«Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка»
методическая разработка по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34»
Методическая разработка
Тема: «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка»
Меренцова Виктория Юрьевна,
преподаватель английского языка
Москва, 2018
Древняя китайская пословица гласит:
“Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь”.
Тема «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка» достаточно актуальна, так как в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательных организациях.
Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает в жизни и новые формы обучения. Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Кроме того профессиональный стандарт педагога включает в себя такое понятие как профессиональная ИКТ-компетентность педагога, (т.е. «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо»).
Ещё несколько лет назад использование в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов поощрялась, однако не являлась для них обязательной. Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержащим требования к: результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.
Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно, умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени. Широкое использование компьютеров в различных аспектах деятельности человека не обошло стороной проблему обучения человека языкам. Уже сейчас создано большое число компьютерных программ по обучению иностранным языкам. Сложность задачи обучения языкам объясняется тем, что любое обучение - задача комплексная, требующая учёта данных психологии, педагогики, методики, особых свойств изучаемого предмета. По существу, каждая обучающая программа - это достаточно сложная система искусственного интеллекта. За последние годы значительно изменился принцип применения компьютерных программ в обучении иностранному языку. Если ранее утверждалось, что наиболее эффективно они могут быть использованы в рамках автоматизированных обучающих систем, то с появлением компьютеров такие программы всё чаще используются индивидуально и подбираются в зависимости от цели обучения.
В последнее время использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка, и английского в том числе, становится все более распространенным. Использование ИК-технологий позволяет сделать процесс обучения иностранному языку:
более личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;
по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома;
менее рутинным и более разнообразным: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;
коммуникативным: использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную;
основанным на использовании аутентичных языковых материалов: учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т.д.;
менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.
Основная цель применения новых технологий - повышение качества образования. Что кроется за этими словами? Создавая и используя электронно-образовательные ресурсы, мы можем:
- сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы;
- в урок вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;
- уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний наших учеников;
- привить учащимся навыки контроля и самоконтроля;
- повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
- обеспечить дифференцированное обучение, предлагая разно уровневые задания;
- пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках;
- сформировать у учащихся навык исследовательской деятельности и т.д.
Работая с интерактивными досками, мы имеем возможность за урок решить гораздо больше задач. Рассмотрим работу с лексикой. Не секрет, что в последнее время учащиеся не всегда прилежно выполняют домашние задания и учат слова, без которых успешное овладение языком невозможно. Что делать учителю в данной ситуации? Конечно, уделять лексике больше времени на уроке. В такой работе мне очень помогает Smart. Функция “Интерактивные средства и мультимедиа” даёт возможность “поиграть” на уроке, повторить и выучить лексику.
Работа на уроках с интерактивной доской позволяет быстро провести самопроверку знаний учащихся. При выполнении задания ответы закрыты шторкой, при проверке – открыты. Есть возможность одному – двум учащимся выполнять это задание на доске. Таким образом, дети имеют возможность проверить свои знания, сравнив свои ответы с вариантами товарищей и с правильными ответами на доске, сразу получить оценку.
Интерактивные доски позволяют делать целые конспекты уроков, включающие в себя аудио и видеоматериалы к уроку. В конспекте мы обозначаем тему и цели урока, имеем возможность доступно изложить материал урока, пользуясь ЭОР. Учащиеся могут познакомиться с дополнительными источниками информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия).
Трудно сегодня представить преподавание страноведческого материала на уроках без разработок,основанных на использовании Интернет-ресурсов.Путешествуя по англоязычным странам, мы можем в режиме онлайн заглянуть на Тауэрский мост http://tvway.ru/index.php?file=11910,зайти в Лондонский зоопарк http://www.zsl.org/zsl-london-zoo/,пройтись по залам Британского музея http://www.britishmuseum.org/?ref=header .Такие путешествия поддерживают интерес учащихся к языку, мотивируя их на активную работу.
С каждым годом в нашу жизнь входят новые понятия и вещи. Сегодня каждому школьнику понятно, что такое планшет, какой iPhone вышел в свет и т.д. Мы - учителя стремимся не оставаться позади и использовать в своей работе новые программы и интернет-технологии.
Продолжая тему об использовании электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка, я хотела бы ещё раз доказать, то, что нам безумно повезло жить во времена информационных технологий, показать один из способов, использования современных гаджетов в обучении. «ЯКласс» - это образовательный ресурс для школьников, учителей и родителей.
«ЯКласс» помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашнее задание в электронном виде. Для ученика- это база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют школьников. Доступ к «ЯКЛАСС» позволяет преподавателю организоватьиндивидуальную работу по модели «один ученик – один компьютер»(«один компьютер» - это условно, потому что подойдет любое мобильное устройство с выходом в интернет: ноутбук, планшет, айфон, мобильный телефон):
- выбор задания по степени сложности;
- из предыдущей темы;
- на повторение (из любой ранее пройденной темы).
Таким образом, можно дифференцировать задания и подобрать подходящее для детей, нуждающихся в дополнительных занятиях по предмету; заниматься с учащимися, которые по каким-либо причинам не могут посещать учебное заведение, но должны и готовы учиться; выстроить индивидуальный маршрут изучения предмета с одаренными детьми и т.д.
Хочу отметить, что работа на «ЯКлассе» успешно решает проблему дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода в обучении.
Выполнение тестового задания с использованием возможностей портала:
блок теоретического материала по теме + ход выполнения задания + возможность переделывать задание бесчисленное количество раз до достижения желаемого результата (задание каждый раз будет другое).
Раздел «Результаты учащихся» и изучение его возможностей:
- подробная статистика результатов;
- рекомендация отметки;
- показ хода работы каждого ученика в режиме onlain: приступил к работе или нет, какое задание выполняет в данный момент, каков результат работы.
Если задание выполнено с ошибками, то достаточно кликнуть мышкой на номере задания – и на экране появится выполненное учеником задание, то есть учитель не просто получает готовый результат в процентах или привычной пятибалльной системе, но имеет возможность увидеть ошибки и, соответственно, разобрать их и повторить тему.
Ученик может проделать эту работу и самостоятельно: функция «проверка» включена, правильный вариант указывается, шаги решения для всех заданий есть. Как известно, именно самостоятельный анализ выполненной работы позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, познавательную активность и дисциплинированность школьников.
Надо отметить, что резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы является доминантой внедрения компьютера в образование.
Организация домашней работы с использованием материалов портала «ЯКласс».
- воспользоваться готовым вариантом из раздела «Домашнее задание»;
- создать свою домашнюю работу, собрав несколько разных заданий или тестов;
- отправить домашнюю работу всем ученикам или выборочно;
- наблюдать за ходом выполнения учащимися заданий;
- возможность экономить время на проверку;
- возможность просматривать и распечатывать отчёты о выполненном домашнем задании;
Реализация здоровьесберегающей технологии в учебном процессе.
Для лучшего усвоения учебного материала и непричинения вреда здоровью учащиеся не должны слишком много времени уделять выполнению домашних заданий. С учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются определенные затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника, но проследить, сколько времени ребенок затратил на выполнение домашнего задания, очень сложно (опрос родителей, тестирование детей, наблюдение и пр.)
Несомненное достоинство портала в том, что можно с точностью до секунды ответить на вопрос, сколько времени дети проводят за компьютером, выполняя задания и набирая баллы. Система отслеживает, сколько попыток было сделано и сколько конкретно времени затрачено на выполнение задания, что позволяет, во-первых, увидеть индивидуальный темп работы ребенка, во-вторых, корректировать объем заданий или ограничить время их выполнения (такая функция тоже есть: достаточно на таймере поставить время, которое вы отводите ребенку на выполнение домашнего задания).
Примечание:
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», на выполнение домашнего задания отводится:
1-й класс – домашнего задания нет;
2–3-й классы – 1,5 часа в день;
4–5-й классы – 2 часа в день;
6–8-й классы – 2,5 часа в день;
9–11-й классы – 3,5 часа в день.
8) Рейтинговая система работы. Топы.
За каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов, формируется рейтинг участников по количеству набранных баллов (раздел «Топы»). Дети соревнуются между собой, с другими классами, интересуются, какое место в рейтинге занимает учебное заведение.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Таким образом, мобильное обучение на «ЯКлассе» позволяет качественно изменить контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствуют формированию у учащихся рефлексии; обучающая программа помогает наглядно представить результат своих действий.
В результате работы на «ЯКласс» у обучающихся заметно повысился уровень мотивации, направленной на результативность и успех. На мой взгляд, причин несколько:
- элемент соревновательности: за каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов, формируется рейтинг участников по количеству набранных баллов (раздел «Топы»). Дети соревнуются между собой, с другими классами, интересуются, какое место в рейтинге занимает лицей;
- привлекательная для многих учащихся интерактивная форма работы, позволяющая сразу видеть результат и абсолютно объективную оценку;
- элемент новизны и любопытство;
- возможность переделать задание, добиваясь желаемого результата, как следствие –отсутствие страха ошибиться,
- возможность повторить любую тему практически по любому предмету.
Ученик, увлеченно работающий за компьютером, не боится заданий возрастающей сложности, и выполняет гораздо больший объем работы.
Для родителей интерактивная форма работы привлекательна в первую очередь тем, что ребенок использует компьютер не для игр и/или общения в соцсетях, а как рабочий инструмент и объект обучения, тем более что увидеть результаты «независимой экспертизы знаний» своего ребенка по любому предмету по любой теме за любой период они могут в любое время (все результаты система сохраняет).
Сегодня большинство учебных классов в образовательных учреждениях г. Москва оснащены интерактивными досками. Это вам и проектор, и обычная доска, и музыкальный центр. Единственное НО! Чтобы подготовить хороший урок с использованием такой доски, нужно делать презентации, искать или создавать аудио-, видеоматериалы, изображения, а это может может занимать очень много времени. В помощь, да и в целях обмена опытом, знаниями, наработками и т.п и стартовал проект МЭШ – Электронная Библиотека. На этом сайте можно найти, создать, разместить любой материал: УМК, сценарии уроков, тесты, картинки, видео, аудиотреки и многое другое. МЭШ — это для учителя подготовка к уроку, возможности для вовлечения учеников в рабочий процесс, сокращение времени на проверку контрольных работ, обмен опытом — все это создано для учителей и при участии самих учителей.
«Московская электронная школа» позволяет сокращать количество документации при составлении рабочих программ, подготовку к уроку, а также проводить уроки с помощью материалов загруженных в Библиотеку МЭШ на интерактивных панелях и планшетах. Учителя смогут выставлять оценки и комментировать их в журнале, предоставлять дополнительные электронные материалы в библиотеке, а также связываться с родителями учеников по защищенному от детей каналу.
Многие учебники, используемые в образовательной деятельности, теперь доступны в Библиотеке МЭШ. Использовать электронные интерактивные учебники можно с помощью приложения на планшетах учеников. Такая возможность позволит сократить вес портфеля и не нагружать ребенка тяжестями.
Кроме того, МЭШ позволяет присоединиться к уроку из дома в случае болезни, сдать тесты по заданной теме и проверить свои знания. Занимаясь самостоятельно дома после школы или во время болезни, в Библиотеке МЭШ можно посмотреть разнообразный материал на интересующую вас тему, который был подготовлен учителями разных школ.
Благодаря новым технологиям родители могут получать полную информацию об образовательной деятельности в режиме он-лайн. Так родитель может узнать успехи своего ребенка за прошедший учебный день, находясь на работе, и подготовиться заранее к совместному выполнению домашних заданий или повторению материала, для улучшения полученных оценок. Что касается меня , то я активно использую в своей практике все ресурсы МЭШ и готовлю материалы для загрузки файлов в Библиотеку МЭШ.
В заключение хочу сказать, что необходимо внести изменения в учительскую практику через освоение инновационных педагогических методик и стратегий обучения, способствующих улучшению качества знаний учащихся, качества преподавания учителями. Несомненно, чтобы изменения были существенными, необходимо улучшить методическую помощь, административную поддержку и профессиональную подготовку учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка....
Презентация по теме "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка"
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства....
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка....
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка....
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка
Используя электронные образовательные ресурсы при обучении английскому языку, можно оптимизировать процесс овладения речевыми навыками базового школьного иноязычного общения и сделать его более эффект...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка
На этом сайте вы можете найти ссылки, которые можно применить на уроках английского языка. Они помогут вам получить полезную информацию в проведении уроков.Эти сайты предназначены для учащихся основно...