Старые цели, новые средства
компьютерная программа по английскому языку (10 класс) на тему
Здесь представлена оригинальная работа по изысканию нового ассортимента технических средств для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков, в известной степени затрагивается обучение видам речевой деятельности. Работа печатается с изрядными сокращениями в угоду экономии вашего времени при чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rewrited.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Мультимедиа в профессиональной деятельности учителя | 5 |
1.1. Система профессиональной деятельности учителя | 5 |
1.2. Содержание обучения иностранным языкам | 6 |
1.3. Специфические принципы обучения иностранным языкам | 7 |
1.4. Внедрение мультимедиа | 8 |
Глава 2. Методические средства | 10 |
2.1. Формирование фонетических и лексических навыков | 10 |
2.2. Формирование грамматических навыков | 13 |
2.3. Обучение видам речевой деятельности (чтение, аудирование и говорение, письмо) | 16 |
Глава 3. Разработка мультимедийного контейнера | 22 |
3.1. Мультимедийный контейнер | 22 |
3.2. Основы Python – языка разработки | 23 |
3.3. Приложение gaps.py | 24 |
Заключение | 26 |
Список используемой литературы | 28 |
Приложение | 30 |
Глава 2. Методические средства
2.1. Формирование фонетических и лексических навыков
<...> В данной работе предлагается для достижения упомянутых целей в части формирования фонетического и лексического фона следующие программные и технические средства:
- планшетный компьютер с предустановленной системой Android 4.4.2 (ценовая категория покупки – до 4000 рублей)
- дополнительно устанавливаемой из общедоступного источника распространения программных средств (Google Store) программы “Словарные карточки Gambit” автора Artur Dryomov, найденной в категории “Образование”.
Gambit — простой менеджер словарных карточек (также известных как флэш-карточки). Возрастные ограничения 3+. Модель распространения – бесплатно.
Возможности:
- Простой и удобный интерфейс;
- Полноценное создание и редактирование карточек;
- Перемешивание карт в качестве дополнительной тренировки. Для это просто встряхните планшетный компьютер;
- Автоматическое запоминание текущей карты в стопке;
- Импорт и экспорт на Google Диск™.
Недостатки:
- невозможность записи транскрипции общепринятыми знаками;
- трудоёмкость добавления вариантов использования слова в предложении (необходим многострочный ввод или признак перевода сроки);
- кнопки “Удалить стопку” и “Редактировать” расположены крайне неудобно;
- невозможность перемешать карточки из разных стопок;
- приложение индивидуально – для демонстрации экрана планшетного компьютера на аудиторию требуются некоторые технических ухищрения;
- отсутствие цветовой гаммы для отдельных слов сужает круг потенциальных пользователей приложения до изучающих английский язык;
- отсутствует импорт из текстового файла на персональном компьютере.
Следующий объект внимания - дополнительно устанавливаемая из общедоступного источника распространения программных средств (Google Store) программы “5000 IELTS основные слова” издателя SoftForLife, найденной в категории “Образование”. Возрастные ограничения 3+. Модель распространения – присутствует платное содержимое.
Приложение создано с целью улучшения вашего академического словарного запаса, который необходим для сдачи IELTS экзамена.
Характеристика:
- Список слов включает в себя три категории: “новые слова”, “помните”, “не помню”;
- Тестирование: 4 типа теста (“Показать Значение”, “Показать Слово”, “Слушайте”);
- каждый день вам будет предоставлено определенное новое слово во всплывающем сообщении;
- через условный период времени приложение задаст тестовый вопрос, чтобы проверить ваши знания;
- работа с несколькими определениями одного слова;
- автономная (без подключения к интернет) орфографическая функция.
Недостатки:
- вследствие того, что платформа Android обновляется, авторы приложения не всегда успевают решить проблему совместимости (возникают проблемы со звуковым сопровождением слов);
- нет возможности сохранить достигнутый результат при поломке платформы Adnroid;
- приложение индивидуально – для демонстрации экрана планшетного компьютера на аудиторию требуются некоторые технических ухищрения;
- достаточная сложность толкования отдельных слов (в программе английское слово толкуется на английском языке);
- программа требовательна к энергоёмкости устройства;
- невозможность увеличения шрифта на экране.
2.2. Формирование грамматических навыков
<...>
В данной работе предлагается для достижения целей в части формирования грамматических навыков следующие программные и технические средства:
- персональный компьютер без специальных требований к операционной системе;
- широкополосное соединение с Интернет;
- любое средство просмотра интернет-материалов, поддерживающее технологию Flash.
Далее следует обращение к сайту (learningapps.org). LearningApps.org – это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей).
Родной язык LearningApps.org – немецкий, но на сайте реализована мультиязычная поддержка.
Разобраться с функционалом и навигацией очень просто. Для этого достаточно нажать «все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед вами откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями.
Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации, Вам станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для учеников.
Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку:
- Выбор – упражнения на выбор правильных ответов;
- Распределение – задания на установление соответствия;
- Последовательность – на определение правильной последовательности;
- Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
- Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
Создав задание, Вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Вы можете использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания из поля “привязать” и вставить на страницу своего личного сайта, как делают это многие учителя-блогеры. Кроме того, можно создать аккаунты для своих учеников и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте.
Автор данного исследования воспользовался возможностью и создал несколько полностью автономных модулей интерактивной поддержки.
“Восемь времён”: внимание обучающихся сосредотачивается на наиболее употребимых в устной речи временах. Предлагается заполнить таблицу, вписывая соответствующие вспомогательные глаголы и символ “V” в ячейки, формулируя главное структурное изменение в предложении. При правильном заполнении ячейка загорается зелёным цветом (http://learningapps.org/watch?v=px6hzagna01).
“Две пары”: всплывающие предложения на русском языке предлагается “растащить” по четырём углам (Present Simple, Present Progressive, Past Simple, Present Perfect). Формируется понимание разницы внутри “пары” (http://learningapps.org/watch?v=p0m25r4bt01).
“Глаголы состояния”: среди хаоса букв предлагается найти 20 глаголов состояния, которые даны тут же, рядом на экране. Указывается присущая им особенность(http://learningapps.org/watch?v=pd3ha99bc01).
“Краткие определения”: в целях эксперимента сформулированы краткие, не академичные определения для упомянутых ранее восьми видо-временных форм. Предлагается в соответствующей ячейка написать название формы (http://learningapps.org/watch?v=pwon8gjvt01).
“Учимся переводить с русского на английский”: в целях эксперимента предлагается методом исключения сузить круг поиска нужной видо-временной формы. В задании отрабатывается воспроизведение известного с предыдущих уроков порядка исключения (http://learningapps.org/watch?v=p01602ki501).
“Никакой логики”: обучающимся в юмористической форме предлагаются исключительные ситуации с артиклем в английском языке. Автор усматривает логику, но посвящение в неё не является целесообразным до уровня старшей школы. Всплывающие сочетания требуется растащить на две колонки (“The”, “No article”) (http://learningapps.org/watch?v=pxqimx61t01).
“Тренируйся в определениях”: упомянутые экспериментальные определения представлены в виде отдельных элементов (определение, название видо-временной формы). При графическом указании связи – пара изчезает. Использованы также заведомо ошибочные варианты (http://learningapps.org/watch?v=p8anm3xya01).
Последнее, созданное автором на платформе LearningApps.org упражнение - “Infinitive or ING”(http://learningapps.org/watch?v=p7x3sxhrn01). Всплывающие исключительные ситуации требуется соотнести со следующей колонкой.
Платформа LearningApps.org лишена того недостатка затруднительной демонстрации на аудиторию. В недостатки можно лишь отнести невозможность работы в условиях отсутствия сетевого соединения и неконтролируемость качества накопляемой сообществом базы модулей. Однако, ведётся подсчёт количества обращений к отдельным модулям и по этому косвенному признаку можно судить о эффективности занятия с модулем. Встроенными средствами легко внести необходимый теоретический минимум и эффективные подсказки, организовать некоторые моменты домашнего обучения, внести метапредметный и региональный компонент, экономя время на уроке и при подготовке к нему.
<...>
Переходя к конкретным примерам использования мультимедийных средств, автору представляется необходимым отметить существование одного эффекта, изучаемого на примерах групповой динамики. Эффект не получил однозначного названия, рассматривается как частный случай фасилитации (стиля управления группой). Он заключается в следующем – присутствие нового элемента в классе изучения иностранного языка, а именно постороннего человека существенно повышает не столько качество дисциплины, сколько качество работы группы. Это особенно заметно на примере школьных младших классов. Таким новым элементом может являться не обязательно одушевлённый предмет, но и технические и программные средства, описываемые далее.
Медиамагнат “BBC” представляет с 1943 года программу “Learning English”. Курсы и дополнительные программы охватывают оригинальное произношение, новые слова английского языка, драматизацию занятий. Автор на протяжении нескольких лет практики использует материалы подкаста “6 minute English”, рассчитаннного на средний уровень подготовки обучающихся. На протяжении длительного времени на канале выкладываются серии обсуждений в студии, посвящённых самым разнообразным темам: “Право женщин голосовать”, “Почему мы любим кроссовки”, “Фобии”. Тематика аппелирует к интересам самой широкой аудитории.
Подкаст представляет собой шестиминутные записи, которые записаны в удобном формате, воспроизводимом любыми средствами проигрывания аудиозаписей. Загрузка может быть автоматизирована. Подкаст сопровождается стенограммой дискуссии и изображением. Простейшая схема работы на уроке может выглядеть так. На экране демонстрируется упомянутое изображение. Учитель задаёт вопросы по изображению, обращаясь к эмоциональному опыту обучающихся, корректируя свой паттерн поведения на достигнутый уровень обученности. Далее происходит прослушивание с опциональным одновременным обращением к тексту. Учитель задаёт вопросы, обращая внимание на психоэмоциональное состояние ведущих подкаста, на выделение ступеней дискуссии. Целесообразно второе прослушивание. Следует обращать внимание на возможность самостоятельных занятий дома, поскольку подкаст выходит регулярно – раз в неделю.
Варианты проведения работы с подкастом могут включать в себя чтение – поскольку внимание авторы отводят новой лексике и ведущие акцентируют на ней внимание. Возможна драматизация с упором на говорение – в начале дискуссии всегда есть небольшая заминка, когда двое ведущих разыгрывают поистине настоящие роли, демонстрируя посторонние предметы не видимые слушателю, но понятные и провоцирующие вероятностное прогнозирование обучающегося.
Такое мультимедийное средство как диктофон может быть использовано с теми же целями. Автору известно достаточное количество примеров из практики, когда ученику предлагалось продемонстрировать навыки чтения с записью голоса на диктофон. Результаты обучения улучшаются, поскольку ученику элементарно интересно услышать себя при вторичном прочтении “про себя”. Учитель удачно аппелирует к вниманию на протяжении всего занятия. Практика показывает, что не все ученики готовы к подобному упражению и соглашаются участвовать, но заручившись участием хотя бы одного из многих, он получит результат.
Прогнозируемый недостаток, подлежащий устранению – неправильное произношение отдельных слов, не соответствие темпу речи, излишняя эмоциональность при прослушивании собственного голоса.
В структуре российского национального экзамена по английскому языку чётко закрепилось задание, базирующееся на демонстрируемом изображении. Очевидна простота организации занятия с изображением. Ведущему следует лишь подготовить достаточный словарный запас для построения диалога на уроке. Практически это выглядит так: ведущий демонстрирует изображение. Далее от каждого обучаемого следует получить ассоциативный ряд – ведущий помогает перевести все эти слова. Далее каждому задаётся вопрос по изображению, по нарастающей – последнему все вопросы. Далее выбирается человек из группы, способный задать всё те же вопросы ведущему. Рекомендуется обращение к типичным ошибкам, совершаемым экзаменуемыми [11].
Весьма часто приходится слышать от изучающих язык, что он исключительно легко им даётся по прослушиванию и воспроизведению музыкальных композиций. Целесообразно не указывать на недостаточность лексики и отход от грамматических норм в произведениях, но организовать репетицию с выдачей распечатанного куплета, с организацией исполнения. Современные средства мультимедиа по умолчанию обладают функцией перемотки назад на любой временной промежуток. К известным недостаткам песенного класса можно отнести чрезвычайную длительность. Поэтому обучаемых не следует посвящать в регулярное исполнение. Достаточно обратить внимание к этой методике в условиях апатии и потери энтузиазма в обучении.
Развитие навыка говорения – первоначальная и единственная цель изучающего иностранный язык. Рано или поздно занятия в языковом классе исключают обращение к родной речи, и ускорение перехода к этому состоянию лежит через проведение следующего упражнения. В англоязычной литературе оно известно под названием “Taboo”. Табу, собственно, разговаривать на родном языке. Ведущий организует две команды, двух участников у доски, список слов, которым предлагается пользоваться. Техническое средство здесь – это визуальный таймер, поставляемый в виде апплета операционной системы “OpenSuSe”. Команда предлагает участнику от противников слово на английском языке, участник должен в течение трёх минут отгадать по англоязычным комментариям своей команды это слово. Ключевой фактор здесь – обозримость таймера, он должен быть достаточно огромным, чтобы вовлечённость группы достигла максимума. Обычные часы показали скромный результат. Присутствие отгадывающего рядом с табло, отсчитывающим секунды и миллисекунды, создаёт необходимый эффект.
Последнее описываемое техническое средство – онлайн-блокнот “PiratePad”. Существует достаточное количество вариантов исполнения, поиск их в Интернет не составит труда.
Визуально блокнот представляет собой три поля. В правом верхнем отмечаются присутствующие на занятии ученики, выбравшие свой собственный цвет. В правом нижнем присутствует обмен мгновенными сообщениями. В основном поле участники дискуссии выполняют запись. Запись отдельного участника однозначно идентифицируется цветом. Приложение возможно использовать для текущей коррекции навыка письма. Например, ведущий демонстрирует изображение. Задание состоит в том, чтобы задать как можно большее количество вопросов. Участники упражнения пишут собственные вопросы, учитель корректирует, например, пропущенные вспомогательные глаголы, используя основное поле, вклиниваясь в написанное участником, либо ведя диалог посредством поля мгновенных сообщений. <...>
Глава 3. Разработка мультимедийного контейнера
3.1. Мультимедийный контейнер
В качестве цели разработки установим создание готового к работе контейнера, используемого при развитии навыка монологической речи с намерением разнообразить пути совершенствования этого навыка. Возвращаясь к определению мультимедийного контейнера, уместно вспомнить, в сложной комплектации он включает в себя текстовую, аудиальную, графическую и видео-информацию. Определяемый спектр задач достаточно широк, положительно избыточен.
Картина чтения, аудирования, говорения, письма, описываемая по Гальсковой в предыдущей главе обращает наше внимание преимущественно на три явления – память субъекта деятельности, способность его к вероятностному прогнозированию и такому элементу обучения, как проговаривание. Автор контейнера (приложения) ставит эти явления во главу угла работы.
Разрабатываемый контейнер представляет из себя следующее. Автору необходимо на основе аутентичного текста создать второй, в котором все слова длиннее 5 символов будут заменены на знак подчёркивания. Далее, изучив оригинальный текст (прочитав вслух, выполнив перевод), автор используя два монитора (один для оригинального текста, другой для текста с пробелами) проговаривает текст слово-в-слово, заполняя пробелы. По мере необходимости обращаясь к оригинальному тексту. Повторное проговаривание осуществляется без опоры на текстовое сопровождение вообще. При последнем проговаривании ведётся запись голоса либо vocaroo.com либо диктофоном.
Существуют два текстовых файла. Аутентичный текст веб-страницы, посвящённой, к примеру, архитектурному дизайну, копируется в первый файл , названный place_design_text_here.txt. Он сохраняется. Далее, средствами, речь о которых пойдёт далее, запускается файл gaps.py. Во втором текстовом файле gaps_result.txt cодержится оригинальный текст, в котором все слова длиннее 5 символов заменены на символ подчёркивания.
Разработка такого объекта требует от субъекта весьма серьёзной квалификации, по сути, необходимо обладать техническими навыками помимо определённой обученности в иностранном языке. Этот факт в достаточной степени иллюстрирует те запросы к профессии учителя иностранного языка, которые были упомянуты в первой главе.
Поскольку используемые средства автор внедряет впервые для себя, приложение не ставит задачи отвечать требованиям психофизиологических особенностей, нецелесообразно усложняя ситуацию. Непрерывность коррекции в работе учителя, заявленная в первой главе, разрешает временное присутствие этого недостатка в работе. Тогда же – по получению результатов, пользователю приложения (контейнера) предлагается решить – будет ли оно использовано как основное (обязательное) или вспомогательное, ориентировано ли оно на учителя или ученика, приносит ли оно вред или пользу.
<...>
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старые и новые хозяева в пьесе А. П. Чехова "Вишнёвый сад"
В данной презентации содержится материал для учителя в подготовке к уроку по пьесе Чехова "Вишнёвый сад". Дана характеристика персонажей....
Урок биологии 6 класс "Дары Старого и Нового света"
Урок биологии "Дары Старого и Нового света" в 6 классе. Разработан и апробирован в 2012 году в общеобразовательном 6 классе....
Презентация "Старые и новые русские праздники"
Информационный материал обо всех русских праздниках....
Туберкулёз. Старая болезнь - новая угроза.
Буклет о туберкулёзе....
Туберкулёз. Старая болезнь - новая угроза.
Статья - сопровождение к презентации....
"Москва старая и новая. Булгаков и эпоха".(Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце").
Урок знакомит учащихся с фактами биографии М.Булгакова,определяет особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”....
Закон об образовании (новая версия) сравнение старой и новой версии
Закон об образовании (новая версия) сравнение старой и новой версии...