Конспекты уроков по теме Косвенная речь
план-конспект урока по английскому языку (8 класс) по теме

Нечитайлова Раиса Павловна

Цикл уроков по теме Косвенная речь к учебнику 8 класса Spotlight

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_kosvennaya_rech.docx48.47 КБ

Предварительный просмотр:

В 8-м классе учащиеся должны освоить косвенную речь. Данный пункт включает в себя умение передавать в косвенной речи высказывания, вопросы, просьбы, приказы, распоряжения. Эта тема так же является новой для учеников. Согласно учебнику, формирование и совершенствование грамматических навыков происходит на основе речевой темы “Holiday problems”. Мы считаем, что учащиеся должны иметь возможность встретиться с высказываниями в косвенной речи на уроках, предшествующих непосредственному изучению грамматического материала, например, на уроках развития диалогической речи.

Знакомство с формообразованием и функциональными особенностями косвенной речи осуществляется на основе двух текстов. Это открытка, которая содержит новости о путешествии, и диалог, в котором происходит пересказ этих новостей третьему лицу. Тексты содержат примеры всех временных форм, а также модальный глагол can, вопрос, просьбу и распоряжение. Открытие практических возможностей косвенной речи осуществляется в процессе создания конкретного речевого продукта: буклет “Holiday Experience”.

Закрепление проходит последовательные стадии формирования грамматического навыка: от имитации до репродукции. Однако, как показывает практика, некоторым учащимся трудно определить, что такое прямая и косвенная речь в целом. При трансформации из первой во вторую они оставляют знаки препинания, характерные для прямой речи, не изменяют личные и притяжательные местоимения, хотя меняют форму глагола. В связи с этим на стадии трансформации им предлагается выполнить задание с более подробными указаниями.

Завершается цикл уроков самостоятельной работой по систематизации изученного материала, выходу за его пределы, то есть получение новых дополнительных сведений.

Урок-погружение

Урок по теме «Проблемы на отдыхе» включает элементы «погружения» в косвенную речь. Среди образовательных целей, таких как: «развитие навыков диалогической речи» и «развитие навыков аудирования», поставлена цель «формирование неявных грамматических знаний косвенной речи». Последняя цель находит свое отражение в следующих заданиях:

  1. В упражнение №6 на странице 93 «Послушайте и выберите ответ A, B  или С для каждого вопроса» вносим свои изменения. Мы оставляем вопросы, но видоизменяем ответы так, чтобы смысл остался тот же самый, но был представлен в косвенной речи. Например, ответ к четвертому вопросу “… What is her opinion of it?” – “It is too modern” мы заменили на: “She said that a new airport was too modern”. Упражнение получило следующий вид.
  1. Listen to a short radio announcement. What does it advise listeners to do?

A It advises to delay the journey.

B It advises to take a different route.

C It advises to make the journey by train.

  1. Listen to a woman talking about a holiday she went on. What did she find surprising?

A She said that the weather had been nice.

B She said that everything had been expensive.

C She said that she could easily communicate.

  1. Listen to a man talking about his fear of flying. When is he most relaxed?

A He said that he was the most relaxed during the flight.

B He said that he was the most relaxed just before take-off.

C He said that he was the most relaxed just after landing.

  1. Listen to a woman talking about a new airport. What is her opinion of it?

A She said that a new airport was too modern.

B She said that a new airport was too far away.

C She said that a new airport had no taxis.

  1. Во время прослушивания диалогов одних учащихся на тему «Проблемы на отдыхе» рекомендуем для других дать установку слушать своих одноклассников и перечислить: с какими проблемами на отдыхе они встретились. Для своего ответа использовать следующие подсказки:

- Olga said that   she had lost her…

        the weather had been …

        she had had an accident/ flat tyre /…

        she had got seasick / sunstroke/ …

Домашнее задание на следующий урок: провести опрос среди учащихся школы, который включает такие вопросы как “Do you like travelling?”, “Have you got any holiday problems?”, “What kind of problems?”, “How did you feel?”, “Give some advice how to avoid them”. Опрос проводится с целью написания небольшой статьи “Holiday Experience”.

Урок-открытие

Тема: Проблемы на отдыхе

Цель образовательная: формирование грамматических навыков косвенной речи

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока:

  1. Личностные:

- социализация учащихся (работа в парах при решении осознанной, социально - значимой проблемы)

- действия смыслообразования (установка связи между мотивом «хотим представить итоги исследования» и результатом)

  1. Регулятивные:

- целеполагание (учащиеся принимают участие в постановке познавательной цели урока)

- прогнозирование (учащиеся прогнозируют, что определенное средство – текст – поможет им найти необходимую информацию)

- действия контроля (учащиеся сверяют по ключу ответы, полученные в результате совместной деятельности)

- действия коррекции (внесение учащимися необходимых корректив в свои действия речевосприятия в случае расхождения ответов в ключе и полученных ответов)

- действия саморегуляции (учащиеся учатся сосредотачиваться на выполнении речевых действий, проявляя волевое усилие и настойчивость для достижения цели)

  1. Познавательные:

- действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи (перед анализом беседы двух героев учащиеся ставят перед собой задачу выяснить: с помощью каких языковых средств они передают новости от третьего лица)

- действия по выбору языковых средств (учащиеся во время оформления первой части итогов проведенного опроса отбирают необходимые лексические и грамматические средства)

  1. Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на английском языке (например, «Where can we find examples of reported speech?»)

- умение точно выражать свои мысли на английском языке в соответствии с задачами и условиями общения (во время подведения итогов урока учащиеся высказываются о том, что нового они узнали на уроке и какова ценность полученного знания)

Оснащение урока:

- картинки (“holiday problems”);

- копии открыток с текстом;

- текст беседы двух героев;

- таблица английских времен;

- дополнительные инструкции к упр. 2 стр. 144 учебника;

Конспект  урока-открытия

Этап урока

Содержание урока

  1. Речевая зарядка Включение в учебную деятельность

Good morning, boys and girls. I am glad to see you.

  1. Look at these pictures and say what problems people have. Sympathise them.
  2. Look through this postcard. Who wrote it? To whom? Who is Julia?

Dear Mum,

  1. Greetings from California! I am enjoying my seaside holiday very much. I feel so delighted there! I have been at Camp Pacific for a week now and I have done millions of exciting things.

So far yesterday I visited Legoland, the famous theme park. Also my new friends invited me to try scuba – diving and I saw a shark! It’s a shame but today I have been lying on the beach all day long and got sunstroke.

One of these days I will do souvenir shopping. I can buy something special for you.

  1. Have you got any ideas?

 Give my regards to aunty Julia. Don’t worry about me. Take care!

Love,

Mary

Read and say what holiday problem happened to Mary

  1. Актуализация знаний Пробное учебное действие

 Выявление места и причины затруднения

Обращение к результатам опроса, проводимого учениками в качестве домашнего задания. Учитель предлагает зачитать полученные результаты. После прочтения одной из работ, учитель с помощью вопросов вида: «Скажите, есть ли разница между тем, когда человек сам говорит, и тем, когда его слова передают другим», иллюстрируя пример прямой и косвенной речи в учебнике, убеждает учащихся в необходимости преобразовать форму результатов. Но выполнить это они ещё не могут.

  1. Выход из затруднения

Фиксация нового знания

Учитель предлагает вновь обратиться к героям письма и посмотреть, как мама Мэри передает тетушку Джули, о чём написала в письме Мэри.  

Ученики знакомятся с беседой мамы Мэри и тетушкой Джули и видят, каким образом первая пересказывает новости второй.

Aunty Julia: Any news from Mary?

Katherine: Yes, there is some. She sent a postcard. She said that she was enjoying her seaside holidays and she felt so delighted there. She had already been at Camp Pacific for a week and had done millions of exciting things.

Aunty Julia: What sort of things?

Katherine: She had visited Legoland, the famous theme park. Also her new friends had invited her to try scuba – diving and she had seen a shark! That day when she sent me a letter, she had been lying all day long and had got sunstroke.

Aunty Julia: Poor thing!

Katherine: She said she would do souvenir shopping and could buy something for me.  She asked me if I had got any ideas.

Aunty Julia: It is kind of her.

Katherine: Oh, yes! What is more she told me to give you regards and not to worry about her.

Ученики, изучая примеры в тексте, постепенно заполняют таблицу и анализируют, как меняются формы глаголов, с помощью инструкции и наводящих вопросов.

tense

direct speech

reported speech

tense

present continuous

am enjoying

was enjoying

past continuous

  1. Укажите времена для глаголов

Если у вас есть затруднения, воспользуйтесь таблицей английских времен

  1. Есть ли закономерности того, как изменяются формы глаголов при переходе из прямой речи в косвенную?

(работа в парах)

  1. Работа по закреплению нового грамматического навыка

Имитация

What did Mary’s mum feel while she reported the news to aunt Julia? Why? Act out exchanges between them.

Katherine: “She said that she had seen a shark!”

Aunty Julia: – “What a nightmare!”(“You must be joking!”, “Goodness me!”, “How terrible!”) (работа в парах)

Подстановка

What did you or your relatives said after the holidays. Make up sentences:

After the trip

I

my friend (s)

my parents

said (to) that

I

he

she

they

could communicate with people in English

had seen camels

had lost passport

had had bad weather

had missed the flight

would never go there anymore

would go there again

(работа в парах)

Трансформация

Упражнение в учебнике: с.148, № 2 (“Your friends have been on holiday abroad and they have told you about it. Report what they said”) (самостоятельная работа) (взаимопроверка по ключу)

 (Если кто-то из учащихся не справляется с заданием, то им предлагается выполнить его с более подробными указаниями)

Пэм:

«Я

никогда не была

в таком прекрасном месте»

Pam:

“I

have never been

to a nicer place”

Пэм сказала, что

она

никогда не была

в таком прекрасном месте

Pam said that

she

had never been

to a nicer place

  1.    

Джо:

«Пол

присоединился

к нам позже

потому что он

опоздал

на свой самолет»

Joe:

“Paul

joined

us later

because he

missed

his flight

Джо сказал, что

Пол

присоединился

к ним позже

потому что он

опоздал

на свой самолет

Сью:

«Мы

покажем

тебе фото

как только

они будут готовы»

Sue:

“We

will show

you the photos

as soon as

they are developed

Сью сказала, что

Они

Leslie:

“The local cuisine

is

delicious”

  1.  

Kate:

“I

can’t wait

to show you the souvenirs

we

bought for everyone”

Paul:

“I

am planning

to go there again”

  1.    

Mike:

We

got lost

as we

were walking

through the city centre”

Репродукция

Упражнение в учебнике: стр.149 №4 (“Turn the text (postcard) into reported speech”) (самостоятельная работа)

Взаимопроверка по ключу. Критерии оценивания: «5» - 11-12 верных ответов, «4» - 9-10, «3» - 6-8.

  1. Решение задачи, вызвавшей затруднение

Учащимся предлагается оформить первую часть результатов исследования в косвенной речи (работа в парах)

Представление результатов

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается высказаться о том, чему новому они научились на уроке, и какова ценность этих новых умений

  1. Домашнее задание

Упражнения на тренировку формообразования косвенной речи: учебник стр.148 №3

Принести цветные листы, фломастеры для оформления буклета “Holiday Experience”

Урок-открытие 2

Тема: Проблемы на отдыхе (“We are all in the same boat”)

Цели образовательные: 1) совершенствование грамматических навыков косвенной речи; 2) развитие навыков письменной речи;

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока:

  1. Личностные:

- социализация учащихся (работа в парах при решении осознанной, социально-значимой проблемы)

- действия смыслообразования (установка связи между мотивом «хотим создать буклеты “Holiday Experience” и созданием этих буклетов)

- действия нравственно-этической ориентации (личностный выбор в пользу тех или иных советов для путешественников)

  1. Регулятивные:

- целеполагание (учащиеся принимают участие в постановке познавательной цели урока)

- прогнозирование (учащиеся прогнозируют, что определенное средство – текст – поможет им найти необходимую информацию)

- действия контроля (учащиеся сверяют по ключу ответы)

- действия коррекции (внесение учащимися необходимых корректив в свои действия речевосприятия в случае расхождения ответов в ключе и полученных ответов)

- действия саморегуляции (учащиеся учатся сосредотачиваться на выполнении речевых действий, проявляя волевое усилие и настойчивость для достижения цели)

  1. Познавательные:

- действия по поиску и выделению необходимой информации (учащиеся работают с учебником в поисках информации для своих буклетов)

- действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением речевого высказывания на английском языке (учащиеся составляют письменное речевое высказывание, содержащее советы путешественникам)

- действия рефлексии (осознание учащимся того, какие новые знания он приобрёл при решении поставленной познавательной задачи)

  1. Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на английском языке (например, «What is the best variant: to leave the words of your interviewers in direct speech or turn them into reported?»)

- умение точно выражать свои мысли на английском языке в соответствии с задачами и условиями общения (подлиться интересной новостью, согласиться с тем, что тоже пережили подобную ситуацию)

Оснащение урока:

- картинки (“holiday problems”);

- копии открыток с текстом;

- текст беседы двух героев;

Конспект урока-открытия:

Этап урока

Содержание урока

  1. Речевая зарядка Включение в учебную деятельность

Good morning, boys and girls. I am glad to see you.

 Tell us any interesting news you’ve heard. Other students can react.

“Someone told that …” - “What a nightmare!”(“You must be joking!”, “Goodness me!”, “How terrible!”)

  1. Актуализация знаний

Have you got a lot of homework for today? No wonder, you’re all in the same boat. Let’s see how you’ve practiced in reported speech.

Учащимся предлагается выполнить упражнения, которые были преобразованы из тех, которые были заданы на дом

 Подстановка

  1. Make up the pairs: verb in direct speech and the same verb in reported speech

is, didn’t come, will meet, played, didn’t go, am flying, went, are getting, can, has, are living, haven’t talked, will tell

had played, was, had gone, had had, hadn’t talked, would tell, hadn’t come, would meet, hadn’t gone, were getting, could, was flying, were living

Трансформация

  1. Write true form for these verbs in reported speech

 f.e. join (direct speech) – joined (reported speech)

have been, will show, is, can’t, am planning, got lost

Комбинирование

  1. Look at these pictures (holiday problems). Were you in the same boat? Tell about your bad experience to your partner. He will listen to you and report your speech.

f.e. Picture №1: Mary missed the flight. She is disappointed”

Olga: “I understand Mary. I was in the same boat. It was a bad luck. I will never forget how I missed the flight!”

Olga’s partner: “Olga understood Mary. She had been in the same boat. It had been a bad luck. She would never forget how she had missed the flight.”

  1. Выявление места и причины затруднения

Осознание необходимости выяснить, как передавать в косвенной речи приказы и распоряжения

To avoid problems like these you’re making leaflets “Holiday Experience”. What have you already done? What does the second part of your work include? (experience, tips) Read the second part of you survey. What is the best variant: to leave the words of your interviewers in direct speech or turn them into reported?

  1. Выход из затруднения

Фиксация нового знания

Учитель предлагает вновь обратиться к героям письма и посмотреть, не содержало ли письмо Мэри какие-нибудь распоряжения, просьбы.

Учащиеся находят эти примеры и, анализируя их, выводят правило, как передать в косвенной речи приказы и распоряжения.  

  1. Работа по закреплению нового грамматического навыка

1) Share what orders your parents give you when you leave for school. Start:

My mum tells me to …

She tells me not to …

2) Упражнение в учебнике: с.95, № 5 (“Report these tips”)

  1. Применение сформированных грамматических навыков в решении поставленной задачи

Учащиеся в парах оформляют работу “Holiday Experience”, которая состоит из двух частей. В первой перечисляется, с какими проблемами можно встретиться на отдыхе, во второй пересказывается опыт других людей.

  1. Рефлексия

Учащиеся представляют свои работы и высказываются о том, где могут быть они полезны. Совместное с учащимися определение критериев оценивания созданных буклетов (их содержательность, внешний вид, отсутствие языковых ошибок). Действия оценки / самооценки.

Домашнее задание

Учащиеся меняются буклетами и оценивают их по совместно составленным критериям

Найти больше интересных новостей и советов, как провести отпуск без проблем. Оформить их, указав источник.

Урок-расширение

Тема: Косвенная речь

Цель образовательная: совершенствование грамматических навыков по теме косвенная речь

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока:

  1. Личностные:

- социализация учащихся (работа в парах при решении осознанной, социально - значимой проблемы)

- действия смыслообразования (установка связи между мотивом «хотим достигнуть следующего уровня в овладении косвенной речью» и достижением этого уровня)

  1. Регулятивные:

- целеполагание (учащиеся принимают участие в постановке познавательной цели урока)

- действия контроля (учащиеся сверяют по ключу полученные ответы)

- действия коррекции (внесение учащимися необходимых корректив в свои действия речевосприятия в случае расхождения ответов в ключе и полученных ответов)

- действия саморегуляции (учащиеся учатся сосредотачиваться на выполнении речевых действий, проявляя волевое усилие и настойчивость для достижения цели)

- действия оценки \ самооценки (учащиеся оценивают уровень владения иностранным языком, которые они достигли на уроке)

  1. Познавательные:

- действия по поиску и выделению необходимой информации (работа с разными источниками информации)

  1. Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на английском языке.

- умение точно выражать свои мысли на английском языке в соответствии с задачами и условиями общения (во время подведения итогов урока учащиеся высказываются о том, что нового они узнали на уроке и какова ценность полученного знания)

Оснащение урока:

- Презентация;

- Карты достижений в области косвенной речи (варианты);

- раздаточный материал;

Конспект урока-расширения

Этап урока

Содержание урока

  1. Речевая зарядка Включение в учебную деятельность

Good morning, boys and girls. I am glad to see you.

 Give your partner some advice how to spend spring holidays. Your partner will tell us about it. Other students can react.

“She told me to visit…” - “Good idea!”(“I don’t think so”, “I’d love to!”, “Good of her”)

Презентация примеров использования косвенной речи

(сообщения, распоряжения, просьбы, вопросы и т.д.)

Обсуждение, что уже изучено, а что ещё нет. Определение актуальности изучения нового материала: в каких речевых ситуациях понадобятся эти навыки и умения.  

  1. Работа с  картой достижений в области косвенной речи

Каждый учащийся получает «карту». В ней указаны навыки, которыми овладеет ученик, источники информации, задания для взаимопроверки, критерии оценивания. Учащиеся работают в парах, могут оказывать помощь друг - другу. Но вариант заданий у каждого свой.

Учащимся предложено изучить (повторить) 6 пунктов. При этом обязательны из них первые четыре.

Пример карты достижений в области косвенной речи (смотри в приложении)

  1. Оценка/ Самооценка

Взаимопроверка по ключам. За каждое выполненное задание учащиеся получают баллы, которые в конце суммируются и выводятся в оценку.

  1. Рефлексия

Учащиеся анализируют полученные результаты, определяют уровень, которого они достигли в изучении английского языка. Желающие могут повторить работу с картой (другой вариант) для достижения более высокого результата.

  1. Домашнее задание

Тем, кто достиг более продвинутого уровня в овладении данным грамматическим материалом, предлагается составить свои задания, которые впоследствии могут выполнить другие учащиеся.

Для остальных: рабочая тетрадь стр. 62, №1, 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Косвенная речь"

Первый урок по теме "Косвенная речь " в 8-ом классе....

Презентация к уроку по теме "Косвенная речь"

Презентация к уроку по теме "Косвенная речь"...

Конспект урока "Прямая и косвенная речь."

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания....

Конспект урока по теме: "Direct and Indirect Speech" (Прямая и косвенная речь)

Тема урока: Direct and Indirect Speech (Прямая и косвенная речь)Речевой материал урока: Vocabulary on the Topic;Главная цель урока: формирование грамматических навыков по теме «Прямая и кос...

Конспект урока по теме: "Direct and Indirect Speech - 2" (Прямая и косвенная речь - 2)

Тема урока: Direct and Indirect Speech - 2Речевой материал урока: Vocabulary on the Topic;Главная цель урока: формирование грамматических навыков по теме «Прямая и косвенная речь: повествователь...

План-Конспект урока "Прямая и косвенная речь" 9 класс

Введение и отработка прямой и косвенной речи....

План-конспект урока по теме: "Прямая речь".

Технологическая карта урока в 5 классе...