Инновационные технологии в деятельности педагога
статья по английскому языку на тему
Инновационные технологии в деятельности педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_sokrashchennyy.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях стремление к знанию и к учению
(Я.В. Каменский)
Модернизация процесса обучения приводит к тому, что необходимо не только совершенствовать уже наработанные технологии, но и искать новые, которые бы могли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Более того, с появлением инновационных технологий совершенно по-другому стал восприниматься процесс обучения. «Рамки» преподавания несколько расширились и стали «мягче», другими словами, преподаватель стал скорее другом и наставником, нежели жестким руководителем. В данном случае мы видим пример технологии сотрудничества, которая основывается на равенстве между педагогом и учеником. Например, раньше на занятиях по иностранному языку не так часто использовались диалоги, групповая работа, при которой бы каждый мог выступить. Наиболее популярной была монологическая речь. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей.
В моей я работе я рассмотрю некоторые виды инновационных технологий обучения ИЯ, вызывающие наибольший интерес и часто используемые в моей практике, и расскажу об их особенностях и примерах реализации. Что обозначает эта терминология инновационных технологий?
Инновации – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации -нововведения в педагогической системе, которые улучшают течение и результаты учебно-воспитательного процесса.
Инновационные технологии– это модель эффективного обучения, задача которой состоит еще и в том, чтобы преодолеть барьер в использовании иностранного языка и повысить эффективность обучения и качество образования.
Современное образование требует решения различных задач,в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас определен результат обучения ребенка в школе – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь учителю приходят инновационные технологии.
Инновационными технологиями - педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:
-ВЕБ-квесты,
- ТРИЗ,
- интерактивные технологии,
- проектная технология
- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,
- АМО,
- здоровьесберегающие технологии,
- и т.д.
В чем собственно их новизна или инновационность?
Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.
Во – первых, в отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным результатом)
Во– вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельности
В- третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход.
В – четвертых, инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве цели на уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного пространства урока
В – пятых, инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке – консультанта, эксперта.
В - шестых, инновационные технологии - это технологии личностно ориентированные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого ученика с учетом его личностных особенностей ( устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д).
В – седьмых, инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.
По большому счету их использование направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.
Что такое АМО?
Первая технология, которую я хотела бы рассмотреть- АМО.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом и творческом характере обучения.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
АМО начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Пример АМ начало образовательного мероприятия
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию целей, пожеланий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу. Иногда достаточно 5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Пример Активных методов релаксации
АМ подведения итогов урока
Для завершения урока можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Пример Активных методов подведения итогов урока
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Эффекты АМО
Активные методы обучения позволяют за счет новых форм представления информации повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
АМО позволяет так же эффективно осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Применение АМО обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности.
Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса .
Интерактивные технологии обучения иностранному языку.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, ученики берут на себя часть функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. При интерактивном обучении учитель выполняет функцию помощника в работе, одного из источника информации.
К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: беседа, презентации, дискуссии, метод «круглого стола», метод деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения.
На уроках лучше использовать ротационные (сменные) малые группы. Например, в рамках темы «Страноведение. Великобритания», можно практиковать работу по следующей схеме:
1 этап — опережающее задание, сбор информации по определенному плану об одной из четырех частей Соединенного Королевства. Выбор части происходит путем жеребьевки.
2 этап — работа в малых группах Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, Англия. Ученики делятся найденной информацией, систематизируют ее.
3 этап — работа в малых группах Соединенное Королевство. Каждый участник группы рассказывает информацию о своей части.
4 этап —дополнить материал, обменяться мнениями, приготовить мини-рассказы о Соединенном Королевстве.
Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всей группе с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоей группе имеют одинаковое хобби!» или «У кого в семье есть братья и сестры». Педагог помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
При использовании технологии «Займи позицию» зачитывается какое-нибудь утверждение, и студенты должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Они объяснили свою позицию.
Технология «Карусель» позаимствована из психологических тренингов. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно студенты, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ученики увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
При использовании технологии «Незаконченное предложение» ученикам предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у студентов практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
Технологию «Групповой рассказ» можно использовать при отработке PastSimple и PastContinuous. Каждый ученик добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По сигналу лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.
Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», я делаю вывод, что интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика. Особо надо отметить положительное эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме. Это подтверждает эффективность интерактивного метода обучения.
Проектная деятельность
Виды проектов, которые учащиеся подготавливают на моих уроках: исследовательские (страноведение), творческие (сочинения, переводы), игры, инсценировки (сказки, праздники). Скажем, если дети проходят сказку «Золушка», то можно уделить один урок и поставить сценку из данной сказки. Если дети проходят тему: «Древнии цивилизации», то они подготавливают презентации по теме.
Плюсы метода проектов в достижении личностных результатов:
- демонстрация уровня культуры и образованности, что способствует повышению самооценки
- самовыражение и мотивация
- реализация на практике приобретенных знаний
На каждом уроке я использую гуманистический подход, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно. Для этого необходимо создать ситуацию успеха для каждого ученика.Я стараюсь объяснить ученикам, что обучение – это культурный процесс.
Я всегда учитываю, что в первую очередь нужно готовить из ученика не филолога, специалиста в области иностранного языка, а просто человека, который сможет ясно и четко изложить свои мысли на иностранном языке, поддержать разговор, чтобы получилось в итоге конструктивное общение. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Вывод: Безусловно, не каждый преподаватель может быстро и легко привыкнуть к новым технологиям, но с каждым годом это процесс будет становиться проще. Необходимо понять, что фундамент, на котором основывается весь учебный процесс, остается неизменным, изменилась лишь подача материала. Иногда бывает сложно разграничить некоторые технологии, так как их «рамки» стираются и одна технология плавно «перетекает» в другую. Для наиболее эффективной работы следует использовать сразу несколько технологий или чередовать их между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социально-педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога"
Презентация на методическое объединение...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
Портфолио как инновационная форма оценивания деятельности педагога и методического объединения.
Методическая деятельность педагогического коллектива школы – одно из главных направлений в жизнедеятельности образовательного учреждения. Именно профессиональный уровень педагогов школы, наличие иннов...
Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя
Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педа...
Инновационные технологии в практике педагога-психолога
Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познав...
"Использование инновационных технологий в работе педагога"
Виды педагогических технологий и их эффективность использования в работе с детьми....
Использование инновационных технологий в деятельности педагога-организатора
В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Современный педагог-организатор должен уметь на высоком у...