Проблемное обучение английскому языку
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение английскому языку
На современном этапе реформирования образовательной системы в России остро стоит вопрос применение в процессе обучения английскому языку новых приемов и методов обучения, которые создавали бы наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения студентами знаний, развития их мышления, формирования у них познавательного отношения к действительности и навыков самообучения и самообразования.
Одним из эффективных средств можно считать проблемное обучение, предусматривающее новую структуру урока, при которой отводится большое место самостоятельной работе студентов. Стоит отметить, что роль педагога в процессе проблемного обучения не уменьшается, а возрастает, так как ему необходимо четко управлять учебным процессом и давать студентам конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности студентов, контролировать конечный результат выполнения заданий, осуществлять подход к студентам.[1]
Суть обучения по проблемной методике состоит в постановке перед студентами проблемной ситуации, которая необходима для выполнения того или иного задания определенной трудности, для преодоления которой требуется творческая мыслительная деятельность. Проблемное обучение представляет собой такую форму организации учебных занятий, в процессе которой студенты получают знания не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемных ситуаций.
В своей практике мы реализуем проблемный подход при обучении английскому языку по всем видам речевой деятельности (устной речи, чтении, письму).
К примеру, в процессе формирования навыка диалогической речи темам: «Семья», «Город», «Спорт» можно использовать упражнения, построенные по «модели коммуникативной ситуации».
На первом этапе решается задача демонстрации студентам того, о чем они будут говорить в связи с данной ситуацией, также преподаватель должен убедиться, что студенты понимают речь диктора или преподавателя.
Целью работы на втором этапе является проверка понимания содержания диалога действующих лиц. На третьем этапе при сохранении аналогичной ситуации, вносятся некоторые изменения.
Так, например, в микродиалоге «Семья»
- What is your mother, Alex?
- My mother is a veterinary.
- How old is your mother?
- She is 38.
- What is her name?
- Her name is Svetlana Olegovna студенты заменяют лексику, обозначающую членов семьи и названия профессий и, соответственно, притяжательные местоимения.
На четвертом, завершающем этапе реализуется свободное говорение. Студенты ведут беседу друг с другом уже о членах своей семьи и их профессиях. Также на данном этапе в процессе ситуативно-коммуникативных упражнений целесообразно использовать и элементы программированного обучения.
Например, студенты делятся на пары и получают индивидуальные задания. На карточках участников диалога имеются вопросы и предполагаемые ответы с правильно размеченной интонацией.
Использование заданий проблемного характера возможно также и при обучении монологической речи. Например, по теме «Наш техникум» студентам можно предложить следующие задания:
1. Вы перевелись в другой техникум. В группу, где вы будете учиться, вы встретились со студентами. О чем бы вам хотелось поговорить с ними?
2. В вашу группу пришла девушка-новичок. Расскажите ей о техникуме, занятиях, досуге студентов.
3. В вашем техникуме проводится день «открытых дверей». Расскажите школьникам об истории создания вашего техникума, и что особенно интересно в нем.
4. Вас попросили выступить перед учащимися средней школы. Что бы вы рассказали им о своей будущей профессии?
5. Расскажите в письме о том, как вы проводите в техникуме свободное от занятий время (кружки, художественная самодеятельность, библиотека и так далее).
6. Убедите свою подругу в том, что проживание в общежитии имеет больше преимуществ по сравнению со съемной квартирой.
Студенты с интересом моделируют ситуацию «Реклама». Они делятся на группы по 3-4 человека, каждая подгруппа получает задание, распределяют роли внутри подгруппы. Задание для подгруппы 1. Advertise English restaurant “Queen Victoria”. Speak about the menu and dishes of the English cuisine. Make up a dialogue “At the restaurant”. Задание для подгруппы 2. Advertise American cafe? “Smiley Hot Dog cafe?”. Speak about the menu, dishes of the American cuisine. Make up a dialogue “At the cafe?”.
Очень актуальная ситуация, связанная с поиском работы. Студентам предлагается составить диалог к ситуации: вы беседуете с начальником отдела кадров компании при трудоустройстве, рассказываете о своем предыдущем месте работы, он говорит вам об обязанностях, зарплате, о рабочем времени.
Очень интересно можно организовать процесс изучения достопримечательностей Лондона. В данном случае можно легко смоделировать следующую проблемную ситуацию: «Посещение Англии». Студентам предлагается составить программу ознакомления с достопримечательностями города. Задание выполняется в письменной форме, затем они объединяются в группы по 3-4 человека, обсуждают и выбирают лучший вариант, комментируют устно.
Одной из эффективных методов проблемного обучения можно считать коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» можно считать одним из эффективных методов проблемного обучения.[2] В своей практике мы использовали следующую форму организации "круглого стола". Нами была организована встреча одних студентов побывавших в туристических поездках в разных странах с другими обучающимися техникума. Для активного участия привлекали студентов к подготовке вопросов "круглого стола", предлагали проблему для обсуждения, которая заранее доводилась до приглашенных на "круглый стол" студентов. Сами тщательно готовились в рамках данной темы, учитывая все пожелания для того, чтобы занятие прошло активно, и студенты не только задавали вопросы, но и высказывали свои точки зрения.
Также очень эффективным приемом создания проблемной ситуации является деловая игра. При проведении деловой игры необходимо соблюдать следующие условия:
- игра проводится нами в атмосфере непринужденности и поиска с привлечением максимального числа участников;
- учитываются интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности студентов, их уровень знаний и интересы.
На занятиях можно использовать самые разные формы проведения деловых игр: "КВН" (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, "домашнее задание" и т.п.), "Что? Где? Когда? (викторина с учетом интеллектуальных способностей), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие).
Очень часто применяем такой весьма интересный для студентов прием, как «Ассоциативный куст».
Известно, что очень тяжело «раскачать» обучающихся в начале занятия. Мы стали использовать «мозговую атаку» или «мозговой штурм». Данный проблемный метод можно использовать вместо «языковой разминки» и давать для обдумывания ключевое слово или ключевую фразу занятия.
Например, если тема урока «Компьютеры», студенты говорят все слова, фразы, мысли, которые появляются у них, когда они слышат это слово. Данную работу можно дополнить «ассоциативным кустом». Мы пишем ключевую фразу на доске, а потом располагаем все идеи вокруг нее. Задачу необходимо осложнить тем, что студенты не только должны давать собственные идеи, а объяснить, почему именно так, а не иначе. Можем констатировать тот факт, что страх ошибки постепенно отступил, вместо этого ученики стали более активно генерировать идеи, а со временем объяснение идей стало более мотивированным.
Итак, опираясь на собственный опыт, можем отметить, что проблемное обучение формирует у студентов самостоятельность решения той или иной проблемы, повышает уровень усвоения знаний, воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, видеть проблему и находить правильный ответ. Тем не менее, хотелось бы отметить, что задания на основе проблемной ситуации целесообразно комплексно сочетать с другими типами упражнений. В этом случае они помогут добиться более эффективных результатов в достижении поставленных целей.
Список литературы
- Активные методы обучения в преподавании иностранного языка: Пособие для преподавателей иностранных языков вузов / Под ред. Н.П. Бельтюковой. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2009. - 158 с.
- Бабинская П.К. Пути реализации проблемного подхода в обучении иноязычной речи // Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. - Минск. Выш. шк., 2009. - С. 5-10.
- Бабич Н.Н. Повышение уровня мотивации при использовании учебных ситуаций в обучении иностранному языку // Мотивы учебной и общественнополезной деятельности школьников и студентов. - М.: Б.и., 1980. - С. 118-126.
- Вербицкий А.А. Деловая игра в системе контекстного обучения // 18 Международный семинар «Игровые методы в образовании и научных исследованиях»: Тезисы докладов. - К.: КИСИ, 2008. - С. 44.
- Дашкевич Я.А. Из опыта использования проблемности в обучении английской речи // Обучение устной речи и чтению на иностранных языках в школе и вузе. - Минск: Мин. гос. пед. ин-т иностр. яз., 2008. - С. 29-34.
- Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 48-51.
- Dickinson L. Self-instruction in language learning. - Cambridge: CUP, 2007. – 215 р.
- Krashen S. D., Terrell T.D. The natural approach: language acquisition in the classroom. - Oxford: Pergamon, 2008. - 542 p.
[1] Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 48-51.
[2] Вербицкий А.А. Деловая игра в системе контекстного обучения // 18 Международный семинар «Игровые методы в образовании и научных исследованиях»: Тезисы докладов. - К.: КИСИ, 2008. - С. 44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВКР "Проблемный метод в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Выпускная квалификационная работа рассматривает теоретические и прак тические особенности проблемного метода обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе....
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...
Проблемное обучение на начальной ступени обучения английскому языку
Проблемный метод обучения как эффективное средство решения задач в сфере иноязычного образования способствует формированию умений самостоятельно приобретать знания путем собственной творческой деятель...
Презентация.Интеграция проблемного и проектного подходов в обучении английскому языку.
Проблемный и проектный подход в обучении способствует реализации личностно-ориентированного обучения, лежащего в основе ФГОС, интеграция которых выступает основой формирования иноязычной компетенции о...
мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.
В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и сценарий работы с учит...