Национально-региональный компонент в обучении ИЯ
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Национально – региональный компонент
в обучении иностранным языкам.
Всё более актуальным в современных условиях демократического развития страны, стремящейся к более широким контактам в мире, становится изучение ИЯ. Нужно отметить важность обучения ИЯ как средству общения для понимания школьниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нём культуры каждого народа.
Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавания ИЯ значительное место отводится родной национальной культуре.
Доминирование иноязычной культуры в процессе обучения ИЯ в средней школе может сослужить плохую службу учащимся - они неизбежно окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнёров по общению. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе, географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Использование краеведческого материала отвечает принципам культорологического подхода в обучении ИЯ. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают ее с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. Такая оценка краеведения приводит нас к выводу о том, что это часть национальной культуры, которая наиболее близка и дорога каждому. Такой эмоциональный компонент необходимо использовать для повышения эффективности обучения ИЯ.
Педагоги придают большое значение изучению родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе. Это, в сущности, и есть краеведение: изучать¸ познать малую родину, где человек появился на свет и вырос.
Владение ИЯ специалисты квалифицируют как компонент общей культуры¸ посредством которого личность приобщается к мировой культуре. При этом межкультурная коммуникация как «диалог культур» может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, родном языке, освоенных личностью. Представляется, что именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Правда , учитель должен при этом соблюдать определённую корректность: важно не переусердствовать в воспитании «патриотизма», оставаться на позициях толерантности и интереса ко всем культурам мира, чтобы восприятие иных культур было более гибким и глубоким.
Интеграция культуры края с изучением ИЯ осуществляется по двум направлениям:
- Включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства) в программу изучения ИЯ.
Данный интегративный подход целесообразен для расширения кругозора учащихся, создаётся концентрация материала вокруг определённой темы, совершенствуются языковые возможности школьников.
- Творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития региона.
На ИЯ учащиеся размышляют, сравнивают, предлагают свои решения актуальных социальных проблем.
Региональная культура, развиваясь, питается из двух источников, один из которых - внутреннее саморазвитие, связанное со спецификой природы и социума, а второй- взаимодействие с другими культурами, что позволяет выделить в структуре регионального компонента два аспекта: поликультурный и краеведческий.
Согласно Федеральному базисному плану общего среднего образования учебный план должен включать региональный компонент, содержащий материалы о конкретном регионе, в котором расположено учебное заведение. Федеральный компонент государственного стандарта по ИЯ включает ряд требований, отражающих соизучение культур стран родного языка и изучаемого. Учащиеся должны знать как страну изучаемого языка, так и страну, республику, в которой живут.
Однако в практике использования краеведческих материалов в процессе обучения ИЯ учителя испытывают серьёзные затруднения, связанные с неразработанностью данной проблемы, с отсутствием практических методических материалов и системо - образующего начала. Таким образом, представляется актуальной проблема научно - методического обоснования использования краеведческих материалов в обучении ИЯ.
Очевидно, что в учебники по ИЯ невозможно включить краеведческие материалы 89 субъектов Федерации, не говоря уже о сотнях городов и тысячах сел и деревень. Однако дело как раз в том, чтобы научить школьника говорить на ИЯ о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации.
Таким образом, краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру. Включение краеведческого компонента в содержание обучения ИЯ и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.
Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...
Интеграция национально-регионального компонента в обучении бурятскому языку
В данной работе рассмотрена актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне. Было определе...
Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"
В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...
Использование национально-регионального компонента на уроках трудового обучения у детей с ДЦП.
Известно, что развитие мелкой (ручной) моторики стимулирует центральную нервную систему, оказывает влияние на развитие активной речи ребенка, его мышления, двигательных и познавательных способностей в...
«Использование технологии интегрированного обучения при изучении русского языка с включением элементов национально-регионального компонента»
Использование технологий интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы...
Использование национально-регионального компонента в обучении английскому языку
Обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своей ре...
Использование национально-регионального компонента при обучении английскому языку
В данной статье описывается опыт (формы, методы, приемы) работы учителя английского языка по использованию национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности....