Формирование интереса к изучению родного края средствами учебных предметов (ино яз) и внеурочной деятельности.
методическая разработка по английскому языку на тему
Мир вокруг нас. Организация внеурочной деятельности обучающихся в 6-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_timo.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир вокруг нас. Организация внеурочной деятельности обучающихся в 6-9 классах.
Орусская Юлия Александровна, учитель английского языка
первой квалификационной категории
МБОУ Школы № 50 городского округа Самара
Радикальная смена системы общественных отношений Российского общества обусловила перестройку всей системы ценностей, образцов поведения, социальных практик и образа жизни молодёжи. Вместе с тем, российскому обществу необходимы патриотически настроенные молодые люди со сформированными гражданско-патриотическими ценностными ориентациями. Школа, безусловно, обладает мощным потенциалом для того, чтобы дать достойный ответ на эти вызовы, но реализовать его сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей, то есть педагог с позицией воспитателя.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой как учебную (в границах разных образовательных дисциплин), так и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Организация образовательного процесса во вторую половину дня должна способствовать становлению готовности школьников к самоопределению в нравственной, коммуникативной, гражданско-правовой сферах деятельности, развитии индивидуальности каждого обучающегося и воспитании его как субъекта социализации. Учитель английского языка способен обеспечить социальное и личностное развитие обучающихся во вторую половину дня, во внеурочное время.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что при организации внеурочной деятельности в начальной школе предлагается больший спектр форм, шире используются возможности школы и социальных партнеров. К сожалению, в средней школе у подростков наблюдается постепенное снижение интереса к внеурочной деятельности. Кроме того, формы и содержание внеурочной деятельности с подростками с учетом современных требований разработаны недостаточно. Учитывая то, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится неформальное общение со сверстниками, именно внеурочная деятельность способна стать педагогически организованной средой, наиболее привлекательной для школьников 6-9 классов.
Для разрешения проблемы нами разработана программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас», рассчитанная на 4 года. Реализация программы осуществляется в форме клуба по интересам так, что в неё вовлечено большинство учеников класса. Им предлагается самостоятельно разработать материал, посвященный родному городу на английском языке, то есть мы создали такую ситуацию, в которой очень сложно найти нужную информацию на английском языке, поэтому школьники вынуждены развивать навык перевода с русского на английский язык, использовать, в том числе и электронные словари, совершенствуя тем самым навык работы на компьютере. Сбор краеведческого материала о городе и области и представление его на английском языке стало формой долговременного проекта, который осуществляется на протяжении нескольких лет.
Разрабатывая программу «Мир вокруг нас» мы ставили перед собой цель подготовить школьников к активному взаимодействию средствами изучаемого языка; способствовать жизненному самоопределению, духовно-нравственному, гражданскому и профессиональному становлению. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на коммуникативной методике, которая наиболее эффективна для развития умения говорить и воспринимать речь на слух.
До чемпионата мира по футболу, который пройдёт в России, остаётся немногим более 600 дней. Подготовка к нему во всех городах-участниках идет полным ходом: возводятся новые арены, прокладываются дороги, преображаются города-участники, в том числе - наша Самара. В связи с этим и наша работа, которую мы начали более 5 лет назад, обрела новые грани. Занимаясь по разработанной нами программе, ребята получили возможность научиться рассказать о городе, его достопримечательностях не только на родном, но и на английском языке.
Воспитательный эффект курса «Мир вокруг нас» во многом определяется разнообразием форм и методов организации внеурочной деятельности школьников.
1.Познавательная деятельность направлена на приобретение подростками знаний, понимание социальной реальности, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (работа с литературой, в том числе с архивными материалами, связанными с историей Самары, области, тематические экскурсии и т.п.).
2.Проблемно-ценностное общение организовано в форме бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.
3.Досугово - развлекательная деятельность реализуется в рамках экскурсий, походов в театр, музей, концертный зал, выставочную галерею.
4. Социальное творчество - это добровольное посильное участие детей в преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.
В рамках учебной деятельности использование проектных, исследовательских технологий осложняется нехваткой учебного времени, недостаточным уровнем мотивации подростков к самостоятельному научному поиску. Внеурочные же формы работы предоставляют большие возможности для привлечения учащихся к этому виду деятельности.
Программа включает 2 модуля. Первый модуль реализуется в 6-7 классах, ученики осваивают диалоги, учатся отвечать на возможные вопросы о том, что это за объект, как добраться до того или иного места, могут кратко рассказать о городе в целом, о музеях, театрах, набережной, участвуют в играх-путешествиях, играх-загадках, основанных на применении краеведческих знаний, в инсценировках, где пробуют себя в роли конкретных исторических героев, воспроизводят в форме театрализованных постановок различные события.
Уже на этом этапе учениками реализуются небольшие исследовательские подпроекты. Метод проектов позволяет индивидуализировать творческий процесс, дает возможность обучающемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проект - это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. В 5-6 классах для проектов ученики выбирают темы в соответствии со своими интересами, например: «Бункер Сталина», «Царёв курган», «Парковый комплекс истории техники им. К.Г.Сахарова в Тольятти», «Музей-центр самарского футбола», «Жигулевская кругосветка», «Дом-музей И.Е.Репина в селе Ширяево», «Фестиваль «Сызранский помидор»», «Музей модерна». Этот творческий процесс предполагает работу школьников в команде, что способствует формированию чувства ответственности каждого за общий успешный результат.
Таким образом, все объекты или события, которые освещаются учениками, связаны с историей и культурой города и губернии и, предъявляясь на английском языке, могут стать основой для дальнейшего изучения в 8-9 классах, преобразования небольших текстов в полноценные экскурсии.
Второй модуль реализуется в 8 и 9 классах. На этом этапе ученики уже обладают определенными знаниями и навыками исследовательской деятельности, интересы их становятся более выраженными, и для подготовки исследовательских и творческих работ целесообразен кейс-метод или кейс-технологии - обучение на примере конкретных случаев. Сущность этого способа обучения заключается в том, что школьникам предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей творческой и исследовательской деятельности. Например, разработка определенного туристического маршрута с экскурсией на английском языке: «Деревянные кружева Самары», «Ширяевские легенды», «Самарская набережная», «Самара космическая» или научно-исследовательская работа «Архитекторы Щербачевы», которая является основой тематической экскурсии; разработка интерактивной игры-квеста, слайд-фильма «Гори, гора» о всероссийском фестивале авторской песни имени Валерия Грушина.
Таким образом, на протяжении всех 4 лет реализации программы ученики включены в социально-образовательные проекты, направленные на освоение и изучение школьником социального пространства города и губернии, развитие социальной компетентности, освоение навыков практического применения знаний, в том числе, знания английского языка. Дополнительные образовательные эффекты обусловлены освоением той предметной области, в фокусе которой разрабатывается проект (экология, культурология, история, архитектура и т. д.).
Все представленные в программе социально-образовательные проекты ориентированы на осуществление социального действия, направлены на общение, коммуникацию, большинство из них носит групповой характер, что позволяет эффективно решать проблемы социализации школьников.
Практика показывает, что менее всего ученики готовы вести разговор на иностранном языке о своем городе, так как учебник иностранного языка содержит материал, отражающий реалии нашей страны в целом, не уделяя внимания особенностям отдельных регионов. Наши ученики имеют возможность проводить виртуальные и реальные экскурсии по родному городу носителям языка, общаясь в режиме видеоконференции с зарубежными сверстниками и «вживую» с англоговорящими гостями города, кроме того дети ездят за рубеж, в том числе и по образовательным программам и рассказывают там о Самаре. Реализация программы «Мир вокруг нас» предоставляет учащимся возможность соизучать родную культуру и культуру других стран, ведь истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, родного края.
Таким образом, в условиях модернизации отечественного образования возросла значимость совершенствования воспитательного пространства школы, неотъемлемой частью которого является внеурочная деятельность как основа духовно-нравственного, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания. Наша программа в полной мере отвечает этим требованиям, так как она не только формирует учебные и исследовательские навыки и основные практические навыки перевода с русского языка на английский, но и развивает коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, развивает способность использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур, обогащает социокультурными знаниями о регионе.
10 декабря 2015 года в нашем городе официально открылись волонтёрские центры чемпионата мира по футболу, в которых отбирают и готовят волонтёров к чемпионату, в том числе, и владеющих английским языком. На момент начала чемпионата мира волонтёру должно быть не менее 18 лет, к сожалению, не все мои ученики смогут принять участие в этом интереснейшем мероприятии, но полученные знания, интерес к родному городу, умение рассказать о нем на английском языке несомненно им пригодятся.
Уважаемые коллеги!
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования уделяет особое внимание внеурочной деятельности школьников. Организация образовательного процесса во вторую половину дня должна способствовать становлению готовности школьников к самоопределению в нравственной, коммуникативной, гражданско-правовой сферах деятельности, развитии индивидуальности каждого обучающегося и воспитании его как субъекта социализации. Учитель английского языка способен обеспечить социальное и личностное развитие обучающихся во вторую половину дня, во внеурочное время.
Нами разработана программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас», рассчитанная на 4 года и реализуется в форме клуба по интересам. Разрабатывая программу «Мир вокруг нас» мы ставили перед собой цель подготовить школьников к активному взаимодействию средствами изучаемого языка; способствовать их жизненному самоопределению, духовно-нравственному, гражданскому и профессиональному становлению. Данная программа основывается на коммуникативной методике, которая наиболее эффективна для развития умения говорить и воспринимать речь на слух.
До чемпионата мира по футболу, который пройдёт в России, остаётся немногим более 600 дней. Подготовка к нему идет во всех городах-участниках, в том числе и в Самаре, в связи с чем и наша работа обрела новые грани. Занимаясь по разработанной нами программе, ребята получили возможность научиться рассказать о городе, его достопримечательностях на английском языке зарубежным гостям города.
Программа включает 2 модуля. Первый модуль реализуется в 6-7 классах, ученики осваивают диалоги, учатся отвечать на возможные вопросы, могут кратко рассказать об отдельных достопримечательностях, участвуют в играх-путешествиях, играх-загадках, основанных на применении краеведческих знаний, в инсценировках.
Уже на этом этапе учениками реализуются небольшие исследовательские проекты, для которых выбирают темы в соответствии со своими интересами, например: «Бункер Сталина», «Царёв курган», «Музей-центр самарского футбола», «Жигулевская кругосветка», «Дом-музей И.Е.Репина в селе Ширяево», «Фестиваль «Сызранский помидор»».
Второй модуль реализуется в 8 и 9 классах. На этом этапе ученики уже обладают определенными знаниями и навыками исследовательской деятельности, интересы их становятся более выраженными, и для подготовки исследовательских и творческих работ целесообразен кейс-метод или кейс-технологии - обучение на примере конкретных случаев. Сущность этого способа обучения заключается в том, что школьникам предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей творческой и исследовательской деятельности. Например, разработка определенного туристического маршрута с экскурсией на английском языке: «Деревянные кружева Самары», «Ширяевские легенды», «Самарская набережная», «Самара космическая» или научно-исследовательская работа «Архитекторы Щербачевы», которая является основой тематической экскурсии; разработка интерактивной игры-квеста, слайд-фильма «Гори, гора» о Грушинском фестивале.
Таким образом, на протяжении всех 4 лет реализации программы ученики включены в социально-образовательные проекты, направленные на освоение и изучение школьником социального пространства города и губернии, развитие социальной компетентности, освоение навыков практического применения знаний, в том числе, знания английского языка. Дополнительные образовательные эффекты обусловлены освоением той предметной области, в фокусе которой разрабатывается проект (экология, культурология, история, архитектура и т. д.).
Наши ученики имеют возможность проводить виртуальные и реальные экскурсии по родному городу носителям языка, общаясь в режиме видеоконференции с зарубежными сверстниками и «вживую» с англоговорящими гостями города, кроме того дети ездят за рубеж, в том числе и по образовательным программам и рассказывают там о Самаре.
Таким образом, наша программа не только формирует учебные и исследовательские навыки и основные практические навыки перевода с русского языка на английский, но и развивает коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности и способность использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур, обогащает социокультурными знаниями о регионе.
10 декабря 2015 года в нашем городе официально открылись волонтёрские центры чемпионата мира по футболу, в которых отбирают и готовят волонтёров к чемпионату, в том числе, и владеющих английским языком. На момент начала чемпионата мира волонтёру должно быть не менее 18 лет, к сожалению, не все мои ученики смогут принять участие в этом интереснейшем мероприятии, но полученные знания, интерес к родному городу, умение рассказать о нем на английском языке несомненно им пригодятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
В статье приводится опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт применения экологических знаний в конкретных жиз...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятел...
«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».
Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образ...
Логическая таблица для составления программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Логическая таблица для составления программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности...
Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."
В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....
"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».
Доклад "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....
Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования
В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...