Teaching speaking skills – Обучение говорению
материал по английскому языку на тему
Teaching speaking skills – Обучение говорению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_govoreniyu.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Teaching speaking skills – Обучение говорению
Speaking
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно - речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид речевой деятельности характеризуется множеством параметров, важнейшими из которых являются:
- мотив - потребность или необходимость высказаться;
- цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения;
- предмет – своя или чужая мысль;
- структура – действия и операции;
- механизмы - осмысление, предвосхищение, комбинирование;
- средства – языковой и речевой материал;
- речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний;
- условия – речевые ситуации;
- наличие или отсутствие опор.
В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико - интонационные и лексико- грамматические навыки. Иноязычное говорение как сложное интегрированное умение отличается мотивированностью, активностью и самостоятельностью говорящего, целенаправленностью, связью с мышлением, ситуативной обусловленностью, эвристичностью (Пассов 1989, 1991 ). В устно - речевом высказывании различают инициативную (активную), реактивную (ответную) и репродуктивную речь. Умение говорения включает в себя две группы специфических умений: диалогические и монологические.
Существуют два разнонаправленных подхода к обучению иноязычному говорению: «снизу вверх» и «сверху вниз».
Bottom - up processing, подход к обучению говорению «снизу вверх». Это означает поэлементное, поэтапное, по уровневое усвоение системы языка, которое приводит к умению самостоятельно участвовать в речевом общении- порождать связные высказывания в устной и письменной форме.
Top - down processing, подход к обучению говорению «сверху вниз». Это - формирование навыков и умений говорения, которое начинается с многократного воспроизведения (чтения, прослушивания, заучивания наизусть) готового монологического текста, образца диалога или полилога. Затем происходит самостоятельное порождение аналогичных высказываний.
Speaking turn
Реплика - это высказывание говорящего, обращенное к собеседнику в устно-речевом общении. Реплика может состоять из одного слова или представлять собой монологическое микровысказывание. Таким образом, выделяются реплики краткие и развернутые.
В зависимости от характера речепорождения реплики делятся на инициативные и реактивные. Инициативные реплики исходят из собственного, внутреннего замысла говорящего. Стимулом к порождению реактивных реплик является реплика собеседника, которая определяет содержание высказывания, языковой материал и выразительные средства языка.
Две (или более) смежные реплики, взаимосвязанные по содержанию и по форме, образуют диалогическое единство ( adjacency pair). Диалогическое единство является единицей обучения диалогической речи. В методических целях диалогические единства классифицируются по количеству и характеру реплик. По количеству составляющих их реплик диалогические единства делятся на двучленные, трехчленные и многочленные. В каждом диалогическом единстве могут по разному сочетаться разнообразные функционально- коммуникативные типы высказываний- речевые акты (speech acts). Например: приветствие - приветствие; приглашение - принятие приглашения или отказ; предложение - согласие или несогласие; вопрос- ответ.
Turn- taking
Обмен репликами в диалоге и полилоге, реплицирование. Этот обмен репликами регулируется рядом правил - стратегий участников устно- речевого общения (turn- taking strategies). Овладение этими стратегиями предполагает развитие следующих умений реплицирования:
- умение вступать в общение – в основном порождение инициативных реплик. Они могут использоваться не только для начала разговора, но и при переходе к новым темам, а также для сообщения или запроса дополнительной информации;
- умение поддержать общение или перейти к новой теме (в основном порождение реактивных реплик) - holding a turn. Реактивные реплики - это не только ответы на вопросы собеседника. Это комментарии, замечания, выражение отношения к репликам партнера;
- умение завершать общение- relinquishing a turn. ( Keller and Warner, 1988; Richards, 1994, p. 68; Пассов, 1989, с. 162; Скалкин, 1989).
Short turn and Long turn
Краткая, свернутая реплика включает в себя ,одно- два высказывания на уровне предложения, части предложения или словосочетания. Краткие реактивные реплики играют важную роль для поддержания общения. Они могут представлять собой формулы речевого этикета и воспроизводятся в готовом виде.
Развернутая реплика представляет собой ряд взаимосвязанных высказываний до мини-монолога в диалоге, в котором говорящий рассказывает, объясняет или описывает что-то, излагает свою точку зрения, аргументируя ее, либо дает подробную инструкцию.
В ходе устно - речевого общения учащиеся должны уметь реагировать на высказывания собеседников краткими репликами, а также уметь переходить от кратких, свернутых реплик к развернутым. При обучении диалогической речи умения строить и использовать краткие и развернутые реплики должны развиваться параллельно и целенаправленно.
Interactional speech
Форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих (spoken interaction). Собеседники выступают попеременно в роли говорящего и слушающего. Продуктом данной формы речи является диалог разной степени развернутости или полилог (групповое обсуждение проблемы, дискуссия, свободная беседа).
Основная цель участников диалогического общения- поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по своему функционально-коммуникативному назначению речевых актов (speech acts). Эти речевые акты направлены на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.
В плане языкового оформления для диалогической речи характерна большая роль интонации, использование речевых клише, общий разговорный стиль, а также неречевые средства общения (мимика, жесты).
Диалогические умения ( interactional skills) предполагают владение достаточным запасом разнообразных реплик и включает в себя такие частные умения, как:
- умение реплицироваеь;
- умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии или несогласии;
- умение учитывать новых речевых партнеров;
- умение прогнозировать поведение собеседников, исход той или иной ситуации (Пассов, 1991, с. 162).
Transactional speech
Форма говорения, направленная на передачу информации. В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения к действиям. В английском термине transactional speech акцент делается на информативную функцию речи - передачу информации ( transaction).
Русский термин «монологическая речь» подчеркивает односторонний характер речевого общения по сравнению с двусторонней природой диалогической речи.
В содержательном плане монологическое высказывание отличается смысловой завершенностью, логичностью, целостностью, выразительностью и стилистической отнесенностью.
Лингвистические и стилистические особенности, отражающие психологическое и функционально - коммуникативное своеобразие монологической речи, достаточно полно изучены и подробно описаны в лингвистике, например в работах И.Р. Гальперина, О.И. Москальской, Г.В. Колшанского, М.Н. Кожиной.
Монологическая речь характеризуется рядом параметров: содержание речи, степень самостоятельности ( reproduction and production), степень подготовленности ( planned monologue and unplanned monologue) и другие.
Целью обучения монологической речи является формирование монологических умений ( transactional skills), то есть умений « коммуникативно- мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме» (Шатилов, 1986, с. 81).
Н.Н. Емельянова, г. Лабытнанги, ЯНАО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
PRESENTATION "Developing public speaking skills"
PRESENTATION " Public speaking skills"...
Project: Collection of thematic exercises with the use of different speaking activities for developing speaking skills
There is no doubt that speaking skills are an important part of the curriculum in language teaching, and this made them an important object of assessment as well. One of the most serious difficulties ...
Обучение говорению и «говорение» как элемент ЕГЭ по английскому языку
Презентация-сопровождение к сообщению по теме "Обучение говорению школьников 10 классов при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку....
Teaching integrated skills using Internet researches. Интеграционный урок английского языка с использованием интернета.
This is a complete lesson plan for "Speaking about famous people" topic where students are going to work on a variety of skills, it makes this lesson very intensive, useful, motivating and authe...
Методическая разработка семинара-тренинга Developing Speaking Skills
Обучение учащихся навыкам говорения-одна из самых сложных и многогранных задач пеедагога. В данной методической разработке представлены некоторые пути развития навыков гово...
презентация "Система заданий и упражнений для развития навыков разговорной речи" "Class activities for developing speaking skills"
В данной презентации приводятся примеры заданий и упражнений направленных на развитие навыков разговорной речи у обучающихся. Из опыта работы в классе....
Starlight 11. Module 1. Communication Unit 1.8 Speaking Skills. Подготовка выпускников к выполнению задания базового уровня С4 устной части ЕГЭ по английскому языку.
Подготовка выпускников к выполнению задания базового уровня С4 устной части ЕГЭ по английскому языку....