Доклад на тему: «Обучение лексике с применением ИКТ»
материал по английскому языку по теме
Трудности усвоения иноязычной лексики связаны как с запоминанием ее значения, так и с употреблением ее в речи. Часто эффективность воздействия учебного материала во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала.
Поэтому использование ИКТ технологий особенно актуально при обучении лексике. В этой работе я рассматриваю ИКТ и Интернет ресурсы, которые можно использовать на разных этапах овладения лексикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.docx | 27.48 КБ |
prezent1.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Фирстова Диана Павловна,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №2» г. Елабуги
Доклад на тему:
«Обучение лексике с применением ИКТ»
Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Обучение лексике предполагает:
- Работу по введению новой лексики
- Активизацию лексического материала
- Контроль уровня сформированности лексических навыков
Трудности усвоения иноязычной лексики связаны как с запоминанием ее значения, так и с употреблением ее в речи. Часто эффективность воздействия учебного материала во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала.
Поэтому использование ИКТ технологий особенно актуально при обучении лексике.
При введении и отработке тематической лексики продуктивным является использование презентаций с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком), выполненных в программе PowerPoint.
Ознакомление со словами включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование презентаций позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. Одновременно с графическим изображением слов школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал.
Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно использовать Интернет-ресурсы. В мировой паутине великое множество онлайн словарей, где можно посмотреть варианты перевода слов, примеры использования, словосочетания, транскрипцию, а также прослушать американское и британское произношение слова. Кроме того, многие словари предлагают список синонимов, антонимов и родственных слов (https://translate.yandex.ru, http://dictionary.cambridge. org,https://glosbe.com, http://wooordhunt.ru и др.)
Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным.
Для тренировки в употреблении слов и с целью формирования продуктивных лексических навыков возможны такие виды работы, как:
- упражнения на распределение слов по тематическим группам;
- упражнения на заполнение пропусков;
- упражнения в виде игры на составление предложений;
- упражнения на сопоставление с картинками;
- упражнения в виде кроссвордов, поиска слов;
- упражнения «Лишнее слово»;
- упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией и др.
Для выполнения подобных заданий также можно использовать компьютерную презентацию с использованием интерактивной доски. Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени. Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий.
Интернет не менее хорош и для закрепления лексики по изучаемой теме. Задача учителя – подобрать добротный и информативный сайт, связанный с нужной темой. Кроме того, поисковые системы помогут найти сайты как уже с готовыми упражнениями (http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en, http://tonail.com, http://free- english-online.org и др.), так и ресурсы для их создания.
Большим подспорьем в процессе подготовки уроков и интерактивных заданий во время изучения лексического материала, для меня являются ссылки http://www.toolsforeducators.com и https://learningapps.org.
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать свои в оперативном режиме. Так называемые приложения или упражнения имеют свою ценность, а именно интерактивность.
ToolsforEducators представляет собой сайт для создания кроссвордов, головоломок, заданий на поиск слов, правописание и сопоставление с картинками, а также различных игр.
На этапе проверки уровня сформированности лексических навыков можно использовать ИКТ технологии для контроля знаний учащихся.
Формы контроля очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования возможностей сети Интернет.
Можно использовать проектор или интерактивную доску для проведения текущего контроля или небольших лексических тестов с последующей проверкой ответов. Также для проверки лексических навыков есть сайты, где даны тесты по различной тематике (http://grammar-tei.com/category/tests, http://lengish.com/tests, http://www.study.ru/test и др.). А для старшего звена в качестве контроля можно использовать образовательные порталы для подготовки к экзаменам (https://en-oge.sdamgia.ru, https://en-ege.sdamgia.ru).
Результаты работ учеников, в которых проверяется уровень овладения лексическим материалом, позволяют сделать вывод, что ученики намного лучше понимают объяснение учителя и легко запоминают информацию, которая сопровождается презентацией или интерактивной работой. А так же ученики запоминают больше информации на таких уроках, так как они получают ее не только на слух, но и визуально.
Заключение
Проанализировав опыт применения ИКТ при обучении лексике на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
- позволяют пополнить словарный запас учащихся;
- улучшают качество усвоения материала;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
- формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
Используемая литература
1.Вигурский, К. В., Пильщиков, И. А. Филология и современные информационные технологии (К постановке проблемы) / К. Вигурский, И. Пильщиков // Известия Российской академии наук. Сер. лит. и яз., Т. 62, № 2, 2003. – С. 9-16.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
4. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. - СПб, 2000. С. 191.
5. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3
Интернет-ресурсы
1. http://ped-kopilka.ru/blogs/fazulzjanova-aigul/ispolzovanie-informacionyh-tehnologi-na-urokah-inostranogo-jazyka-v-uslovijah-perehoda-na-fgos-vtorogo-pokolenija.html
3. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1295
4. http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0-8046
6. https://translate.yandex.ru
7. http://dictionary.cambridge.org
8. http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en
10.http://grammar-tei.com/category/tests
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудности усвоения иноязычной лексики связаны как с запоминанием ее значения, так и с употреблением ее в речи. Часто эффективность воздействия учебного материала во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Поэтому использование ИКТ технологий особенно актуально при обучении лексике.
Обучение лексике предполагает: Работу по введению новой лексики Активизацию лексического материала Контроль уровня сформированности лексических навыков
При введении и отработке тематической лексики продуктивным является использование презентаций с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком), выполненных в программе PowerPoint .
Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно использовать Интернет-ресурсы. В мировой паутине великое множество онлайн словарей: https :// translate . yandex . ru , http :// dictionary . cambridge . org , https :// glosbe . com , http :// wooordhunt . ru и др.
Для тренировки в употреблении слов и с целью формирования продуктивных лексических навыков возможны такие виды работы, как: - упражнения на распределение слов по тематическим группам; - упражнения на заполнение пропусков; - упражнения в виде игры на составление предложений; - упражнения на сопоставление с картинками; - упражнения в виде кроссвордов, поиска слов; - упражнения «Лишнее слово»; - упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией и др.
Интернет не менее хорош и для закрепления лексики по изучаемой теме. Задача учителя – подобрать добротный и информативный сайт, связанный с нужной темой. Кроме того, поисковые системы помогут найти сайты как уже с готовыми упражнениями (http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en, http://tonail.com, http://free- english-online.org и др.), так и ресурсы для их создания.
Большим подспорьем в процессе подготовки уроков и интерактивных заданий во время изучения лексического материала, для меня являются ссылки http :// www . toolsforeducators . com и https :// learningapps . org .
Можно использовать проектор или интерактивную доску для проведения текущего контроля или небольших лексических тестов с последующей проверкой ответов. Также для проверки лексических навыков есть сайты, где даны тесты по различной тематике ( http :// grammar - tei . com / category / tests , http :// lengish . com / tests , http :// www . study . ru / test и др.). А для старшего звена в качестве контроля можно использовать образовательные порталы для подготовки к экзаменам ( https :// en - oge . sdamgia . ru , https :// en - ege . sdamgia . ru ).
Заключение Проанализировав опыт применения ИКТ при обучении лексике на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод: позволяют пополнить словарный запас учащихся; улучшают качество усвоения материала ; позволяют индивидуализировать процесс обучения ; мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
Используемая литература 1.Вигурский , К. В., Пильщиков , И. А. Филология и современные информационные технологии (К постановке проблемы ) / К. Вигурский , И. Пильщиков // Известия Российской академии наук . Сер . лит . и яз ., Т. 62, № 2, 2003. – С. 9-16. 2 . Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка . ИЯШ, №3, 2002. с 33-41 . 3 . Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000. 4. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера : в вопросах и ответах . - СПб , 2000. С. 191. 5. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3
Интернет-ресурсы 1. http :// ped - kopilka . ru / blogs / fazulzjanova - aigul / ispolzovanie - informacionyh - tehnologi - na - urokah - inostranogo - jazyka - v - uslovijah - perehoda - na - fgos - vtorogo - pokolenija . html 2 . http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/inostranye-jazyki/informacionye-tehnologi-na-urokah-angliiskogo-jazyka.html 3. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1295 4. http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0-8046 5. http://www.study.ru/test 6 . https :// translate . yandex . ru 7. http :// dictionary . cambridge . org 8 . http :// learnenglishkids . britishcouncil . org / en 9. http :// tonail . com 10. http :// grammar - tei . com / category / tests 11 . http:// lengish.com/tests 12. http:// lengish.com/tests 13. https:// en-oge.sdamgia.ru 14. https:// en-ege.sdamgia.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по теме "обучение лексике и грамматике китайского языка"
При обучении китайскому языку широко используется коммуникативный подход, который подразумевает комплексное использование обучения всем видам речевой деятельности на основе развития устной речи. Этот ...
Доклад на тему "Обучение использованию выразительных средств языка при написании сочинения-рассуждения".
Для учителей русского языка и литературы. При подготовке к ЕГЭ научить детей в своем сочинении использовать выразительные средства языка....
Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...
Доклад на тему: "Обучение чтению на начальном этапе"
Одной из основных задач обучения иностранному языку на начальном этапе является формирование навыков техники чтения, так как без них невозможно в дальнейшем сформировать навыки осмысленного чтен...
Доклад на тему: "Обучение говорению как средство общения на уроках английского языка"
Доклад по английскому языку...
Обобщение опыта преподавателя английского языка Паншиной О.Н. по теме "Обучение лексике на уроках английского языка"
Преподаватель Багрей Е.А. обобщила опыт преподавателя английского языка Паншиной О.Н, по вопросам обучения лексики на уроках. Работа с новыми словами и словосочетаниями включает три этапа: 1) ознакомл...
Доклад "Индивидуализация процесса обучения математике посредством применения разноуровневых заданий"
Уровневая дифференциация позволяет учителю работать как с отдельными обучающимися, так и с группами, сохраняет коллектив, в котором происходит развитие личности. Помагает создать условия для обучения ...