Метод проекта и формирование УУД
статья по английскому языку на тему
Доклад раскрывает содержание понятия «метод проектов»; описывается процесс формирования универсальных учебных действий у школьников среднего звена средствами проектной деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mokeeva_o.n._statya_konf_may_2017.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТА И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Мокеева Ольга Николаевна ( mon-bon.73@mail.ru), учитель английского языка
МБОУ «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная школа №2»
Рыбно-Слободского муниципального района
Республики Татарстан ( МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ №2» Рыбно-Слободского района РТ)
Аннотация
Доклад раскрывает содержание понятия «метод проектов»; описывается процесс формирования универсальных учебных действий у школьников среднего звена средствами проектной деятельности; особое внимание автор уделяет разработке критериев оценивания проектной работы.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Именно метод проектов призван решать данную задачу.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Метод проектов возник в начале 20 века. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.
Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Рассмотрим этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.
1.Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия – целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение в форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.
Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов.
Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.
Иными словами, проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании основной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.
Согласно ФГОС каждая школа приняла положение о проектно-исследовательской деятельности. Такое положение принято и в нашей школе. В положении определены общие требования к содержанию и оценке проектных работ уч-ся. УМК, по которому работают учителя нашей школы, построен на основе проектной деятельности. Поэтому, встал вопрос о разработке критериев оценки проектных работ в рамках нашего предмета. Был разработан оценочный лист таких критериев.
Критерии оценки проектной работы (оценочный лист).
Класс _________. Четверть ________. Раздел _____.
Тема ________________________________________________________________.
Критерии | Балл | Ф.И. уч-ся | ||||||
Название проекта | ||||||||
1.Знание предмета(познават.действия) | Понимание содержания выполненной работы | 3 | ||||||
Лексическая насыщенность | 3 | |||||||
Грамматическая насыщенность | 3 | |||||||
Набранный балл | 9 | |||||||
2.Планирование(регулятивные действия) | Целеполагание | 3 | ||||||
Методы | 2 | |||||||
Структура проекта (оглавление, деление на осн. части) | 3 | |||||||
Набранный балл | 8 | |||||||
3.Презентация(коммуникативные действия) | Ясное изложение работы | 3 | ||||||
Оформление работы | 3 | |||||||
Заключение, выводы (представление результатов) | 2 | |||||||
Ответы на вопросы | 2 | |||||||
Постановка вопросов | 3 | |||||||
Набранный балл | 13 | |||||||
Итоговый балл | 30 |
Проектно-исследовательская деятельность является заданием повышенного уровня сложности:
оценка 5: 24-30 баллов (80% -100%)
оценка 4: 18-23 баллов (60% - 79%)
оценка 3: 12-17 баллов (40% -59%)
оценка 2: 7-11 баллов (27% - 39%)
Учитель:
В ходе работы у обучающихся формируются универсальные учебные действия. Обучающиеся извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов. Проводят обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Проверяют и находят дополнительную информацию, используют справочную литературу. Творчески подходят к выполнению и презентации проекта.
Выводы
Таким образом, проектная деятельность в рамках школы учит детей распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; ставить цель, определять методы работы над проектом, правильно распределять собственные силы и время; добывать информацию из различных источников, планировать свою работу; оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; выявлять и анализировать ошибки.
Проектная деятельность наряду с другими активными методами обучения эффективно применяется в основной школе. Девизом этой деятельности могут служить слова немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература:
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Директор школы. М.1995, №6
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся.
Творчество – это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства л...
Использование метода проектов в формировании экологического сознания и научного мировоззрения у обучающихся
Статья, раскрывающая основы проектной деятельности в школе. Содержит описание социально ориентированного проекта "Глобальный экологический кризис человеческой цивилизации"....
Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся
Цели: - развитие эмоционально-мотивационных механизмов;-...
Методическая тема "Использование метода проекта в формировании исследовательских умений младших школьников"
Программа работы над методической темой....
Роль метода проектов в формировании метапредметных умений
Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...
Роль метода проектов в формировании метапредметных умений
Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...
"Применение метода проектов для формирования профессиональных компетенции обучающихся"
В рамках конкурса «Школа IT-решений» команда студентов специальности «Прикладная информатика (по отраслям)», получила возможность реализовать полноценный IT-проект. То есть найти, зафиксировать, прора...