Система оценивания на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
статья по английскому языку на тему
В условиях высоких темпов развития современного общества происходит переосмысление целей школьного образования, где на первый план выходят задачи развития личности учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей с тем, чтобы ученик был способен к самореализации в будущем, к самостоятельному мышлению, принятию важных для себя и своей будущей жизни решений. Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и само актуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином» своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 40.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Журавкова М. А. - учитель английского языка,
1категория
В условиях высоких темпов развития современного общества происходит переосмысление целей школьного образования, где на первый план выходят задачи развития личности учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей с тем, чтобы ученик был способен к самореализации в будущем, к самостоятельному мышлению, принятию важных для себя и своей будущей жизни решений. Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и само актуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином» своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.
Поэтому целью педагогической деятельности на сегодняшний день является воспитание ученика рассуждающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Именно учителю, на уроке нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они «разбудили» внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу.
Однако, чтобы достичь этих целей, необходимо формировать у школьников способность к объективной самооценке, т.е. рефлексии. Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, как и заниженная, приводят часто к драматическим последствиям в жизни человека. При завышенной самооценке человек создает проблемы не только себе, но и окружающим, часто возникают сложности психологического характера, связанные с завышенным самомнением субъекта. Но и неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей ведут не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной закомплексованности.
Поэтому современное образование призвано учить детей не только знаниям, но и умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, выстраивать траекторию собственного интеллектуального развития, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования, т.е. способствовать формированию необходимых навыков рефлексии.
Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.
Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.
Настроить учащихся на самоконтроль – задача не из легких. Поэтому учителя обращаются к опыту, существующему не только в Российских, но в зарубежных школах. Он встает на новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником и психологом.
Я тоже нахожусь в поиске.
Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения моего предмета, ощущал своё развитие. Стараюсь пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше при изучении английского языка. Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.
А для того, чтобы отследить продвижение ученика в изучении моего предмета, его успешность, я использую на своих уроках карточки самооценивания.
Одной из методик формирующего оценивания является критериальное самооценивание, которое позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, так как восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Они изложены письменно и доступны. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.
Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:
- делает оценку более прозрачной и объективной и для учащегося, и для учителя;
- обеспечивает обратную связь;
- позволяет ученику точно оценивать границы своего знания.
Как сделать такую работу эффективной? На первом этапе урока вводятся критерии для оценивания работы. Важный момент: критерии обсуждаются совместно. Далее педагог показывает, что степень достижений по каждому критерию может быть различной и вводит показатели, по которым она будет определяться. Далее необходимо подробно ознакомить учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание. Полезно будет обсудить результаты оценивания учащихся и сравнить их с тем, как оценил эти работы учитель.
Работу по самооцениванию нужно начать с карт самооценивания. В конце каждого урока ученики заполняют данную карту, в которой прописаны критерии, и ученики оценивают свои знания по каждому критерию с позиции могу – не могу. Карта самооценивания выдается в конце урока, после того как подведены итоги, то есть мы еще раз вернулись к задачам, поставленным в начале урока и проговорили о том, чему мы научились на уроке.
На данный момент моя карта самооценки для учащихся 3 – 5 классов имеет следующий вид:
5 класс Unit 2
Tick the right column | Very well | Not badly | Poorly | The date: | |
1. I can read and understand | about rules and duties | ||||
2. I can speak | |||||
3. I can write | |||||
4. Now I know my rules and duties |
5 класс Unit 4 (вариант №1)
Tick the right column | Very well | Not badly | Poorly | The date: | |
1. I can read and understand | about different holidays and celebrations, about my favourite holidays. | ||||
2. I can speak | |||||
3. I can write | |||||
4. Now I know a lot about different holidays and celebrations in different countries. |
5 класс Unit 4 (вариант №2)
Tick V the right column | |||
| about different holidays and celebrations, about my favourite holidays, a lot about different ce holidays and celebrations in different countries. | ||
| read and understand, speak, write | ||
| |||
| |||
The date: |
Далее в карте будет расширяться критериальный спектр. Планирую добавить другие «оттенки» оценочной деятельности ученика.
Важно помнить, что учащиеся сами оценивают умения, над которыми велась работа на каждом уроке определённого цикла.
Если у учащихся наблюдается расхождение между отметкой за выполнение разделов уроков и самооценкой, следует объяснить, почему так получилось.
Что я сделал?» «С какой целью?» «Почему я это делаю так?» «Какой результат я получил?» Какой вариант лучше?» – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
На уроках в среднем и старшем звене важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили.
Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения. Учащимся можно предложить следующие опоры, которые постоянно находятся на партах во время урока.
Say, what you have just done and how you have done it
I have just.....
- read the extract from the fairy-tale....
- acted out the dialogue
- practised grammar
- played the games
- written the test
- retold the story
- reviewed the words
Finish the sentences
We have reached the aim of the lesson…
Now I speak about ...
give arguments...
know how explain the problems...
can explain my attitude to...
say my own opinion on...
find information
I feel ….
Positive Emotions Negative Emotions
satisfaction/unsatisfaction
happiness/irritation
joy/boredom
success/sadness
admiration/anxiety
proud/fear
WHY?
Because I.....
Необходимо соблюдать 7 правил технологии оценивания по ФГОС:
Что? Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачи
Кто? Ученик + учитель в диалоге
Сколько? Одна задача – одна отметка
Где? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника
Когда? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи)
Как? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)
Предметные – по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик.
Нужно отметить, что в начале данного пути практически всем детям была присуща завышенная самооценка, несмотря на разъяснительную работу, проведенную в самом начале. Однако шаг за шагом ситуация начинает меняться.
В результате работы по технологии критериального самооценивания мною отмечены следующие положительные результаты обучения у моих учеников:
- учащиеся могут с определённой долей самостоятельности освоить материал по указанной теме, расширить свой лексический запас, закрепить имеющиеся грамматические навыки;
- учащиеся повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах и группах сменного состава;
- учащиеся научились на элементарном уровне оценивать свои успехи и формулировать причины своих неудач в себе, а не во внешних событиях, как это было раньше;
Итак, регулярно приводящееся критериальное самооценивание:
- учит оценивать себя и свои достижения, что является условием развития способности ученика к рефлексивной самооценке и продуктивной учебной деятельности;
- даёт возможность учителю точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, увидеть действительную картину усвоения материала обучающимися;
- формирует ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по продвижению вперед.
Литература
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 1-15.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. Психология развития. М.: изд.Академический проект, 2008-208с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005.
- Медникова Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника. Наука и школьная практика. № 1, 2008.
- Книги для учителя к УМК «Английский язык 2-11» Кузовлева В. П. и др. М.: изд.
- «Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, Просвещение», 2013.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение,2006.
- Программа среднего (полного) образования по английскому языку // Иностр. языки в школе. - 2005. - № 5. - С. 26.
- Соколова Л.А Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / А.Л Соколова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1. - С. 19-26.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Английский язык. 5-9 классы. Москва. «Просвещение». 2010 г.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. - С-Пб.:Санкт-Петербург, 2001.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996.
- http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
- http://pedagogie.ru/stati/realizacija-fgos-na-urokah-angliiskogo-jazyka.html
- http://www.myshared.ru/slide/1280433/-картинки «Говорящие рисунки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р
Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС_8 класс_урок рефлексии
Технологическая карта урока английского языка в 8 классе. Урок рефлекссии по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Rainbow English" по теме The Great Bard (William Shakespeare)...
Новые педтехнологии на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО
Для того, чтобы провести занятие продуктивно, с пользой, привить учащимся любого возраста интерес, необходимо использовать в обучении современные педагогические технологии....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.3 класс.УМК Spotlight 3.(Английский в фокусе Быкова Н.И)
Методическая разработка учителя английского языка....