний День Медвежьи игрища | 2 | 1 | Знакомятся с традиционным праздником ханты и манси Сравнивают и сопоставляют: американские и хантыйские праздники; Сообщают сведения о наиболее известных и распространенных традициях народов ханты и манси. | |
6 | У нас было замечательное путешествие в Англию Добро пожаловать в Югру Достопримечательности округа Музеи родного края Известные люди округа | 3 | 1 | 1 | Знакомятся с интересными местами ХМАО; описывают достопримечательности округа, составляют рекламный проспект о Югорском крае, знакомятся с Красной книгой Югры, находят сходства и различия в проведении досуга в родной стране и англоязычных странах, рассказывают о традициях проведения досуга в своей семье. |
7 | Мои лучшие впечатления Моя малая родина Традиции Севера Проект «Наша Родина» | 2 | 1 | Описывают свою деревню/город, составляют буклет; представляют рекламный проспект о Югорском крае на английском языке |
5. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. УМК “English 5”: учебник для общеобразовательных организаций| В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, И.П.Костина и др.- 5-е изд. - М.:Просвещение, 2015.
2. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар. Гос. Ун-т. – Йошкар-Ола. – 2000.
3. Программа по декоративно-прикладному искусству манси. 5-11 классы/ под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001
Этномир: Образование и культура/ Сборник научно-методических работ. – Вып. 1, – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
4. Аудиоприложение (CD, MP3)
Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Интерактивная доска ActivBoard
Представляя аттестационное задание, гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
__________________________ ____________________________
Подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Мой Край и Я"
В целях обучения детей младшего школьного возраста в г. Трехгорный Челябинской области создана программа «Мой край и Я». Это информативный курс, рассчитанный на приобретение воспитанниками азов знаний...
Отчет о применении современных образовательных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района» Краснодарского края
О применении современных образовательных технологий: проблемного обучении (по Дж.Дьюи); перспективно-опережающего обучения; здоровьесберегающих технологий....
Индивидуальный образовательный иаршрут. Разработан Барбашовой Натальей Алексеевной учителем МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края
Индивидуальный образовательный маршрут - это некая траектория твоего пути, на котором отмечены пройденные пункты и те, которые предстоит ещё пройти. Является образовательной программой при самореализа...
Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной»
Цель этого занятия - формирование у детей интереса к получению знаний о Чувашии, знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим, с традициями чувашского народа, активизация и...
Участие в межрегиональной педагогической конференции Краснодарского края, направление: « Обновление образовательных стандартов» - заняла 3 место
Наименование работы:«Передовые информационные технологии в организации образовательного процесса »Представила краткое описание применяемых программных комплексов, при обучении на строительном отделени...
Комплексный мониторинг здоровьесберегающего образовательного пространства образовательных организаций Ставропольского края
В статье даётся оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения. оценка эффективности деятельности субъ...