Статья на тему: Эффективное преподавание.
статья по английскому языку по теме

Решитько Юлия Ивановна

В данной статье мы рассмотрим вопросы эффективного обучения, приемов преподавания, особенности левого-правого полушария мозга, восемь типов интеллекта; визуалы, аудиалы, кинестети, планирование уроков, стратегии группового обучения, дифференцированное преподавание и другие вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnoe_prepodavanie.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное преподавание

Если бы раздавать указания означало преподавать, мы бы  стали невыносимо хорошими учителями.

В данной статье мы рассмотрим вопросы эффективного обучения, приемов преподавания, особенности левого-правого полушария мозга, восемь типов интеллекта; визуалы, аудиалы, кинестети, планирование уроков, стратегии группового обучения, дифференцированное преподавание и другие вопросы.

Методика обучения состоит из двух компонентов:

  1. Преподавания
  2. Изучения

Первое относится к тому, что делает учитель, а второе к тому, что делает ученик.

Хорошему преподавателю свойственны:

  1. Привлечение интереса
  2. Актуальная презентация материала
  3. Примеры из практики для улучшения понимания, закрепления и запоминания.

Важный момент: если урок прошел неудачно, спросите себя:

  1. Дело было в учебном плане (я не смог сделать тему интересной, релевантной, значимой)?

Или

  1. Дело было в методике (план урока замечательный, но работал только я, а школьники не были вовлечены в учебный процесс)?

Или

  1. Дело было в плохом управлении классом (урок превосходный, но на то, чтоб дети настроились на работу, ушло 10 минут)?

Или

  1. Проблема в дисциплине (я подогрел любопытство учеников, хорошо дал новый материал, занятия по отработке были осмысленные, но нескоько человек вели себя безобразно)?

Подумав над этими вопросами, вы лучше поймете разницу между учебными планами, методикой обучения, управлением классом и дисциплиной. Это важнейший шаг на пути к тому, чтобы стать эффективным учителем.

Методы преподавания

Это то, как преподаются сведения, навыки, способы решения проблем. Проблемы, которые часто считаются дисциплинарными, на самом деле возникают из-за методов преподавания. Поведенческие проблемы минимальны, когда методы преподавания эффективны. Урок становится наиболее эффективным, когда:

  1. Учитель делает его  интересным (включает любопытство), значимым (чтобы ученики понимали, зачем им это нужно), релевантным или полезным;
  2. Стимулирует мышление;
  3. Ученики активно в нем участвуют. Это подразумевает планирование таких методов, которыми дети хотят получать знания.

Левое и правое полушарие

Мы начнем с обзора базовых методических концепций. Они описываются акронимом ЛИМЭС: Левое-правое полушарие мозга, Интеллект, модальности обучения, Эмоции и Стили. Если точнее эти термины относятся к работе полушарий коры головного мозга. Кора мозга – область, в которой происходят когнитивные процессы. Понимание особенностей работы мозга необходимо для эффективного преподавания и обучения.

У каждого полушария свои неповторимые функции, но практически в каждом действии участвуют оба. Например, обе стороны мозга интегрируют слова речи и интонацию голоса. Левое полушарие отвечает за правильность речи. А правое вкладывает в нее эмоциональность. Если бы речью управляло  только правое полушарие, получалась бы абракадабра, но с узнаваемыми эмоциями. Другой пример совместной работы полушарий показывает устройство памяти. Запоминание слов происходит в левом полушарии, но визуальные воспоминания стимулируют активность в правом. Доминирование полушарий может варьироваться от нейтрального  до сильного преобладания того или другого. Однако у большинства людей имеется доминирующее полушарие, что сильно воздействует на личность, способности и приемы обучения.

У большинства людей левое полушарие – логическое. Оно контролирует аналитический и вербальный интеллект. Оно методично, разумно, обрабатывает сведения последовательно. Правое же контролирует пространственные и творческие навыки. Оно интуитивное, обрабатывает информацию случайным образом и задействует чувства, выразительность, креативность. Можно следующим образом распределить функции полушарий головного мозга.

Левое полушарие

Правое полушарие

  • Аналитичность и методичность
  • Креативностьи экспрессия
  • Рациональность и практичность
  • Фантазии и воображение
  • Логика
  • Интуиция
  • Обрабатывает информацию линейно
  • Обрабатывает информацию случайным образом и холичтически
  • Стимулируется функциями
  • Стимулируется визуально
  • Детальное, упорядоченное, любит точные указания
  • Спонтанное, «плывет по течению». Важен контекст.
  • Обрабатывает восприятие времени
  • Обрабатывает пространственное восприятие
  • Интерпретирует через слова и символы
  • Интерпретирует с помощью картин, знаков, графики.
  • Отвечает за вербализацию
  • Отвечает за жесты и выражение лица
  • Устная и письменная речь
  • Интонация
  • Чтение
  • Зрение или ощущение
  • Распознавание букв, слов, цифр
  • Распознает лица, места, объекты, музыку
  • Обрабатывает по одному элементу входящей информации за раз
  • Интегрирует множество входящей информации за раз
  • Сначала части, затем целое
  • Сначала главное, затем части
  • Структура, предсказуемость
  • Недосказанность, сюрприз
  • Главный речевой центр
  • Главный центр невербального мышления

Трудные задачи, сложность и новизна стимулируют мозг, они включают оба полушария, привлекают внимание и усиливают результативность обучения и память. Необходимо так планировать занятия, чтобы учился весь мозг. Например, задание, в котором используются и слова и графика, интегрирует обе стороны мозга и помогает запоминанию.  Организованные в холистические системы сведения запомнить легче, чем дискретную информацию.  В 3-х или 4-х классах в учебном процессе  доля заданий, нацеленных на работу правого полушария, значительно меньше, чем нацеленных на левое. Из-за этого многие правополушарные ученики, которым требуется более креативный и визуальный тип работы, выпадают из школьного процесса и оказываются в группе риска.

Интеллект (И в ЛИМЭС)

Тесты на интеллект  (IQ) измеряют не все проявления интеллекта. В сущности, они измеряют критерии, которые Алфред Бине использовал в начале ХХ века, чтобы предсказать, какие французские дети будут хорошо учиться в школе, а какие плохо: память, словарный запас, пространственное мышление и способность проводить аналогии и отгадывать загадки. В 1983 года вышло первое издание книги Говарда Гарднераа «Границы разума: теория множественного интеллекта». Гарднер перечислил семь типов интеллекта, с тех пор был добавлен восьмой, а возможно, их намного больше. Его теория опирается на два принципа:

  1. Интеллект – это не фиксированная величина. Каждый раз, когда что-то изучается, мозг изменяется, поэтому можно развивать интеллектуальные способности учеников.
  2. Интеллект не един. Есть много способов быть умным, которые Гарднер называет типами интеллекта.

Концепция множественного интеллекта оказала огромное влияние на педагогику. Акценты сместились с вопроса «Насколько ученики умны?» к вопросу: «Каким образом они могут проявить свой ум?»

Вот краткое описание восьми типов интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический. Наиболее общая и важная компетенция человеческих существ. Позволяет понимать значение написанных и произнесенных слов, а также пользоваться правилами грамматики, синтаксисом и понимать звуки. Ритм, интонацию речи. Дети доказывают свою компетентность, когда читают, пишут, выполняют упражнения на орфографию, говорят, рассказывают и играют со словами. Они наилучшим образом учатся с помощью вербальных презентаций, чтения, письма, презентаций.
  2. Логико-математический. Эта область математики и точных наук. Этот тип интеллекта позволяет работать с объектами, оценивать их свойства и распознавать цифровые символы. Благодаря этому мы выстраиваем схемы, равенства и последовательности в окружающем мире. Дети показывают свою компетентность, когда хорошо управляются с цифрами, заданиями на последовательность, синтез, оценивание и решают математические примеры. Обычно им лучше всего изучать что-либо через логические связи.
  3. Визуально-пространственный. Основанная функция этого интеллекта -  формировать изображения и точно воспринимать мир. Он связан  с вербальным интеллектом, поскольку находящиеся в памяти изображения можно вербализировать (описать словами). Изображения – это важный ресурс при воспоминании или решении проблем. Дети показывают свою компетентность хорошими художественными способностями, распознаванием деталей и цветов, развитым пространственным восприятием, умением в уме манипулировать изображениями, любят рисовать или лепить. Они легко визуализируют и хорошо ориентируются в пространстве. Лучше всего они учатся с помощью картинок, видео и наглядных пособий.
  4. Музыкально-ритмический. Один из самых ранних типов интеллекта, отвечает за распознавание ритмов. Мелодий, тонов и высот. Среди всех типов интеллекта наибольшее влияние на мозг оказывает осознание и настроение, созданное музыкой и ритмом. Слова легче вспомнить, если они сочетаются с ритмом и мелодией. Ученик проявляют свою компетентность в этом виде интеллекта. Если понимают смыслы музыки, играют на инструменте или поют. Они часто думают ритмично или мелодично либо в стихах. Им нравится петь, напевать или придумывать музыку.
  5. Телесно-кинетический. Это умение использовать тело для выражения себя. Вовлечение тела в выполнение задания повышает невральную активность и шансы, что информация сохранилась в мышцах тела. Ученики показывают свою компетентность в этом типе интеллекта, когда используют тело и ум для физических занятий и коммуникации, когда имеют хорошие моторные навыки, танцуют или занимаются спортом. Они скоординированы, много жестикулируют.
  6. Межличностный. Этот интеллект отвечает за вербальное и невербальное общение с другими людьми, восприятие эмоций, настроение, мотивации и намерения. Он также помогает испытывать эмпатию. Ученики показывают, что обладают этим интеллектом, когда легко заводят друзей, чувствительны к эмоциям, настроению и мотивам других, хорошие посредники лидеры или организаторы, ставят себя на место других и способны посмотреть на вещи их глазами. Им легче учиться, когда они взаимодействуют с другими людьми.
  7. Внутриличностный. Этот интеллект помогает понять внутренние аспекты своего «я», чувства, эмоции. Его частью являются собственный образ себя и идентичность. Он помогает увидеть целостность и единство, распознавать верхние уровни сознания. Ученики показывают, что они обладают этим интеллектом, когда понимают свои чувства, сильные стороны, идеи, ценности, умеют устанавливать и достигать цели, с удовольствием размышляют в одиночестве. Они хорошо знают себя и умеют использовать это знание при принятии решений. Часто им легче учиться, когда им дают время, чтобы сформулировать свои идеи и подумать.
  8. Природный. Этот интеллект описывает способность распознавать флору и фауну и классифицировать подобные объекты. Ученики показывают, что это их доминирующий тип интеллекта, когда демонстрируют наблюдательность, находят различия и классифицируют в группы объекты природного происхождения. Они замечают природу, различают животных и птиц. Насекомых, камни, растения, звезды, планеты, а также неприродные объекты, такие как машины, самолеты, обувь или стили причесок. Часто они лучше учатся, когда сведения отсортированы и классифицированы и соотносятся с реальным миром.

Задействовав несколько интеллектов, можно усилить долговременную память. Можно определить превалирующие типы интеллекта по тому, как ребенок нарушает дисциплину. Обладатели сильного вербального интеллекта будут выкрикивать ответы вне очереди. Люди с превалирующим пространственным интеллектом будут рисовать каракули, и мечтать, межличностный интеллект проявится в разговорах в одноклассниками, а телесно-кинетический – в ерзании.

Модальности обучении («М» в ЛИМЭС)

Модальностями мы называем визуальное и текстовое, слуховое, кинестетическое и тактильное, обонятельное и вкусовое обучение. Если преобладающие типы интеллекта показывают, в чем люди сильны, то модальности обучения объясняют, как они лучше всего обучаются. Здесь пойдет речь о трех видах: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Ученики – визуалы

  • Любят видеть сведения записанными
  • Создают в уме картинки
  • Организуют информацию в картинках
  • Любят цвета
  • Любят делать заметки
  • Любят дидактические карточки
  • С удовольствием строят диаграммы связей и графики
  • Предпочитают увидеть, как что-то сделать, нежели получить описание
  • Носят одежду сочетаемых цветов
  • Предпочитают посмотреть на диаграмму или рисунок, прежде чем услышат объяснение

Вот примеры вербальных сигналов, выявляющих и запускающих визуальный тип учебы:

  • Видите, что я имею в виду?
  • Это выглядит так.
  • Представьте перед мысленным взором.
  • Покажите, что вы имеете ввиду.
  • Выглядит хорошо.
  • Видите картинку?

Ученики-аудиалы

  • Нуждаются в том, чтобы слышать самих себя.
  • Учат что-то, повторяя это.
  • Читают вслух.
  • Учат вслух.
  • Часто просят повторить задание.
  • Любят устные объяснения.
  • Беззвучно шевелят губами при чтении (субвокализация).
  • Любят звук своего голоса.
  • Лучше запоминают что-то, если повторят это соседу.

Вот примеры аудиальных сигналов, выявляющих и запускающих аудиальный стиль учебы:

  • Я тебя услышал.
  • Это звучит разумно.
  • Я слышу вас хорошо и четко.
  • Я помню это слово в слово.
  • Это находит отзвук в моей душе.
  • Я стараюсь тебя услышать, но  ты слишком торопишься.

Мы часто предполагаем, что аудиалы могут учиться, просто слушая. Важно помнить, что им нужно слышать себя они учатся через вербальное повторение. Аудиал, которого не зацепили аудиальным триггером, может выслушать объяснение, а потом повернуться к соседу и спросить: «Что он сказал?» Это особенно касается домашних заданий. Перед тем как давать детям задание на дом, включите их аудиальную модальность, сказав: «Через минуту я собираюсь сказать вам домашнее задание». А дав его, попросите их повернуться друг  к другу и повторить, что было сказано.

Ученики-кинестетики

  • Любят работать руками
  • С удовольствие пользуются дидактическими карточками (если их можно взять в руки)
  • Нуждаются в движениях
  • Много жестикулируют
  • Обычно у них более низкая устойчивость внимания
  • Болтают ногами и машут руками
  • Находятся в движении, чтобы сохранить сосредоточенность, даже если для учебы эти движения бесполезны

Ниже приведены кинестетические и тактильные сигналы, выявляющие и запускающие кинестетический стиль учебы:

  • Поднимите руку, если согласны с этим.
  • Я прощупал информацию.
  • Приложите руку к этому заданию.
  • Это помогает охватить тему.

Эмоции («Э» в ЛИМЭС)

Изменения вследствие успешной учебы происходят как в интеллекте, так и в эмоциях. Эмоции могут способствовать учебного процессу, а могут и мешать ему. Эмоции человека управляют его вниманием, которое в свою очередь, управляет обучением и памятью. В частности, то, что человек чувствует относительно какой-то ситуации, определяет, сколько времени он ей уделит. Мозг биологически настроен обращать внимание и надолго запоминать то, что вызвало сильные эмоции, как отрицательные, так и положительные. Нужно добавлять эмоциональные «крючки» к материалу  занятий. Искусство в том, чтобы создавать переживания, а не просто давать информацию. Мозг человека с большой охотой отвечает на определенные стимулы, такие как новизна и удовольствие.

Стили («С» в ЛИМЭС)

Стилями называют способы вести себя и общаться. Они мало связаны с интеллектом, способностями или одаренностью. Не бывает хороших или плохих стилей, правильных или неправильных. Карл Юнг, швейцарский психиатр, основавший аналитическую психологию, был первым, кто развил концепцию поведенческий стилей. Юнг верил, что личностные стили поведения определены генетически. Их можно выделить, наблюдая за маленькими детьми и тем. Как они обрабатывают информацию. Юнг постулировал, что каждый человек тяготеет к одной из четырех важнейших поведенческих функций: постигать знания интуитивно, мыслить, испытывать эмоции и воспринимать чувственно. Выделяются четыре поведенческих стиля. Мыслящий тип анализирует, он логичен и структурирован и когнитивно обрабатывает информацию. Юнг описывает этот тип людей, как аналитических и склонных к дедукции. Чувствующий тип – индивидуалистический, спонтанный, эмоциональный, оживленный. Юнг описывает таких людей как субъективно воспринимающих информацию. Делатель  ориентирован на результат и может быть описан как уверенный и целенаправленный, в то время как создающий отношения ориентирован на связи между людьми. Чистых типов не бывает. Знание чужих стилей улучшает коммуникации. Учитель, чей собственный стиль преимущественно мыслить, склонен включать в план уроков меньше заданий, стимулирующих эмоции, чувства и оживление. А учитель-делатель стремится проводить занятия, в которых дети взаимодействуют.

Планирование уроков

В преподавании и обучении  очень полезна модель планирования занятий Маделайн Хантер.

  • Предвкушение
  1. Ментальный настрой – отвлечь от текущих занятий\привлечь внимание

Свяжите с уроком прошлые переживания или планы на будущее.

Задействуйте любопытство.

  1. Цели – задайте цели урока

Объясните цель, назначение или пользу урока.

  • Участие
  1. Проведите урок – осуществите обучение

Помните о ЛИМЭС: левое и правое полушарие головного мозга, типы интеллектов, модальности обучения, эмоциональный настрой, стили поведения и коммуникацию, чтобы привлечь школьников к участию.

  1. Проверьте на понимание – получите обратную связь.

Проверьте, выучили ли школьники то, что вы им преподали.

  1. Тренировка – примените выученное на практике.

Дайте ученикам возможность попрактиковаться в выученном сперва самостоятельно, а затем с партнером.

  • Рефлексия  
  1. Завершение урока – рефлексия, закрепление.

Пусть ученики проговорят то, что они выучили.

Обдумать, обсудить в парах, поделиться со всеми.

  1. Что дальше – планы для долгосрочной памяти

С помощью вопросов и примеров покажите, что выученное значимо, полезно, релевантно или интересно. Пусть ученики ведут дневник обучения, отвечают в нем на вопросы «Что я узнал?» «Над чем мне нужно поработать?»

Этапы напоминают, как важны новизна и снижение тревожности в начале урока (предвкушение), как важно, чтобы в уроке участвовали все дети (участие) и как рефлексия в конце занятия способствует долгосрочной памяти.

Уровни интеллекта

Таксономия образовательных когнитивных целей Бенджамина Блума помогает учителям и школьникам понять, что такое уровни мышления. В таксономии перечислены уровни мышления от низших к высшим.

  1. Знание – способность вспомнить выученный прежде материал.
  2. Понимание – выявление смыслов материала.
  3. Применение – использование уже известного в новой конкретной ситуации.
  4. Анализ – разделение материала на части, чтобы выявить его организационную структуру.
  5. Синтез – умение собрать части воедино, чтобы создать новое целое (креативность).
  6. Оценка – умение определить ценность материала для конкретной цели.

На низшей ступеньке ученика просят вспомнить и повторить. Затем, если ученик может передать информацию своими словами, то, вероятно, понимает ее смысл. Если ученики могут применить материал, то они находятся на третьем уровне. Если они способны оценить, проанализировать компоненты информации, они достигли четвертого уровня. Если могут скомбинировать или скомпоновать информацию, чтобы получить новый вывод, они на пятом. И наконец, если они могут оценить информацию и высказать свое мнение о ней, они на уровне оценки.

Пример из литературы

  1. Знание - опишите одного из главных героев рассказа.
  2. Понимание – сравните описание двух главных героев.
  3. Применение – напишите разговор между вами и одним из двух главных героев.
  4.  Анализ – объясните, почему один из главных персонажей является движущей силой в повествовании.
  5. Синтез – напишите свое окончание рассказа для одного из главных героев.
  6. Оценка – опишите, что хотел сказать автор и как этому соответствуют главные персонажи.

  • Знание

Перечислите, опишите, найдите, повторите, назовите, вспомните, дайте определение

  • Понимание

Перефразируйте, объясните, обсудите, сравните, найдите пару, переведите, приведите пример, преобразуйте.

  • Применение

Примените, создайте, нарисуйте, сделайте модель, продемонстрируйте, предскажите, используйте, рассчитайте

  • Анализ

Проанализируйте, классифицируйте, найдите различия, сравните, сделайте вывод, разбейте на группы, сделайте предположение.

  • Синтез

Напишите сочинение, скомбинируйте, найдите связи, придумайте, сформулируйте, оформите, интегрируйте.

  • Оценка

Дайте свое суждение, оспорьте, оцените, составьте рейтинг, обсудите, защитите. Выберите, подкрепите аргументами.

Учебные вопросы

Эффективный преподаватель задает эффективные вопросы, поскольку они направляют процесс мышления. Следующие советы помогут усилить участие детей и активизировать их мышление.

  1. Спрашивайте «Что если?». Когда ученики начинают думать над ответами на такие вопросы, их представления обогащаются деталями, а речь становится разнообразней.
  2. Делайте паузы, чтобы поощрить мыслительный процесс.
  3. Используйте уровни интеллекта. Добивайтесь не пересказа, а мышления на высоких уровнях (анализ, синтез, оценка).
  4. Вызовите ученика до того, как задан вопрос. Когда имя оглашается до того, как задан вопрос, другие ученики уже не так внимательны и не готовят ответ.
  5. Предлагайте вопросы, а не задавайте их. Задать вопрос – значит потребовать правильный ответ. Предложить вопрос означает начать диалог и пригласить ученика подумать. Когда вопросы предлагаются, дети охотнее участвуют в работе.

Стратегии группового обучения

Учителя разоружают себя, когда отвечают на все вопросы. Все, что ученику нужно сделать, чтобы сорвать урок, это поднять руку и спросить что-то незапланированное. Это мешает всем. Учитель прерывается, чтобы ответить на вопрос, ученик получает очень краткий или раздраженный ответ, а класс теряет время урока, пока учитель отвечает на вопрос, который может быть неинтересен другим детям. Другой подход – попросить учеников придержать вопросы до времени работы в парах. Если второй ученик в паре не может ответить на вопрос первого, то они оба задают его учителю. Если работа идет в группах, то тот, у кого вопрос, спрашивает других участников своей группы. Отвечая на вопрос группы, учитель может поступить несколькими способами. Он может ответить прямо, перенаправить ход рассуждений, указать ресурсы, чтобы ученики сами проложили поиски ответа, либо объяснить затруднение всему классу. Групповые вопросы выгодны для всех, поскольку ученики получают качественный ответ, учитель контролирует течение урока, а время занятия не тратится впустую для всего класса.

Ключевые слова

В утверждениях ключевые слова могут стимулировать мышление. Прямой приказ «положите тетради на парты» требует от ученика произвести определенное действие. «Вот-вот будет звонок. Подумайте, что вам нужно успеть сделать до перемены»- запускает более сложные интеллектуальные процессы. Ученики не просто следуют указаниям, а вынуждены сами определить, что делать, и управлять своими действиями. Поэтому выбирайте слова, которые стимулируют учеников мыслить.

Визуализация

Объектов и событий – эффективный способ накопления информации. Любая созданная картинка помогает воспоминанию. Вы можете провести с учениками простой опыт. Сделайте две похожие подборки для чтения.  Попросите учеников прочитать первую и составить вопросы к прочитанному. Затем вместе с ними сделайте на материале второй подборки упражнение на визуализацию. Скажем, на примере их спальни. Скажите: «встречая в тексте то, что важно или что вы хотите запомнить, представьте картинку этого или опишите в двух-трех словах и мысленно положите на свою кровать. Пусть ученики ответят на вопросы, схожие с теми, что они делали до упражнения на визуализацию. Объясните им, почему они больше вспомнили про второй текст: мозг лучше помнит переживания и картинки, чем слова.

Метакогниция

Это осознание собственного мышления. Метакогниция необходима для развития критического мышления. Ее цель – помочь учащимся осознать собственные когнитивные процессы и понять, помогает ли то, чем он занят, выполнить задачу. Ученики часто пытаются решить задачу или         проанализировать ситуацию не думая. Для тех учеников, кто привык думать на уровне восприятия и не развил когнитивных навыков, задания кажутся «слишком трудными», и они сдаются. Школьный подход делает ставку на «правильные» ответы и единственно верные решения задач. Но во многих ситуациях важно не то, сколько верных ответов знает человек, а как он действует, когда не знает что-то, когда сталкивается с проблемой, дилеммой и требующей решения ситуацией, отчеты на которые неочевидны и требуют поисков. Тренируйте детей поддерживать мыслительный процесс активным, а сознание активным. Предлагайте такие вопросы, как: « В чем ваша стратегия?»  «Как еще это можно было сделать?». Еще один прием – вопросы типа «приведите три причины, почему это неверное решение». Отвечая. Дети учатся одной из важнейших когнитивных функций – сравнению. Заметьте: задавать вопросы, интенсифицирующие мышление и понимание, эффективнее, чем хвалить. Определенная обратная связь полезнее. Например, чем заметить: «Хорошая работа», - лучше сказать: «Похоже, ты разобрался в этом, как думаешь?» Ученик усваивает при этом, что становится компетентнее. Цель метокогниции – осветить особенность мыслительных процессов ребенка, а не протестировать его знания.

Дифференцированное преподавание

Основано на идее, что нельзя подходить ко всем с одной меркой. Для оптимального обучения нужно закладывать в урок возможность создания у учеников различных проводящих путей в мозге. Дифференцируя  учебный процесс, можно улучшить обучение всех школьников. Основополагающий принцип – предоставлять выбор. Объяснив материал, учитель может разибть учеников на группы по способностям. Затем, учитель дает каждой группе серию вопросов по теме занятия подходящего уровня. Другой критерий разделения на группы – по стилям обучения. Еде одна модель дифференциации – предложить на выбор задания, но с условием продемонстрировать усвоенное.

Необходимо, чтобы в преподавании произошли четыре типа фундаментальных перемен:

  1. От попыток изменить других к изменению себя.

  1. От фокуса на преподавании к фокусу на обучение.

Традиционный учительский подход состоит в том, чтобы привлечь внимание учеников и удерживать его в течение всего урока. Но представление о необходимости постоянно удерживать внимание учеников устарело биологически и психологически. Это модель не обучения, а  контроля. Для оптимального обучения учителю достаточно удерживать внимание учеников небольшое время. Качественное обучение может начаться с привлечения внимания учеников к новому, эмоциональному или любопытному аспекту материала. Исследования подтверждают, что лучше всего мы учимся, когда активно включаемся в интересные и трудные ситуации и когда говорим вслух о том, что учили. Проговаривание активирует лобные доли, что необходимо для понимания, осмысления и запоминания, поэтому большую часть занятий ученики должны быть активно вовлечены в работу, а не сидеть тихо и пассивно, внимая учителю. Мозг лучше всего учится, когда «действует», а не когда «впитывает». Всегда держите в голове две фразы: избегать скуки и избегать утомительности. Рассказывать – не значит преподавать, а слушать – не значит учиться. Лучший способ что-то выучить – самому стать учителем. Отчасти это верно  потому, что активная роль в учебе всегда привлекательнее. Обучение происходит, когда учащийся прикладывает усилие. Если у вас большие классы, подумайте о возможности потренировать детей быть учителями для других – это не только активизирует учебный процесс, но и поможет детям лучше узнать друг друга. Важную роль здесь играет сотрудничество при обучении и задания типа «думай – обсуждай – поделись с другими». Работа в парах особенно эффективна, поскольку один напарник не создает психологической угрозы. Это помогает детям открыться и познакомиться и углубляет их участие в учебном процессе.

  1. От опроса отдельных учеников к участию всего класса.

На задавайте вопрос, после которого дети поднимают руки для ответа, а предлагайте вопрос. Путь ответ они готовят парами или группами. Дети быстро понимают, что учитель заинтересован в их поголовном участии. Ученики, нашедшие правильный ответ, все равно получают внутренне удовлетворение от своей правоты.

  1. От обучения «по одной мерке» к дифференцированному обучению.

Выработка процедур

 Необходимо познакомить детей с поведением в классе, а для этого – обучить процедурам. Слишком часто мы ошибочно считаем, будто ученики знают то же самое, что и мы, и понимают, чего от них хотят. Особенно это относится к процедурам. Не предполагайте ничего, кроме факта, что дети не знают. Чего хотят от них взрослые. Необходимо ввести хотя бы один сигнал для мгновенного привлечения внимания всех учеников.  Очень много времени зачастую тратится на то, чтобы привлечь внимание учеников. Нужно учить даже такой процедуре, как поднимание рук, потому что оно состоит из трех частей: подсказка, фокус и сигнал. Подсказка – это когда учитель поднимает руку. Ученики, увидевшие это, фокусирую свое внимание на учителе и тоже поднимают руки и прекращают предыдущее занятие. Сигнал заключается в том, что ученики, которые уже отвлеклись от работы и смотрят на учителя, дают другим, еще пока увлеченным делом ученикам, сигнал прекратить работу и посмотреть на учителя. Заметьте, что ответственность за то. Чтобы весь класс обратил внимание на учителя, принадлежит ученикам, а не учителю. В младших классах можно сделать процедуру веселее командой «Замрите!» - ученики должны в тот же миг застыть в той же позе, в какой их она застала. Команда освобождения – «Отомрите!». Еще один прием – сказать: «Хлопни один раз, если ты услышал мой голос», «Хлопни дважды, если ты услышал мой голос». Второй раз привлечет всеобщее внимание.

Борьба с опозданиями

Сократить количество опозданий можно. Если начинать занятия с чего-то нового или интересного. Все ученики, даже старшеклассники, с удовольствием слушают хорошие истории. Не ожидайте, что на следующий день все придут вовремя. Однако вы успешнее справитесь с хронически опаздывающими учениками, если не будете привлекать внимание к их опозданиям. Если кто-то приходит с шумом, то при их появлении читайте рассказ очень негромко, это сработает лучше, чем любые средства принуждения. Сделайте паузу и подождите. Пока они успокоятся, затем продолжайте. Через несколько дней их манеры изменятся. Если ученик продолжает опаздывать, персонализируйте свои с ним взаимоотношения. Спросите его, действительно ли приходить поздно – это то, чего он хочет. Затем спросите, что он делает, чтобы предотвратить свои опоздания. Различие между тем, что ученик хочет и что он делает, помогает оценить себя и ведет к принятию плана. План должен придумать  ученик.

Обратная связь от учеников

В младших классах можно использовать карточки разных цветов. Например, если учитель спрашивает: «покажите мне, вы согласны или нет?» - те, кто не согласен, показывают  красную карточку, а кто согласен – голубую.

Процедура окончания  урока. Заканчивать занятие должен учитель, а не школьный звонок.

Домашние задания

 В младших классах и не только при планировании домашних заданий следует учитывать прочие временные потребности детей. В раннем возрасте домашние задания оказывают слабое влияние на успеваемость. Результатом чрезмерного количества домашних заданий может стать отрицательное отношение к школе и к учебе. Задания должны быть короткие, интересные и посильные ученикам. Чтобы сделать выполнение домашних заданий привлекательнее, давайте выбор из двух вариантов. Убедитесь, что ученики понимают цель задания. Периодически устраивайте короткие дискуссии относительно их пользы. Просите учеников высказаться. Объяснив домашнее задание, простимулируйте мотивацию, предложив хотя бы два варианта на выбор и создавая вопросами визуализации:

- В какое время ты будешь делать задание?

- Где именно это будет?

- Какие материалы тебе потребуются?

- Будешь ли ты стараться сделать задание качественно ил просто скорее закончить?

Преподавание – это наука и искусство. Поскольку это наука, нужно понимать и применять техники, которые дают ожидаемый результат. Искусство преподавания заключается в том, чтобы понять, как и когда вести учеников к достижению результатов.

Библиография

  • Марвин Маршалл, «Дисциплина без стресса. Учителям и родителям: как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться», - М.: «Эксмо», 2014. – 411 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка"

Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой шк...

Театр и школа. Статья по проблеме эффективного преподавания иностранного языка в школе

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной.  Ниже представлен и обобщен педагогический опыт по улучшению преподавания иностранного языка.  Д...

Статья на тему "Эффективность блочной формы обучения в вечерней школе"

Работа в вечерней школе (не ИУ) подразумевает особый подход в процессе обучения и воспитания, т.к. имеет свой специфический контингент....