Статья на тему "Обучение чтению на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему
Этапы работы с текстом. Примеры тренировочных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению на уроках английского языка
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения.
На основе навыков чтения происходит развитие навыков говорения и письма.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
В этой связи представляется целесообразным обучение различным приёмам оперирования с текстом на всех трёх этапах. Знание таких приёмов позволяет овладеть навыками и умениями самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.
Предтекстовый этап
Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавании в тексте, тренировки их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.
Примеры упражнений:
1.Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
-определите, какой частью речи являются выделенные слова;
-прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы;
-сгруппируйте данные слова по общим признакам.
2.Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
-найдите в тексте слова, соответствующие следующим определениям;
-прочитайте и выпишите из текста все слова, обозначающие…;
-выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.
3.Упражнения на автоматизацию узнаваний лексических единиц:
-найдите слово, имеющее одинаковый с первым словом корень;
-найдите слово, совпадающее или близкое по значению слово;
-найдите самое общее или самое конкретное по значению слово.
4.Упражнения на различение грамматических явлений:
-выпишите из текста предложения с данной грамматической формой;
-объясните употребление данной грамматической формы;
-выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
5.Подстановочные упражнения:
-составьте предложения из слов, данных вразбивку;
-составьте несколько разных предложений, пользуясь одним и тем же знаменательными словами;
-замените выделенную форму по образцу.
6.Трансфармационные упражнения:
-составьте из двух предложений одно простое;
-расширьте предложение за счёт добавления изучаемой грамматической словоформы;
-выразите ту же мысль другими средствами.
7.Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:
-определите значение сложного слова по его элементам;
-найдите в словаре нужное для данного контекста значение многозначного слова;
-определите условные обозначения и расшифруйте их в следующих примерах.
8.Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
-прочитайте заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте;
-прочитайте первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;
-прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
9.Предиекстовая ориентировка читающего:
-определите верные и неверные утверждения;
-ответьте на предтекстовые вопросы;
-составьте план пересказа.
Текстовый этап
Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.
Примеры упражнений:
1.Упражнения на свёртывание текста:
-выделите элементы, которые несут важную информацию;
-сорасположите предложения абзаца по степени важности информации;
-исключите избыточную информацию по образцу.
2.Упражнения на цитирование:
-выделите выводы, умозаключения и тезисы;
-найдите ключевые предложения в абзаце, оцените их содержательную ценность;
-определите содержательную ценность используемых в тексте цитат.
3.Упражнения на реконструкцию текста:
-сорасположите разрозненные предложения в соответствии с логикой изложения материала;
-составьте высказывания из заданных ключевых фраз по образцу;
-составьте предложения из самостоятельно выбранных фраз.
4.Упражнения на перефразирование:
-замените слово-синоним по образцу;
-замените слова дефиницией;
-замените фразеологизм словом.
5.Упражнения на выявление авторского отношения и оценки в тексте:
-переведите авторскую прямую речь в косвенную;
-выделите авторские выводы и умозаключения;
-выделите средства выражения отношения автора к излагаемой проблеме.
6.Упражнения на обобщение материала:
-найдите обобщающее слово для группы слов;
-найдите ключевые фрагменты и подберите обобщающие слова;
-составьте тезисы к содержанию текста.
Послетекстовый этап
Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания теста.
Примеры упражнений:
1.Упражнения на выявление темы текста:
-объедините фрагменты, в которых обобщается тема;
-сформулируйте тему абзаца;
-сформулируйте тему самостоятельно.
2.Упражнения для выявления идеи:
-отберите фрагменты текста, в которых идея сформулирована автором;
-перефразируйте авторскую формулировку идеи;
-дайте собственную формулировку идеи текста.
3.Упражнения на передачу сюжета:
-отберите наиболее значительные эпизоды;
-объедините эпизоды, развивающие одну из линий повествования;
-перескажите сюжет по одной линии повествования ( по нескольким линиям повествования).
4.Упражнения на составление характеристики персонажей:
-перефразируйте авторскую характеристику;
-приведите аргументы в пользу составленной вами характеристики;
-подберите прямые авторские характеристики.
5.Упражнения на оценку узловых моментов текста:
-сопоставьте авторскую и собственную оценку событий и поступков персонажей;
-отберите из текста факты, влияющие на ваше отношение к событиям, описанным в тексте;
-расширьте абзац или связки абзацев за счёт объяснения мотивов поступка или события.
Задания на каждом этапе будут варьироваться в зависимости от вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое).
Таким образом, опираясь на цели каждого вида чтения и следуя этапам работы с текстом, можно предложить некоторые задания в зависимости от вида чтения:
-ознакомительное чтение;
-изучающее чтение;
-поисковое чтение;
-просмотровое чтение.
Таким образом, прорабатывая текст, задача учителя заключается не только в том, чтобы научить учащихся читать и понимать тексты на изучаемом языке, но и привить любовь к чтению. С этой целью учащихся необходимо приобщать к чтению художественной, публицистической, научной и другой специальной литературы на иностранном языке.
Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.
Назарчук Ирина Витальевна
учитель английского языка
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №36»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья "Обучение чтению на уроках английского языка"
Методическая статья об обучение чтению на уроках иностранного языка....
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л. "Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка в колледже".
1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.2. Виды чтения.3. Целевая направленность чтения художественной литературы4. Критерии ...
Статья на тему " Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе."
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения...
Статья "Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка"
Статья актуальна в свете требований ФГОС и показывает основные приёмы работы с текстами на уроках английского языка....
Статья на тему: "Формирование умений чтения на уроках английского языка у учащихся 7 класса"
Учитель иностранного языка ( английский ) В статье предпринимается попытка анализа роли умений чтения на уроках английского языка. Рассматриваются три основных этапа работы с текстом для чт...
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...
Статья "Проект "Домашнее чтение на уроках английского языка"
В данной статье представлена информация о реализуемом проекте "Домашнее чтение уроках английского языка"...
- Мне нравится (2)