Эффективные приемы обучения разных категорий детей на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме
Сложность в работе учителя английского языка представляют классы с разным уровнем подготовки детей. Снять этот дисбалланс в смешанных классах помогают уроки здоровья. О некоторых эффективных приемах для продуктивных уроков идет речь в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_priemy_obucheniya_raznyh_kategoriy_detey_na_urokah_angliyskogo_yaz_r.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные приемы обучения разных категорий детей на уроках английского языка
Сложность в работе учителя английского языка представляют классы с разным уровнем подготовки детей. Эта разница зачастую обусловлена наличием в классе разных категорий учащихся, например, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для продуктивных уроков в смешанных классах важно создание безопасной и мотивирующей среды, в которой проявляются интеллектуальные и творческие способности детей, а территорией эффективного взаимодействия становятся уроки здоровья. Урок здоровья образно можно сравнить с кастрюлей вкусного и полезного борща, где основные ингредиенты одинаковые: творчество, игры, движение, музыка, сотрудничество, применение ИКТ, а приправы каждого учителя разные. Ведь, как говорил А.Франц, «чтобы успешно переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом».
Заинтересовать детей с первых минут урока помогает педагогика удивления. По мнению Петра Степичева, автора этой методики, «каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что они будут помнить, когда уже все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному». Интерес пробуждает мотивацию – энергию, на которой ученик будет работать весь урок.
Творчество
Наверное, самым скучным занятием на уроке исторически считается записывание правил в тетрадь. Однако именно это занятие можно превратить в интересный и увлекательный процесс с помощью методики интерактивных тетрадей Анастасии Рыковой, где правила можно представлять в яркой и образной форме. Например, при изучении личных местоимений их можно расположить не в обычной таблице, а в ромашке, которая вклеивается в тетрадь, а в каждый лепесток вписываются разные местоимения. Дни недели можно представить в раскрывающейся книжке-«гусенице», порядковые числительные - в виде шаблона многоэтажного дома, а цвета – во вращающемся круге-палитре. Книжки-гармошки, открывающиеся «дверцы», «окошечки», под которыми спрятаны «секретики» - такие грамматические правила с интерактивными элементами легко запомнить Создается эффект повторения без повторения, ведь с ними всякий раз интересно играть, что дети с удовольствием и делают. И ждут новой встречи с английской грамматикой. Если каждое правило перевести с абстрактного на образный уровень, его усваивают как одаренные дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Интерактивные тетради прекрасно подходят также для отработки лексики. Учителю даже не обязательно приносить на урок наглядность. Для темы «Игрушки», например, каждый ребенок с удовольствием в качестве домашнего задания нарисует 5-6 небольших карточек со своими любимыми игрушками и «поселит» их в кармашек своей интерактивной тетради, а на уроке расскажет, какие игрушки есть у него ( I have got), у соседа по парте (He/she has got), с удовольствием поиграет с соседом в «магазин», «купит» себе новую игрушку и опишет ее.
В результате, количество вводимых лексических единиц не ограничится только шестью словами из учебника. Дети услышат не от учителя, а от одноклассников и запомнят, как называются другие игрушки, их активный и пассивный словарный запас значительно расширится. В процессе игры многократно и незаметно отрабатывается грамматика и все вместе выводится в речь. А если пары для игры составить из детей с разным уровнем подготовки, то происходит процесс взаимообучения, который строится на обмене информацией, совместной отработке навыков и умений, взаимопроверке результатов.
Музыка
Важная составляющая урока здоровья – атмосфера радости и эмоционального подъема. Установить ее с первых минут урока помогает песня-приветствие (hello song). Если использовать в течение года разные песни-приветствия как ритуал начала урока, это помогает сразу же после звонка создать положительный эмоциональный настрой, одновременно провести фонетическую и даже физическую зарядку, снять проблемы с дисциплиной после перемены и подготовить детей к продуктивной работе.
Движение
Для профилактики усталости на уроке важны не только физминутки и своевременная смена деятельности. Фактически, до 50% урока здоровья в начальной школе дети могут проводить в движении, если использовать такие формы работы, как различные диктанты в движении. Например, running dictation – диктант на развитие кратковременной памяти. Ребенок смотрит несколько секунд на карточку со словом на столе в конце класса, а затем задача - прибежать к доске и правильно написать его. Эти диктанты можно проводить на скорость, деля класс на команды.
Буквенные диктанты можно «писать» носиком в воздухе стоя для разгрузки позвоночника или носочком ноги описывать букву в воздухе. Желательно, чтобы при этом букву мог угадать партнер. Для кинестетиков хорошо «писать» буквенные диктанты специально принесенными для этого шнурками, «мохнатой» проволокой, пластилином. Разницу между большими и маленькими буквами отлично запоминается, если их написать на больших и маленьких пластмассовых ложках, а потом командами их собирать и сопоставлять.
Грамматические стихи и песни запоминаются легко и быстро, если каждое произнесенное слово сопровождать движениями (TPR - total physical response - полный физический отклик).
Подготовка к контрольной работе в форме игры по станциям поможет снять как эмоциональный зажим и страх перед контрольной, так и провести до 50% урока в движении; Каждое задание предстоящей контрольной – это парта-«станция», где представленное задание решает пара, составленная из детей с разной подготовкой, каждый записывает ответы на листе, а самопроверка осуществляется по ключу с ответами, который находится на этой же станции, только в перевернутом виде. Открыть ответы можно только «пройдя» станцию и самостоятельно ответив на вопросы. Так пары передвигаются от станции к станции, решая тренировочный тест.
В форме эстафеты можно проводить задания на классификацию лексики, например, сортировку карточек с вредной и полезной едой, а задания на сопоставление - в парах сменного состава.
Например, половина класса имеет карточки с названиями англоязычных стран, другая – с их столицами. Под музыку дети ходят и ищут свою пару. Так же в движении можно отрабатывать грамматику, например, сопоставляя карточки с полной и краткой формой глагола «to be».
Прием драматизации диалогов всегда был эффективным инструментом для уроков здоровья, особенно если использовать при этом пальчиковые или перчаточные куклы и другой реквизит, который помогает детям вжиться в образ и преодолеть языковой барьер.
ИКТ
Некоторые инсценировки настолько удачны, что их хочется сохранить для показа родителям. Использование ИКТ на уроке здоровья поможет детям самим озвучить свою постановку и запечатлеть результат в видеоформате с помощью программы Photostory от Microsoft. Эта программа позволяет создать видеоряд из картинок и озвучить не только любые тексты и диалоги из учебника, но даже собственные рисунки и иллюстрации, не занимая много времени прямо во время урока. Все, что нужно – это компьютер с программой Photostory, наушники и микрофон, в идеале – лингафонный кабинет, где за каждым компьютером работает пара, составленная из детей с разным уровнем подготовки. Более сильные дети становятся «учителями» для более слабых, а цель – показать результат родителям – мотивирует детей проявить все свои способности. Добиваясь наилучшего результата записи, дети экспериментируют, говоря разными голосами, потом прослушивают себя и стремятся говорить красиво и правильно. В титрах указывают, кто озвучивал фильм. Готовое видео легко встраивается на сайты, например, сайт учителя, Youtube, в соцсети и мессенджеры.
На уроках здоровья дети получают заряд творчества, который трансформируется в своевременно и качественно выполненное домашнее задание, увлечение английским языком и мотивацию к его изучению, а дети с ограниченными возможностями, раскрывая свой потенциал через творчество, сокращают, а иногда и полностью нивелируют разницу в подготовке.
Литература
Степичев П.А. Игровые технологии моделирования английских предложений. Учебно-методическое пособие. М. «Моркнига» 2013, 80с.
Рыкова А.Ю. Английская грамматика для детей в интерактивных тетрадях.[Электронный ресурс]. Режим доступа https://anastasiarykova.com/interaktivnye-tetradi/it-stati/anglijskaja-grammatika-dlja-detej-v-interaktivnyh-tetradjah/ Дата обращения:04.01.2019.
Рыкова А.Ю. Интерактивные тетради [Электронный ресурс]. Режим доступа https://anastasiarykova.com/interaktivnye-tetradi/it-stati/interaktivnye-tetradi/ Дата обращения:04.01.2019.
Работа с программой Photostory [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Работа_с_программой_Photo_Story Дата обращения: 04.04.2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка
Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней шк...
Статья "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей на уроках английского языка".
В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных методов и приемов активизации познавательной деятельности детей на уроках английского....
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения
Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...
Эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках английского языка в школе.
Автор описывает приемы работы с художественным текстом на уроках английского языка...