Статья по проектной деятельности
статья по английскому языку на тему
Данная статья мжет использоваться для самообразования педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Шаехова Юлия Петровна (brendnk@yandex.ru).
Аннотация.
В данной статье рассмотрены проблемы определения путей повышения эффективности процесса обучения учащихся общеобразовательных учреждений посредством использования проектной деятельности на занятиях английского языка в образовательном учреждении системы среднего общего образования. Также проанализирован предшествующий педагогический опыт по данной теме, выявлена и обоснована необходимость внедрения данной методики как залога эффективного усвоения учебного материала, которая выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации процесса обучения через активные способы действий. На основе проведенного исследования мною предлагается выделить значимость проектной методики в качестве мотивационного фактора к более успешному усвоению иностранного языка, дается определение и формулируются основные характеристики проектной деятельности как средства реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Актуальность проблемы исследования. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
- в условиях всё ещё существующей системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно- воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также личные наблюдения автора исследования позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения иностранному языку на современном этапе.
Основными являются противоречия между:
- требованиями программы для образовательных учреждений системы среднего профессионального образования к уровню обученности иностранному языку выпускников в соответствии с социальным заказом общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком на завершающем этапе обучения, с другой;
- преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранному языку и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение языку, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;
- большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и с существованием определённой осторожности со стороны преподавателей к восприятию и применению новых педагогических технологий.
Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:
«Проектная деятельность учащихся как средство реализации личностно-ориентированного подхода в процессе изучения иностранного языка».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку учащихся образовательного учреждения системы среднего общего образования.
Предмет исследования: проектная деятельность в системе учебных занятий по сквозной теме.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе овладения иностранным языком в среднем общеобразовательном учебном заведении использовать проектную деятельность как средство реализации личностно-ориентированного подхода, то она будет способствовать:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;
- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
- развитию индивидуальных особенностей учеников, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учеников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать эффективность проектной деятельности в системе учебных занятий по сквозной теме, доказать эффективность её использования при обучении иностранному языку учащихся средней общеобразовательной школы.
Цель потребовала решения ряда задач:
1. Дать теоретическое обоснование проектной деятельности в процессе обучения иностранному языку в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной деятельности как средства реализации личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных занятий с использованием проектной деятельности.
5. Проанализировать собственный опыт использования проектной деятельности в системе учебных занятий в процессе обучения, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.
Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом процессе по обучению иностранному языку разработанных автором данной работы методических рекомендаций в системе учебных занятий по сквозной теме, позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы для средних учебных заведений к уровню обученности иностранному языку и реальным владением на завершающем этапе обучения.
Научная новизна исследования состоит:
- в ретроспективном анализе проектной деятельности в образовании, в том числе в обучении иностранному языку; в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании;
- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы учебных занятий по сквозной теме для учащихся.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно - теоретической литературы по данной проблеме.
2. Беседа с преподавателями и учащимися.
3. Наблюдения за деятельностью преподавателей и учеников в процессе обучения иностранного языка (английского) учащимися в среднем учебном заведении.
4. Анкетирование среди преподавателей и обучаемых.
5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы учебных занятий по сквозной теме в процессе обучения английскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка".
Статья освещает вопрос реализации проектного метода на уроках иностранного языка....
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ"
В условиях внедрения ФГОС второго поколения, на современном этапе развития информационного общества ценность знания самого по себе как цели образования утрачена. Знание становится не целью, а средство...

Статья "Использование проектной деятельности на уроках физики"
Статья была опубликована в газете "Льговские новости"...

Статья "О проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в старших классах"
В варианты Единого государственного экзамена по математике, являющегося обязательным для всех выпускников школ, включены геометрические задания. Однако количество заданий, требующих глубоких гео...

Статья "Использование проектной деятельности при организации кружка "Мир мультимедиа технологий"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА «МИР МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ»...
СТАТЬЯ : "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ"
Данная статья помогает организовать учащихся для реализации проектной деятельности при обучении математике....