Технологии развития метапредметных УУД обучающихся 5-9 классов на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, овладевать новыми знаниями , умениями и технологиями. Система образования должна подстраиваться под эти изменения и готовить выпускников, способных социализироваться в современном обществе. Необходимо развивать творческие и креативные способности, формировать критическое мышление каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_doklad.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, овладевать новыми знаниями , умениями и технологиями. Система образования должна подстраиваться под эти изменения и готовить выпускников, способных социализироваться в современном обществе. Необходимо развивать творческие и креативные способности, формировать критическое мышление каждого ученика.
Эти задачи ложатся на плечи преподавателя. В данных условиях ему необходимо найти эффективные пути улучшения учебного процесса, применяя оптимальные методы и технологии обучения.
Существует множество технологий достижения метапредметных результатов. Я остановлюсь на нескольких технологиях, которые я применяю в средней школе, и которые мне кажутся наиболее интересными и результативными.
1.Инсерт.
Одним из приемов используемых для систематизации материала, является прием ИНСЕРТ – маркировка текста значками по мере его чтения.
Инсерт – технология развития критического мышления через чтение.
Перед проведением данного приема необходимо вспомнить, что мы знаем об этой проблеме, теме. Можно записать уже имеющиеся знания на доске. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Учителю не нужно будет убеждать детей в том, что эту тему важно изучить. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на свои вопросы до расширения знаний по теме в целом.
- Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
- V — я это знаю;
- + — это новая информация для меня;
- - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
- ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения – дается в качестве домашнего задания.
- Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
В итоге у школьников:
- повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер;
- запускается механизм самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом;
- формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть воспитывается культура письма;
- развивается информационная грамотность, способность к аналитической и оценочной работе с текстами.
Кроме того, дети учатся:
- ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для школьников и их последующего обучения;
- сортировать материал на главный и второстепенный;
- критически подходить к оценке новых знаний;
- делать выводы и обобщать в процессе размышления
Приведу пример организации урока по технологии Инсерт. Ученики 7го класса читают текст о появлении и развитии печати в мире –от первых книг (на деревянных, глиняных табличках и папирусе) до изобретения печатных станков и открытия огромных общественных библиотек, когда книги стали доступны для всех слоев населения. Вначале мы выяснили, что ученики знают по данной теме, после чего приступили к изучению текста и расстановке меток на полях.При обсуждении прочитанного, у детей остались вопросы, которые были предложены в качестве домашнего задания, и дети сделали доклады и презентации, дополняющие полученные знания(о появлении печати в России и о самых крупных библиотеках России)
2.Кейс-технологии(от Сase-случай)
Кейс – технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и проекты, и ситуативный анализ. Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества как, социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Суть case-study заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.
Признаки технологии case-study:
1.Коллективная выработка решений.
2.Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения на начальном этапе.
3.Единая цель при выработке решений.
4.Наличие системы группового оценивания деятельности.
5.Наличие управляемого эмоционального напряжения учащихся.
Этапы работы с кейсом
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
Второй этап - работа учащихся с кейсом на уроке. Этот этап включает в себя разбивку учащихся на группы, работу каждой группы с материалом, обсуждение его и выработку общего решения.
Третий этап- итоговая презентация результатов.
Материалы, которые предоставляются группам, имеют одну и ту же форму, но различаются содержанием. Этим достигается схожесть условий решения задач, а, следовательно, и возможность применения одних и те же критериев оценивания работы каждой группы.
Учащиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. На уроке ученики думают, анализируют, развивают навыки ведения дискуссии. И даже слабоуспевающие обучающиеся могут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.
Мой пример урока по кейс-технологии
Приведу пример применения кейс-технологии на уроке. Тема урока – Путешествия. Я разделила учеников на группы и раздала им листы с разными текстами. Целью класса было решить, куда поехать отдыхать и как к этому подготовиться. Первые двое учеников начали дискуссию о том, куда поехать отдыхать – за город или на море. Их целью было вовлечь остальных учеников в обсуждение вопроса.(в ход пошли аргументы в виде дождя в наших краях и комаров). Каждый ученик приводил свой довод и в итоге класс решил ехать на море.
Следующие учащиеся должны были предложить собрать вещи в это путешествие, третья группа отвечала за покупки и т.д. Далее мы обсудили виды транспорта (преимущества и недостатки), потом выступили турагенты, они рассказали о нескольких отелях и предложили заказать билеты. Также класс выбрал несколько экскурсий. В итоге мы получили продукт кейс-технологии – единое решение, в обсуждении которого принимал участие весь класс. (в ходе этого обсуждения мы повторили лексику по теме – путешествия, транспорт, покупки).
3.Проектная деятельность
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования необходимо обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Проектная деятельность-актуальное направление в теории обучения в современной школе.
В задачи проектной деятельности входит развитие следующих умений у обучающихся:
- планирование (учащийся должен чётко определить цель, описать основные шаги по достижению этой цели)
- формирование навыков сбора и обработки информации
- анализа (развитие креативности и критического мышления)
- составление письменного отчёта
- формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок).
Трудности при проектировании:
- Постановка целей и задач
- осуществление и аргументация выбора
- самостоятельные действия
- сравнение полученного с требуемым
- объективная оценка деятельности и результата проектирования
В преодолении этих трудностей важна роль учителя. Учитель не предлагает готового решения, а создаёт условия, рассказывает о технологиях, при помощи которых учащиеся сами находят решения, помогает в систематизации и обобщении каждого этапа.
Методическое планирование проектной деятельности
1.Установочное занятие: цели, задачи примерная тематика будущих проектов
2.Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами
3.Поисковый этап
4.Промежуточные отчёты учащихся
5.Обобщающий этап: оформление результатов
6.Предзащита проектов
7.Доработка проектов с учётом замечаний и предложений
8.Заключительный этап: публичная защита проектов
9.Подведение итогов, анализ выполненной работы
В этом году мои ученики работали над несколькими проектами. Я покажу несколько слайдов из презентации одного из этих проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка
Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....
Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка
Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...
Использование технологии развития критического мышления для саморазвития интеллекта учащихся на уроках английского языка в основной школе.
Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передав...
Технология развития критического мышления, как способ эффективного обучения на уроках английского языка
Ускоренное совершенствование образовательного пространства усилило интерес и к изучению иностранных языков, став одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В соответствии с ...
Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....
Статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка"
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять ...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников
Использование технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников...