Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе
материал по географии
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творческого мышления, а также примеры их использования на уроках географии. такие приемы помогают не только понять и запомнить материал, но также подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления на уроках географии
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью
Л. Н Толстой
«Для того, чтобы усовершенствовать ум,
надо более размышлять,
нежели заучивать»
Рене Декарт
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Что такое мышление?
- Опосредствованное обобщённое отражение действительности в её существенных связях и отношениях;
- Процесс познания человеком объектов и явлений окружающего мира;
- Процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нём знаний и поступающей информации.
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
(сравнение критического мышления с бытовым и творческим)
Цель критического мышления :Научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
- стадия вызова (Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе); Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний); Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
- стадия осмысления (Информационная (получение информации); Систематизационная (классификация, ранжирование информации))
- стадия рефлексии (Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации); Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля); Информационная (приобретение новых знаний), Оценочная (выработка собственной позиции)
Используются различные приемы:
- «Что я знаю»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
- «Ключевые слова»
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты
(особенно эти приемы подходят в начальном этапе для определения цели и задач)
- «Знаю, хочу знать, узнал». Этот прием используется на всех этапах урока, вначале они обсуждают первые два столбца, а в рефлексии идет обсуждение последнего столбца
- «Ассоциации»
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты
- «Верные- неверные утверждения» Дается список утверждений и нужно выбрать какие являются верными, а какие нет и аргументировать свои ответы.. Такие задания можно встретить в ГИА
- «Стороны горизонта» или «Почини цепочку». Нужно перечислить города в определенном порядке (к примеру города миллионеры с запада на восток) Эти задания также встречаются в ГИА, тем самым идет подготовка к экзамену, кто сдает
- «Найди лишнее». Здесь еще важен процесс аргументирования, т.е объяснение своего выбора
- «Прогнозирование» дается тема и небольшая информация по ней и можно на основе нее делать выводы по дальнейшему развитию. К примеру, глобальное потепление
- Также распространенным в последнее время приемом является составление кластеров. Здесь можно как самому составить логическую схему, так и дополнять схему по определенным критериям. Также можно по готовой схеме сделать рассказ.
Также, я нашла еще различные приемы по критическому мышлению, в презентации ниже представлены.
И закончить свое выступление я бы хотела стихотворением
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нету боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полёта!
Всё это – дивное явленье –
Урок, рождённый вдохновеньем!
Литература:
- Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития.-СПб.: Альянс, 2003.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.-М.: Просвещение, 2004.
- Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
- http://www ct-net.net
- Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
- Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-78907-1511693966.jpg)
"Использование технологии критического мышления на уроках экономики и географии".
Новые стандарты образования требуют от учителя применения новых технологий обучения. Одной из них является технология критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-141058-1352538664.jpg)
Использование технологии критического мышления на уроках в общеобразовательной школе
Из опыта работы:Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии, географии.Что же такое инновации?...
Использование технологии критического мышления на уроках географии
примеры применения технологии критического мышления на уроках географии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/17/picture-303596-1453043484.jpg)
«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».
Ø 2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-166864-1580407870.jpg)
Использование технологии критического мышления на уроках географии
Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет перерабатывать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезной, а также преподнести учебный материал ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-39686-1679467978.jpg)
Методический семинар "Использование технологии критического мышления на уроках географии"
Реальность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу задач. Однако критическая оценка населением и отдельными людьми происходящих событий не приводит к адекватному выбору решения задач и не способ...