Особенности и основные составляющие технологии критического мышления.
статья по английскому языку на тему

презентация-сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности и основные составляющие технологии критического мышления.

Самый первый вопрос  что значит критическое мышление?

Вот слова американских ученых- педагогов.

«We should teach students

HOW to think.
Instead, we are teaching them WHAT to think»

Сказано, по моему мнению, метко и актуально.

Критическому мышлению дано множество определений.                            

это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

    это разумный, взвешенный подход к принятию  сложных решений, как следует поступать и во что верить

   это особый вид деятельности. позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

Американский профессор Дэвид Клустер дал критическому мышлению 5 характеристик

,

самостоятельность

обобщенность

проблемность и оценочность

аргументированность

социальность

Несмотря на то, что ТРКМ известна давно и используется широко, ее цели и задачи во многом соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

        Разрешите провести некоторое сравнение.

КМ позволяет учащимся конструировать знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Стандарты требуют от них

готовности и способности к саморазвитию.

КМ предполагает, что ученик непрерывно обучается, учится отслеживать свое понимание, выяснять и заполнять пробелы в знаниях. Т.е. осваивает познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

КМ развивает мыслительные навыки, необходимые в обычной жизни. Т.е обучающийся преобразует специфический опыт и применяет его для получения нового знания.

Основа ТРКМ –

трехфазная структура урока

вызов

осмысление

рефлексия

Во время фазы вызова мы

Актуализируем  имеющиеся  знания

Пробуждаем познавательный интерес к

Помогаем учащимся  определять направление в изучении темы

Фаза осмысления предполагает

Активное восприятие материала

 Соотнесение старых знаний с новыми

Задачи фазы рефлексии

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочь самостоятельно определить направления  в дальнейшем изучении материала

Роль учителя в ТРКМ сводится к

направлению усилий  определенное русло

созданию условий, побуждающие к принятию самостоятельных решений

предоставлению учащимся возможности самостоятельно делать выводы

созданию новых познавательных ситуации

Ключевое слово, как видно, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Основные методы и приемы ТРКМ более подробно раскроют мои коллеги. Я просто их перечислю. Наверняка, вы их знаете и применяете. Итак, это:

Кластеры

Мозговой штурм

Верные – неверные утверждения

Дерево предсказаний

Плюс – Минус – Интересно

Знаю – Хочу знать – Узнал

Инсерт

Толстые и тонкие вопросы

Фишбоун

Ролевая игра

Перекрестная дискуссия

Создание цепочки

Оценочное окно

В завершение, небольшой пример Развитого критического мышления  в действии.

Главное сработало!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыка чтения на основе технологии критического мышления на уроках английского языка

Исследования международных экспертов учащихся PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к ос...

Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"

Данный урок  представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". ...

Урок с использованием технологии критического мышления в основной школе

В данной статье приводится разработка О.Н. Розовой и И.А. Барсуковой интегрированного урока "физика + обществознание"  для  10 класса  по теме: "Наука и образование".В основе урока лежи...

Статья "Особенности применения технологии критического мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования"

В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и направленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Основой дополнитель...

Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...

Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творче...

Основные принципы технологии критического мышления.

Цель использования технологии критического мышления на уроках английского языка заключается в развитии аналитических и критических навыков учащихся, а также в повышении их мотивации к обучению. Технол...