Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку на тему

Большакова Гульнара Гадыльшиновна

Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков является использование музыки на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_kak_sredstvo_formirovaniya.doc82.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

                 Музыка как средство формирования    

        универсальных учебных действий на уроках

                            иностранного языка.              

                                                                                                    Выполнила  

                                                                                          Учитель МБОУ СОШ №30

                                                                                                 Большакова Ю.Г.

                                                                                                   г. Подольск

                                                                                                 2016- 2017уч.год

                                                                                                 

                                   

Содержание

  1. Введение.
  2. Определение понятия «музыка».

   2.1. Функции музыки.

   2.2. Дидактические принципы для работы с музыкой.  

   2.3 Основные составляющие музыки.

3. Приёмы работы с музыкой.

3.1.Использование инструментальной музыки.

3.2. Использование песен.

3.3.Использование музыкальных видеоклипов.

3.4. Использования вербальной и невербальной информации из мира музыкальной  

       индустрии.

      4. Заключение.

      5. Литература.

1.Введение.

Сегодня каждое цивилизованное общество, налаживая межкультурные связи, осуществляя интеграцию, нуждается в высокообразованной, развитой личности.  
 В настоящее время существует большое количество технологий, методов, которые позволяют эффективно и даже в короткие сроки если не изучить иностранный язык, то хотя бы получить необходимые знания.
Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков, по мнению многих методистов,  является  использование музыки на уроках иностранного языка. Использование музыки на изучаемом языке актуально, так как учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Также создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося. При этом, музыка в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции и память учащихся. Прослушивание музыки активирует такие структуры головного мозга, в которых происходит эмоциональная и мыслительная обработка информации.
Музыка будет иметь огромное значение в обучении иностранным языкам, если ее прочувствовать изнутри, посмотреть на нее внутренним глазом, услышать внутренним ухом.

Цель исследования: Обосновать значимость  использования музыки на уроках иностранного языка в качестве формирования универсальных учебных действий учащихся.

Задачи исследования:

1. Определить суть понятия «музыка» и её функции, которые лежат в концепции обучения иностранным языкам.

2.Изучить различные приёмы использования музыки на занятия иностранного языка.

Методы исследования:

Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

2. Определение понятия «музыка».

2.1. Функции музыки.

Формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к изучению иностранного языка – это является основой задачей перед каждым учителем. Необходима такая мотивация, которая побуждала бы учащихся к упорной, систематической учебной работе, потому что без такой мотивации деятельность учащихся  в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Перспективным и эффективным на уроке иностранного языка является использование в качестве опоры музыкальной наглядности, в частности современного популярного песенного материала. Выбор зарубежной современной музыки обуславливается его познавательной ценностью, отражением особенностей  жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка. Можно выделить  семь основных функций музыки, которые лежат в концепции обучения иностранным языкам:

  1. Физиологическая (способствующая запоминанию)
  2. Психогигиеническая (способствующая расслаблению)
  3. Эмоциональная (вызывающая эмоции и чувства)
  4. Социально-психологическая (усиливающая динамику в группе)
  5. Когнитивная (способствующая мыслительным процессам)
  6. Функция бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне)
  7. Коммуникативная (способствующая общению)

 2.2.  Дидактические принципы для работы с музыкой

Для работы с музыкой на уроках иностранного языка необходимо пройти пять фаз, которые принципиально рекомендуются в каждом дидактическом источнике и которые могут послужить ориентиром для подготовки к занятию:

1.Введение: в работе с музыкой необходимо введение, тематическое ли, языковое или в виде специально созданной атмосферы. Это можно осуществить при помощи активизации уже имеющихся знаний, предлагаемых “помощников” для понимания и осмысления в виде музыкальных отрывков.

2.Презентация: учащимся предлагается музыка для первой субъективной и индивидуальной реакции и ассоциаций. Вопросы учителя должны быть направлены на эти чувства-выражения, но сначала необходимо дать для этого достаточное количество времени.

3.Осмысление: учащиеся знакомятся со спецификой и содержанием музыки, ведут активное обсуждение. Они стараются определить, какие мотивы лежат в основе этого музыкального произведения.

4.Переосмысление: учащимся предлагается проникнуться общей идеей, более полно раскрыть свои первые впечатления о музыке или даже изменить таковые. Они описывают музыку в зависимости от своего собственного мироощущения.

5.Применение: учащиеся используют музыкальный отрывок в определенной социальной или исторической реальности.

2.3. Основные составляющие музыки.

Самым главным является понимание самой музыки, которая пронизывает продукт речи и может стать связующим звеном в процессе коммуникации с иностранцем.
Если музыке удастся пройти путь от восприятия через смысловое направление к культурным отличиям, то она выполнит свою продуктивную функцию в обучении иностранным языкам. Под словом «музыка» будет пониматься следующее:

  • Инструментальное исполнение различных музыкальных произведений.
  • Пение, т.е. вокальное исполнение произведений, как с инструментальным сопровождением, так и без него. Сольное и хоровое пение.
  • Видеоклипы с записями популярных песен на английском языке.
  • Вербальная информация из мира музыкальной индустрии, включающая статьи, рецензии, музыкальные рейтинги, объявления, фрагменты теле-и радиопередач о мире музыки.
  • Невербальная информация из мира музыкальной индустрии: фотографии музыкальных групп и отдельных исполнителей, музыкантов, композиторов, музыкальных инструментов и т.д.

Если рассматривать иностранный язык как учебный предмет, то наряду с решением чисто прагматических задач развития речевых умений в устной и письменной речи, иностранный язык рассматривается как средство расширения гуманитарных знаний, развития эмоционально-чувственного восприятия мира. В основе формирования коммуникативной компетенции в широком понимании этого слова лежат определённые морально-ценностные ориентиры, которые формируются и развиваются не только на уровне формальной логики и когнитивных способностей. Нельзя переоценить образовательное, развивающее воздействие музыки на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне образованной личности. Недооценка использования других средств получения информации помимо печатных текстов и их вербального обсуждения приводит к некоторой однобокости, когда восприятие мира основывается только на формальной логике разума, что неестественно, нарушает внутреннюю гармонию человека, гармонию его отношений с внешним миром. Однако формальное, непродуманное, чрезмерное увлечение любым средством обучения, как правило, не приносит положительных результатов. Грамотный преподаватель всегда сумеет определить степень методической и педагогической целесообразности использования музыки для формирования языковых, речевых, социокультурных навыков и умений в каждом конкретном случае и отказаться от её использования в другом. Для того, чтобы выбрать оптимальные приёмы работы с музыкой на уроках, рассмотрим варианты работы с каждым  видом музыкальной информации.

3. Приёмы работы с музыкой.

3.1. Использование инструментальной музыки.

Данная музыка может включать музыкальные произведения, написанные для разных музыкальных инструментов, а именно: клавишных инструментов, струнных инструментов, духовых инструментов, ударных инструментов, струнного оркестра. Это может быть музыка разных стилей и жанров, например:

  • Классическая музыка
  • Джаз
  • Рок
  • Народная музыка
  • Этническая музыка
  • Эстрадная музыка

С какой же целью можно использовать звучащую инструментальную музыку на уроках иностранного языка? Таких целей может быть несколько, например:

  1. Создать определённое настроение и соответствующую атмосферу общения.
  2. Задать темп выполнения задания.
  3. Снять напряжения.
  4. Обеспечить эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой.
  5. Способствовать созданию учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор.
  6. Добавить национальный колорит в ситуацию общения (при развитии рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности).
  7. Расширить спектр страноведческих и социокультурных знаний.

                 Существует ряд приёмов работы с музыкой, с помощью которых возможно достижение данных целей. Итак, если необходимо:

                 1. Создать нужную атмосферу, снять напряжение, подготовить к восприятию информации занятия, то до начала урока в кабинете должна звучать музыка. Для этого важно правильно подобрать музыкальное произведение, чтобы получить нужный эффект. Лучше всего комбинировать разные стили и жанры так, чтобы отрывки плавно сменяли друг друга.

2. Создать атмосферу определённого места исторической эпохи. Для этого можно сочетать музыку с соответствующими наглядными изображениями. Учащимся можно предложить написать 5-10 слов по ассоциации со звучащей музыкой; слушая музыку закончить начатые предложения; прослушав музыку, выбрать один из предложенных вариантов ответа; прослушав музыку заполнить таблицу (например описание страны, региона, человека и т д).

3. Стимулировать образно-ассоциативное мышление. Учащимся предлагается написать 5-9 слов или словосочетаний, характеризующие ощущения и эмоции, вызванные данной музыкой. Можно описать место, с которым учащиеся ассоциируют данную музыку. Можно представить и описать картину, создаваемую данной музыкой.

4.Расширить знания социокультурного характера, связанные с историей развития страны, музыки и т д. В данном случае можно использовать специально составленные попурри из музыкальных произведений разных стран, но примерно одного и того же исторического периода. Учащимся предлагается отгадать страну, эпоху по отрывкам из музыкальных произведений; отгадать мелодию, исполнителя и т д.

3.2. Использование песен.

Любая песня- это слова, положенные на музыку. Поэтому в условиях обучения иностранному языку система работы с песней во многом будет схожа с системой работы над текстом. При этом следует учитывать, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении. В учебных целях желательно использовать песни с выигрышным текстом. Песня должна иметь определённый ритм.

Есть песни, которые надо слушать, но есть песни, которые предназначены прежде всего для того, чтобы под них двигались в определённом темпе и ритме, а смысл не так уж и важен.

Песня в данном случае просто призвана создать определённую атмосферу, эффект сопричастности к единому действию. Рассмотрим варианты работы только с текстами песен без музыки на уроке иностранного языка. Если необходимо:

  1. Развить стратегии чтения и аудирования, языковых навыков, то учащимся предлагается вставить пропущенные слова или расположить строки в нужной последовательности. Также можно подобрать рифму и закончить строки; найти и исправить ошибки в песне; заполнить пропуски в грамматических конструкциях; видоизменить текст, заменив в нём время глаголов, род, число и т д.Данные задания можно использовать в качестве языковой или фонетической разминки в любой момент урока.
  2. Развить творческие умения в письменной речи, то учащимся предлагается написать диктант до прослушивания песни, при этом нужно записать под диктовку начало песни, а закончить куплет в рифму самостоятельно.

Далее рассмотрим варианты работы с песней во время и после её прослушивания. Если необходимо:

  1. Сформировать базовые языковые и речевые умения на начальном или среднем этапе обучения иностранному языку, то можно например ритмически проговаривать  рифмовки под музыку; можно слушать песню и имитировать нужные движения. Учителю следует помнить, что пению данных текстов должно предшествовать ознакомление с новой лексикой и речевыми структурами. Сами песни и составляют процесс тренировки и актуализации этого языкового  материала. В процессе проговаривания речевых структур рекомендуется отбивать ритм, притоптывать и прихлопывать в такт музыке. Даже при условии множественных повторов такие песни-рифмовки не   надоедают, а чёткость ритмического рисунка помогает прочно закрепить в памяти тренируемые речевые модели, фиксируя не только слова и грамматические структуры в нужной последовательности, но и имитируя нужную интонацию.

2. Развивать языковую память. В таком случае песню рекомендуется прослушивать первый раз без опоры на текст. Учащимся предлагается отметить в списке слова и выражения, которые были использованы без изменений или которые были использованы дважды или чаще.

3. Развивать умение выразительного чтения. Сначала песня прослушивается целиком, затем можно прослушивать отдельные строки и проговаривать их хором или индивидуально с опорой на текст. Можно провести среди учащихся конкурс на лучшее чтение текста песни.

3.3. Использование музыкальных видеоклипов.

Видеоклипы представляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного обмена. Просмотр видеоклипов может иметь сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, служить стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.

Рассмотрим некоторые типы заданий, которые можно использовать при работе с видеоклипами на уроке иностранного языка.

           Если необходимо:

1. Поиск языковой информации. Данный тип упражнений и заданий ориентирован на поиск, определённого материала- лексики, грамматики, фонетики. Можно предложить учащимся подобрать английские эквиваленты к следующим русским словам и выражениям. Также предлагается заполнить пропуски в предложениях нужными словами и выражениями; записать все прилагательные или все существительные и т д.

2. Развивать рецептивные умения ( на уровне выделения содержательной и смысловой информации). На данном этапе работы могут использоваться традиционные упражнения. Это может быть поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра); определение верных/неверных утверждений; соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план текста и заголовки каждой части предлагаются).

3. Развивать навыки говорения. Следующие приёмы направлены на развитие умений монологической речи. Задание на отсутствие изображения при сохранении звука. Чаще всего в данном случае используются установки на описание внешности героев, места событий и т д.

4. Развивать социокультурные умения. Для того, чтобы достичь необходимого и достаточного уровня социокультурной компетенции, необходимо иметь определённый набор знаний о странах изучаемого языка. Однако ещё более важно научиться сравнивать различные культуры мира, \подмечать в них культурно-специфические особенности и находить общекультурные закономерности.

3.4. Использование  вербальной и невербальной информации из мира музыкальной индустрии. Существует несколько приёмов  при использовании вербальной и невербальной информации на уроке иностранного языка. Если необходимо:

1. Вспомнить, узнать, научиться читать писать и правильно произносить имена собственные, то для этого можно предложить учащимся соединить изображения музыкантов и их имена. Целесообразно использовать не только образы и имена популярных музыкантов, но и тех, кто стал «классикой жанра».

2. Расширить лексический и информационный запас из области музыки, то предлагается сгруппировать слова по категориям; вычеркнуть лишнее слово или понятие в каждом ряду.

3. Развивать рецептивные речевые умения в рамках данной темы. Для этого можно предложить соединить заголовки и тексты; подобрать нужный заголовок к тексту из ряда предложенных; восстановить текст, расположив отрывки в логической последовательности.

Практическое задание. (Соедините композиторов и произведения)

1.Georgy Sviridov

2. Petr Tchaikovsky

3. Aram Khatchatorian

4. Andrew Petrov

       5. Mikhail Glinka

6. Frederic Chopin

7. Eugene Doga

8. Johann Strauss

 a) Waltz “Voices of spring

  1. Waltz in C-sharp minor
  1. Waltz from the musical illustrations to A.Pushkin’s story “Snowstorm”

d) Waltz from the ballet “Swan Lake”

e) Waltz from the film “My Sweet Tender Beast”

f) Waltz from the film “Masquerade”

g) Waltz from the film “Beware of the Car”

h) Waltz from the opera “Ivan Susanin”

    Ответы: 1-с, 2-d, 3-f, 4-g, 5-h, 6-b, 7-e, 8-a.

4. Заключение.

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к её решению, разработки более совершенных форм и методических приёмов обучения. В процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми учащийся уходит с урока. Урок должен доставлять радость каждому ученику. Поэтому, одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции является музыка. Благодаря музыке, на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус и поддерживается интерес к изучению иностранного языка, а также музыка содействует эстетическому воспитанию учащихся. Таким образом, музыка может оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Изучение музыки и песен стран изучаемого языка даёт прекрасные возможности для развития познавательного интереса и формирования социокультурной компетенции. Преимущество использования состоит в том, что песни помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные песни включают в себя новые слова и выражения. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня стимулирует развитие навыков диалогической речи. Благодаря аутентичности песен, учащиеся овладевают подлинным разговорным языком. Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Использование музыки на уроках иностранного языка также оказывает влияние на воспитание учащихся. Постоянные однообразные занятия утомляют внимание учащихся, а то разнообразие, которое даёт урок английского языка с применением музыки, даёт возможность учащимся снять напряжение, не переутомляться, и в дальнейшем лучше воспринимать учебный материал. В заключении следует отметить, что привлечение музыки на уроках иностранного языка способствует осознанному  овладению учащимися материалов урока, увеличивается качественность преподавания иностранного языка школьникам за счёт расширения и более глубокого проникновения учащихся в иноязычную культуру. Поэтому, использование музыки  является уникальным средством для формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.

5. Литература

1. Александрова Г.П. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников// Первое сентября.-2006г.- №7

2. Борисова А.В. Роль музыки и песен в изучении английского языка.// Первое сентября.-2007г.-№4

3.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед вузов и учителей.- 2-е изд- М.:АСТ:Астрель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

Сегодня каждое цивилизованное общество, налаживая межкультурные связи, осуществляя интеграцию, нуждается в высокообразованной, развитой личности.    В настоящее время существует большое коли...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО

материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов  общеобразовательных учрежден...

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Реализация межпредметных связей способствует более научной организации учебно-воспитательного процесса, а также является стимулирующим фактором при овладении иностранным языком.Изучая развитие теории ...

"Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования универсальных учебных действий"

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 21 февраля 2018 г....

«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования учебных универсальных действий»

laquo;Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формированияучебных универсальных действий»...