Чтение как вид речевой деятельности
статья по английскому языку (11 класс) по теме
Чтение – это процесс обучения иностранному языку в школе, которое выступает в качестве средства для лучшего усвоения языкового и речевого материала.
Для достижения хороших результатов в чтении, мы должны знать о его структурах. Это - 1) каков мотив нашего чтения, 2) цель какую мы себе поставили, 3) каковы условия для получения нужной информации и 4) каков предполагаемый результат. И теперь можно давать формулировку этому языковому явлению: чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, которое обеспечивает письменную форму общения. На самом деле вместе с говорением оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_kak_vid_rechevoy_deyatelnosti.docx | 47.65 КБ |
prezentatsiya.pptx | 119.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для учителей английского языка
«Применение ИКТ на уроках английского языка в старших классах»
при изучении темы
«Чтение как вид речевой деятельности; типы чтения».
Цель мастер-класса:
1) Демонстрация базовой методики работы с учащимися по обучению чтению при использовании ИКТ;
2) Обогащение опыта коллег по данной теме.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить с возможностями ИКТ для развития и совершенствования навыков техники чтения;
- Обучить различным видам анализа текста;
- Показать важность использования интернет ресурсов для извлечения языковой или экстралингвистической информации (за счет использования электронных словарей, электронных энциклопедий).
Планируемый результат:
Участники научатся:
• разбираться о структурах и видах чтения;
• использовать полученные знания на практике.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего нашего мастер-класса – применения ИКТ на уроках английского языка; чтение как вид речевой деятельности. Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности. Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
- повышение мотивации к изучению языка;
- развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
- увеличение объема лингвистических знаний;
- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Мы, учителя английского языка, используем ИКТ для различных целей: повышения профессионального мастерства, совершенствования языковых и речевых умений, поиска информации, переписки с друзьями и коллегами, создания дидактического материала для уроков, проверки домашнего задания, работы над проектами разного уровня.
Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений. И так, какие основные виды лингводидактических задач можно решать с помощью ИКТ при обучении чтению?
ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста. А теперь более подробно поговорим о чтении и о его важном и особом месте при изучении иностранного языка.До того, как мы преступим к изучению основного материала, я хочу вместе с вами немного поговорить о том, что такое «речевая деятельность». Давайте обратимся к словарю и посмотрим толкование этой языковой единицы: «Речевая деятельность – это система взаимосвязанных речевых действий, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, аудирование. Это означает, что осуществления основной задачи, то есть коммуникации, мы прибегаем к этим вышеперечисленным видам, в зависимости от поставленной цели.
Устное общение состоит из говорения и аудирования. Говорение это самый продуктивный (экспрессивный) вид общения на ряду с аудированием. Цель обучения иностранного языка – это у учащихся развивать и способствовать совершенствованию способность осуществлять устное речевое общение в самых разнообразных ситуациях.
Аудирование выполняет две функции: слушание и слышаные. Что это такое и чем они отличаются друг от друга? Слушать – означает акустически воспринять речь говорящего, слышать – это понимать и интерпретировать воспринимаемый на слух информацию. Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности, например, длительное восприятие докладов, лекций или других видов устных выступлений, так и в качестве диалогического общения.
Кандидат педагогических наук, профессор и автор нескольких книг по методике обучению иностранному языку Галина Владимировна Рогова так говорит о еще одном виде речевой деятельности – о письме: «Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей». Чтобы продуктивно передавать информацию, человек должен записать свой текст или речевое произведение, предназначенные для чтения.
Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Посмотрите только в каком объёме, в каких масштабах в современном мире отправляются и получаются одни только деловые письма по электронной почте. И здесь мы конечно должны знать, что до появления современных коммуникативных средств, письмо – как вид речевой деятельности не изучали в школах. А сейчас вы свою жизнь, наверно, не представляете без письменного общения. Я полагаю, что у вас сформировалось представление о разных видах речевой деятельности человека.
После этой нашей небольшой вводной части я хочу преступить к основной теме нашей лекции. И так мы дошли до следующего вида речевой деятельности – до чтения. Вы все с момента приобретения навыков чтения, неважно на каком языке, начинали читать: сказки, рассказы, потом уже более важные и серьезные литературные произведения. Мы сегодня же будем говорить немного о другом чтении – в процессе обучения иностранному языку в школе чтение выступает в качестве средства для лучшего усвоения языкового и речевого материала.
Для достижения хороших результатов в чтении, мы должны знать о его структурах. Это - 1) каков мотив нашего чтения, 2) цель какую мы себе поставили, 3) каковы условия для получения нужной информации и 4) каков предполагаемый результат. И теперь можно давать формулировку этому языковому явлению: чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, которое обеспечивает письменную форму общения. На самом деле вместе с говорением оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.
Сейчас более подробно я хочу остановиться на перечисленных выше структурах чтения. И лучше всего это делать на примере. На экране вы видите небольшой отрывок из текста о загрязнении и проблемах окружающей среды.
Pollution is the degradation of natural environment by external substances introduced directly or indirectly. Human health, ecosystem quality and aquatic and terrestrial biodiversity may be affected and altered permanently by pollution.
Pollution occurs when ecosystems cannot get rid of substances introduced into the environment. The critical threshold of its ability to naturally eliminate substances is compromised and the balance of the ecosystem is broken.
The sources of pollution are numerous. The identification of these different pollutants and their effects on ecosystems is complex. They can come from natural disasters or the result of human activity, such as oil spills, chemical spills, nuclear accidents ... These can have terrible consequences on people and the planet where they live: destruction of the biodiversity, increased mortality of the human and animal species, destruction of natural habitat, damage caused to the quality of soil, water and air...
Preventing pollution and protecting the environment necessitate the application of the principles of sustainable development. We have to consider satisfying the needs of today without compromising the ability of future generations to meet their needs. This means that we should remedy existing pollution, but also anticipate and prevent future pollution sources in order to protect the environment and public health. Any environmental damage must be punishable by law, and polluters should pay compensation for the damage caused to the environment.
И так мы имея примерно такой текст давайте приступим чтению. Во-первых, мы должны понять мотив для чтения – Мотивом всегда является общение или коммуникация с помощью печатного слова.
Второе – это какую цель мы предназначили для себя. Это – получение информации по тому вопросу, который интересует нас как читающего. В данном случаи поставленный вопрос такой – насколько вредно отражается человеческая деятельность на окружающую среду и каковы последствия этой разрушительной деятельности.
Третье – это условия. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. То есть знаем ли мы алфавит и умеем ли мы читать на данном языке.
И наконец – результат. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины. Для проверки полученного результата существуют огромное количество комплексных упражнений и заданий, с помощью которых учитель или ученик проверяют насколько результативным было данное чтение.
Давайте обратимся к примерам. Они могут быть самыми разными в зависимости от поставленной задачи учителя. Я предлагаю вашему вниманию следующие задания.
Ex.1
Find and read the extract which are telling about human beings’ destructive influence on the environment.
Слайд 1
Ex. 2
Answer the questions.
- What is pollution?
- When does it occur?
- What consequences can it have?
- What should people do to have predictable and healthy future?
Но мы должны знать, что чтение не только для получения информации. В процессе обучения иностранному языку в школе чтение выступает в качестве средства для лучшего усвоения языкового и речевого материала.
Для получения наилучшего результата вы должны знать, что существуют разные виды чтения (так называемая техника чтения) и учащегося в зависимости от задачи поставленной учителем или требованиям текста должен выбрать наиболее подходящий.
А теперь более подробно давайте поговорим о типах или видах чтения.
И так четыре основных видов чтения:
- reading for gist, skim reading или skimming- ознакомительное чтение
-scanning - просмотровое чтение -reading for specific information – поисковое чтение
-reading for detailed comprehension, intensive reading или reading for detail - изучающее чтение.
-extensive reading - чтения для удовольствия
- Ознакомительное чтение (skimming), это чтение для понимания основного содержания прочитанного. При таком чтении текст надо читать быстро, не задерживаться на грамматических структурах или незнакомых словах. Главное - это уметь обобщить содержание текста, т.е. понимать основную коммуникативную задачу текста - какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важным. Как показывает практика, многие учащихся не владеют этим способом чтения и по частую тратят очень много времени на перевод незнакомых слов. Это означает оторваться от главного задания и делать ненужную работу, что вовсе не надо на этом этапе, потому что в большинстве современных учебников первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. А это предполагает не 100% понимание прочитанного, а всего 65%-70%. В этом случаи хорошо помогают временные рамки. Если задание надо выполнить за, например, 10 минут, то и времени не будет «лезть» в словарь за переводом незнакомой лексики. Но и не мало важно то, что эти незнакомые слова часто в контексте можно понимать и будет лучше прочитать текст во второй раз чем возиться со словарем. Этот тип чтения можно применять для быстрого просмотра газет и журналов. Что поможет выбрать наиболее понравившиеся статьи для дальнейшего чтения
- Scanning –или просмотровое чтение, это беглый просмотр текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Чтение всего текста пустая трата времени. Этот тип чтения тоже требует строгое ограничение времени, что просто не даст «увлекаться» лишним. Научившись этому методу чтения поможет, например, пользоваться телефонной книгой: ты быстро просматриваешь ее, ты знаешь, что тебе надо найти, ты видишь практически каждый элемент на странице, но нет необходимости читать всю страницу – ты просто игнорируешь остальное, потому что ты знаешь ключевые слова для твоего поиска. То есть тебе просто надо «сканировать» лист. Reading for specific information -поисковое чтение - это извлечение необходимой информации. Этот тип чтения очень похож на просмотровое чтение. При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Научившись этому методу чтения поможет, например, пользоваться путеводителем, картой города, куда вы приехали как турист, быстро читать анонсы театров и кино, обработать объявления с целю выяснения время работы музея или выставки и т д. Классический пример найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.
- Reading for detailed comprehension, intensive reading или reading for details - изучающее чтение. Это чтения для полного и точного понимания прочитанного, основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Этот тип чтения требует больше времени для выполнения, чем предыдущие. На этом этапе чтения внимание и проникновение в дело очень важны. Если вам нужно перечислить хронологию событий, вам нужно будет читать интенсивно. Этот тип чтения имеет действительно очень полезный результат, так как это помогает здорово пополнить словарный запас. И опять надо говорить о важности понимания значении незнакомого слова в контексте. Это чтение очень полезное для долгоиграющей памяти, так как работа очень кропотливая и детальная, что в памяти «сидит» основательно и надолго. По этой причине не рекомендуется читать большие тексты с насыщенной информацией перед экзаменом. Когда вы делаете это вы практически очень быстро забываете все из-за огромного потока информации.
- Extensive reading – это чтение для удовольствия или обширное чтение включает в себя чтение для удовольствия. Есть элемент наслаждения прочитанным. Если текст трудный, и вы остановитесь каждый раз, чтобы выяснить точное значение новых слов в словаре, вы нарушаете вашу концентрацию и отвлекаетесь от чтения. Обычно при таком типе чтения мы не отвлекаемся на поиск незнакомых слов, если понимаем их смысл из контекста. Именно так мы чаще всего читаем большие тексты в учебнике, а также художественную литературу. Все фразы и абзацы прочитываются целиком и подряд. Этот процесс помогает понять общий смысл и получать удовольствие от новой информации или освоения эстетически ценного материала. Что нам дает такое чтение. После него мы можем сформировать наше мнение, производить дискуссии, делать пересказ, отвечать на вопросы. Я хочу отметить, что в современных учебниках очень много таких текстов, и мы сегодня будут примеры на разные типы чтения.
Вот еще несколько заданий для проверки понимания и правильного применения полученных учениками знаний.
Ex. 1
Read the text and choose the correct answer. This is your task. To do it you have only two minutes. Use the most appropriate type of reading for doing the task.
Mickey Mouse
Mickey Mouse is a cartoon character who has become an icon for the Walt Disney Company. Mickey Mouse is short for Mitchell Mouse. It was created in 1928 by Walt Disney and Up IWork’s and voiced by Walt Disney.
The first appearance of Mickey Mouse was in Plane Crazy on May 15, 1928. But the Walt Disney Company celebrates Mickey Mouse birth as November 18, 1928 upon the release of Steamboat Willie, because it is the first Mickey Mouse Cartoon with sound. The anthropomorphic mouse has developed along the years. He first appeared in color in 1935. The first Technicolor Disney film was Flowers and Trees from 1932. He also evolved from being simply a character in animated cartoons and comic strips to become one of the most recognizable symbols in the world.
Mickey's popularity has grown around the world. This was due to his angelic nature. Mickey never does anything immoral. However, in 2009 the Walt Disney Company announced that they will begin to re-brand the Mickey Mouse character by moving away from his pleasant, cheerful image and reintroducing the more devious side of his personality, starting with the upcoming Epic Mickey, a Mickey Mouse video game. The Walt Disney company thus intends to show the mischievous side of Mickey's personality.
Source: Wikipedia
- Mickey Mouse's birthday is celebrated on
a) May 15, 1928
b) November 18, 1928
2. The first Mickey Mouse with sound first appeared in
a) Steamboat Willie
b) Plane Crazy
3. Mickey Mouse first appeared in color in
a) 1932
b) 1935
4. When did the Walt Disney Company announce about the re-branding the Mickey Mouse character?
a) in 2009
b) in 2008
Ex. 2
Well job. Next task will be a bit difficult. Find in the text the synonyms of the following adjectives.
Of course, you’ve guessed that another type of reading must be used; more attentively and more time consuming. At this time you have only 4 minutes.
Recognizable, angelic, immoral, pleasant, cheerful, devious, upcoming, epic, mischievous, comic
Humorous, perceptible, kind, wrong, happy, enjoyable, cunning, heroic, naughty approaching.
Ex. 3
Finally, our last task. Read the text and choose the right answer: true, false, not stated. As you see, we have started from the easiest once and come to tasks that are more difficult. To do this task you have 10 minutes.
Source: https://en-oge.sdamgia.ru (Решу ОГЭ)
Eton
Within a ten minute walk of Windsor Castle, across a bridge over the River Thames, there’s an old Gothic building. It is the legendary Eton College. It is one of England’s largest independent schools and one of the highest in prestige. Members of the British royal family are traditionally educated here. It was one of the best schools when first founded and remains so now; it is still commonly known as one of the greatest schools among all the schools in the world.
Following the old tradition, Eton is a full boarding school, which means all students live and study at the school with their fellow students throughout the school year. Eton is also one of the four remaining boys’ schools, so there’s no opportunity for a girl to study there. Eton students traditionally come from England’s wealthiest and most prestigious families, many of them aristocratic. Boys enter Eton at about 13 and continue there until they are ready to enter university.
The school was founded by Henry VI in the fifteenth century to provide free education for poor pupils who would then go on to get a higher education at King’s College in Cambridge. That connection no longer exists today.
All students have a uniform of a black tailcoat and a waistcoat, a white collar and dark trousers. All students wear a white tie. This uniform is not for special occasions, it is worn at all times for all classes. If you visit Eton during term time, you will see students walking the streets with books under their arms dressed in their uniforms.
At Eton, there are dozens of organisations known as “societies”, in many of which students come together to discuss a particular topic. The societies are traditionally governed by the boys themselves. Societies range from astronomy to Scottish dancing and stamp collecting. Some of them are dedicated to music, some to arts, some to languages, and so on. Meetings are usually held after supper and often include a guest speaker. Among past guest speakers are composer Andrew Lloyd Webber, writer J. K. Rowling, designer Vivienne Westwood, and actor Ralph Fiennes.
One of the oldest and most influential Eton societies is called the Pop. Its members are like school head-boys or prefects who are given limited authority over other students. They are called Poppers and take an active part in many official events of the school year, including parents’ evenings. While all students wear black waistcoats, members of the Pop are allowed to wear any waistcoat they please. Prince William, when he was a Popper, wore a waistcoat designed like the British national flag. The style immediately became popular.
Irrespective of this, the official colour of the college is the so-called “Eton blue”. It’s a light blue-green colour which has been used since the early 19th century. The main purpose was to identify Eton sportsmen in rowing races and on the cricket field.
- Nowadays Eton College is as popular as it was many years ago.
1) True
2) False
3) Not stated
- In our time girls are allowed to enter Eton College.
1) True
2) False
3) Not stated
- In our time girls are allowed to enter Eton College.
1) True
2) False
3) Not stated
- The Eton uniform is sold only in one shop on the territory of the college.
1) True
2) False
3) Not stated
- Many famous people have taken part in the work of the student societies.
1) True
2) False
3) Not stated
- It is easy to identify Poppers in a crowd of students due to their clothes.
1) True
2) False
3) Not stated
- All members of the British royal family who studied in Eton were Poppers.
1) True
2) False
3) Not stated
- All members of the British royal family who studied in Eton were Poppers.
1) True
2) False
3) Not stated
Now let’s check all the answers. You can put marks yourself depend on that how well it is done.
20-22 “Excellent”
17-19 “Good”
14-16 “Not bad”
=13 “Bad”
Обобщая все что, вы сегодня слушали, записали, читали и выполняли я хочу завершить следующими словами: Чтение прививает навыки самостоятельной работы, прочитанный текст очень часто может прослужить основой для написания хорошего сочинения, говорения и аудирования. Чтение воспитывает, расширяет кругозор, формирует нравственные ценности. И конечно же это прививает любовь к книге. Подбодрите ваших учеников читать много, читать на английском и читать хорошие книги.
Спасибо за внимание. Удачи вам!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ex. 2 Answer the questions. What is pollution? 1. Pollution is the degradation of natural environment by external substances introduced directly or indirectly .
2. When does it occur? 2. Pollution occurs when ecosystems cannot get rid of substances introduced into the environment.
What consequences can it have? 3. These can have terrible consequences on people and the planet where they live: destruction of the biodiversity, increased mortality of the human and animal species, destruction of natural habitat, damage caused to the quality of soil, water and air...
What should people do to have predictable and healthy future ? 4. This means that people should remedy existing pollution, but also anticipate and prevent future pollution sources in order to protect the environment and public health.
THIS FRAGILE WORLD…
TEXT 2 Ex . 1 Read the text and choose the correct answer. 1. b) 2. a) 3. b) 4. a)
Ex. 2 Find in the synonyms of the following adjectives . Recognizable Perceptible Angelic Kind Immoral Wrong Pleasant Enjoyable Cheerful Happy Devious Cunning Upcoming Approaching Epic Heroic Mischievous Naughty Comic Humorous
Ex. 3 Read the text and choose the right answer: true, false, not stated. 1-1 2-2 3-2 4-3 5-1 6-1 7-3 8-2
A reader lives a thousand lives before he dies, said Jojen . The man who never reads lives only one . Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение как процесс речевой деятельности
Урок русского языка в 10 классе обобщения и систематизации знаний...
Выступление по теме самообразования "Чтение как вид речевой деятельности на уроках английского языка"
Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учи...
Выступление по теме самообразования "Чтение как вид речевой деятельности на уроках английского языка"
Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учи...
Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...
Иностранный язык. Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения Чтение как вид речевой деятельности
Иностранный язык. Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения Чтение как вид речевой деятельности...
Чтение как вид речевой деятельности
Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения[1].[1]«...
Чтение как вид речевой деятельности на уроках французского языка
В статье я рассмотрела такой вид речевой деятельности как чтение. Его суть с точки зрения коммуникативности и интерактивности. Также представлен текст "Les Français et le sport" и разные вид...