Языковое портфолио
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Языковое портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykovoe_portfolio.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 Портфолио - альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся

Основная цель данного материала – подробный анализ идеи использования портфолио в системе образования, демонстрация того, что портфолио является не просто альтернативным способом оценки знаний учащихся, это реальная возможность кардинально модернизировать мировую систему образования, повысить качество обучения.

В последние годы вопросы, касающиеся портфолио (папки индивидуальных достижений учащегося), становятся все более актуальными. Многие российские школы начинают применять на практике портфолио учеников, во многих европейских странах его уже активно используют и считают одним из главных образовательных трендов в этом веке.

Многие авторы книг по портфолио убеждены в том, что это основной элемент модернизации системы образования во всем мире. Под модернизацией системы образования следует понимать ее приведение в полное соответствие с современными требованиями цивилизации во всех сферах жизни.

В данной статье мы постараемся проанализировать идеи применения портфолио в системе образования и способы ее модернизации. В качестве источников для анализа мы рассмотрим ряд публикаций и книг, в которых рассмотрены все возможности применения портфолио ученика в обучении.

В зарубежных странах в основном применяется термин «портфолио», тогда как в нашей стране в большинстве случаев говорят «портфель учебных достижений учащихся».

В России под термином «портфель учебных достижений учащихся» принято понимать собрание двух и более учебных работ или же оценку достижений в учебной деятельности. В данном смысле портфель учебных достижений применялся еще в начале прошлого столетия, хотя некоторые историки утверждают, что и значительно раньше. Хотя многие преподаватели и предлагали использовать портфолио, как альтернативный способ оценки знаний учеников, эта идея так и не была реализована на практике. В настоящее время все попытки применения портфеля индивидуальных учебных достижений в Российской Федерации на практике – это в большей степени заимствование опыта зарубежных коллег.

По мнению абсолютного большинства зарубежных авторов, публикующих книги и статьи по вопросам портфолио – это нечто большее, чем просто альтернатива современных экзаменов. По их мнению, портфолио позволит полностью изменить образовательную философию в корне и обеспечить более высокое качество обучения. С появлением портфолио в образовании появятся новые цели, будет кардинально изменен весь учебный процесс.

Вероятно, многих удивит, но портфолио, как таковое, является лишь побочным продуктом, наиболее важным является сам процесс или совокупность процессов при создании портфолио. Другими словами, при создании портфолио, учащийся не только выполняет все необходимые работы, но и анализирует полученную информацию для дальнейшего создания портфолио.

Разнообразие типов портфолио - неоднозначность термина

В настоящее время разрабатываются несколько типов портфолио (портфелей учебных достижений учащихся) и это связано с определенными трудностями в четком определении данного термина, а также работы с ними. Типы портфолио значительно различаются не только по своим целям, но и по способам работы, их создании и т.д. Классификация портфолио выполняется также и по предметам.

В зависимости от целей, портфолио делится на два типа:

  • Портфолио – альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся;
  • Тематическое портфолио курсов, целью которого является оказать положительное влияние на весь процесс обучения по тому или иному предмету.

Под первым типом портфолио принято понимать собрание готовых работ, которые были оформлены определенным образом. Данные работы позволяют оценить общий уровень знаний учащегося, а также его образовательную биографию.

Второй тип портфолио подразумевает под собой собрание работ школьника в той или иной предметной области. Собрание нескольких «предметных портфолио» позволяет создавать и портфель учебных достижений учащегося. Данный тип портфолио уже давно активно применяется во многих европейских странах.

Нередко под термином портфолио понимают так же просто собрание некоторых работ учащегося за определенный промежуток времени. В данном случае для создания портфолио не осуществляется никакая методическая работа. Стоит отметить, что некоторые сторонники идеи «портфолио» считают его чем-то большим, чем просто способ оценки работ учеников. Для них портфолио является одним из новейших способов взаимодействия преподавателей и учеников, который позволяет оптимизировать учебный процесс, а также в значительной степени повысить качество образования.

Портфолио – новый способ оценивания достижений учеников

Многие преподаватели, являющиеся сторонниками традиционных способов оценки учащихся – проведения тестирования, считают, что экзамены в форме портфолио не смогут отразить реальный уровень знаний учеников. Отчасти это является правдой, при тестировании ученики демонстрируют знания в той или иной области уже после завершения курсов, а не показывают свои работы, выполненные во время учебы. В действительности же портфолио позволяет не просто мотивировать учащихся к более качественному выполнению тех или иных работ, а также к принятию самостоятельных решений, более серьезному отношению к учебе.

Все сводится к тому, что учащийся стремится к созданию качественного портфолио, попутно приобретая необходимые знания во многих предметных областях. Демонстрация портфолио в данном случае является лишь побочным процессом, как это и было сказано ранее.

Языковое портфолио как частный случай портфолио

Одной из самых распространенных форм портфолио в большинстве европейских стран на сегодняшний день является языковое портфолио. Основной целью языкового портфолио является не только модернизация и повышение качества образования, но и развитие устной и письменной коммуникации учащихся. При разработке данного проекта были четко сформулированы способы оценки языковой компетентности, а также установлены определенные уровни компетентности в виде таблиц. При разработке этих таблиц были достигнуты договоренности между всеми школами, которые участвуют в данном эксперименте. Такая договоренность позволяет всем ученикам, получившим оценки по данной программе, сравнивать их с результатами других школ, а также предоставлять их в другие учебные заведения (при поступлении в колледжи или высшие учебные заведения).

При оценке языкового портфолио на основе стандартной таблицы формируется подробное описание умений, в котором учитывается не только мнение преподавателей, но и самого учащегося.

Разберем небольшой пример подобной оценки языкового портфолио по иностранным языкам:

  • Слушание: учащийся может понимать речь человека, который говорит очень медленно;
  • Чтение: при чтении ученик может понять основную информацию (возраст, род занятий, место жительства и т.д.);
  • Участие в общении: студент может разговаривать, используя простые выражения и формы приветствия;
  • Связная речь: учащийся может связно рассказать о себе, своем роде занятий, месте учебы и другую информацию;
  • Письменность: ученик может самостоятельно заполнить анкеты с подробным указанием информации о себе.

В такой анкете дополнительно остается отдельная графа, в которой учащийся самостоятельно обозначает следующие шаги своей учебы, а также какие знания он планирует приобрести на следующем курсе.

Благодаря языковому портфолио учащиеся могут не только получить объективные оценки своих знаний, но и самостоятельно участвовать в этом процессе, а также планировать свой дальнейший образовательный процесс.

Создание портфолио – основные этапы

Портфолио не является самоцелью, это возможность наглядно продемонстрировать индивидуальные достижения учащегося, а также поставить перед собой новые цели и способы их достижения.

Создание портфолио можно условно разделить на несколько этапов:

  • Постановка новой задачи и новых целей и их письменное описание;

Важно помнить о том, чтобы новые цели были сформулированы вместе с преподавателем, так как в этом случае можно гарантировать их точность и сроки достижения. В противном случае невнятные цели не только не смогут быть достигнуты, но и не принесут никакой практической пользы. После обсуждения новых целей и задач их необходимо обязательно задокументировать – это является первым шагом над созданием нового портфолио учащегося.

  • Подготовка необходимых работ для создания портфолио;

Следующий шаг (фаза) – непосредственная работа над проектами, изготовлением необходимых документов, которые будут собраны в единое целое (портфолио).

  • Оформление портфолио, подготовка презентации и анализ пройденного курса.

Данный этап является самым сложным, но в тоже время и самым интересным. Самое сложное – это провести грамотный анализ своей деятельности на пройденный курс, увидеть собственные ошибки и найти пути их исправления. Именно анализ пройденного курса, ошибок, сделанных в работах, позволяет обеспечить кардинально новый уровень обучения. На данном этапе ученики и преподаватели взаимодействуют между собой, превращая обычный процесс обучения в общение, в котором учащийся получает знания не только по предмету, но и в других сферах.

Как правильно отбирать документы для портфолио?

Рекомендаций по отбору документов для своего портфолио существует достаточно много, и каждый автор таких советов по-своему определяет наиболее важные критерии выбора. Рассмотрим положения, которые, по мнению большинства преподавателей, будут наиболее объективны.

Выбирать для портфолио рекомендуется следующие работы:

  •  три работы, которые, по Вашему мнению, являются самыми лучшими за прошедший курс;
  • несколько работ, из начала учебного курса, его середины и конца;
  • 3-4 работы, наглядно демонстрирующие, чему Вы смогли научиться лучше всего за прошедший учебный год/курс обучения;
  • по одной работе из всех типов работы, выполненных за курс. Рекомендуется выбирать те работы, которые будут понятны даже людям, которые не имеют достаточных знаний в той или иной области;
  • 2-3 работы, которые Вы можете считать своей гордостью;
  • несколько работ, которые Вы сами хотите продемонстрировать своим друзьям или близким. 

Обращаем ваше внимание на то, что при выборе той или иной работы учащийся должен обязательно давать комментировать и обосновывать выбор той или иной работы.

Заключение

Проанализировав многочисленную литературу, посвященную использованию портфолио в системе образования, можно сделать вывод – портфолио на сегодняшний день позволяет в значительной степени модернизировать процесс обучения. В частности портфолио позволит выстроить учебный процесс таким образом, что он будет направлен на формирование личностных качеств каждого ученика. Портфолио в образовании  является лишь инструментом, который, при грамотном использовании, позволит создать условия для качественного образования в России.

 

Языковой портфолио  по английскому языку.

          Сегодня портфолио является развивающей образовательной технологией.

 В портфолио по английскому языку учащиеся должны продемонстрировать компетентность в работе на английском языке (говорить, слушать, читать, писать). Учащиеся делают аудио-, видеозаписи своих интервью, докладов, виртуальных экскурсий на английском языке.

Структура языкового портфолио следующая:

  • портрет учащегося
  • языковой паспорт
  • биография языка
  • досье
  • дополнительный материал

Портфолио должен быть прост при работе с ним, конкретен, функционален, должен быть хорошим помощником и консультантом. Основная причина такого видения с точки зрения изучения языка – это разные уровни владения языком, разные стили учения и восприятия языка, возрастные особенности обучаемых.

Раздел “Языковой паспорт” включает такие подразделы, как:

  • why do I learn English
  • what I must know and do
  • what I know and can do

В разделе “Why do I learn English” указаны цели и причины изучения языка.

Учащийся на свое усмотрение может выбрать то, что приемлемо ему или написать свои варианты. В раздел также можно включить шаблоны английских предложений, которые учащийся должен либо вспомнить и активизировать в своей письменной или устной речи, либо запомнить до автоматизма. Какие шаблоны следует включить, решаются совместно учителем и учеником.

В “What I must know and do” предлагаются две альтернативные шкалы: система уровней владения языком, которая соответствует требованиям российского ЕГЭ, и шкала Совета Европы “Общеевропейские языковые компетенции владения языков”. Цель размещения данного материала – предоставить учащемуся право выбора, самостоятельно оценить свои языковые умения и навыки, стимулировать осознанный выбор уровня и специфических языковых умений, определить промежуток времени и поместить собранные данные в раздел “What I know and can do”

Формируемые компетенции: мотивация в изучении языка, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение ставить и решать задачу умение принимать решение.

Следующий раздел - “My Language Biography”, который состоит из:

  • my own learning goals for…
  • the biggest problem for me
  • getting better

Задача учащегося спроектировать индивидуальный учебный маршрут.

Проектирование индивидуальной траектории начинается с понимания сущности конкретной проблемной ситуации (the biggest problem for me), выделение цели на определенный период (my own learning goals for…) и успешное разрешение проблемы (getting better).

При работе учащийся обращается  к разделу, в котором помещены альтернативные шкалы системы уровней владения языка.

В подразделе “Getting Better” выделен один из видов самостоятельной деятельности – “личностные стратегии” изучения языка, являющиеся выражением инициативы и познавательных потребностей учащихся и напрямую зависят от их индивидуально-психологических особенностей, запросов и интересов.

Выбор стратегий предполагает свободный выбор со стороны обучаемых.

Формируемые компетенции: организационные способности, умение ставить и решать задачу, нахождение самостоятельных решений, владение иностранным языком.

Самый интересный раздел – “Досье”, включающее свидетельства об успехах учащегося. Таковыми могут быть: ”лучшие”, с точки зрения учащегося письменные работы, проекты, список прочитанной литературы,

награды и другие формы признания достижений учащегося, механизмы самооценки, что повышает степень осознанности процессом.

В качестве мотивирующего фактора в поддержку портфолио можно провести презентацию или публичную защиту на уроке, классном часе, родительском собрании, семинаре в форме устного сообщения или слайд-шоу.

Обязательным условием для оценивания портфолио учащегося является рефлексия каждого представленного свидетельства, участия в конкурсах, проектах и т.д.

В “Досье” представлены вопросы, которые помогут  написать рефлексию:

“This is a sample of…”

“I included it because…”

 “I received this award for…”

 “This shows how much I have improved in….

 “I am proud of this work because...”

Таким образом, рефлексия дает учащемуся возможность оценить свой рост, сильные и слабые стороны при работе с помощью представленной формы. А также планировать дальнейшие шаги с целью повышения уровня своих достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта: "Языковой портфолио как средство рефлексивного обучения иноязычной письменной речи."

Долгое время обучение иноязычной письменной речи в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как сре...

Языковой портфолио обучающегося

Материалы для наполнения языкового портфолио....

Языковое портфолио по немецкому языку

Для заполнения учащимися...

Языковое портфолио 7класс "Probleme einer Grossstadt"

Probleme einer Grossstadt-языковое портфолио...

Языковое портфолио 9класс тема "Beruf"

Обобщенный лексико-грамматический материал для самостоятельной работы учащихся по теме "Beruf" в 9 классе...

ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Портфолио, создающееся для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, получило название «языкового портфолио или портфеля». Создание портфолио (учебно-контрольных файлов и электронного по...