Необходимость корректировок в УМК по английскому языку в соответствии с ФГОС
статья по английскому языку (5 класс) по теме
Социальный заказ - практически осознанная, теоретически сформулированная с учетом официальной государственной политики объективная необходимость в качественных параметрах результатов образовательной деятельности. Декларирование социального заказа не приводит к изменениям в практике образования. Только формирование у субъектов образовательной деятельности осознания важности новых требований к образованию со стороны изменившейся социальной реальности способно изменить процессы воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobhodimost_korrektirovok_v_umk_po_angliyskomu_yazyku_v_sootvetstvii_s_fgos.doc | 688.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость корректировок в УМК по английскому языку в соответствии с ФГОС
В современном мире воспитание является необходимым, более того, ключевым компонентом образования. (Зимняя, 2006, с. 67-74)
Воспитание реализуется, в том числе, в процессе освоения материала программы обучения на материалах, представленных в учебниках, в том числе учебниках по иностранному языку. В современном меняющемся мире содержание учебников а) ориентировано в первую очередь на представление содержания программы и меняется б) при обновлении программ. Таким образом, ключевой фигурой процесса воспитания становится педагог (Зимняя, 2000)
Его готовность к нестандартным трудовым действиям, готовность к доработке и внесению дополнений в заранее подготовленные шаблоны, самостоятельность в принятии решений определяют не только эффективность процесса формирования знаний, умений и навыков, но и процесса воспитания в рамках социального заказа.
Социальный заказ - практически осознанная, теоретически сформулированная с учетом официальной государственной политики объективная необходимость в качественных параметрах результатов образовательной деятельности. Декларирование социального заказа не приводит к изменениям в практике образования. Только формирование у субъектов образовательной деятельности осознания важности новых требований к образованию со стороны изменившейся социальной реальности способно изменить процессы воспитания и обучения. (Агафонова и др., 2009)
Воспитание есть целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры (материальной и духовной), социальных ценностей и норм общества (БРЭС, 2006, с 289). Воспитание осуществляется через образование и организацию деятельности. Необходимо помнить, что в воспитании как планомерном целенаправленном процессе взаимодействуют такие субъекты, как сам воспитуемый, семья и различные социальные институты, среди которых школа стоит сразу же за семьей.
В отличие от семьи, школа реализует социальный заказ на воспитание, а также полнее и глубже учитывает невозможность воспитания в рамках одной культуры в современном мобильном, меняющемся мире. Именно в школе реализуются возможности воспитания в рамках диалога культур.
Под диалогом культур в статье понимается взаимодействие (взаимообмен) различных культур между собой, взаимосотворение культурного пространства. (Социологический словарь, 2008). На уроках иностранного языка диалог культур понимается как усвоение особенностей неродной культуры (культуры стран изучаемого языка) на базе усвоения родной культуры, в сравнении и сопоставлении с ней. Родная культура должна являться основой усвоения фактов и явлений любой другой культуры. При этом неважно, какая культуря является родной для обучаемого. Важно, что российский учитель иностранного (английского) языка как субъект воспитания обучающихся должен формировать представление о культуре англоязычных стран через призму социального заказа именно России.
В настоящий момент, как и всегда, патриотическое воспитание является обязательной составляющей социального заказа на воспитание будущих граждан.
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. No 1493 (Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы, 2015)
Патриотизм понимается в ней как любовь к своему Отечеству и готовность способствовать его благополучию. В настоящее время идея патриотизма неразрывно связана с идеей благополучия России. «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Как показывает, в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой – объект открытого информационного противоборства… Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы», - отметил, в частности, Президент РФ В.В. Путин «Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам…. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм.», - продолжил он. (Выступление В.В. Путина, 2012)
Тем не менее, учителя иностранного языка, обращаясь к теме воспитания, о патриотическом воспитании часто пишут в последнюю очередь или вообще не упоминают (Пустовалов С.В.) Наоборот, муссируется проблема формирования у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка; воспитание культуры общения с носителями иной культуры.
В своем выступлении В.В. Путин подчеркнул, что все общественные институты должны участвовать в становлении подрастающего поколения как поколения патриотов. Таким образом, не только от школы, но и от каждого конкретного учителя будет зависеть, как пройдет патриотическое воспитание, в том числе в рамках диалога культур при изучении иностранного языка – как развитие понимания чужой культуры в сопоставлении со своей культурой, либо как демонстрация привлекательных сторон культуры стран изучаемого языка (для англоязычной культуры это во многом вещизм, эгоцентризм и эгоизм, не говоря уже о постмодернизме).
Как указывалось выше, усвоение культуры идет либо через ее материальные носители ( в частности, учебник), либо через организацию деятельности.
Обратимся к анализу учебника иностранного (английского) языка как материального носителя культуры стран изучаемого языка.
При анализе учебника " Английский в фокусе" 5 класс(Эванс В. И др.) можно проследить соотношение упражнений, направленных на изучение иностранной культуры и упражнений, направленных на изучение российской культуры.
Таблица 1. Упражнения, направленные на освоение культурного компонента образования.
Модуль | Упражнения, направленные на изучение культуры стран изучаемого языка (1) | Упражнения, направленные на изучение родной культуры (2) |
Модуль 1 " School days" | с.26 №1а, № 2а, с.26 №3, №4, с.30 №1, с.31 №1 | с.27 №7, с.31 |
Модуль 2 " That’s me" | c. 36 №2, с. 37 №4, с.38 №2, с.40 №4, с.41 №1, с.43 №1 | c.41 №4. |
Модуль 3 "Мy home, my castle" | с.47 №3, 6 с. 50№2, с.51№2, с.52 №2, с.53 №1 | с.47 №1, с.48№1, с.51№5, с.53№4 |
Модуль 4 " Family ties" | с.60 №1, с.61 №2, 3, с.58 №1, с.60№1, с.61 №2 | с 61 №4. |
Модуль 5 "World animals" | с 66 №1, с.71 №1 | с.66 №2, с.67 №10 |
Модуль 6 "Round the clock" | с.77 №3, с.80 №1, с.81 №2 | с 81 №5. |
Модуль 7 "In all weathers" | с.87 №5, с.90 №3, с.91№2 | с.91 №4, с.92 №3. |
Модуль 8 "Special days" | с.96 №3, с.99 №8 с.100 №2, с.101 №1, 2, с.102№2; | с.100№4 |
Модуль 9 "Modern living" | с.106 №1.с.108 №2, с.110 №2, с.111 №1, с.111 №3, с.112 №2; | с.113 №6 |
Модуль 10"Travel and leisure" | с.116 №3, с.121№1 | с.117№9, с.121 №2 |
ИТОГО | 46 | 17 |
Результаты можно представить в виде диаграммы:
Диаграмма 1. Соотношение упражнений, направленных на освоение иноязычной (1) и родной (2) культуры.
Как показало исследование учебника на предмет сравнения упражнений, направленных на изучение зарубежной и российской культур, можно сделать вывод о недостаточности страноведческого материала о нашей стране. Предлагаемые упражнения представлены в основном в форме портфолио, где обучающегося ориентируют на выражение своей позиции и своих знаний, в том числе, и о родной стране. В тексте основных страниц учебника практически не упоминаются российские реалии.
Для подтверждения гипотезы о необходимости освоения родной культуры был проведен опрос учащихся 5а (15 человек), 8а (10 человек) и 10б (12 человек) классов ГБОУ СОШ 237 по модулю 2.
Обучающимся были предложены следующие вопросы:
1. Почему, как вы думаете, отсутствует слово Russian в упр. 1 с. 36?
2. Про какого русского героя с необычной судьбой вы бы написали с задании 9 с 37?
3. Какие сувениры Вы бы упомянули в задании 4 с 41?
Интерпретация ответов представлена в таблице:
Таблица 2. Интерпретация ответов учащихся на анкетирование (в количестве человек)
№ вопроса | 5 класс | 8 класс | 11 класс |
1 | Не знаю – 14 Автор учебника не интересуется русскими – 1 | Не знаю – 8 Русские для англичан ничего не значат - 2 | Американцы / англоязычные не интересуются Россией -12 |
2 | Не знаю – 14 Аркадий Парамонов – | Не знаю – 10 | Илья Муромец - 5 Владимир Путин - 1 Не знаю - 6 |
3 | Матрешка – 15 | Шапка-ушанка – 5 Матрешка – 10 Медведь – 7 | Матрешка - 12 Балалайка - 2 а Медведь - 7 Шапка-ушанка – 3 Кружка с Путиным - 1, Футболка с куполами - 1, Символика Сочи - 3, Валенки - 2 а, Лапти - 4 а Малахит - 1 Кижи - 1 Мед - 1 |
Таким образом, обучающиеся 5 класса не могут самостоятельно выполнить задания на сопоставление и диалог культур, следовательно, нужна помощь учителя как по содержанию, так и в организации деятельности.
Опираясь на вышеизсложенное, все упражнения можно представить в виде четырехкомпонентной типологии на основании их возможностей по реализации диалога культур на субстрате родной культуры. Примеры приведены на основании Модуля 2 Учебника "Английский в фокусе" для 5 класса (Эванс и др., 2014).
1. Упражнения, направленные исключительно на освоение культуры стран изучаемого языка. Как показывает анализ (см. Таблицу 1) такиз упражнений в учебнике достаточно. Примеры: c. 36 №2, с. 37 №4, с.38 №2, с.40 №4, с.41 №1, с.43 №1
2. Упражнения, которые после доработки содержания учителем могут быть использованы для освоения родной культуры. Такие упражнения в учебнике есть. Вот несколько примеров упражнений, доработанных учителем, когда структура и инструкция задания остались без изменения, изменяется только содержание материала.
А) упр. 4 с. 37
Ilya Muromets
In legends, Ilya Muromets, the son of a farmer, lived in a village near Murom. He had a serious illness when he was young and couldn’t walk until the age of 33. He could only lie on a Russian oven. When he was 33, two pilgrims came and gave him a drink. He became strong. After that he got super-human strength by Svyatogor, and went to free the city of Kiev from Idolishche to serve Prince Vladimir the Fair Sun (Vladimir Krasnoye Solnyshko). On his way in the forests of Bryansk he killed the forest monster Nightingale the Robber (Solovei-Razboinik), who could kill travellers with his powerful whistle.
Read and answer the questions. Explain the words in bold.
1. Where is Ilya Muromets from?
2. Who are his enemies?
3. How did he get his super-human strength?
4. What is his mission?
Б) № 3 с 40
В) № 2 с 42
3. Упражнения, которые после доработки инструкции учителем могут быть использованы для освоения родной культуры.
c.41 №4.
Print the map ( http://www.lampada-m.ru/img/news_img/russia_prodagi_big.jpg ) of Russia and label Russian souvenirs.
4. Упражнения, направленные на освоение родной культуры.
A) 1 1 с 36
В) 7 с 40
What pins has Lena got in her collection? Guess the cities and tell your partner.
1. G P R E U T B E R 2. D O G O N O R O V 3. Z A N A K 4. A S S T O P O L E V
Г) 6 1а с 41
Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать, что рассматриваемый учебник "Английский в фокусе" для 5 класса (Эванс и др., 2014) не соответствует требованию реализации диалога культур на уроках иностранного языка, так как практически не содержит материала для усвоения родной культуры обучающихся, то есть не соответствует социальному заказу в области воспитания подрастающего поколения. поскольку все учебники данной линии построены на единых принципах в области воспитания, можно предположить, что и остальные учебники не вполне готовы к реализации требования воспитывать патриота. при этом качество учебника в области формирования предметных знаний, умений и навыков не вызывает сомнения. Данное противоречие между воспитательным и учебным содержанием можно устранить через дополнение учебника тремя группами упражнений, предложенных в рамках разработанной авторами статьи классификации упражнений. Таким образом, разработанная в ней типология упражнений и результаты анкетирования обучающихся разных возрастов по предмету исследования делают статью актуальной для современной педагогической ситуации.
Перечень литературных источников
Агафонова Н. Н., Брехач Р.А. ,Жадаев Д.Н. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов оформления профессиональной среде и механизмы предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществом. - Пермь: Изд-во ПГПУ, 2009
Большой Российский энциклопедический словарь (БРЭС). - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006
Выступление В.В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи 13.09. 2012 http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/vladimir_putin_my_dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente/ [07.11.2016]
Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000
Зимняя И. А.Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение.— 2006.— № 1.— С. 67-74 [07.11.2016]
Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы" http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf [07.11.2016]
Пустовалов С.В. Воспитательный̆ потенциал урока иностранного языка (https://infourok.ru/vospitatelniy-potencial-uroka-inostrannogo-yazika-535857.html [07.11.2016]
Социологический словарь под ред. Осипова Г. В., Москвичева Л. Н. - М.: НОРМА, 2008
Эванс В., Дули Дж., Подоляко О., Ваулина Ю. Английский в фокусе. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. 4 издание. – Москва: " Просвещение" 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...
Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС
Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...
«Игровые технологии как средство повышения мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС» през
презентация...
Использование игровых технологий на уроке английского языка в соответствии с ФГОС
Статья представляет собой методические рекомендации для молодых учителей по применению игровых технологий на уроке открытия новых знаний в начальной школе и на среднем звене на разли...
«Требования к уроку английского языка в соответствии с ФГОС» (выступление на педсовете)
Выступление на педсовете...
Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС
Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки и оценки на уроке? Какие методы и методические приемы исполь...