Вопросы профилизации в контексте ФГОС ВПО нового поколения
статья по английскому языку (10 класс)

Нечаева Яна Сергеевна

В работе представлены основные принципы разработки ФГОС ВПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы профилизации в контексте ФГОС ВПО нового поколения

        

        Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Главные целевые установки: компетенции, полученные обучающимися в ходе обучения.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Учебные программы дисциплин

- перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций;

- перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций;

- перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций.

Принципы  разработки ФГОС ВПО:

- преемственность;

- согласованность в системе непрерывного образования;

- фундаментальность подготовки;

- усиление практической направленности обучения;

- акцент на результаты обучения, выраженные на языке компетенций;

- сопоставимость с образовательными системами других стран.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО):

- уровневая структура (бакалавриат - магистратура);

- отсутствует деление на федеральный, национально-региональный и   вузовский компоненты (весь стандарт – федеральный);

- в каждом цикле - базовый подход к результатам обучения

- отказ от дисциплинарного подхода;

- отсутствие обязательного перечня дидактических единиц;

- показатель трудоемкости - зачетные единицы (аналог европейской системы ECTS).

Стандартом не устанавливаются: 

- обязательные наименования дисциплин (за исключением истории, философии, иностранного языка, БЖД, физкультуры);

- наименования других дисциплин приводятся как примерные (для разработки примерных программ дисциплин, учебников и учебных пособий);

- полный перечень дисциплин – в ООП (комплект учебно-методической документации вуза).

        Профилизация – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения бакалавров в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 

        Профиль - направленность ООП на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности (письмо 03-956 от 13 мая 2010 г.).

        п.7.1. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.

        п.6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.

        Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

        Профильное обучение преследует следующие основные цели:

- изучение дисциплин профессионального цикла ООП, соответствующих выбранному профилю;

- дифференциация содержания обучения бакалавров с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

- расширение возможностей социализации обучающихся, эффективная подготовка выпускников бакалавриата к освоению профильных магистерских программ.

Подходы распределения на профили

- выбор профиля абитуриентом при поступлении (указывается сразу в заявлении в приемную комиссию ВУЗа);

- профилизация в конце 2-го года обучения (необходимо учитывать желания студентов и возможности в освоении профильных программ.

        Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров

- статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

        Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения 

(10 зачетных единиц).

        Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.

(высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2–5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год).



Предварительный просмотр:

Вопросы профилизации в контексте ФГОС ВПО нового поколения

        

        Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Главные целевые установки: компетенции, полученные обучающимися в ходе обучения.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Учебные программы дисциплин

- перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций;

- перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций;

- перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций.

Принципы  разработки ФГОС ВПО:

- преемственность;

- согласованность в системе непрерывного образования;

- фундаментальность подготовки;

- усиление практической направленности обучения;

- акцент на результаты обучения, выраженные на языке компетенций;

- сопоставимость с образовательными системами других стран.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО):

- уровневая структура (бакалавриат - магистратура);

- отсутствует деление на федеральный, национально-региональный и   вузовский компоненты (весь стандарт – федеральный);

- в каждом цикле - базовый подход к результатам обучения

- отказ от дисциплинарного подхода;

- отсутствие обязательного перечня дидактических единиц;

- показатель трудоемкости - зачетные единицы (аналог европейской системы ECTS).

Стандартом не устанавливаются: 

- обязательные наименования дисциплин (за исключением истории, философии, иностранного языка, БЖД, физкультуры);

- наименования других дисциплин приводятся как примерные (для разработки примерных программ дисциплин, учебников и учебных пособий);

- полный перечень дисциплин – в ООП (комплект учебно-методической документации вуза).

        Профилизация – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения бакалавров в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 

        Профиль - направленность ООП на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности (письмо 03-956 от 13 мая 2010 г.).

        п.7.1. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.

        п.6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.

        Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

        Профильное обучение преследует следующие основные цели:

- изучение дисциплин профессионального цикла ООП, соответствующих выбранному профилю;

- дифференциация содержания обучения бакалавров с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

- расширение возможностей социализации обучающихся, эффективная подготовка выпускников бакалавриата к освоению профильных магистерских программ.

Подходы распределения на профили

- выбор профиля абитуриентом при поступлении (указывается сразу в заявлении в приемную комиссию ВУЗа);

- профилизация в конце 2-го года обучения (необходимо учитывать желания студентов и возможности в освоении профильных программ.

        Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров

- статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

        Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения 

(10 зачетных единиц).

        Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.

(высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2–5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса (в соответствии с ФГОС ООО нового поколения)

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО второго поколения...

Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения

Материал статьи отражает опыт использования модульного обучения при профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения...

Особенности преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.

Статья посвящена основным особенностям преподавания математики в системе СПО...

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения...