Методическая разработка "Формирование толерантности на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку
На этих уроках ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации, учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры. Дети сами приходят к выводу: толерантный путь – это путь человека хорошо понимающего других, доброжелательного, готового всегда прийти на помощь, живущего в гармонии с другими. Иногда это бывает очень сложно. Но дети начинают задумываться, поставив себя на место того, кого они еще совсем недавно обижали - перестают дразнить «толстых» сверстников и смеяться над недостатками не таких как они.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_formirovanie_tolerantnosti_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сятракасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики
Формирование толерантности на уроках русского языка
(Методическая разработка)
Никитина Любовь Валерьевна
Учитель русского языка и литературы
Аннотация.
Понятие "толерантность" очень широкое. В большинстве случаев под ним понимают терпимость к различным религиозным, этническим, национальным и любым другим взглядам, уважение достоинства всех людей, без исключения, вне зависимости от существующих различий. Между тем толерантность - это не только терпение и терпеливость. Любопытно, что это понятие имеет общий корень с латинским глаголом tollere - "воспитывать" (а можно ли воспитывать, не будучи терпеливым?). Проблема воспитания детей и подростков в духе терпимости, понимания особенностей "другого" по-прежнему актуальна.
Необходимость обучению толерантности в школе понятна. Ведь школа - первый институт, в котором идет активная самостоятельная социализация ребенка. В школьном коллективе происходит осознание различий между сверстниками. Накладываемые на традиционные для любого коллектива конфликтные ситуации, такие, как появление авторитетов, борьба за лидерство, жестокость по отношению к слабым, этнические, культурные, социально-экономические различия становятся основой для развития в раннем детском возрасте этнических стереотипов, агрессивного поведения по отношению к людям другой культуры. Казалось бы, просто идеальная среда не для воспитания терпимости, а для формирования нетолерантного сознания. Парадокс, но это не так. Главное здесь - профессионализм преподавателей, разработанность методик преподавания, хорошая подготовка дидактических материалов, системный подход. Если уделять проблеме хоть целый учебный день, но делать это раз в год, материал вряд ли отложится в головах детей. Я убеждена, нужна систематическая работа в течение учебного года.
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике образовательных учреждений. В то же время школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения, заключающиеся в системности школьного образования. В документах ЮНЕСКО указывается: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то и с умов людей должно начинаться созидание мира». Это значит, что формирование толерантного сознания нужно начинать с детских умов, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.), т.е. еще в школе, поскольку школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности подростков. Подростковый период - период нравственного созревания, во время которого происходит становление самосознания обучающегося, формируется мировоззрение, самооценка и представление о самом себе. Зачастую у подростков наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, духовными запросами развивается чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности.
В процессе обучения русскому языку и литературы я пытаюсь создавать условия для формирования толерантного сознания и поведения ребенка и решать не только конкретные методические и дидактические, но и психолого-педагогические задачи. Ведь речь идет не только о преподавании вопросов толерантности, но и о создании различных проблемных ситуаций, которые заставили бы ребенка проявить определенные качества толерантного сознания. Таким образом, ученик приобретает умения и навыки толерантного поведения в рамках «обычной», повседневной учебной деятельности, организованной на принципах личностно-ориентированного подхода.
Почему методологической ориентацией педагогической деятельности был выбран именно личностно-ориентированный подход? При таком подходе в центр всей образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализация ее природных способностей, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Мной используются следующие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии развивающего обучения.
Личностно-ориентированный подход позволяет сделать процесс обучения мотивированным, высокотехнологичным и эффективным. В результате ученик
- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
Личностно-ориентированный урок – это не просто создание благожелательной атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее и себя. Методический аппарат, используемый на уроках, ориентирован на активные формы обучения (анализ ситуаций, решение проблемных ситуаций, дискуссии и др.). На своих уроках я использую такие виды деятельности учащихся, как индивидуальная, групповая, коллективная, самостоятельная работа.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно ориентированного урока, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
Словарная работа
как средство формирования семантического поля «толерантность» в русском языке
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В русской лингвокультуре формирование понятия толерантности началось позже, чем в западных этнокультурах, и продолжается до сих пор. Таким образом, его содержательная сторона постоянно актуализируется, пополняется, затрагивая все новые аспекты человеческих взаимоотношений. Толерантность предстает как понятийная категория, содержание которой многослойно и недостаточно четко определено. Сейчас «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) определяют как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям». Это всецелое признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.
Например, на уроке «Незаменимые помощники – словари» предлагаю ребятам определить значение, этимологию слова «толерантность», используя различные словари. Работа идет в микрогруппах. Одна группа работает на компьютерах с Интернет-ресурсами. В результате учащиеся узнали, что в ХIХ веке глагол «терпеть» насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» (под ред. Т. Н. Гурьевой, 2002, т. 2), «Большом толковом словаре русского языка» (1998) и «Кратком словаре современных понятий и терминов» (2000) понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или к кому-либо». Затем я сообщаю, что характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Лишь «Декларация принципов толерантности» толкует это понятие более широко, многогранно. Далее ребята снова работают в группах, выполняя задание: «Прочитайте текст «Декларации», определите: какие еще значения включает в себя этот термин?»
Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что толерантность – это способность человека, общества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения, это умение жить в мире и гармонии с окружающими людьми. В качестве домашнего задания предлагается составить «Словарик толерантного человека: хорошо и плохо».
Моя задача донести до учеников, что мир, окружающий нас, разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен, и воспитать у них такие качества, как расположенность к другим, чуткость, альтруизм, сдержанность, ответственность, умение владеть собой, умение слушать, способность к сопереживанию, чувство юмора. Одновременно ведется работа по включению в словарь школьников этих понятий. Вот один из приемов такой работы. В 6 классе я отбираю соответствующие этические понятия, над которыми целесообразно работать: толерантность, чуткость, доброта, тактичность и взаимопомощь. Затем устанавливаю очередность их предъявления в классе, исходя из учета психологических особенностей и уровня воспитанности учащихся: доброта, толерантность, чуткость, взаимопомощь. Нужно помнить, что нравственные понятия отличаются сложностью и имеют признаки и что системой этих признаков и соседством содержания они взаимосвязаны. Таким образом, раскрывая одно за другим необходимые понятия, приводится в движение система их взаимосвязей. Работа с подобранными понятиями осуществляется сначала с помощью словаря по этике, выделяются основные признаки.
Например, понятие чуткость:
- заботливое отношение к окружающим; - понимание поступков и поведения людей; - вежливость в обращении. | - внимание к ним; - тактичность в общении с ними; |
На каждом уроке раскрывался только один признак понятия, в целом на понятие «чуткость» было отведено пять уроков русского языка. Кроме этого, два часа было использовано для проведения итогового (по содержанию понятия) изложения. И на последующих уроках я включала в тексты для грамматического разбора определение понятия через очередной его признак. Например, если на одном уроке для выполнения грамматического задания используется текст: «Мой школьный товарищ – чуткий человек, потому что он заботится об окружающих», то на последующем уроке текст изменялся по очередному признаку понятия: «Чуткий – это человек, внимательный к интересам, мыслям и чувствам других людей» и т.п. Опыт показывает, что такие уроки способствуют усвоению (и/или обогащению) нравственных понятий, которые осознаются учениками после определенной работы, направленной на то, чтобы вовлечь их в осмысление определенных этических знаний, формируют их нравственное сознание.
Систематическая словарная работа дает возможность повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся, развивать умение пользоваться словарями, воспитывать уважение к одноклассникам, терпимость к чужому мнению.
Учитывая в своей работе природные особенности детского возраста – любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало, ищу на уроке такие моменты, которые дают ученику ощущение самостоятельности, открытия. Для этого предлагаю своим ученикам такие виды работы:
1. Решите философские задачи.
Задача 1. Восточный мыслитель Джебран сказал по этому поводу: «Ты слеп, а я глух и нем, так давай же….». Задание детям: предложите свои варианты окончания фразы (ответ - возьмемся за руки и постараемся понять друг друга).
Задача 2. К сожалению, в нашей жизни мы часто забываем о том, что мы - люди и должны жить в мире и согласии друг с другом. А ведь еще древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать в жизни:…» Задание детям: предложите свои варианты окончания фразы (ответ - ненависти, зависти и презрения»). В подобных случаях работа над заданием может перерасти в беседу на воспитательную тему, раскрывающую положительный эталон нравственного качества. Важно, чтобы прямое обращение к ученикам с воспитательными целями не превратилось в морализирование.
2. Составьте статью для энциклопедии, где вы объясните лексическое значение термина «толерантность».
3. Подготовьте страничку устного журнала: "Какого роду-племени «толерантность» («мигрант», «комплимент» и др.)?"
4. Проведите экскурсию в музее слов «геноцид», «расизм», «холокост», «ксенофобия» и т.д.
5. Напишите мини-сочинение на одну из тем: «Доброта – это…», «Я толерантный человек?», «Мир – это когда…».
Таким образом, применение в обучении проблемной ситуации позволяет добиться следующих результатов:
- осознания учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала;
- создания условий для развития умений сравнивать, анализировать, использовать научные методы познания – умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения;
- мотивации саморазвития личности;
- формирования интеллектуальных способностей учащихся.
Уроку русского языка, пожалуй, как ни одному другому противопоказаны сухость, однообразие. Как же сделать так, чтобы любой ученик мог выразить свое «я» на уроке, чтобы ученику хотелось учиться, чтобы познание нового было увлекательным, доставляло ему радость? Один из путей достижения этого – создание на уроке игровой ситуации.
Игра, будучи органически присущей детскому, подростковому возрасту, ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции. Занимательный дидактический материал делает учение увлекательным, приносящим радость. В моей практике «прижились» такие предметные игры: «перевёртыши», «замени синонимом», «собери словечко», «четвертое лишнее», словесные игры, материалом для которых служат стихотворные загадки, пословицы и поговорки, поэтические тексты. Часто использую кроссворды. Предлагаю фрагмент такого урока в 5 классе:
Учитель: Давайте заполним кроссворд, записанный на доске.
1. От существительного привет образуйте прилагательное мужского рода.
Дети: Приветливый.
Учитель: 2. Запишите антоним к слову до свидания.
Дети: Здравствуйте.
Учитель: 3. Запишите синоним к прилагательному
красивый, пригожий женского рода.
Дети: Прекрасная.
Учитель: 4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед. ч): В каком ____ живешь, такого обычая и держишься.
Дети: Народ.
Учитель: 5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.
Дети: Коллектив.
Учитель: Запишите слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные. (Комментированное письмо).
Учитель: Прочтите ключевое слово. Что значит, по-вашему, иметь терпение, быть терпеливым?
Дети: Быть выдержанным, спокойно переносить страдания, неприятности.
Учитель: Послушайте, как объясняется значение этого слова в словаре Ожегова. (Один из учеников читает объяснение).
Учитель: Разберите слово терпение по составу.
При подобной работе со словом «комплимент» можно провести игру:
Учитель: Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение, частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру «Комплимент».
Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Часто такая работа сопровождается музыкальными или поэтическими минутками. Например, ученики слушают песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Таким образом, игры со словом и в слова
- воспитывают в детях природное языковое чутье;
- формируют умение моделировать свою речь так, чтобы она соответствовала всем нормам толерантного общения (употреблять в речи как можно больше добрых и этикетных слов, избегать употребления сленга и ненормативной лексики, посредством доброго слова находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций);
- учат анализировать, оценивать и совершенствовать результаты собственного речевого общения.
Работа с текстом как средство осуществления
личностно - ориентированного подхода при обучении русскому языку
Я глубоко убеждена, обращение к тексту в процессе обучения позволяет в комплексе решать образовательные и воспитательные задачи, помогает раскрыть индивидуальность каждого ученика, сформировать творческую личность с индивидуальным языком и стилем.
Поэтому при отборе текстов для обучения речевому общению мною учитываются следующие требования:
- насыщенность его изучаемыми грамматическими и лексическими единицами;
- коммуникативная направленность текста, т.е. содержание текстового материала должно способствовать формированию личных качеств школьника, формированию социально-коммуникативной компетентности.
На уроках русского языка я предлагаю детям различные виды работы по текстам книги академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Эти письма – художественно-эстетическое и морально-этическое завещание Д.С.Лихачева - являют собой пример толерантного отношения ко всему живому на Земле. Его заповеди пронизаны идеями гуманизма и терпимости: «Не помысли народ свой врагом других народов», «Уважай мысли и чувства братьев своих», «Пусть будет свободным все, ибо рождается свободным», «Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба». Приведу пример урока по тексту письма Д.С.Лихачёва «Про зависть».
Работа с текстом позволяет использовать очень востребованную сегодня в школе технологию сотрудничества, в основе которой лежат принципы толерантности. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания каждого учащегося. Работа в группах, наконец, воспитывает умение взаимодействовать с любым партнером, вежливо и доброжелательно общаться с партнерами, обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса. Следовательно, групповая работа является одной из форм развития коммуникативной компетентности учащихся. Приведу пример групповой работы на уроке анализа текста письма Д.С.Лихачёва «Цель и самооценка». Решая учебные задачи, ученики отвечают на вопросы и выполняют задания:
Учитель:
-Какой стиль речи называется публицистическим?
- Для чего он предназначен?
- Назовите жанры публицистического стиля.
Учитель: Цели бывают разные, давайте назовём конкретные цели, к которым может стремиться человек.
Учащиеся работают в группах: идеи фиксируются на слайде презентации.
Учитель: Хочу предложить вашему вниманию текст письма Д.С.Лихачёва «Цель и самооценка», где он делится своими мыслями.
Каждый ученик получает экземпляр текста.
Учащиеся работают в группах над оформлением двойного дневника.
Записать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест или непонимание | Что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, воспоминания она вызвала? |
Затем представители групп читают 1–2 выписанных цитаты и комментарии к ним. Отвечая на вопросы, размышляя над письмом, ребята делают вывод:
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем даёт себе оценку. По тому, ради чего живёт человек, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой…»; «От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная цель и задача в жизни. По тому, ради чего живёт человек, можно судить о его цене и самооценке».
Работа с текстом позволяет создавать на уроке проблемную ситуацию. В содержании текстов концентрируется учебный материал, сопровождаемый проблемными вопросами и творческими заданиями. Работа с текстом помогает формировать мировоззрение учащихся, вырабатывать необходимые морально-правовые ориентиры, которыми учащиеся будут руководствоваться в жизни, даёт возможность детям задуматься о сложности общественных отношений, выработать свою позицию к проблеме толерантности. Итогом работы являются правила толерантного общения, составленные самими детьми. Вот некоторые из них:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Для воспитания толерантности необходимы образцы нравственных поступков, образцы для подражания – рассказы о людях, готовых увлечь за собой собственным примером, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки учащихся. В воспитании ничто не может заменить примера обаятельной высоконравственной личности, поэтому на уроках я использую тексты о замечательных людях, жизнь и деятельность которых носила ярко выраженную гуманистическую направленность (Д.С. Лихачев, Альфред Нобель, Януш Корчак и др.). Дети выполняют комплексный анализ текста, пишут изложения разных видов, сочинения (сочинение-размышление, сочинение-эссе, очерк). Важно, чтобы материал был живым, интересным, эмоциональным и поучительным для школьников и нацелен на воспитание толерантного сознания и поведения. К некоторым текстам предлагаются творческие задания, продолжающие и развивающие основные мысли изложения. Примеры тем изложений: «Хотя мы разные…»; «Хорошо, что мы разные» (Старинная легенда), Например, готовясь к написанию изложения о волонтерском движении, задаю проблемный вопрос: «Объясните, как понимаете выражение “цепочка добра”?» Тексты публицистического характера могут служить поводом для проведения дискуссии в классе. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации.
Итак, работу с текстом я рассматриваю не только как важнейшее задание обучающего характера и эффективный способ проверки знаний учащихся, но и как средство формированию мировоззрения, жизненной позиции школьников, развития их морально-нравственных качеств, способности выражать и защищать свою точку зрения через слово, противостоять негативным воздействиям окружающей речевой среды, среды "антикультуры".
2.3. Языковая толерантность
Нельзя забывать о том, что сам язык является инструментом, формирующим личность, поскольку он, язык, тысячелетиями впитывал в себя ум, традиции, философские взгляды на жизнь - все духовное богатство народа. Фразеологизмы, пословицы и поговорки языка формируют толерантность, в них непосредственно сосредоточена народная мудрость или, вернее, результаты культурного опыта народа. Задача учителя показать, как в них отразились этические нормы, правила социальной жизни и поведения в обществе, отношение нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам. Например:
- (Не рой другому яму, сам в нее попадешь).
- Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности (Каждый кулик свое болото хвалит).
- Толерантность – доброжелательность (Злое слово хуже стрелы ранит).
- Толерантность - самообладание, разрешение конфликтов и проблем (Злобу ум побеждает. Держи язык за зубам).
Эти поговорки учат толерантному отношению к людям и миру, потому что они помогают найти пути разрешения конфликтов и проблем: необходимо быть сдержанным, следить за речью, не доводить до ссоры и до появления недоразумений, недопонимании и конфликтов. Для этого человеку следует уметь управлять своими действиями, а они в свою очередь окажут влияние на реакции этого человека. Толерантность - это гибкость, это тоже один из стилей общения. Промолчать, дать собеседнику высказаться, внимательно его послушать - это тоже толерантность.
- Толерантность - это проявлять доброту и великодушие к человеку (Доброе слово и кошке в радость).
Порою человек тоже бывает нетолерантным по отношению к самому себе. В следующих поговорках в языке выражается нетолерантность – это пренебрежение, невнимание, равнодушие, безразличие, отсутствие жалости к другим: «Черствое сердце не знает благодарности», « Что посеешь, то пожнешь». В них говорится, что человек должен, прежде всего, уважать себя, не быть безразличным к своему здоровью и к судьбе, значит сострадать, сопереживать и бережно относиться к людям, животным, природе - всему, что тебя окружает. Так я подвожу учеников к мысли об ответственности каждого человека за выбор модели своего поведения. Помощь в этом выборе всегда можно найти в народной мудрости.
Работа с пословицами и поговорками приобщает ребенка к доброму слову и научит его посредством доброго слова находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций, научит правильному общению с людьми с позиции языка добра, уважению точки зрения другого человека, управлению своими чувствами и эмоциями. С подобным материалом возможны разные формы работы как групповой, так и индивидуальной. Материал выбирается на усмотрение учителя. Можно предложить ученикам проект: с помощью исследования определить, как и какие русские (или других языков) фразеологизмы влияют на формирование личности.
Заключение.
На этих уроках ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации, учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры. Дети сами приходят к выводу: толерантный путь – это путь человека хорошо понимающего других, доброжелательного, готового всегда прийти на помощь, живущего в гармонии с другими. Иногда это бывает очень сложно. Но дети начинают задумываться, поставив себя на место того, кого они еще совсем недавно обижали - перестают дразнить «толстых» сверстников и смеяться над недостатками не таких как они.
А еще сегодня школа должна стать еще и связующим звеном между учениками и сообществом, в жизни которого они должны принимать активное участие. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений? Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого важного нравственного аспекта как толерантность. А если ученики не верят, что нетерпимость и насилие могут быть преодолены, то уроки, посвященные правам человека, и толерантности не дадут своих плодов. Без надежды воспитание не даст ученикам силы активно действовать. Один из путей, способствующий вере в позитивные перемены, состоит в том, чтобы помочь детям увидеть, что мир возможен и в классе, и в стране, и на все Земле. Недаром же была принята Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО, а 16 ноября стал международным днем толерантности. Согласно Декларации толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны, культурой мира.
Кто может помочь сегодня в воспитании толерантности? Несомненно, в этом огромная роль принадлежит семье, школе, церкви, государству. Толерантность на всех уровнях – другого пути сегодня у человечества нет!
Литература:
1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.
2. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.
3. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
4. Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. М., МГУ, 1994
5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
6. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. – Век толерантности, 2001, № 1
7. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
8. Декларация прав ребенка (1959 г.).
9. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.)
10. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.
11. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.
12. “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.
13. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.
Д.С.Лихачев. Письмо пятое
Цель и самооценка
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура:
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждается в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только “принципом”.
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности. В этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно “лучше других”. И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности на уроках русского языка
доклад о толерантности...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет ...
Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся
В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
ДИССЕРТАЦИЯ НА СТЕПЕНЬ МАГИСТРА ПЕДАГОГИКИ УШАКОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ 2012 УрГПУ ИСО г.ЕКАТЕРИНБУРГ...
Методические рекомендации по формированию толерантности на уроках русского языка и литературы
Методические рекомендации для создания условийдля формирования и развития толерантности у учащихся в многонациональной среде в школе и на уроках русского языка и литературы...
Формирование толерантности на уроках русского языка и литературы
Формирование толерантности на уроках русского языка и литературы...