работа над развитием языковой догадки
статья по английскому языку на тему

Мацукевич Маргарита Андреевна

работа над развитием языковой догадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykovaya_dogadka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Реалии современной жизни таковы, что, к сожалению, учителю иностранного языка порой, бывает сложно заставить ребят читать дополнительную литературу. И дело не в том, что учащихся бывает сложно заинтересовать или мотивировать. Нет, Есть и желание, и интерес, и даже какое-то рвение, особенно в начале года. Но что же происходит после первых страниц книги? Современные дети, привыкшие к бесконечным гаджетам просто не умеют пользоваться словарем. Вернее, что такое словарь они, конечно, знают, и как найти в нем нужное слово тоже. Но как только доходит до поиска этого самого слова, вот тут начинаются проблемы.

Дети привыкли к скорости во всем. Современные электронные устройства предлагают работу в молниеносном режиме, и учащимся быстро наскучивает работа со словарем. Это, к сожалению, сегодняшний день.

Но все ли так плохо? Неужели мы должны отказаться от дополнительной литературы, столкнувшись со сложностями?

Конечно, нет, давайте вспомним о языковой догадке. Языковая догадка от англ. contextual guessing — это умение определять значение слова по контексту. Полагаясь на контекст, другие известные слова, на подсказки в тексте учащиеся имеют возможность угадать значение незнакомого слова или выражения.

Различают контекстуальную и восстановительную языковые догадки. Первая помогает узнавать незнакомые слова, вторая — нерасслышанные или которые сложно прочесть. Я остановлюсь на контекстуальной языковой догадке, хотя развитие последней постепенно поможет учащимся также и с восстановительной.

Что же  даст развитие этого навык ученикам? В первую очередь, самым важным выигрышем от умения угадывать слова по контексту будет экономия времени и удовольствие от процесса чтения. Умение понимать новые слова и выражения по контексту позволит не заглядывать в словарь постоянно, забывая, о чем же было предложение, которое ребенок только что начал читать.

Кроме того, лексика, будь она активная или пассивная, выученная таким образом, лучше запоминается Следовательно, пополнения словарного запаса будет происходить значительно быстрее и естественнее, чем путем простого заучивания слов.

Развитие данного навыка — важнейшая часть успешной подготовки к любому языковому экзамену. Даже если экзамен соответствует уровню знаний ученика, в заданиях на чтение, аудирование и даже говорение обязательно встретятся незнакомые слова более высокого уровня. Происходит это как раз потому, чтобы была возможность проверить способность сдающих извлечь ответ на вопрос из текста, где есть незнакомые слова, т.е. умение понять по смыслу неизвестное слово, важное для поиска верного ответа.

Как же помочь ученикам развить данный навык? Чему мы должны их научить чтобы они могли угадать значение слова по контексту?

Конечно, нужно научить ребят не только видеть само слово, но также обращать внимание детей на коллокацию данного слова, т.е. на то, что вокруг незнакомого слова, есть еще несколько помощников, которые и помогут нам в развитии этого навыка.

Если слово явно состоит из нескольких частей, или имеет явные суффиксы и приставки, можно и нужно разбить его на части. Начиная с уровня pre-intermediate, мы должны постепенно обучать наших учеников самым распространенным суффиксам и приставкам в английском и их значениям.

Например, чтобы понять значение слова “uneventful” можно разложить его на части: корень “event” наверняка знаком ребятам; суффикс “-ful” обычно добавляется к глаголу, чтобы превратить его в прилагательное, означающее какую-то характеристику; приставка “un-” имеет отрицательное значение. Сложив все три показателя и добавив контекст ученик сможет догадаться о значении слова.

Но, для того чтобы узнавать в контексте значение слова, одних знаний из области словообразования недостаточно, очень важно иметь хорошую грамматическую базу. Именно поэтому чем выше уровень языка, тем, как правило, лучше развита языковая догадка. Чему учить? Важно обращать внимание учеников на порядок слов в предложении, различные конструкции, слова с зависимыми предлогами, части речи и формы слова. Необходимо научить детей вычислять значение слова по грамматическим признакам.

Важно уже при введении новой лексической единицы помимо значения и произнесения слова, останавливаться также и на форме. Обращать внимание учащихся на части речи на английском, отмечать тут же значение аффиксов, показывать как ведет себя слово в предложении.

При обучении чтению языковая догадка, несомненно, важна, но не будем забывать и о таком важном аспекте, как ауирование. Одним из этапов работы с текстом можно ввести работу с новыми словами и выяснением их смысла по контексту.После того как текст проработан хорошо и ученики отлично понимают его смысл (после задания на детальное прочтение) можно обратить их внимание на некоторые незнакомые слова в тексте.

Через словообразование, грамматику и контекст, можно предложить ученикам угадать значение слова, а затем проверить вместе.

Еще одним необычным способом развития языковой догадки будет обучение учеников пользованию словарем. Речь тут не о переводных словарях, а именно о так называемых англо-английских. Данный навык поможет студентам не только избавиться от языкового барьера и привычки думать по-русски и переводить на английский, но также поможет быстрее развить языковую догадку. Ведь англо-английский словарь дает определения на простом английском с примерами, а также ссылками на синонимы, антонимы и самые частые выражения. Например, работая с тем же текстом и выделенными в нем словами, следующим этапом может быть использование такого словаря в качестве проверки своей догадки. И только лишь после этого можно прибегнуть к переводу, в крайнем случае.

Для тренировки данного навыка вне урока необходимо поощрять учеников читать сначала адаптированную, а затем и оригинальную литературу как можно чаще. Несколько страниц в день с применением всех приемов, которым их обучили, помогут ребятам быстрее развить данное умение и стать более уверенными при встрече с незнакомыми словами.

Напоследок хочу предложить некоторые примеры заданий, используемых мной на уроках, которые можно найти в готовых источниках или составить самому для тренировки этого навыка.

1. Аутентичный текст и разбор слов. Данный ресурс предлагает отличный пример тренировки языковой догадки. Берется текст из аутентичного источника (журнала), в нем выделяются слова, над которыми вы хотели бы поработать. Для каждого из слов дается ряд вопросов: Какая это часть речи? Что может помочь разгадать слово? Слово означает… (и три варианта ответа). В итоге дается правильное определение.

2. Разбор отдельных предложений. Например, этот ресурс предлагает работу с отдельными предложениями и разными видами контекстуальных подсказок, используя которые необходимо выявить значение слова.

3. Текст — определение по контексту. Еще одним примером является задание прочитать текст и рассмотреть примерное значение слов заданных в задании. Данный вид задания наиболее близок типам вопросов в международных экзаменах.

Работая над этим навыком постоянно, учащиеся будут видеть, что с каждым разом, процесс угадывания становится все проще и проще. Успешное овладение навыком языковой догадки позволит учащимся стать autonomous learners и продвигаться в изучении языка гораздо быстрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"

В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка....

Языковая догадка в процессе обучения иностранному языку

Языковая догадка в процессе обучения иностранному языку В современной методике обучения иностранным языкам существуют различные подходы к толкованию понятия «языковая догадка». Некоторые авторы, ...

Аудирование. Мысль об управлении языковой догадкой.

Мысль простая. Аудирование превращается в аттракцион. Что-то звучит. Это человек? Учитель: "У вас три минуты чтобы закончить и сдать листочки"....

Словарная работа как источник развития языковой личности.

Овладение речью – фактор не только общественно, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека....

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтез...

Языковая догадка при обучении чтению на иностранном языке

Языковая догадка – это своеобразный помощник в изучении английского языка, ведь знать перевод всех иностранных слов просто невозможно. Необходимо научиться использовать языковую догадку при чтен...