Методическая разработка. Воспитание толерантности.
методическая разработка по английскому языку (6 класс) по теме
Проект системы внеклассных мероприятий. Включает два сценария на русском и английском языках с подробным планом подготовительного и основных этапов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitay_lichnost.doc | 303.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях внедрения ФГОС нового поколения актуальным становится компетентностный подход в решении задач воспитания и обучения учащихся, а одна из ключевых компетентностей – толерантность.
Словари 20 века определяют “толерантность” как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.
Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) определяет эту компетентность как ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющуюся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, уважении к разнообразию различных мировых культур и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Таким образом, в конце 20 века намечается новое трактование понятия толерантности. Теперь это не просто терпимость (терпеть - значит, не жалуясь, безропотно переносить что-то неприятное, чуждое), а сотрудничество и солидарность. В Преамбуле Устава ЮНЕСКО подчёркивается, что “мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества”. Слово “солидарность” (от лат.solidus- прочный), означает активное сочувствие каким-нибудь мнениям и действиям, общность интересов, единодушие.
Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что “каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их” и что образование ”должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами”. Толерантность-это способность понимать сходство и различие в своей и другой культуре. Научить понимать это - одна из важнейших задач учителя, особенно в условиях роста социального многообразия в России и, в частности, в Санкт-Петербурге. Феномен Санкт-Петербурга в том, что эта культурная столица мира - результат взаимодействия разных национальных культур. Санкт-Петербург возник как синтез западного Просвещения и российских традиций и развивался в непрерывном взаимообмене. В настоящее время Санкт-Петербург является местом встречи России, Запада и Востока. Петербургская культура неотделима от его многонациональности и открытости. И этим мы должны гордиться сами и прививать чувство гордости за свой великий город детям, развивать их в духе гражданственности. В Санкт-Петербурге сформировались цивилизованные нормы взаимодействия людей разных национальностей и вероисповеданий, что стало атрибутом петербургской культуры. Знание истории Санкт-Петербурга как многонационального мегаполиса и воспитание на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур является актуальной задачей формирования общероссийской гражданской идентичности.
Поскольку основы воспитания и образования закладываются в детстве, то перед учителем встаёт ряд задач - учить детей основам межкультурного общения, формировать в их сознании позитивную картину мира, воспитывать в духе дружбы, прививать уважительное и терпеливое отношение друг к другу и к людям других национальностей, быть толерантным. Необходимо отметить, что быть толерантным - не означает отказа от своих убеждений, принятия иного мировоззрения, образа жизни. Надо, чтобы два разных образа мыслей, две разные культуры, смогли общими усилиями найти компромисс и сосуществовать рядом, не нанося друг другу никакого вреда, ни морального, ни физического. Под толерантностью не подразумевается уступка чужим убеждениям, снисхождение или потворство, терпимости к социальной несправедливости, она не равносильна безразличию.
Задача учителя - не просто воспитать сознательную личность, но личность, которая при необходимости сможет отстоять свои принципы, не поддаться влиянию чужих, часто противоречащих человеческим идеалам, идей. В современном обществе происходят случаи, когда в Россию приезжают люди с экстремистскими намерениями. Они имеют влияние на молодых людей, вербуют их и затем используют в своей террористической деятельности.
Таким образом, необходимо формировать у детей чувство гражданского долга, национальной гордости, любви к месту, где ты родился и вырос, к своему дому.
В рамках программы Правительства Санкт-Петербурга образование призвано формировать и развивать в подрастающем поколении чувство общенационального российского самосознания, воспитывать гражданскую солидарность, а “новых петербуржцев” приобщать к культурным ценностям и нормам поведения, принятым в Санкт-Петербурге.
Проблема культуры общения - одна и из острых проблем в обществе в целом, и в школе, в частности. Не только дети, но и взрослые часто позволяют себе некорректное поведение в адрес приехавших к нам людей. Мы, петербуржцы, должны быть примером культурного поведения, толерантного отношения ко всем людям, принятия их права жить в соответствии с собственным мировоззрением, но так, чтобы этот процесс был обоюдным, двусторонним, взаимным. В любом случае, надо начинать с себя.
Таким образом, проблема толерантности, как одна из актуальных проблем в современной России, требует поиска и разработки таких форм и содержания культурного воспитания и образования школьника, которые смогут развить в нём не просто терпимость к людям другой культуры, но и уважительное отношение к человеку самому по себе, не замыкаясь на расовых и межэтнических проблемах. Такие понятия, как интернациональная дружба, все люди - братья, ценностное отношение к окружающим, справедливость, взаимопомощь, умение смотреть на ситуацию глазами “другого”, способность конструктивно разрешать разногласия, должны стать основополагающими для толерантной личности.
Толерантность зависит от культуры личности и уровня самосознания, основы которого закладываются с раннего детства. Цель учителя - формирование толерантности и общегражданского единства как качества личности.
На сегодняшний день в педагогической практике существует немало форм, методов и приёмов для достижения поставленных целей по воспитанию толерантной личности. В первую очередь, это создание демократической атмосферы в школе и в классе, создание благоприятных условий для межэтнического общения, где всем ребятам прививается уважение к своей культуре и культуре других народов. Школа является тем образовательным пространством, где в процессе обучения и воспитания создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Формой для достижения поставленных выше целей может стать как урочная, так и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность, важная форма работы со школьниками, приобретает личностно - ориентированный характер, развивает целенаправленную и мотивированную активность каждого ребёнка. Учителю необходимо повысить уровень мотивации учащихся таким образом, чтобы у каждого из них была сформирована внутренняя личная позиция, инициатива в организации учебного сотрудничества с другими учащимися и учителями. Ведь именно активная личная позиция, умение сотрудничать, спокойно договариваться, идти на компромисс - качества толерантной личности.
Внеклассная работа даёт детям прекрасные возможности для личного общения со сверстниками, учащимися других возрастных групп и неформального общения с преподавателем. Во время подготовки и проведения различных мероприятий складывается качественно новая форма общения на основе морально- этических норм уважения, равноправия, ответственности. Благодаря внеклассной работе у учащихся формируется чёткая система ценностей и основ мировоззрения, соответствующая глобальным человеческим ценностям и нормам. У каждого ребёнка выстраивается индивидуальная образовательная траектория личности и формируются его гражданские качества.
Необходимо отметить, что при организации внеклассной работы учитель должен применять новые методы её организации. Каждое мероприятие: праздник, спектакль, тематическая предметная неделя, выставка творческих работ, конкурс должно планироваться, организовываться, проводиться и оцениваться учителями совместно с учащимися. Только в таких условиях внеклассное мероприятие станет источником знаний, вдохновения, совместного творчества, что в конечном результате приведёт к достижению поставленных целей по воспитанию толерантной личности с чёткой гражданской и личной позицией.
В целях формирования и воспитания такой личности и учитывая тот факт, что педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся, мною была разработана система внеклассных мероприятий, основой которых являются интерактивные спектакли для детей младшего школьного возраста. Помощниками, организаторами и участниками этих мероприятий стали учащиеся 6 класса.
Каждый этап работы имеет пять подэтапов, а именно:
Методическая разработка проекта системы внеклассных мероприятий:
“Дом мечты построим вместе, я и ты!”
Цели проекта:
- воспитание толерантной личности;
- формирование чёткой гражданской позиции;
- формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях;
- воспитание доброго отношения к представителям других народов;
- развитие стремления к взаимопониманию между людьми;
- создание условий для совместной деятельности учащихся разных возрастов, учителя и учащихся;
- помочь проявить свою индивидуальность;
- формирование социальной компетенции школьников, создание условий для их общения и совместного творчества.
План работы:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | ||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь, февраль | март |
Подготовка к первому этапу. Игры на сплочение коллектива 6а класса, психофизический тренинг. | Кукольный интерактивный спектакль “Дом мечты построим вместе, я и ты!” для учеников 2-3 классов. | Подготовка ко второму этапу. | Подготовка ко второму этапу. | Интерактивный спектакль на английском языке для учеников 2-4 классов. |
В таблице ниже подробно представлены основные подэтапы работы над первой частью проекта «Дом мечты построим вместе, я и ты».
Надо отметить, что на начальном уровне разработки этого внеклассного мероприятия была сформирована творческая группа ребят 6 класса, с учётом их интересов, склонностей и пожеланий. Также одним из её участников является учитель. Поскольку коллектив новый, только что сформированный, я взяла на себя ответственность за написание текста сценария. В будущем планируется предоставлять ребятам возможность проявлять себя в качестве писателя или поэта, а также журналиста
В состав творческой группы входят:
- автор сценария и режиссёр;
- актёры;
- художественный цех (ответственные за презентации, пригласительные билеты);
см. Приложение
- фоторепортёр
Этап 1. Ход работы.
В сценарии выделены курсивом те слова и фразы, на которые обращается особое внимание и актёров и, соответственно, зрителей.
Сценарий
Все знают рыжую лису слайд 1
Из русской сказки Теремок.
Лиса:
Жила когда-то я в лесу (мечтательно) слайд 2
В избе из дерева…труба…дымок…
Всегда незапертые двери,
Чудесный дом-мечта.
Там дружно жили звери
Когда-то, та пора прошла…
А вот как дело было.
Один мышонок серый слайд 3
Остался без родных на свете белом,
Блуждал по лесу, бедный.
Мышонок:
Я один во всём лесу,
Мама, папа, у-у-у,
Заблудился я, ау!
Что за диво вижу я
За тем деревом, друзья? (обращается к зрителям)
Что за терем, посмотри (подходит к теремку)
Раз ступенька, два и три (исчезает в теремке)…
Мимо прыгал лягушонок, слайд 4
Прыгать он любил с пелёнок.
Лягушонок:
Я - маленький лягушонок,
Прыгаю без остановок.
Но одинок в своей игре я (с сожалением)
Нет друзей, (видит теремок) но есть идея.
Что за диво вижу я
За тем деревом, друзья, (обращается к зрителям)
Что за терем, посмотри,
Кто-то есть уже внутри.
Тук-тук-тук, могу ль войти?
Мышонок:
Друзьям радуюсь всегда
И ответ мой только ДА.
Потом явился ёжик “ни головы, ни ножек ”… слайд 5
Ёжик:
Ф-ф-ф, раз грибочек, два и три
Что я вижу, посмотри. (обращается к зрителям)
Мне бы друга там найти… (подходит к теремку)
Тук-тук-тук, могу ль войти?
Мышонок и лягушонок:
Друзьям рады мы всегда
И ответим дружно ДА.
А вот и зайчишка по кличке Трусишка, слайд 5
Летом серый, зимой белый.
Зайчик:
Люблю бегать и играть
Где же друга мне сыскать?
Что за диво вижу я
За тем деревом, друзья, (обращается к зрителям)
Что за терем, посмотри,
Кто-то есть уже внутри.
Тук-тук-тук, могу ль войти?
Мышонок, лягушонок и ёжик:
Друзьям рады мы всегда слайд 6
И ответим дружно ДА.
Лиса:
Вот и мой настал черёд
Шаг, ещё, другой, вперёд.
И за деревом вдали, (мечтательно)
Где летают журавли, слайд 7
Высоко… идёт дымок…
Так ведь это теремок!
Попросилась я войти
И вдруг слышу изнутри:
Мышонок, лягушонок и ёжик:
Друзьям рады мы всегда
И ответим дружно ДА.
Вот другой настал денёк,
В дверь стучится серый волк. слайд 8
Волк:
Я- серый волк, зубами щёлк.
Мячик я люблю гонять
И в футбол люблю играть.
Но одинок в своей игре я,(с сожалением)
Нет друзей, (видит теремок), но есть идея.
Что за диво вижу я
За тем деревом, друзья, (обращается к зрителям)
Что за терем, посмотри,
Кто-то есть уже внутри.
Тук-тук-тук, могу ль войти?
Мышонок, лягушонок, ёжик, заяц и лиса:
Друзьям рады мы всегда
И ответим дружно ДА.
Мышонок:
Вместе дружно жили мы, слайд 9
Все сбылись наши мечты.
Танцевали сами ноги,
Но бурый зверь явился на пороге. слайд 10
И подумала тогда наша умница лиса:
Ведь не наш это медведь,
Он из другого леса…
Будет с нами песни петь про наш лес чудесный??
Ведущий 1:
Медведь неуклюжий,
Говорили многие.
Пришёл к нам из своей берлоги он.
И слишком был большой,
Хоть и неплохой.
Ведущий 2:
Предупреждали медведя косолапого,
Немного упрямого, немного глуповатого,
Не надо в терем заходить,
Можешь пол там раздавить.
Не послушал никого он
И полез скорей в окно.
Лягушонок:
Заскрипели ставни, окна слайд 11
И не выдержали брёвна.
Развалился теремок,
Испарился и дымок.
Мы были не против,
Что б медведь пожил с нами,
Наш лес полюбил,
И мы б стали друзьями.
Медведь:
Но я не послушал вас
И дом разорил,
Который единой большой семьёй жил.
Ёжик:
Давайте в мире жить,
Как сказочные звери,
И крепко дружить!
Все;
А что для этого надо,
Помогут нам сказать ребята… слайд 12
(обращение к ребятам-зрителям )
слайд 13
Ведущие обращаются к ребятам с наводящими вопросами, которые они заранее подготовили и обсудили между собой. При необходимости корректируют их ответы и дополняют их.
Примерные вопросы:
- Что бы ты почувствовал на месте мышонка ёжика, лисы…? (Теперь все дружные жители Теремка чувствуют себя несчастными, обиженными. То, что они так долго искали- дом, друзей, исчезло в один миг…)
- Что можно посоветовать героям сказки?
- Может ли медведь справить сложившуюся ситуацию?
- Дайте свой совет медведю. (В любом случае нужно исправить свою ошибку. Испортил-почини, разрушил-построй новое. Отвечай за свои поступки.)
- Русская народная мудрость гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Как вы это понимаете? (Это значит, что попав в чужое общество, в чужой дом, подчиняйся его законам и правилам. Уважай их обычаи и порядки, не навязывай свои.)
- Как вы понимание название спектакля” Теремок про нас с вами”?
- А вы дружите между собой? Что такое дружба, по вашему мнению.
- Что вы посоветуете человеку, приехавшему к вам из другой страны, города?
В результате беседы ученики младших классов приходят к выводу о том, что надо прислушиваться к мнению других, уважать людей, среди которых ты живёшь, дружить, уважать то место, где ты родился, защищать его. В гостях надо подчиняться порядкам и обычаям, принятым там, не пытаться что-то переделать на свой лад.
По окончании обсуждения сказки, ведущие предлагают ребятам всем вместе “построить” новый дом мечты для сказочных героев, красивее и удобнее прежнего, так, чтобы все, и лиса, и заяц, и медведь из другого далёкого леса, и все-все в нём поселились и стали жить как добрые соседи.
Задача младших школьников- в паре нарисовать домик для одного зверя (выбор определяется при помощи жребия), договорившись между собой, какой это будет дом, его форму, цвет, как его можно украсить, кто нарисует самого новосёла.
Вниманию ребят предлагается нарисованный (на ватмане) членами художественного цеха большой дуб, который станет основанием для будущего общего жилища.
- Как вы думаете, почему именно дуб, а не какое- то другое дерево мы выбрали для этого?
- Символом чего, по вашему мнению, является дуб? (дуб - символ силы, верности, благополучия, долголетия ).
Далее вниманию ребят предлагается презентация “Домики”, как образец (см. Приложение). После этого они начинают рисовать. Старшие ребята им помогают.
Этап 2. Ход работы:
Подготовка ко второму этапу системы внеклассных мероприятий начинается одновременно с подготовкой к первому этапу, когда дети при помощи игр на сплочение и психофизического тренинга ближе знакомятся друг с другом, учатся работать в коллективе, одной командой. Эта часть работы проводится в рамках кружка “Театр на английском языке” и во время классных часов. В спектаклях задействовано больше половины класса. В каждом спектакле два состава актёров. Часть ребят задействованы как художники и фоторепортёры.
К уже перечисленным выше целям, которые я преследую в данном проекте, присоединяется ещё одна цель - учебная, а именно развитие коммуникативных навыков при обучении иностранному языку. Также используется один из педагогических принципов – принцип интеграции различных видов искусства и наук - литературы, английского языка, изобразительного искусства, музыки, а также метапредметная связь с уроком технологии. Надо отметить, что постановка на сцене школы сопровождается музыкой, ребята исполняют песни про дружбу на английском языке.
В спектакле я хочу применить современный сценографический приём, когда используются не традиционные декорации, а мгновенные превращения артистов в какой- либо объект минималистическими средствами.
Это условный приём, когда дети сами выстраиваются в домик и выглядывают в окна, которые сами изготовили, для достижения эффекта объединения в финале.
Далее ведущие обращаются к зрителям с вопросами на английском языке. Происходит обсуждение дружбы, правильности поступков подобно тому, как это было после кукольного спектакля.
Можно пригласить несколько ребят из зала на сцену и предложить им выстроиться в домик за одну минуту, при этом ни проронив ни слова. Для того, чтобы выполнить это задание, им придётся договориться между собой быстро и без шума. А при выборе рамы, при необходимости уступить другому, не отнимать. Т.е. учиться идти на компромисс, находить общий язык, решать спорные вопросы мирным путём.
В конце представления ученикам начальной школы предлагается принять участие в конкурсе “Наш класс - наш дом”, изготовить дом с окошками, куда будут вклеены фотографии всех одноклассников. Затем украсить им свои классные уголки. За лучшую работу вручить приз. Это заключительный этап проекта” Дом мечты построим вместе, я и ты”.
Слово ВМЕСТЕ является ключевым словом в названии данной методической разработки, а также в ходе всех этапов работы. Ученики 6 класса учатся работать ВМЕСТЕ, вместе друг с другом, вместе с учителем, вместе с детьми младших классов. Сами того не подозревая, они являются носителями воспитательной идеи, они сами находили главную идею спектаклей, которую должны были помочь раскрыть детям, делали правильные выводы. Роль учителя здесь была только помогающая и направляющая, иногда корректирующая.
Слово ВМЕСТЕ - значимое не только в жизни общественной, но и в жизни семейной. Вместе - значит сообща, дружно, в сотрудничестве, с пониманием, с добрым сердцем. А это всё и есть качества толерантной личности, формирование и развитие которых являются задачей учителя. И если после проделанной работы эти понятия станут ещё на шаг ближе к детям, они ещё раз задумаются над тем, что такое хорошо и что такое плохо, то основные цели учителя, которые были поставлены, можно считать достигнутыми.
Список литературы:
- Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
- Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М., 2007
- Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003
- Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку//Каро, СПб, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока толерантности
Урок разработан для учащихся 9-11 классов с использованием ИКТ (презентация) к Международному Дню Толерантности...
Методическая разработка "Формирование толерантности как необходимое условие эффективного межличностного общения школьников"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»ТЕЗИСЫЛодягина Ирина Владимировна, учитель истории и обществознанияМОУ гимнази...
Методическая разработка презентация "Толерантность"
Методическая разработка в виде презентации для обучающихся средней школы, приуроченная к ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ....
Методическая разработка. Презентация "Толерантность".
Презентация на тему "Толернантность" направлена на раскрытие занчения слова "толренантнсть". В материале раскрыты такие темы, как перевод и обозначение этого понятия с других...
Методическая разработка "День толерантности"
Разработку ко Дню Толерантности можно использовать для классного часа....
Методическая разработка "Формирование толерантности на уроках русского языка"
На этих уроках ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, выр...
методическая разработка, презентация "Толерантность"
методическая разработка, презентация "Толерантность"...