Использование кейс-технологии для развития универсальных учебных действий на уроках английского языка
статья по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рассматриваются возможности использования кейс технологии на уроках английского языка для формирования и развития УУД, виды и структура кейсов, их источники, организация урока с использованием кейс технологии. Приводятся примеры кейсов на английском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_keys_tehnologi.docx | 44.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кейс-технологии для развития универсальных учебных действий на уроках английского языка
Семенюта Галина Васильевна,
Храброва Елена Николаевна,
учителя английского языка,
ГБОУ средняя школа № 490,
Санкт-Петербург
Согласно ФГОС начального общего образования и основного общего образования универсальные учебные действия -личностные и метапредметные – относятся к главным результатам обучения школьников. Современное образование ориентировано на формирование компетенций, как готовности и способности человека к деятельности и общению. Овладению метапредметными умениями способствуют новые технологии, в частности технология « кейc
(Case Study)/
Кейс-технология - это метод активного проблемно– ситуационного анализа, при этом обучение основано на решении конкретных задач, содержащихся в ситуациях, описанных в кейсах. Главное её назначение – развивать способность анализировать информацию, формулировать проблемы и находить их решение. Кейс-метод можно представить, как сложную систему использования других методов: моделирования, системного анализа, мысленного эксперимента, метода описания, дискуссии, игровых методов и др. Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования вытекает из ориентации образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитию способностей. Кейс-технология относится к развивающим формам обучения, включает в себя достижения технологии «создание успеха». В тоже время это способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группах, обмен информацией.
Подобный вид деятельности на уроках активизирует познавательную деятельность учащихся и метапредметные связи, и в то же время позволяет учащимся выразить свою социальную позицию, индивидуальность. При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. В кейсе проблема может быть представлена в неявном виде (тогда учащимся придется самим сформулировать задачу) и, как правило, не имеет однозначного решения. Суть кейс-технологии состоит в необходимости применить имеющийся жизненный опыт, накопленные знания по различным предметам, УУД для решения конкретной проблемы по материалу, предлагаемому педагогом. Объектом рассмотрения могут быть как научные факты, так и жизненные ситуации.
Кейс технологии формируют у учащихся следующие универсальные учебные действия (УУД):
- в сфере личностных УУД:
- широкая мотивация учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения учебных задач;
- способность к принятию решений с учетом конкретных условий и наличия фактической информации ;
- уверенность в своих силах;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;
- в сфере познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД:
- выделять в тексте кейсов главную и второстепенную информацию, главную идею текста, анализировать и находить проблему, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
- объяснять явления, процессы, связи в отношении информации, представленной в кейсе;
- рассуждать логически, включая установление причинно следственных связей;
- проводить сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций;
- делать умозаключения и выводы, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
- соотносить свою позицию с мнениями партнеров, сотрудничать с партнерами при выработке общего решения проблемы;
- способность к принятию решений с учетом конкретных условий, то есть умению оценить альтернативы и выбрать оптимальный вариант;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы;
- использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и чувств, а также представлять информацию в виде таблицы, схемы, конспекта, плана, текста;
- осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
При использовании кейс-технологии учитель должен ответить для себя на следующие вопросы:
- Что такое «кейс»?
- Зачем он применяется и каковы его возможности?
- Виды, структура кейса, его источники? Как составить кейс по своему предмету?
- Как организовать урок с использованием кейса?
Кейс – это конкретная жизненная или производственная (бизнес или научная) ситуация, рассказывающая о явлении или событии (последовательности событий), содержащая проблему (проблемы) для решения.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа и работы с кейсом; описание ситуации, то есть сам кейс; задания к кейсу. При разработке кейса описанная ситуации должна учитывать уровень подготовки учащихся, то есть быть в меру сложной. Печатный кейс может содержать текст, графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, фотографии. Видео кейс может содержать фильм, аудио и видео материалы. Учащимся должны быть даны четкие инструкции по работе с кейсом, включая временные ограничения. /2/
Kейс-задание на уроках английского может содержать три группы упражнений:
- упражнения, направленные на обеспечение учеников учебно-речевой ситуацией, темой, проблемой, способствующими появлению коммуникативно-познавательного мотива говорения и коммуникативного намерения; языковым и речевым материалом, наглядными средствами;
- упражнения, направленные на подготовку дискуссий, проектов, использование метода мозгового штурма (Brainstorming) и способные активизировать учебно-речевую деятельность учащихся (с использованием или без использования вспомогательных языковых, речевых и наглядных средств);
- упражнения контрольного характера.
Учащиеся могут изучать материалы кейса и дополнительную литературу заранее в качестве домашнего задания или получить материал кейса на уроке. В этом случае объем кейса является небольшим. Кейсы могут использоваться в начале урока с целью повышения мотивации.
Кейс технология имеет некоторые ограничения. Кейсы целесообразно использовать в конце изучения больших тем, так как эта технология требует опоры на имеющиеся предметные знания. Кейс должен быть связан с жизненным опытом учащихся.
Урок, основанный на кейс технологии, включает следующие этапы:
- подготовительный (учитель определяет дидактические цели урока, разрабатывает кейс и сценарий урока);
- ознакомительный (учащиеся знакомятся с информацией кейса);
- аналитический (анализ ситуации индивидуально или в группе, выделение проблемы, выработка путей ее решения с анализом их последствий );
- итоговый (презентация решения проблемы и программы действий, сравнение вариантов);
- рефлексия результатов учебной деятельности. /1/.
Учащимся предлагается следующая схема работы с кейсом:
- I этап — знакомство с ситуацией,
- II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут повлиять на ситуацию;
- III этап — предложение концепций, гипотез, тем для «мозгового штурма»;
- IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
- V этап — решение кейса (предложение одного или нескольких оптимальных вариантов действий, указание недостатков предложенных вариантов, механизмы предотвращения их негативных последствий).
Обучающимся необходимо проанализировать информацию, выявить и отобрать наиболее важное, осмыслить значение каждого абзаца, сделать предположения, выслушать и оценить альтернативные варианты одноклассников, сформулировать заключения и выводы.
Разработано множество приемов решения проблем в кейсах.
Стратегия «мозговой штурм» заключается в выдвижении самых разных идей без их критики. Количество идей предпочитается их качеству. Анализ и отбор лучших идей является следующим этапом работы.
Учащиеся могут быть разделены на две группы. Учащиеся первой группы (генераторы идей) предлагают варианты решения проблемы без их обсуждения. Все идеи фиксируются одним из учащихся. Вторая группа («аналитики») рассматривает предложения, не добавляя ничего нового, и отбирают лучшие.
При решении проблем кейса необходимо исследование сильных и слабых сторон выдвинутых решений, положительных и отрицательных последствий (угроз) их осуществления. Результаты анализа целесообразно представлять в табличной форме.
Можно предложить учащимся записать лучшие идеи в виде «цветка. В центре записывается проблема, по бокам в виде 5-8 лепестков способы ее решения.
Прием «гипотеза» включает следующие этапы:
- ознакомление с проблемной ситуацией;
- осознание сущности затруднения и формулирование проблемы;
- поиск способов решения проблемы путем выдвижения предположений и гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности предложенного решения.
Стратегия «идеал» заключается в следующем:
- I -выделение проблемы (identification of the problem);
- D - описание проблемы (describing of the problem);
- Е - определение вариантов подхода к решению проблемы (explanation of the variants of the problem solution);
- A - действия (acting) по решения проблем;
- L - выводы (научитесь делать выводы –learn to make conclusions), рефлексия проведенной работы./1/.
Критерии оценивания работы учащихся (групп):
- предоставление нескольких направлений решений проблемы - 1-5 баллов;
- анализ преимуществ и недостатков предложенных решений;
- убедительность аргументации разработанных решений, приведение примеров (дополнительной информации, не содержащейся в кейсе) - 1-5 баллов;
- использование адекватных языковых средств - 1-5 баллов;
- умение отвечать на вопросы других учащихся и учителя - 1-3 балла;
- соблюдение регламента выступления -2 балла; (Если кто-либо из учащихся во время презентации решений проблемы кейса позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данный учащийся или группа получает штрафные очки - от 1 до 3 баллов.)
Все заработанные баллы и штрафные очки заносятся в таблицу. Побеждает та группа, которая набрала наибольшее количество баллов. Учитель отвечает за соблюдение протокола и подводит итоги занятий.
Примеры кейсов, которые использовались на уроках английского с целью развития навыков говорения, представлены ниже.
I Healthy Breakfast
Приводятся два рисунка накрытых для завтрака столов с разными блюдами.
Вопросы для обсуждения:
- What do you usually eat for breakfast (lunch, dinner, supper)? What groups (meat, dairy products, cereal, fruits, vegetables, sugars, fats) are the foods from? /3/
Answer: I (usually) eat/have…for breakfast (lunch, dinner, supper).
- What do people in Russia usually eat for breakfast (lunch, dinner, supper)?
- Do you take vitamins pills?
- What snakes are healthy for children to eat?
- What is junk food? Give some examples. Do you eat junk food?
Answer: I never/sometimes eat …
- Why are fresh fruits and vegetables better for you than canned fruits and vegetables?
Answer: Because fresh fruits and vegetables have more vitamins.
II. At an International Basketball Match
This is a match between a Russian school team and a Finnish one. The Finnish players are taller than the Russians ones. One of the Finns is taller than all the other players in both teams. The shortest man is in the Russian team, but he is certainly the quickest.
At first, the Finnish team was more successful, but later the Russians were luckier. They were much better with the ball and much more quicker.
Now they are winning 88 to 84, but they seem to be more tired than the Finnish players. There’s only 8 minutes left. /4/
Вопросы для обсуждения:
- Can only tall people play basketball?
- Are there any good basketball players among your friends?
- Do you watch basketball matches on TV?
- Have you ever played basketball?
- Do you play basketball?
- If not, do you want to start playing basketball?
Задание:Which team is going to win the match? Give your reasons.
III. At a Pop Music Festival This is the last concert at a pop music festival. Three singers are leaders: a French singer, an Italian singer and a Swedish singer. The French girl is the youngest at the festival. She’s never taken part in such festivals before, but she is doing very well. She’s definitely a success with the public at the concerts and TV viewers.
The singer from Italy is a bit older but she is prettier and better at dancing. She is the most elegant girl at the festival.
The Swedish singer is older and less beautiful than the other two, but she has got a more pleasant voice, and her songs are the best./4/
Вопросы для обсуждения
- Do you like listening to music?
- Who is your favourite singer? Why do you like him/her?
- Have you ever been to a pop concert?
- If so, when was it? Did you enjoy the concert?
- Have you ever sung at a school concert?
- If so, were you a success?
- Would you like to be a singer? Why? (Why not?)
Задание:
Which of them is going to win? Why? What do you think? /4/
IV The archeological monuments at Okhta Cape , Saint Petersburg.
In 2006-2010 the archeological excavations at Оkhta Cape, Saint Petersburg were carried out. The archeologists examined the ground and unearthed a real "layer cake" of the monuments of different ages. The cape was called St Petersburg Troyar.
The expedition discovered
- Neolithic and Early Bronze AGE settlement (V-III Millennium BC)
- the old Russian settlement (up to 1300 BC),
- the Swedish fortress of Landskrona (1300-1301 BC),
- the Swedish fortress of Nyenshans (1611-1703 BC),
- medieval burial ground (cemetery) (16th-18th centuries).
The territory of Okhta Cape was not completely explored by the archeologists. After the rejection of the construction of the Cape Okhta skyscraper, the company Gasprom, the owner of the plot, decided to build business centers and blocks of flats in this place. This will lead to the destruction of the monuments. On March 5, 2012 the territory of Okhta Cape was recognized as a notable place of regional importance with a specific mode of its construction. Bur this does not provide the protection of the archeological sites of Okhta Cape.
The archeologists and historians believe that the unique archaeological sites at Cape Okhta have an utmost historical and cultural value for St. Petersburg, Russia and all over Europe. The archeological sites discovered there should be protected as cultural heritage sites of federal importance. The loss of the monuments of national and world cultural heritage should be prevented. They think that Okhta Cape cannot be privately owned and must be a national property of Russia. This territory must be returned to the city. A lot of the citizens of St Petersburg are convinced that the monuments of Okhta Cape should form the basis for the establishment (учреждения) of a landscape archaeology museum.-
Вопросы для обсуждения:
- Do you know about the archeological excavations at Okhta Cape?
- What archeological sites were discovered there?
- Have you read the famous poem of Homer and about archeological excavations in the place of the ancient city of Troya.
- Have you ever taken part in any archeological excavations? If so, when was it?
- Do you enjoy visiting museums? What museums in Saint Petersburg have you visited? What is your favourite museum? How many times have you been there? What exhibits did you like best of all?
- Do you think that it is important to preserve archeological monuments discovered at Okhta Cape?
- Are you for or against preservations of archeological sites of Okhta Cape as national cultural heritage?
Задание:
Should the archeological monuments at Okhta Cape be preserved? Give your variants of their preservation. What is the best variant? Give your reasons.
V New House
There are 5 members in the Smiths family:
MR and MRS Smith;
MRS Black, MRS Smith’s mother;
James Smith, 16 years old, is still at school, likes loud music;
Angela Smith, 20 years old, is at university, is quiet and studious.
The Smiths is going to move in. Look at the plan of their new house and decide which of the room is best for the each member of the family. (The plan of the Smiths’ new house and the map of the area are given).
Garden Downstairs Upstairs | ||||||
Living room | Dining room | Bedroom 1 | Bedroom 2 | Bathroom | Bedroom 3 | |
Stairs | Toilet | Bedroom 4 | Stairs | |||
Kitchen | ||||||
Main Street (noisy and crowded) |
VI Interview for a Job
Three girls were interviewed for a job as a secretary. Only one or nobody can be chosen by the interviewers. During the interview they answered some questions.
Here some notes the interviewers made while the applicants were asked questions.
Jane Thomson. Age 29. Married. A son and a daughter, 8 and 3 years old. Had 3 years’ experience of work as a secretary. Had to give up the job when her son was born. Has a letter of recommendation from the former job.
Ann Johnson. Age 28. Divorced. No Children. Has a job as a shop assistant in a large department store, but isn’t satisfied with her job for two reasons:
- finds it difficult to deal with some customers;
- lives a long way from the department store where she works
Jane Austin. Age 18. Unmarried. No working experience. Very ambitious and persistent. An excellent figure and a pretty face. Could work as a fashion model, but prefers a secretarial job as she dreams to start a business career in the future /4/.
Вопросы для обсуждения:
- Do you think an interview for a job is a god way to choose the right worker?
- Have you ever been interviewed for a job? If so, what questions were you asked?
- If you were a manager, what questions would you asked to job applicants?
- If you were a manager, would you always prefer an experienced worker to a beginner?
- If you were an experienced worker, would you like to share your experience with your inexperienced colleagues?
Задание:
Imagine that you are the manager. Which of them will you give the job? Explain your choice. If you aren’t pleased with the results of the interview and none of the girls will be chosen for the job, what qualities are important for an applicant to be given a job?
VI Fun Day in London
Учащимся предоставляется краткая информация о достопримечательностях Лондона, режиме их работы, стоимости проезда, питания и входных билетов, возможных скидках. (Или учащиеся сами находят такую информацию, готовясь к уроку). Учащиеся разрабатывают однодневную программу их пребывания в Лондоне при ограниченном бюджете. (Другим заданием может быть составление программы пребывания зарубежного друга в Петербурге с учетом его интересов.)
VII Giving Directions
Учащимся дается план городского района (вымышленного или реального) и предлагается найти и описать кратчайшую дорогу от одного пункта до другого.
Литература:
- О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Иващенкина и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб, изд. «Каро», 2013
- Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и неурочной деятельности. Под редакцией С.С. Татарченковой. СПб, изд. «Каро», 2014
- T.Б. Клементьева. Книга для чтения к учебному пособию «Счастливый английский – 2», Обнинск, изд. «Титул», 2001
- Н.А. Бонк. Английский для международного сотрудничества, М., изд. «СП» Прин-ди», 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка
В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")
В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....
Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка с использованием игровых технологий в пятых – шестых классах
Итоговая работа по ИОЧ...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка
Материал помогает раскрыть сущность универсальных учебных действий в общеобразовательной школе....
Использование мобильных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка
Не секрет, что современный подросток пользуется мобильными гаджетами почти «с пеленок», разбираясь в них куда лучше, чем с косинусами и синусами.Поэтому было решено совместить тему гаджето...
Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)
Личный опыт использования УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...