Интересное начало урока - залог успеха
учебно-методический материал по английскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interesnoe_nachalo_uroka_-_put_k_uspehu.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШКОЛА 1280 с углубленным изучением английского языка ЮЗАО г. Москвы
Учитель английского языка высшей категории, заслуженный учитель РФ
Евлаш Светлана Алексеевна
«ИНТЕРЕСНОЕ НАЧАЛО УРОКА — ПУТЬ К УСПЕХУ»
«Как мало в наших школах смеются. Одно из самых закоренелых и трудно преодолимых представлений о педагогическом процессе заключается в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо». (Джанни Рoдари, итальянский писатель)
Я думаю, что живое, непосредственное общение с детьми — это источник мыслей, педагогических открытий, радостей, разочарований, без которых немыслимо творчество в нашем труде. Как сделать процесс обучения на уроке интересным?
Как говорят англичане — «Начните с самого начала!» В данном случае, с начала урока. Обучение проходит успешно тогда, когда это интересно. Как организовать начало урока так, чтобы интерес к обучению сохранялся до конца урока?
Думаю, что для этого лучше всего подойдет какое-либо высказывание учителя, основанное на его личном опыте. Именно высказывания такого рода создают доверительную атмосферу взаимодействия учителя и учащихся, ведут к раскрытию личностного потенциала учащихся и укреплению учебной мотивации.
Хочу предложить Вашему вниманию некоторые ситуации, которые я обсуждала со своими учениками в начале урока, согласно теме, цели и задачам урока.
Ситуация 1 — «Досуг. Свободное время»
«Когда я была в вашем возрасте, у меня бывали такие дни, когда я не знала, чем заняться, ничто не интересовало и время тянулось очень медленно». (Проигрываю 1-й куплет песни «Nothing to do» — уч-к “Grapevine” — P.Viney, K.Viney (Oxford). ”There’s nothing for me in this town; Everywhere I go people put me down; There’s nowhere to go and nothing to see; There’s nobody here to think about me”.)
Вопросы: Бывают ли у Вас такие дни, когда Вы чувствуете себя очень одинокими; что Вы делаете в таких случаях; как можно переломить ситуацию; обращаетесь ли Вы к кому-нибудь за помощью; существует ли опасность того, что человек может увлечься чем-то вредным, опасным?
Ситуация 2 — «Наука. Ученые»
«У меня есть сосед по площадке, он — астрофизик. До встречи с ним я считала, что ученый должен выглядеть хмурым, озабоченным, очень серьезным, погруженным в свои мысли. Сосед, со своим чувством юмора, развеял такое мое представление. При встрече, у него всегда наготове пару шуток (анекдотов), он не прочь посмеяться над собой и т.д.»
(Демонстрирую известный портрет Альберта Эйнштейна с высунутым языком).
Вопросы: Есть ли среди Ваших знакомых ученые; типично ли для серьезного ученого предстать в смешном виде; хорошо ли помимо своей научной отрасли интересоваться литературой, музыкой и т.д.; каким, по-вашему, должен быть ученый?
Ситуация 3 — «Внешность человека»
«Недавно прочла в одной американской книге о девочке 13 лет, которая никогда не выходила на улицу, предварительно не накрасившись, считая, что без макияжа она выглядит ужасно. И в нашей школе я вижу девочек 8-9 классов, которые очень сильно накрашены, с большим количеством украшений».
Вопросы: Плохо ли, если человек (девушка) выглядит естественно; в каком возрасте лучше применять декоративную косметику; когда все-таки можно немножко подкраситься; нужна ли практическая помощь (советы) девочкам ?
Ситуация 4 — «Животные. Домашние питомцы»
«Несколько лет тому назад, в Москве и Подмосковье можно было видеть очень много бездомных собак. В тех местах, где они сбивались в стаи, было даже опасно ходить. Сейчас ситуация (в Москве) изменилась. Слышала, что всем собакам без хозяина надели ошейники, разместили в собачьих приютах».
Вопросы: Откуда берутся бездомные животные; нужно ли наказывать тех, кто выбрасывает своих питомцев на улицу; взяли бы Вы себе животное из питомника; какие меры Вы бы предприняли, чтобы повысить ответственность людей за тех, кого они приручили?
Ситуация 5 — « Мой родной город»
«Сегодня в метро видела очень пожилую женщину с табличкой — «Помогите на хлебушек». В последнее время появилось очень много попрошаек с жалостливыми обращениями к прохожим».
Вопросы: Считаете ли Вы, что нужно подавать милостыню; не стоит ли кто-нибудь за этими людьми; что должно делать государство; согласны ли Вы, что в такой богатой стране как наша, такая ситуация позорная?
Ситуация 6 — «Личность. Черты характера»
«Бывая в Лондоне, я обратила внимание на то, что в транспорте не принято уступать место тем, кто в этом нуждается. Такую же картину можно наблюдать и у нас – молодые люди поглощены своими телефонами, планшетами, электронными книгами и другими гаджетами, не замечают, что происходит вокруг них (или делают вид).»
Вопросы: Нужно ли уступать место тем, кто в этом нуждается; как Ваши родители относятся к этой проблеме; нужно ли быть более внимательными в транспорте; считаете ли вы себя героем, если уступаете место?
Ситуация 7 — «Обычаи (предрассудки) людей»
«Сегодня мне дорогу перебежала черная кошка. Я не стала искать другую дорогу или предпринимать еще что-либо, но появилось чувство, что это к неприятностям. Очень часто можно попасть впросак, не зная значения того или иного выражения, так как понимание какого-либо явления русскими отличается от того, как его понимают англичане или американцы».
Вопросы: Как относятся англичане к тому, если дорогу им перебежит черная кошка (к счастью); понимают ли русские другие приметы англичан — рассыпать соль (плохо); подать руку через порог (не обращают на это внимания); увидеть в доме паука (знак процветания и счастья); не к добру пройти под лестницей; число 13 (к несчастью); открыть зонтик в помещении (плохо)» и т.д.
Ситуация 8 — «Мой город окружающая среда»
«У вас было задание взять интервью у прохожих и задать им несколько вопросов о своем городе и том районе в котором они живут (задание давалось на неделю). В моем районе мне нравится то , что по выходным здесь бывает мало народу и гораздо меньше машин, чем в рабочие дни, так как здесь очень много офисов и, как и в Лондонском Сити, на выходные народу и машин становится гораздо меньше. Как прохожие отвечали на Ваши вопросы? Как бы Вы на них ответили?»
Вопросы: Что вам нравится в том районе, где вы живете; достаточно ли зеленый ваш район; не мешает ли вам шум от транспорта; есть ли в вашем районе все для развлечений, отдыха; довольны ли вы работой транспорта; что вам не нравится; что бы вы изменили, если бы у вас была такая возможность?
Ситуация 9 — « Окружающая среда»
«Вчера встретила свою знакомую — профессора биологии МГУ. Разговорились. Стали говорить о том, что мы едим. Я выразила свои опасения по этому поводу , мол много говорят о ГМ продуктах, а мы даже и не знаем, едим ли мы их. На что профессор мне сказала, что уже лет 20 они существуют и , конечно, мы их едим, не зная об этом. Но нет никаких данных, что они вредны. Самая большая опасность — это не ГМ продукты, а пестициды, которыми обрабатывают растения.»
Вопросы: Что вообще такое — ГМ продукты; какими качествами (генами) наделяют их; можно ли определить на вкус , что это ГМ продукты, если не знать об этом; можно ли определить их на вид; считаете ли Вы надежными испытания на вред/пользу таких продуктов; сколько должно пройти лет, чтобы это понять; что важнее — накормить всех (используя производство ГМ продуктов) или поставить человечество на грань выживания?
Ситуация 10 — «ТВ. Кино»
«Вчера слышала в новостях, что вышел новый мультфильм «Найди Дори» – продолжение «В поисках Немо». Я помню, что вам нравился этот мультфильм. Я посмотрела трейлер и думаю, что с удовольствием посмотрю продолжение. Там такие замечательные подводные съемки».
Вопросы: Почему Вам нравятся мультфильмы; сейчас на экран выходит много американских мультфильмов, а какие русские мультфильмы Вы видели; каким Вы отдаете предпочтение и почему; все ли мультфильмы можно показывать маленьким детям; что категорически нельзя; какие мультфильмы скоро выйдут на экран и пойдете ли Вы их смотреть?
Ситуация 11 — «Город, в котором я живу»
«Я всегда обращаю внимание на вывески. Несколько лет тому назад можно было увидеть много вывесок на английском языке. Сейчас их гораздо меньше, но все-таки они встречаются, часто надписи — это калька с английского языка. Например, у станции м.Университет красуется вывеска «Баффало’c», около моего дома – «Outlet — 0%» — что бы это значило?
Вопросы: Должны ли у нас в городе быть вывески — переводы с английского языка; не лучше ли, если, например, будет красивая вывеска на русском, а под ней мелкими буквами перевод на англ.яз. (в центре города, где много иностранцев); англ. слова появляются у нас не только в надписях, но и в речи, хорошо ли это; есть ли русские слова, которые появились и появляются в словарях англ. языка; неизбежен ли этот процесс?»
Ситуация 12 — «Что иностранцы думают о России?»
«Недавно я получила письмо от своей приятельницы – англичанки из Кембриджа. Она выражает беспокойство о том, что сейчас происходит в России и она очень обеспокоена тем, как нам сейчас тяжело».
Вопросы: «Что бы Вы ей ответили; говорят ли западные СМИ правду о России; почему Россию «красят» только черной краской; обидно ли вам за свою страну; доверяете ли вы полностью нашим СМИ в сообщениях о том, что происходит в мире?»
Ситуация 13 — « Одежда. Школа»
«Я всегда заранее продумываю, что я надену на следующий день на работу. Стараюсь, чтобы моя одежда всегда была отглаженной и выглядела современно. Как вы знаете, я всегда ношу украшения».
Вопросы: «Почему вы всегда так отрицательно относитесь к идее ввести школьную форму; за рубежом, во всех престижных школах — это обязательно: сейчас и у нас многие лицеи , гимназии и просто школы сделали школьную форму обязательной, как вы к этому относитесь; считаете ли вы, что ношение школьной формы дисциплинирует или лишает вас индивидуальности; как вы выбираете одежду в школу — заранее или «что под руку попадет»; прислушиваетесь ли к советам родителей; подражаете ли вы кому-нибудь в выборе одежды; нравится ли вам, что во многих компаниях существует «дресc-код» ?
Ситуация 14 — «Черты характера»
«Я всегда нервничаю, когда мне предстоит выступать перед аудиторией или сдавать зачет (например, на курсах повышения квалификации). Я, обычно, не принимаю никаких успо-каивающих средств, просто стараюсь не думать о том, что мне предстоит, как бы «блокирую» эти мысли.»
Вопросы: «Всегда ли вы переживаете накануне тестов, опросов, экзаменов; как вы стараетесь успокоиться; убеждаете ли себя, что все будет хорошо; или говорите , что вы провалитесь, не сдадите; готовите ли вы шпаргалки; сидите ли ночь напролет накануне; прислушиваетесь ли к советам других, имеющих некоторый опыт в этом?»
Ситуация 15 — «Глобальные проблемы»
«Недавно я слушала прогнозы шаманов на 2017 год, они не очень оптимистичны — тут и техногенные катастрофы и стихийные бедствия и продолжающиеся конфликты между народами».
Вопросы: «Верите ли вы в такие прогнозы; сеют ли они панику; нужно ли их озвучивать по ТВ или радио; нужно ли всерьез воспринимать неизбежность всего этого; каких последствий можно избежать если отнестись к ним серьезно; что должны принимать в расчет правительства всех стран, чтобы не сбылись мрачные прогнозы конфликтов между народами; можно ли предвидеть отключение электричества и предотвратить серьезные последствия; есть ли у нас организации, которые анализируют состоятельность или несостоятельность таких прогнозов?»
В заключение хочу сказать, что это только малая толика того, что обсуждается на уроках. Главное, что нужно помнить — этап «Warm-up» должен быть хорошо продуманным и не занимать много времени. Не нужно задавать все вопросы, можно отобрать самые важные или даже один. Задача учителя — озвучить проблему, привлечь к ней внимание и побудить учащихся к выражению своего мнения.
Думаю, что важен не столько запас знаний, которыми овладевает ученик, а прежде всего любознательность, пытливость, способность видеть непонятное, искать ответ на взволновавший вопрос, нарастающий интерес к познанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика
Презентация к выступлению: "Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика"....
Выступление по теме "Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении"
Выступление по теме "Диалог на уроке-залог успеха в воспитании и обучении" поможет учителю в организации диалога на уроке....
Пути повышения эффективности урока – залог успеха в обучении русского языка и литературы
Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы обучения. Она диктует ребенку свои условия и не доставляет места и времени для его вопросов. В результате школь...
Конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни - залог успеха!"
Интегрированный урок по биологии, ОБЖ, ф изической культуре в 8 классе по теме: "Здоровый образ жизни залог успеха!"...
Интересное начало или окончание урока.
Стихи на начало и конец урока....
Пути повышения эффективности урока - залог успеха в обучении
Выступление на педагогическом совете...
Топ 10: Как интересно начать урок?
Топ 10: Как интересно начать урок?Почему так важно интересно начать урок? Второй этап после организационного момента, мотивационный этап, целью которого является включение учащихся в учебную деятельно...