Инновационные технологии в практике педагога-психолога
статья по психологии на тему

Шевелева Вера Алексеевна

 

Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познавательной и творческой деятельности школьника в учебном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_obrazovatelnye_tehnologii.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии

в практике педагога-психолога

В. А. Шевелева,

Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 48»

г. Кемерово

Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познавательной и творческой деятельности школьника в учебном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования.

        Главная цель инновационных технологий образования – это подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире, ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию через механизмы инновационной деятельности, творческие способы решения проблем, превращение творчества в норму существования человека. Эффективными оказываются деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы.

В практике психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 имени М.Ю. Коломина» г. Кемерово используются различные инновационные технологии.

Применяется развивающее обучение, в котором акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. Знания сообщаются в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В образовательный процесс вносится личностный и деятельностный акценты.

Используются  элементы проблемного обучения, центральное звено которого  проблемная ситуация, создающая условия для формирования правильных обобщений. Проблемная ситуация побуждает активную, мыслительную деятельность в процессе постановки и решения проблемы.

Практикуется метод проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.    

Большое значение имеют информационно-коммуникативные технологии, поскольку ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать необходимое, работать с  разными видами информации. При этом отмечается, что применение  информационно-коммуникативных технологий повышает мотивацию учеников; снимает психологическое напряжение; повышает эффективность ученического труда, увеличивает долю творческих работ, расширяет возможности.

Активно в психолого-педагогической практике используются игровые технологии, связанные с игровой формой взаимодействия. Игра как средство социализации ребенка, включает целенаправленное воздействие на становление личности, усвоение знаний, ценностей. На занятиях в игровой форме дети осваивают навыки общения, учатся эффективному  сотрудничеству и многому другому. Дидактическая игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес. Диагностическая игра обладает предсказательностью:  ребенок ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество). Терапевтическая игра используется для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. Развлекательная игра связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности.

Применяются технологии деятельностного метода  (что важно в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта). Деятельностный подход  предполагает выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

Психолого-педагогическая практика основывается на личностно-ориентированных технологиях, которые ставят в центр школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Используемая технология исследовательской деятельности направлена на то, чтобы  стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие творческой исследовательской активности детей.

Применение такой инновационной технологии, как информационно -аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, при необходимости школы в целом.

Осуществляемый мониторинг интеллектуального развития позволяет проанализировать качество обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики.

Таким образом, инновационные методы обучения дают возможность качественно и быстрее получить хороший результат. Использование возможностей современных инновационных технологий позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; умение эффективно сотрудничать с другими людьми; умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;  готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Литература

  1. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога [Текст] / О.Н. Гнездилова // Психологическая наука и образование. –  2006. – № 4. –  С. 61– 65.
  2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. –  283 с.
  3. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст]  / Т.Х. Дебердеева  // Психологическая наука и образование. –  2005. – № 3. – С. 79.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]  / под ред. Е.С. Полат. –  М., 1999. – 223 с.
  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. –  М.: Народное образование, – 1998. – 256 с.
  6. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В.А Сластенин, Л.С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. –  № 1. –  С. 42– 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе педагога-психолога

В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту,  активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

Работа с детской тревожностью в практике педагога-психолога

В современной психологии проблема  тревожности является одной из наиболее актуальных. Всё чаще обращаются к педагогу-психологу родители и учителя детей, имеющих высокий уровень тревожности....

Использование метода мандалы в практике педагога- психолога

Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя целостным...

Инновационные образовательные технологии в работе педагога - психолога

В статье даны описания инновационных технологий, которые использует педагог-психолог в своей работе....

Инновационные образовательные технологии в работе педагога- психолога

Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познавательн...