ОБУЧЕНИЕ ВОВЛЕЧЕНИЕМ Проект С.В. Заруцкой , представленный на клубе молодых преподавателей 30.01.2018 https://centrdot.kuz - edu.ru/index.php/component/depositary_eor/download
видеоурок по английскому языку (5 класс) на тему

Заруцкая Светлана Валериевна

Ссылка на мультимедиа ресурс (ЭОР) для учителей английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarutskaya_-soderzhanie.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение_______________________________________________

Использование информационных технологий в обучении английскому языку

( на примере мультфильма «Король Лев»)

Итоговая работа

Срок обучения с «19» 01. 2016г. по «27» 02. 2016г.

Исполнитель:

Заруцкая Светлана Валериевна,

 учитель английскогоязыка

НОУ «Православная гимназия

 во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

 г. Кемерово

(с.т. 8 961 716 0999

e-mail: intellect-center@rambler.ru)

Консультант:

Приходько Елена Валерьевна,

методист кафедры

Кемерово 2016


Оглавление

Введение        …………………………..3

Глава 1. Анализ проблем, препятствующих качественному преподаванию иностранного языка……………………………………………………………..3

1.2  Задачи , которые ставит перед собой методическое пособие,  и способы их решения……………………………………………………………………………..7

Глава 2. Способы достичь полного вовлечения учащегося в процесс изучения материала…………………………………………………………………………8

2.1    Создание наилучшего образа слова ……………………………………….9

2.2   Воспитание в процессе обучения …………………………………………..10

2.3   Преодоление внутренних барьеров, комплексов, страхов……………….11

Рекомендации………………………….…………………………………………21

Приложения:

  1. Практическая таблица с комплексом упражнений к каждой фразе мультфильма «Король Лев»
  2. Упражнения по самоконтролю на каждый эпизод мультфильма Power Point
  3. Краткое описание используемого материала к каждому эпизоду
  4. Раскадровка мультфильма «Король Лев»

Введение к методической разработке обучения английскому языку  учеников 4-6 классов.

Данная работа является методическим материалом авторской методики по обучению английскому языку посредством создания вовлеченных образов  на базе мультимедийного материала (мультипликационный фильм «Король Лев»).

Данная работа была задумана как возможность сделать  процесс обучения второго языка более качественным, посредством использования  комплекса приемов, направленных на погружение в материал, когнитивную и эмоциональную эмпатию и мотивацию к произведению речи.

На сегодняшний день существует ряд проблем, препятствующих качественному обучению иностранному языку. Это:  

  1. Малоэффективное использования времени урока.
  2. Несоответствие наглядного материала, способов изложения материала сегодняшним техническим возможностям.
  3. Авторитарно-императивное отношение к ученику, которое не мотивирует ученика на открытое общение в рамках учебного процесса.
  4. Недостаточная мотивация к самостоятельному изучению материала.
  5. Недостаточно разработанная лингвистическая  база  для подачи языкового материала

Рассмотрим эти вопросы более подробно:

  1.   Малоэффективное использования времени урока.

На сегодняшний день проблемой является, опережение развития ребенка по сравнению со средствами школьного обучения. Скорость  восприятия материала ребенком, понимания сути явления значительно превышает скорость, с которой  материал подается. Учебник, как базовый инструмент подачи материала, имеет очень медленное время. Время ребенка и время учебника сегодня не совпадает. Поэтому, внимание ученика «выпрыгивает» и переключается на другую внеурочную деятельность. То, что ученику становится скучно на уроке, говорит о том, что он еще не успел проникнуть, попасть в суть увлекательнейшего предмета и его сознание «переключается» на более понятные и захватывающие его внимание  предметы (сотовые телефоны).

  1. Несоответствие наглядного материала, способов изложения материала сегодняшним техническим возможностям.

Форма работы с материалом носит традиционный, но и несколько устаревший характер. При изучении языка сегодня считается нормой: шаблонно изучать - зубрить новые слова, использовать их в упражнениях, читать и переводить тексты, слушать диалоги, составлять диалоги, слушать аудио материал. Сохраняется один и тот же формат  при изучении, не достаточно используются технологические возможности, которыми ученики владеют более совершенно чем учителя, как правило. Намного интереснее было бы  сопровождать процесс изучения и работы с новой лексикой и грамматикой, используя возможности презентационных программ типа Power Point, Сorel StudioVideo, Moovie Maker и т.д.  когда ученик может самостоятельно создавать иллюстрированные слайды, где он сам будет активно применять свои знания, и увлеченно будет стремиться совершенствовать свои навыки. То - есть,  использовать такое наложение средств, которое бы создавало другое пространство при изучении.

  1. Авторитарно-императивное отношение к ученику, которое не мотивирует ученика на открытое общение в рамках учебного процесса 

Обучение иностранному языку видит своим результатом  умение ребенка говорить на иностранном языке, выражать свои мысли в тех или иных ситуациях. Язык – это способ выражения своих чувств, мыслей, переживаний. Урок иностранного языка – это мини модель какой-либо коммуникативной ситуации. Однако, для  общения нужно желание в первую очередь и если учитель будет выступать в качестве авторитарного лидера, который определенным образом относится к незнанию своего ученика, то модель общения маловероятна. Ситуация превращается в определенное проигрывание одной и той же модели, где ученик ограничивается тем, что он «должен» сказать, тем, что от него хотят услышать.

  1.  Недостаточная мотивация к самостоятельному изучению материала.

Условием достижения  сильной мотивации ребенка к процессу изучения является взаимоотношение между учителем и учеником. Учитель – как помощник, как друг, обращающийся к детям  по принципам гуманной педагогики, это: уважение к ребенку, уважение к незнанию ребенка, любовь к ребенку, желание использовать наиболее удачные слова, для повышения духа ребенка, развитие его нравственности и духовности, воспитания, создания таких условий, при которых ребенок бы раскрепощался, избавлялся бы от страхов, превращал трудности в новые этапы поиска и раскрытия явлений, был мотивирован на самостоятельный поиск решений вопросов, затронутых на уроке. (О том, как работать  и избавлять ребенка от страха, будет сказано далее)

     5) Недостаточно разработанная лингвистическая  база  для подачи языкового материала

К сожалению, слова изучаются, традиционно, как бы «касательно», тем самым не вникая, не всматриваясь в само слово, в его значение, в его красоту, тайну. Зачастую, ситуация (программа) диктует время и соответствующий объем, который должен быть охвачен. Это приводит к поверхностному изучению материала и потере, таким образом, определенных знаний. А ведь в каждом предложении, в каждом слове можно отыскать что-то важное, интересное и полезное.

Самостоятельно углубиться в материал на сегодня, ребенок не готов и не мотивирован. Соответственно, мы перекладываем на ученика ответственность за его незнание, говоря, что «если ребенку надо, он выучит». Да, с этим трудно не согласиться, однако, задачей учителя является создание условий к творческой работе учеников. Для этого можно использовать современные технологические средства, различные виды психологической работы, нацеленной на возвышение духа ребенка, на его естественном желании становиться грамотнее, умнее, лучше.

В данной методической работе соблюдается важный принцип – вовлечения, когда ребенок пропускает ситуацию через себя, переживает момент, испытывает сильное  эмоциональное состояние. Учащийся становится одновременным и зрителем и участником процесса.  Самым подходящим материалом  для работы являются анимационные фильмы (выборочно). Не одно поколение детей выросло и впитало в себя образы добра, зла через сказки. Сознание наблюдает за ситуациями, когда самыми важными проявлениями человеческого духа  выступают вера, усердие, доброта, упорство. Много научных исследований было  посвящено значению и смыслу сказочных аллегорий.

Такое прочувствование на уровне сознания, позволяет ученику выйти из довлеющего на него поля и переключиться на более желательный для него процесс – соучастия в контексте. Так, ребенок получает разрешение подняться выше, стать чуть-чуть выше к взрослым. … Ребенку  свойственно желание становиться старше.

Если сконцентрированное внимание ученика направлено на определенную ситуацию, проживается им в сознании, пропускается через себя, эта ситуация остается в памяти. Таким образом, запоминаются те выражения со  всеми интонациями, которыми ситуация облекалась. Оставшись  в памяти, ситуация, а равно с ней и выражения, будут всплывать в сознании ребенка или по ситуации, или возвращаясь яркими образами. Известно, что если знаешь одно выражение, при определенной тренировке, легко будет достичь создания аналогичных фраз и выражений, путем простого подбора слов. И здесь важно поддерживать яркость образов. В сознании ученика обязательно должна предстать картинка, соответствующие ей эмоции, переживания, определенный охват контекста. Пусть даже для короткого словосочетания.

Данная работа ставит следующие задачи:

  1. Найти новые способы привлечения и удерживания внимания учащихся;
  2. Сделать учащихся соавторами обучающей методики;
  3. Научиться преодолевать страх в общении, в выходе из своих границ;
  4. Поднять мотивацию к самообучению;
  5. Найти способы влияния на воспитание ребенка, на его нравственный мир.

Данные задачи будут решаться с помощью следующих методов:

  1. Использование нового формата наглядности: мультимедийного материала.
  2. Создание личностных образов посредством  обучения,  (т.к. каждый ученик внесет в образ слова свое личное переживание и опыт, именно для него значимый и запоминающийся).
  3. Подбор специальных упражнений через поиск ключевого слова в предложении, создающего яркий образ;
  4. Совместный поиск образа слова  через создание ярких запоминающихся выражений.
  5. Использование подходящих моментов, для нравственного воспитания учеников.
  6. Преодоление внутренних барьеров, страхов, посредством способа «посмотреть на ошибку со стороны и посмеяться» (не над собой, а над ошибкой).

 

Важно – создать образы, найти такие обороты, выражения, которые  использует ребенок в своей речи и соответственно, будут  лучше прочувствованы и восприняты.

Для данной работы  выбран мультипликационный фильм, где  английский язык преподнесен так же как в реальной жизни: «все подряд», не системно.  Проанализирован  подход к изучению языка - естественный  с «потоком сознания» и сравнения с родным языком. Методика  заключается в «обратном» принципе подачи материала. Как правило, ребята идут по пути «от простого к сложному», чтобы подготовить учащихся к пониманию более сложных конструкций и выражений.  Как в музыкальной школе, дети учат сначала ноты, потом простые гаммы, легкие песенки, только позднее, дети прикасаются к более серьезной музыке, а многие, просто не доходят то этого периода. Здесь же ребенок сразу попадает в живой поток речи, где все уже происходит по настоящему. Важно, что ребенок получает доступ к ранее закрытому, можно сказать запрещенному материалу, так как традиционно считается, что ребенок еще не дорос, что следует сначала сделать то-то и то-то. Этот период зачастую так затягивается, что ребенок «закрывает» для себя предмет, так и не дойдя до его сути. В данной методике, где к ребенку относятся с верой в его силы, и ставят его в один ряд со взрослыми, ребенок чувствует это и, соответственно, ценит такое доверие. Ответит он своим участием, заинтересованностью, открытостью и доверием.  Так, ребенок учит слова в готовых ситуациях. Слово тем самым «оживает», ребенок его чувствует, оценивает, ощущает.

В любом случае – это методика, основанная на положительном опыте о том, как можно учить по – другому, и добиваться другого качества обучения. По моим наблюдениям и опыту,  люди, изучавшие иностранный язык в школе, и жалующиеся на неумение говорить на языке,  проходят одну и ту же ситуации – мы изучаем – одно: Достопримечательности, Семья,  Праздник и т.д. Но изучаем лишь внешнюю сторону этих явлений. А наш внутренний мир, наши мысли, переживания, тревоги, волнения, надежды, мечты – остаются скрытыми, остаются внутри.  Говорить хочется  о том, что трогает душу, о переживаниях, надеждах, а обучение заканчивалось  на уровне «внешнего».  Вывод – необходимо изучать не только официальный язык (семья, город, достопримечательности), но и все, что сопряжено с нашими эмоциями, что нас радует, тревожит. Совмещая оба эти подхода, мы будем иметь полную картину.

Создание образов. Поиск наилучшего образа вместе с детьми.

Я ратую за то, чтобы каждое предложение, каждая реплика была рассмотрена как – интересная, как «градообразующая», т.к. всмотревшись в предложение, углубившись в него можно впоследствии, создавать по аналогии другие свои предложения. Это как штаммы. Кроме этого, в данной работе будут предложены упражнения более полного открытия того или иного слова.

При изучении грамматики или лексики очень помогает такое упражнение: придумать такое предложение, где слово  проявило себя в самом лучшем, ярком, образном своем виде.  Например, изучение выражения « I am here to …- Я здесь, для того, чтобы ….» можно использовать, придумав другие варианты окончаний. То - есть, попросить детей  придумать причины того, почему я могу быть здесь. При этом лучше объявить конкурс на лучшее предложение. Например, I am here to help you (Я здесь, чтобы помочь тебе), I am here to save you (Я здесь, чтобы спасти тебя). По своей практике могу сказать что, в эту минуту у ребят обостряются все их представления и фантазии, чтобы проявить свое остроумие. Ребенку приятно быть первым, испытать удовольствие, что его похвалили за его идею, кроме этого он и сам оценивает себя и переживает гордость. Это поднимает его в своих же глазах. Это один из способов того, как создать пространство, в котором ребенок  творит,  хочет стать лучше, достичь большего. Так ребенок учувствует  в процессе на 100 процентов и, безусловно, он запоминает выражение, как бы невзначай.

Главное в подобных заданиях – это  «оживление» слова. Важно придумать самую интересную фразу в данный момент с данным словом так, чтобы все  увидели, представили интересную живую ситуацию. Пусть не серьезную, но живую, смешную, не «ровную», лишенную эмоции, а такую, которая найдет отзыв у других. В детстве, мы надевали на кукол одежду.  Здесь, мы будем «примерять» слова в разных образах. Учиться чувствовать себя  в них.  Ловить  свое состояние. Это очень важная работа, которая нуждается во внимании и времени.

Воспитание в процессе обучения

Обучая ребенка, мы работаем не только с текстом, ни просто с лексикой, мы работаем с мыслями, душевными порывами, с идеями, обвернутыми в слова. Важно в моменты работы с материалом, не  упустить  ни одной  возможности коснуться детской Души, ее чувств, быть в эмоциональном диапазоне, нельзя безразлично  ровно работать с   фразами, касающимися справедливости и несправедливости, добра и зла. Ведь для детей, мультипликационный фильм не является простым развлечением, это проживание целой жизни главного героя сказки. Это  постоянное напряжение чувств, нервов, мыслей, т.к. вместе с героем мы преодолеваем препятствия во внешней жизни, и внутри. Моменты, когда что –то меняется в сознании очень трудно уловить в реальной жизни. Это касается внутренней невидимой жизни, и использовать  ситуацию мультипликационного героя, проживая ее вместе с ним  - очень выгодно для воспитания.

Я – за то, чтобы каждая минута урока «подсвечивалась» либо новым интересным фактом,  либо придуманным новым образом, либо высокой идеей, которая касается каждого и воспитывает. Не правильно разрывать воспитание от образовательной деятельности. Не правильно считать, что вот сейчас я буду учить, а на классном часе я буду воспитывать. Дорога «минута» к обеду! Если контекст минуты касается важной экзистенциальной темы, нельзя оставить ее без интерпретации.  Это очень важно, когда поток информации и образов выстраивается именно так, что трогает твою душу, не воспользоваться этим в воспитательных целях. А вопросы напрашиваются самые что ни на есть важные, человеческие. Задача учителя поставить вопрос, дать косвенные ответы. Главный же ответ  ребенок будет давать сам себе еще долгое, долгое время. И чем серьезнее и значимее вопрос – тем ответ будет «отвечаться»  дольше во времени. В методике обучения есть приверженцы того, что на уроке английского нужно разговаривать  только на английском, но я хочу сказать, что в обучении языка, мы еще и воспитываем человека, посредством образов, проживания тех или иных ситуаций, постановкой важных вопросов. Здесь невозможно остаться непонятой, остаться  в рамках английского языка. Для меня здесь важнее потраченная минута на воспитание – на что-то вечное в душе ребенка, чем еще одно пусто выученное слово в переводе на английский. Я хочу себе это здесь позволить, так как знаю, что это есть правильно!

Преодоление внутренних барьеров, комплексов, страхов.

В работе  уделяется внимание  тем грамматическим ситуациям, которые представляют сложность в понимании и обучении, а также, предлагаются способы и приемы, их осознания.

Мы традиционно поэтапно учим детей теории, изучаем постепенно грамматику, для того чтобы в результате, они могли применить все эти правила и начать говорить. По опыту могу сказать, что изучение  грамматических правил, особенно глагольно-временных форм, имеет протяженность во времени и ученик, если не практикует изученное постоянно, забывает  пройденное быстрее, чем доходит к новой ступени. Данная методика есть попытка начать с практики, т.е. изучать материал не в последовательности, а в готовой предложенной ситуации. Видя образ, проживая ситуацию в определенном контексте, ученик быстрее впитывает в себя знание грамматики, применяет его сразу же, воспроизводя изученный материал.

Важно убрать страх неизвестного. Большая часть родителей наших учеников не знает английского языка, или любого другого иностранного. Дети могут не понимать некоторых правил. Ребенок испытывает страх, оттого что он не знает, не понимает и проблема заключается в том, что часто это непонимание превращается в некий ком, который психологически будет трудно переступить в дальнейшем. Я не говорю о том, что грамматику не надо изучать. Нет, наоборот, грамматика в английском языке очень интересная, только надо помочь ребенку увидеть ее, понять, почувствовать не в теории, а сразу «в деле».  Поэтому в данной работе я использую различные приемы, которые помогают снять психологические барьеры от сознания чего-то нового, якобы сложного и страшного. Очень помогают сравнения с русским языком, так как ребенок видит, что много присутствует сходства и это облегчает задачу. Используется прием перевода ошибки. Обычно мы боимся допустить ошибку, т.к. ошибка зачастую воспринимается как личная вина. Что такое боязнь допустить ошибку в языке – это боязнь говорить впоследствии. Очень многие соотечественники считают, что не умеют говорить только потому, что  боятся допустить ошибку, бояться, что будет наказание, т.е на поверхность всплывая отрицательный опыт в памяти. А на самом деле, люди, окончившие школы при Советском Союзе знают много слов, просто боятся ими пользоваться. Соответственно страх – это очень большой барьер в изучении языка. Во время урока задание учителя заключается в том, чтобы как можно больше этих страхов непонятностей рассеять, развеять, увидеть то, из чего он состоит, из чего происходит, сделать каждое предложение понятным, явным –ведь наверняка есть что-то, что уже известно и от чего можно оттолкнуться. Это «знакомое» помогает делать остальное поле тоже «знакомым». Таким образом, происходит как бы «перетягивание» поля «чужое, незнакомое, страшное»  в поле «знакомое, нестрашное, родное».

Важно развить в ребенке установку на Поиск.  Страх – это блокировка поиска. Страх – это состояние сильной тревоги, боязни, беспокойства, душевного волнения от 
грозящей или ожидаемой опасности. ( Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка) Если говорить о состоянии страха более углубленно, то следует отметить, что  когнитивно сконструированные причины возникновения страха это - чувство отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений. социальных контактов, ответственности и т.д.). 

Детям важно удовлетворять свои потребности связанные с взрослением. В  процессе обучения мы предлагаем  использовать эту потребность, предложив  учащимся выступить наряду со взрослыми создателями обучающей методики. Поэтому, в нашем материале предлагается много упражнений,  где ребята берут на себя созидательную функцию, придумывают наилучшие примеры, где употребляются те или иные лексические или грамматические примеры. Такой прием способствует серьезному взрослому восприятию материала. Дети становятся мотивированы на творческую работу, так как  они меняют свою роль «ученика, пассивно получающего информацию» на роль «взрослого, который добывает материал, для обучения».  Дети с особым энтузиазмом берутся за такие эксперименты, так как в реальной жизни им редко достается такой радостная возможность творения. Обычно им напоминают, что «ты уже взрослый», когда надо выполнить какую-то обыденную работу.  

Установки: через практические упражнения

  1. Создание  позитивных образов.
  2. Преодоление внутренних коммуникативных барьеров, страхов
  3. Создание  мотивации к поиску, т.е. формирование отношения к трудности – как вехи к творчеству
  4. Развитие межличностных отношений внутри микро мира  через создание образов
  5. «Нет ошибок», в смысле, что необходимо уйти от традиционного способа  указания или исправления неправильного ответа и найти другой способ, ведущий не к созданию психологических комплексов, а к продолжению поиска пути.
  6. Постановка  разворачивающихся вопросов т.е. значимых, экзистенциальных, таких, на которые ребенок будет отвечать в последствии всей своей жизни,  добавляя с опытом ответы или изменяя их. Они касаются человеческого мировоззрения, культуры, социума.

Создание образов.

Изучая иностранный язык, мы непременно накладываем выражения на те, которыми мы пользуемся в  родном языке. Тем самым, мы познаем новый материал используя при этом сравнения…Такое сравнение помогает сделать процесс овладения новой информацией более понятным и простым. Если сравнивать – изучение слова и изучение  словосочетания, то запоминается лучше тот вариант, где есть  более яркий образ.

Для  более качественного усвоения материала не достаточно увидеть слово и перевести его. Необходимо соединиться с ним. Понятие «соединение» означает полное приятие, одно целое. Человек учит не просто слово, состоящее из букв, он знакомится или воспроизводит в своем сознании некий образ. Например, слово «создания»  - “creatures”. В качестве существительного, мы не так часто используем это слово, но, зато, глагол, от которого это слово произошло «Создавать», «Творить» является очень используемым и экзистенциальным. Оно поднимает простую деятельность над простым рутинным делом и придает ему высший смысл. Составляя словосочетания с этим глаголом, ребята представляют себя в той или иной ситуации, будучи воодушевленными от того, что создают в этот момент что-то важное и значимое. Например, «Я  создам  машину времени» или «Лекарство от всех болезней». Так, ребенок создает положительный образ, создает в потоке своего сознания определенные ощущения, эмоции. В последствии, встречая это слово,  будет выходить из подсознания пережитые ощущения. Это есть качественное запоминание. Чем больше положительных образов ребенок будет создавать внутри своего мира, тем больше расширяется поле его положительного сознания.

Установка на поиск нового и интересного. Слово «интересно» должно стать ключевым. Ни в коем случае не употребляем отрицательно –негативные слова, которые сигналят о незнании, невежестве, несообразительности ученика. Уважаем Незнаниеребенка. Бережем его веру в нас и в самого себя, что важнее. Необходимо до минимума свести (совершение ошибки). Вследствие традиционной  школы,  учащиеся боятся допустить ошибку, что становится большим психологическим барьером для коммуникационных процессов. Задачей учителя является не допустить падения ученика в ситуацию, когда он допустит «ошибки».  Необходимо предварить ситуацию «ошибки» и превратить ее в ситуацию открытия для себя новой информации, сделать это – не пропастью, в которую ребенок падает, а проложить  мостик, пройдя который ребенок без страха познает новое. Таким мостиком являются слова «интересно», «представьте себе», «оказывается это- вот это…». То, что является для ребенка страшным, не знакомым, пугающим,  превратиться в другое качество – понятного, интересного, ведущего в дальнейший поиск. А это- то, что мы называем «научить ребенка учиться». Часто в своей практике, когда я видела, что через секунду ребенок остановится и может самостоятельно не справиться, я вступала в момент  примерно такими словами: « А знаете, какое это интересное слово….! Помните…?. Посмотрите…!» Это помогало ребенку избежать «падения», и помогало «избежать» ситуации незнания.

При изучении вопроса, почему та или иная лексика запоминается легче, а другая труднее, следует говорить о нескольких «слоях»  словарного запаса. Лексика, с которой имеет дело, ученик может быть разделена на несколько «слоев» - это используемая лексика, средне используемая и не используемая (новая). Если слово или выражение в течение некоторого времени уже находится с учеником, оно уже быстро и легко воспроизводится, как говорится «не задумываясь». Новая лексика, поступаемая в большем количестве в среднем и старшем звене, часто так и остается в «пассивном» запасе, или даже, не откладывается совсем. Причинами такого положения является то, что ученик может не знать, как правильно можно использовать слово, в каких сочетаниях, ситуациях, насколько это будет уместно. Это говорит о том, что ученик не увидел или не услышал слово в определенном контексте или попросту не запомнил. Наша задача, «прокрутить» слово, обыграть его, припомнить все ситуации, когда слово можно употребить, выбрать по своему вкусу, какая фраза из ряда самая близкая понятная, используемая. Иногда, слово может просто редко встречаться, поэтому оно не будет использоваться часто. Поэтому, некоторые словосочетания – знакомые, используемые уже в течение определенного времени воспроизводятся быстрее, радостнее и легче. Нам надо сделать этот уровень более широким. Многочисленные научные исследования показывают, что частотность слова определяет эффективность его распознавания как в устной, так и в письменной речи (Henderson and Ferreira, 1990 ; Hyona and Olson, 1995 ; Inhoff and Rayner, 1986 ; Rayner and Duffy, 1986 ; Raney and Rayner, 1995 ; Schilling et al., 1998 ; White, 2008)

Упражнения в данной методике направлены на то, чтобы ребенок научился видеть структуру предложения, выделять грамматическую основу, видо-временную форму, определять часть речи, что поможет ему находить «опоры» для корректного восприятия текста. Ниже приводятся объяснения ряда упражнений:

  1. Морфолого-семантические.  Иногда слово, выступая в другой части речи – более понятно, более узнаваемо для ребенка. Поэтому, интересным для более качественного усвоения и проникновения слова использовать замену одной части речи на другую. Это позволит расширить семантику слова, сделать его более понятным, распознаваемым, т.е. усилить его когнитивный принцип.
  2.  При изучении языка, хорошо задействовать свойства памяти, а именно, запомнить то, что ты это запомнил, для того чтобы в свободной речи быстро вспомнить,что ты знаешь, тот или иной фрагмент и можешь его использовать. (память о памяти)
  3. Цель ряда заданий – создать мотивацию у учеников, для самостоятельного изучения теоретической части. К сожалению, изложение теоретической части учителем на уроке, зачастую  воспринимается учащимся поверхностно, ученик при этом играет пассивную роль – выслушать, записать информацию. Целью нашего задания – сделать ученика  активным участником педагогического процесса, найти такие способы,  которые сделают ученика вовлеченным в процесс. Так, в используемом мультфильме используется одно лишь выражение, например, разделительный вопрос. Ученики видят пример того, как можно построить такой вопрос, с помощью каких средств. Но материал на этом не исчерпывается.  Здесь заданием  может быть – самостоятельный поиск для получения полной картины и, для применения, - составление самостоятельно  своих вопросов. Для создания большего интереса, учителю следует создать в упражнении условия конкурсного духа, т.е. чей вопрос окажется в результате интереснее всего? Еще, возможно повысить сложность задания, и предложить  ученикам не просто придумать предложения, а найти соответствующий материал (фотографии, рисунки – используя интернет) и создать слайдовый ряд, используя, например, программу Power Point.
  4. В процессе знакомства со словом, важно показать его в разных его значениях. Например, слово right – может быть переведено в контексте, как – «правильно», но ученики знают это слово как «право, справа». Видение слова  в разных семантических  значениях делает процесс изучения более глубоким, гибким, разным, зрелищным,образным.
  5. Цель предложенных упражнений – не просто дать объяснение теоретического правила, которое выступает в определенном предложении,  а «развернуть» объяснение, выйти за границы изучаемой единицы и заинтересовать учеников использованием слова в других ситуациях, таких, которые ученик легко узнает, которые уже находятся в его активном запасе. Часто разговорные выражения интересно увидеть в разных пространствах времени. Ряд  выражений имеют характер более воспринимаемый, т.е. ученик  может заинтересоваться им, захотеть его записать, запомнить, вернуться к нему еще раз. Для этого рекомендуется завести специальный разговорный словарик, чтобы во время занятий возвращаться к ним.

Здесь важно вспоминать не столько само выражение, сколько контекст, т.е. когда и кто произнес, то или иное выражение. Тогда память запоминает, что она знает это выражение. Здесь память выполняет двойную функцию и это крайне важно.

 Цель работы  с текстовым фрагментом  - это найти что-то интересное в каждом выражении. Это очень важно для самого подхода. Пусть поиск интересного, как поиск сокровищ станет главным лейбмотивом  работы, станет – формой работы!

Рекомендации:

1.Важно, не перегрузить информационно, останавливаясь на определенном моменте, так как учитывается возраст учащихся и их способность воспринять определенный объем, кроме этого, если углубиться сильно далеко, то это прервет связь с самим материалом. 2.Важно сохранить темп и динамику. Разбирать каждое слово, тоже может сыграть отрицательную роль. Следует помнить, что детям важна динамика. Здесь очень важна золотая середина. Не быть поверхностным, но и не увязать в объяснениях.

3. Ученик заводит специальную тетрадь, куда он записывает выражения мультфильма. При повторении материала на уроке, вместе с выражением необходимо вспоминать –контекст, т.е. когда, при какой ситуации была сказана та или иная фраза. Это помогает нам помнить, что мы знаем этот материал. (как стих, который мы выучили и знаем, что мы его знаем). Это помогает приобрести больше уверенности в себе, в своих знаниях, а также помогает быть готовым к определенным ситуациям (как, например, я знаю, что в такой –то ситуации, я могу сказать то или иное). В речевом контексте используя родной язык, мы также продумываем и производим выбор речевых фрагментов особенно в детском возрасте. Для ребенка важно каждое слово, которое он произносит, так как через него он общается с миром.

Всего за весь мультфильм разобрано и взято 768 выражений. Если учесть, что большинство из них запоминаются в процессе упражнений, то можно сказать с уверенностью, что ребята, проделав данную работу, перейдут на качественно новый уровень владения языком, и кроме того, приобретут уверенность в себе, в также овладеют всеми необходимыми навыками формирования лексических навыков говорения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока «Смешанные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби»

Проект урока по теме «Смешанные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби» в 5 классе по учебнику Дорофеева Г.В. "Математика. 5 класс". К проекту урока прилагается презентация, к...

Проект по теме "Наглядное представление успеваемости ученика 5 класса в 1 и 4 учебных четвертях"

Представлен проект по теме "Круговые диаграммы" (5 класс) " Наглядное представление успеваемости ученика 5 класса в 1 и 4 учебных четвертях"....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Девятые международные педагогические чтения. Хакасия, г.Абакан Выступление на тему «Обучение вовлечением"

Конференция в Абакане. Девятые межрегиональные педагогические чтения....

План работы семейного клуба «Клуб любящих родителей» 2017- 2018 г.

План работы семейного   клуба «Клуб любящих родителей» 2017-2018 г....

План работы спортивного клуба Надежда на 2017-2018 учебный год

План работы спортивного клуба Надежда на 2017-2018 учебный год...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...