Программа внеурочной деятельности "Научное общество" для 6 класса
рабочая программа по английскому языку (6 класс) на тему

УСТИНОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

Ваши ученики с вашей помощью научаться готовить проекты, делать презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnoe_obshchestvo_6_klass.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

  Рабочая  программа занятий  внеурочной деятельности «Научное общество учащихся» для учащихся 6-х классов разработана на основе Программы внеурочной деятельности. Авторы: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: «Просвещение», 2011 год. Рекомендована к использованию МС МБОУ «СОШ №37», протокол №___ от _______  в соответствии с ФГОС ООО и образовательной программой ООО МБОУ «СОШ №37» на 2016-2017 учебный год.

   Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

  Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

  Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно - ориентированного образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.         Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить  следующие цели и задачи:

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

 Задачи:

-приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

-освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

-создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

Приоритетные формы и методы организации обучения:

Формы организации занятий: диалог,  практикумы, эксперименты, опыты, экспресс-исследование,  коллективные  и  индивидуальные  исследования,  оргдеятельностные  игры, публичная  защита  проектов  и  исследовательских  работ,  самостоятельная  работа,  мини- конференция, консультация и т.д.

Методы: мозговой  штурм, групповая  дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые  игры.  

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения, из расчёта: 1 час в неделю – 34 часа в год.

Описание места курса «Научное общество учащихся» в учебном плане

Курс рассчитан для учащихся 6-х классов. Количество часов для изучения курса: 34

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:

Познавательные УУД:

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение, извлечение информации;

-определение основной и второстепенной информации;

-свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

-понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

-умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

-умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

-адекватность и дифференцированность самооценки;

умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

-способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях:

Результаты первого уровня: приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Учащийся не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно  сравнивает её с образом педагога. В информации будет больше доверия, если педагог сам подтверждает её примерами из своей жизни.

Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня  результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Результаты третьего уровня: приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

-основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

-общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;

-способы хранения информации;

-что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный проект;

-что такое учебное сотрудничество;

-способы преодоления трудностей в реализации проектов;

Обучающийся будет уметь:

-самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы -исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

-выбирать пути решения задачи исследования;

-составлять план действий совместного коллективного исследования;

-адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

-презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Содержание учебного курса

Название разделов

Общее количество часов

Формы занятий

Характеристика деятельности обучающихся

Лекции

Беседы

Практикум

Экскурсии

Конференции

1.

6 класс

Введение в спецкурс. Структура учебно-исследовательской работы.

7

1

5

1

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Уметь работать с библиотечным фондом школы, города.

2.

Работа с научно-популярной литературой. Сформировать умение самостоятельно работать в библиотеке, правильно подбирать нужную литературу. Определиться с выбором тем исследовательских работ.

6

4

2

3.

Этапы работы над научным исследованием. Раскрыть основные этапы работы над научно-исследовательской работой, сформировать умение критически осмысливать материал представленный в научно-популярной литературе, излагать последовательно материал исследования.

9

2

7

4.

Требования к защите и оформлению исследовательских работ, рекомендации выступающим на конференции.

6

5

5.

Защита исследовательских работ. Выявление лучших работ, результативность, анализ работы.

6

1

5


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Научное общество учащихся»

Классы:

Количество часов в неделю-1, количество учебных недель-34, количество часов в год-34

Планирование составлено на основе Программы внеурочной деятельности. Авторы: Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011 год

№ занятия п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы занятий

Дата по плану

Дата фактическая

Универсальные учебные действия

I.

Ведение в спецкурс. Цели и задачи, структура спецкурса. Структура учебно-исследовательских работ.

7

Личностные:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

 -оценивать свои действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Коммуникативные:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

1.

Введение в спецкурс. Вводное занятие.

1

Лекция. Анкетирование.

05.09

2-3

Структура учебно-исследовательских работ.

2

Беседа с элементами практической работы.

12.09

19.09

4-6

Требования к содержанию научной работы.

3

Беседа

26.09

03.10

10.10

7.

Библиотечный урок.

1

Экскурсия в библиотеку

17.10

II.

Работа с научно-популярной литературой. Сформировать умение самостоятельно работать в библиотеке, правильно подбирать нужную литературу. Определиться с выбором тем исследовательских работ.

6

8-9.

Правила работы с научно-популярной литературой.

2

Практикум

07.11

14.11

10-13.

Создание микрогрупп. Выбор тем исследований.

4

Беседа

21.11

28.11

04.12

12.12

III.

Этапы работы над научным исследованием. Раскрыть основные этапы работы над научно-исследовательской работой, сформировать умение критически осмысливать материал представленный в научно-популярной литературе, излагать последовательно материал исследования.

9

14-15.

Этапы работы над научным исследованием.

2

Лекция

19.12

26.12

16-17.

Работа над учебно-исследовательской работой.

1 этап. Формулировка целей и задач, отбор литературы.

2

16.01

23.01

18-19.

2 этап. Написание введения.

2

Беседа

30.01

06.02

20.

3 этап. Основная часть учебно-исследовательской работы.

1

13.02

21-22.

4 этап. Заключение. Выводы.

2

Беседа

20.02

27.02

IY.

Требования к защите и оформлению исследовательских работ, рекомендации выступающим на конференции.

6

23-27.

Оформление работы:

-приложение;

-фотографии;

-рисунки.

Составление тезисов.

5

05.03

12.03

19.03

02.04

09.04

28.

Культура защиты исследовательских работ.

1

Консультации

16.04

Y.

Защита исследовательских работ. Выявление лучших работ, результативность, анализ работы.

6

29-33

Защита исследовательских работ.

5

Конференция

23.04

30.04

07.05

14.05

21.05

34.

Подведение итогов.

1

Круглый стол

21.05


Формы и виды контроля

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

выставки творческих работ учащихся;

мини – конференции по защите исследовательских проектов;

 школьная научно – практическая конференция;

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методические пособия:

Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения»

  • Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2011.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского. Москва «Просвещение» 2011:

2. Научно-методическая литература по организации исследовательской

            деятельности учителя и ученика.

3. Научно-методическая литература по методу проекта в образовании.

4. Интернет-ресурсы.

5. Технические средства обучения

Литература:

 Энциклопедия для детей. Т.11.Математика

/  Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-688с.: ил.

 Энциклопедия для детей. Т.10.Языкознание. Русский язык

/ Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-704с.: ил.

Энциклопедия для детей. Т.3. География.-3-е изд. исп.  / Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-704с.: ил.

Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география.-2-е изд. исп.  / Глав. ред.Д.А.Аксенова. - М.:Аванта+,2001.-704с.: ил.

Энциклопедия для детей. Т.21. Общество. Ч.1.Экономика и политика. / Глав. ред.В.А.Володина. - М.:Аванта+,2002.-464с.: ил.

Энциклопедия для детей. Т.2. Биология.-5-е изд., перераб. и доп.  / Глав. ред. Д.А.Аксенова - М.:Аванта+,2002.-704с.: ил.

Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1.От древних славян до Петра Великого..-2-е изд., испр.  и доп.  / Глав. ред. Д.А.Аксенова - М.:Аванта+,2002.-688с.: ил.

        Интернет-ресурсы

www.restarcher.ru.

- портал развития исследовательской деятельности учащихся

www.vernadsky.info

- сайт Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

www.irsh.redi.ru

- сайт журнала «Исследовательская работа школьников»

www.news.redu.ru

-рассылка новостей в рамках проекта «Развитие исследовательской деятельности учащихся в России».

www.issl.redu.ru

-сайт Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...