Внеклассное мероприятие "Югра-мой край родной"
методическая разработка по английскому языку по теме
Сценарий праздника на английском и русском языках на тему
«Югра -мой край родной» для учащихся 5-9 классов и их родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_yugra-moy_kray_rodnoy.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий «Югра-мой край родной»
У центральной стены – чум, берёзы, мох, брусника, костёр, берёзовые поленья. Свет приглушён, раздаются звуки бубна.
Выходят двое ведущих – в хантыйских костюмах.
- Под песню «Ты вози, олень» заходят ведущие
1 Ведущий
Буся, пася, пече – так по-хантыйски и по-мансийски звучит приветствие, пожелание для вас.
2 Ведущий. На англ. Dear friends! Glad to see you.
Welcome to our party «Ugra land»
We live on the Ugra land. Our earth is called the land of pioneers. This is not quite true. And our North has its own history, which is alive memory. Memory of this - in the nation. The national fisheries, wooden buildings, original hut on chicken legs, musical instruments, songs, legends, the heart of the peoples inhabiting this land.
1.Ведущий
Мы живём на Югорской земле. И у нашего Севера есть своя история, которая жива памятью. Память эта – в самом народе. В национальных промыслах, в деревянных строениях, своеобразных избушках на курьих ножках, в музыкальных инструментах, песнях, легендах, сердце народов, населяющих эту землю.
Ученик 1
Вот лежит в короне нефтяной
Чёрная жемчужина России
Область со страну величиной
Оттого в названии Тюмени
Проступает ярче с каждым днём
Древнее заветное значенье
Ведь Югра – сокровище моё!
Ханты, манси… Кто мы? Откуда?
Дикари? Туземцы? Наивные дети снегов…
В грубых оленьих шкурах…
И будто песни наши – из двух звуков-слов,
И будто поём мы – лишь о том, что видим…
- (Презентация)
Слай 2. Ханты – это коренной малочисленный народ, издревле проживающий на севере Российской Федерации, преимущественно на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Слайд 3. В состав Тюменской области входит Ханты – Мансийский автономный округ.
Слайд.4 Тайга – это лес, состоящий, в основном, из деревьев хвойных пород, таких как ель, пихта, сосна, сибирский кедр и лиственница. И лиственных: берёза, осина, рябина, липа, черёмуха. В тайге обитает большое количество диких зверей, таких как бурый медведь, волк, заяц, лисица, горностай, соболь, рысь, кабан и другие.
Слайд.5 По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с чёрными или каштановыми, обыкновенно прямыми, длинными волосами, тёмными глазами, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами.
Слайд.6 Одежда у хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик. Обувь — меховая, замшевая или кожаная. Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией.
Слайд 7 В народном творчестве, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.
Слайд 8. Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда предварительно выкапывали яму (по тип землянки). Ханты-оленеводы жили в чумах – переносное жилище.
Слайд 9 Культура народа, язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко и в разных климатических условиях сформировались различные культуры. Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство. Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство.
Слайд 10 Оленеводство – разведение оленей. Олень - для Хантов это транспортное средство, так же он является источником пищи: Ханты используют оленье мясо для приготовления своих блюд, от оленя получают еще один продукт - молоко.
Слайд 11 Вся жизнь Хантов протекает около рек и озер. От порога хантыйского дома главная тропа всегда ведет к реке - под обрыв берега, где причалены лодки, к месту ловли. Сырая или мороженная, отварная или зажаренная - это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона народа Ханты, не зря их именовали «рыбоядцами». Ханты ловят разную рыбу: Муксун, нельма, сырок, язь, щука, язь, карась, окунь.
Слайд 12 Охотятся в основном ханты на пушного зверя (белка, лиса), чтобы их ценные шкурки обменять на продукты, и приготовить еду для семьи. Охотятся на медведя, зайца, лося, чтобы употреблять в пищу их мясо. Так же ханты охотятся на гуся, глухаря, тетерева, рябчика.
Слайд 13 Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник.
Слайд 14 Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты.
Инсценировка «Чум»
1 Ведущий
Давайте представим хантыйскую печь – чувал. В чувале прыгает красная лисица (огонь). Она разгорячённая, бежит, несётся. От неё исходят волны тепла. Тепло ласкает ноги, руки, разливается по телу, как волшебная сказка.
2 Ведущий
Let's Khanty oven - Chuvaev. In Chuvaev jumping red fox (fire). She flushed, running, rushing. From it come the heat wave. Warm caress the legs, arms, spreads over the body, like a fairy tale.
Звучит хантыйская музыка
1 Ведущий
Легенда
Случилось это в давнее, сказочное время. Птица-легенда поспорила с вещим вороном. Он летел на белоснежных крыльях, и был белее первозданного снега. Поспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли они под облака – и в путь! Молча и упорно летел ворон, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочём ей ни белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу! Почернел от зависти ворон, тяжело опустил свои крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песню свою и танец с собой принесла.
2 Ведущий
It happened in a long time, a fabulous time. Bird legend argued with prophetic raven. He flew on the wings of a snow-white, and was whiter than pristine snow. We argued about who will fly longer without dropping wings. They soared into the clouds - and go! Silently and persistently flying crows and birds of legend burst into songs. Transcend her a white wind, no black storm or thunder or hail. Cheers a soul! Black with envy crow seriously lowered their wings. A bird of legend flew to the present day, their song and dance with them brought.
Танец
1 ведущий
Акань (девочка)
Можно к вам? (выходит из чума с туеском)
1 ведущий
Кто к дверям подошёл, должен в дом войти
1.Это Акань к нам в гости пожаловала, а живёт она в чуме. Сама зверя добывает, сама шкурки мягкими делает, из них одежду и обувь шьёт. Сама рыбачит и рыбу впрок сушит. А из кожи осетра тоже шьёт для весны и осени – сохниры (обувь).
Акань в это время обходит полянку, как бы знакомится с лесом, приседает на пенек, смотрит в туесок, собирает ягоды.
2. А еще Акань ягоды собирает. Быстро-быстро ее проворные руки мелькают, в узорный туесок ягоды ссыпают.
Акань разгибает спину, ставит туесок и выбирает соринки и мох из ягод.
Акань
Добрый лес, тихий лес
Брусники мне припас
Сколько спелых ягод здесь,
Соберу их все сейчас.
Добрый лес, светлый лес
Ягоды не стану есть.
Брусникою своей
Угощу я всех людей.
Бабушек и дедушек,
Славных малых детушек,
Молодых рыбаков,
Рукодельниц-девушек,
Матерям и отцам,
И подружкам и друзьям
Понемножку всем раздам.
1.Ведущий
Оставайся у нас в гостях, Акань.
Акань загадывает загадки
У огня всегда дети играли в загадки, давайте и мы с вами немножко поиграем. (Презентация)
- Злой, голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр (волк)
- В дремучем лесу котёл кипит, огонь не горит, а котёл кипит (муравейник)
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох)
- Без рук, без ног, а на небо лезет (дым)
- Не живой, а живого ловит, даже волка зубастого успокоит (капкан)
- Жёлтый клубок за белым скок (лиса заяц)
- Два соболя, два зверя, как ни стараются, обогнать друг друга, никак не обгонят (лыжи)
- По чаще идёт таёжный хозяин, валежник ломает, что за зверь, кто отгадает? (медведь)
1.Ведущий
Вы знаете, ребята, для хантов медведь – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла Земля. Отец – верховный Бог – уступил просьбам сына и отпустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причиняя вреда людям (Презентация)
2.Ведущий
You know, guys, for Khanty bear - is not only wild animals, but also a sublime creature. As a child he lived in heaven, his irresistibly attracted the Earth. Father - the Supreme God - son succumbed to requests and let him in a cradle on the ground with a mandate to observe the order and justice here, no harm to people. However, bear violates some of his father installation, kill him and hunters, as prescribed by God, arrange in honor of the heavenly beast ritual feast - bear festival. On this holiday, children and adults play various games.
Ведущий
Сказка
«Айога»
Действующие лица:
ведущий,
Айога,
её мать,
девочка-соседка
Ведущий 1
He lived on the banks of the Amur Nanai one. And he had a daughter named Ayoga - a beautiful girl that everyone loved. But once someone said that one beautiful Ayogi neither in her home camp, in any other - No Ayoga all proud. She began to consider his face and liked very much to herself. No matter how much looks - can not see enough, how many looks - can not break away. That in copper basin polished looks, then at his reflection in the water admires.
Ведущий 2
Жил на берегу Амура один нанаец. И была у него дочка по имени Айога – красивая девочка, которую все очень любили. Но вот как-то раз сказал кто-то, что никого красивее Айоги ни в ее родном стойбище, ни в каком другом – нет, и Айога загордилась. Стала она рассматривать свое лицо и очень сама себе понравилась. Сколько ни глядит – не может наглядеться, сколько ни смотрит – не может оторваться. То в медный таз начищенный смотрится , то на свое отражение в воде любуется.
Айога
А может ли красавица,
Которой краше нет,
Самой себе не нравиться?..
Конечно – нет!
Ведущий
И стала Айога совсем ленивою: что ни попросят сделать – только отмахивается!
Айога
1.Ничуть я не ленивая,
Поскольку целый день
Собою любоваться мне
Ни капельки не лень.
Чёрными, как ночь волосами,
Ресницами большими и глазами,
Руками белоснежными –
И тонкими и нежными…
2.Ничуть я не капризная,
А мне всего важней
Сидеть и восхищаться
Весь день красой моей
3.Ничуть я не ленивая,
Поскольку целый день
Собою любоваться мне
Ни капельки не лень.
4.Поэтому, поэтому
Смотрюсь я в медный таз
Всё с большим наслаждением
Любуюсь каждый раз.
Мать Айога, доченька! Оторвись-ка на минутку от медного таза да пойди принеси мне воды.
Айога Боюсь, мамочка… Вдруг в воду упаду!
Мать
А ты, доченька за крепкий куст берись, он выдержит
Айога
А крепкий куст, мамочка, руки поцарапает
Мать
А ты рукавицы надень
Айога
Жалко, мамочка, порваться могут
Мать
А ты возьмёшь их тогда, да иголкой и зашьёшь
Айога
А вдруг иголка сломается?
Мать(Софья)
А ты, доченька, бери самую толстую
Айога
А толстая игла палец уколет
Мать (Софья)
А ты напёрсток из крепкой оленьей шкуры надень
Айога
А вдруг он порвётся
Девочка соседка
Давайте, дорогая соседка, я вам за водой схожу. Я ни в воду не упаду, ни рук не поцарапаю. А если и поцарапаю – не велика беда!
Ведущий1
The neighbor girl went to the river and brought some water: Ayogi mother kneaded dough made cakes. It is their baked on a hot hearth. Withdrawal reaches the cakes: rosy, fragrant, crispy ...
Ведущий2
Пошла девочка-соседка к реке и принесла воды: замесила мать Айоги тесто, сделала лепёшки. Она их на раскалённом очаге испекла. Отменные получились лепёшки: румяные, душистую, с хрустящей корочкой…
Айога
Мама, дай скорей лепёшку
Мать
Я дала бы лепёшку, да к несчастью, горяча ещё она…
Можешь ты такой лепёшкой свои рученьки обжечь,
А тебе ведь нужно, дочка, свои рученьки беречь.
Айога
Разве можно так страшиться?
Я надену рукавицы
Мать
Да мокры они как раз
И лежат в тазу на донце
Айога Ничего, я их сейчас
Мигом высушу на солнце!
Мать
Ой, не надо, доченька, ой, не надо! Зачем тебе трудиться, красоту свою ненаглядную портить?..
Нет, нет не годится красивой трудиться,
С красивою может беда приключиться:
Ведь может её красота от труда
Пропасть без следа навсегда, навсегда.
Зачем рукавицы ей палкою бить
И воду для дома из речки носить,
Когда у неё есть дела поважней:
Весь день любоваться красою своей!..
Так что, доченька, отдам-ка я лучше эту лепёшку девочке-соседке – ей своих рук не жалко!
Ведущий 1
She took her mother Ayogi cake and gave it to the girl-neighbor. Ayoga was angry. I went away from the house to the river. He looks at his reflection in the water and did not stop looking. A girl stands near a neighbor, holding cake in hand. Became Ayoga look at her. Looked again, looked round the other, looked for a third, and suddenly her neck stretched out and began long, long, and his eyes were small and evil
Ведущий 2
Взяла мать Айоги лепёшку и отдала её девочке-соседке. Рассердилась Айога. Пошла из дома прочь на реку. Смотрит на своё отражение в воде и никак налюбоваться не может. А девочка-соседка неподалёку стоит, лепёшку в руке держит. Стала Айога на неё оглядываться. Оглянулась раз, оглянулась другой, посмотрела в третий, и вдруг шея у неё вытянулась и стала длинной-длинной, а глаза маленькими и злыми.
Соседка
Зачем ты глядишь на меня, Айога,
Как смотрят на самого злого врага.
Припомни-ка лучше, как дружно мы жили,
Какими подружками верными были.
Не злись, Айога, не сердись, Айога
Соседи жить в мире должны, Айога.
А если лепёшка поссорила нас,
Так это мы быстро уладим сейчас:
Возьмём и разломим её пополам…
А хочешь, тебе её всю я отдам.
Подойди ко мне, Айога, возьми лепёшку. Мне, правда, не жалко.!
Ведущий 1
Ayoga hearing these words the girl-next-door, his ex-girlfriend more than ever angry hiss even louder. And then she spreads her fingers turned white all over, and waved her hands so that they have it turned into wings.
Ведущий 2
Айога, услышав эти слова девочки-соседки, своей бывшей подружки,сильней прежнего разозлилась, ещё громче зашипела. А потом растопырила пальцы, побелела вся, и так замахала руками, что они у неё превратились в крылья.
Айога
Ничего, га-га-га,
Не хочу, га-га-га
Потому, га-га-га
Что горда Айога!
Потому что нигде
На земле, га-га-га
Никого нет красивей, чем я – Айога!..
Го-го-го,га-га-га, Айога, Айога!..
Ведущий 1
So Ayoga was floating on the water, swim, while not forgotten how to speak in Nanai . All words forgotten. Only his name is not forgotten, that with someone her beauty, not inadvertently confused. Therefore screaming little people seeing:
Плавала так Айога по воде, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова позабыла. Только имени своего не позабыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, ненароком не спутали. Потому и кричит, чуть людей завидев:
Ведущий 2
Плавала так Айога по воде, плавала, пока говорить не разучилась. Все слова позабыла. Только имени своего не позабыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, ненароком не спутали. Потому и кричит, чуть людей завидев:
- Айога-га-га! Ай-ога-га-га!
Айога
Го-го-го, га-га-га, Айога, Айога!..
2 Ведущий
Для всех нас дом – это место, где мы живём, учимся и работаем. И для нас этим домом является наш город – Когалым.
Ученик 2
- Любуюсь на сосны в снегу,
Смотрю и понять не могу
Чем же меня ты пленил
Город в тайге – Когалым!
- Вышек бурильных леса
Сосен, березок краса
Сотни таёжных озёр -
Наш необъятный простор
- Город нефтяников – труженик наш
Гордится тобою каждый из нас
Судьба твоя вручена молодым
Город суровый – наш Когалым.
Песня Когалым
Ведущие
Торум ет олэн ! До свидания!
Bye-bye!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я край родной ко всякому ревную… Литературные традиции Астраханской области. (Сценарий внеклассного мероприятия)
Материал данного внеклассного мероприятия позволяет расширить и углубить знания учащихся о литературных традициях Астраханского края, о месте, где они живут, с его историей, с его достопри...
Презентация внеклассного мероприятия по теме "Родной край-Татарстан"
Презентацию "Родной край - Татарстан" рекомендуется использовать для проведения внеклассного мероприятия в 1-4 классах...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: "Уссурийск - мой край родной"
Разработка урока с презентацией...
Внеклассное занятие "Путешествие по родному краю"
Внеклассное занятие представлено в виде игры-путешествия по станциям: символической, столичной, городской, растительной, кубанской. На станции "Символическая" учащиеся закрепляют знания о символах Куб...
конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Татарстан- мой край родной."
Это внеклассное мероприятие,посвященное ко дню Республики Татарстан и города Агрыз РТ. В конспект включены материалы ,посвященные Татарстану .Включила и стихи ,и песни наших земляков,местных поэтов. В...
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
внеклассное мероприятие "Мой край родной!"
внеклассное мероприятие с культурологическим аспектом...