Статья по теме "Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка"
статья по теме
Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой школе оснащен мультимедийными досками и проекторами. Учитель иностранного языка, который хочет соответствовать течению времени должен совершенствовать свои знания не только в области методики и иностранного языка, но в сфере новых технических средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplomnaya_rabota_cherevkova_elena_viktorovna_3.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
На тему «Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка»
Учитель – Черевкова Елена Викторовна
Санкт-Петербург, 2013 г.
Содержание
- Вступление
- Основная часть
2.1. Определение дефиниции «мультимедийная презентация»
2.2. Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка
2.3. Основные функции мультимедийной презентации в образовательном процессе
2.4. Этапы создания презентации
2.5. Примеры использования учителем мультимедийной презентации на уроках английского языка
3. Заключение
- Вступление.
Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой школе оснащен мультимедийными досками и проекторами. Учитель иностранного языка, который хочет соответствовать течению времени должен совершенствовать свои знания не только в области методики и иностранного языка, но в сфере новых технических средств. За последнее десятилетие нельзя не отметить всевозрастающий интерес, проявляемый преподавателями и исследователями к новым информационным технологиям, мультимедийным средствам (ACDSee, CorelDraw, Ulead, Macromedia Flash, Microsoft Publisher, Power Point и др.), учебным интернет-ресурсам (Хотлист, Мультимедиа скрэпбук, Трежа хант,Сабджект сэмпла, Вебквест и др.), используемым в образовании. Об этом свидетельствуют тематики многочисленных международных и всероссийских научно-практических конференций, а также адреса основных российских и зарубежных интернетных сайтов, связанных с мультимедийными технологиями в ведущих российских и зарубежных поисковых системах Интернета. Использование компьютера может способствовать росту познавательного интереса учащихся, стимулировать их к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Включение мультимедийных презентаций в канву урока английского языка позволяет решать многие методические вопросы, расширяет набор педагогических приемов в обучении, добавляет новые формы организации учебной деятельности.
Особый интерес представляет мультимедийная презентация, целесообразность применения которой в учебном процессе обусловлена специфическими возможностями представления информации: многоканальность, наглядность, интегральность, моделирование изучаемых процессов и явлений, интерактивность, игровая форма.
Новизна учебного пособия заключается, прежде всего, в самом подходе, а именно − в рассмотрении мультимедийной презентации как подвида компьютерной педагогической технологии, обладающей особой структурой, направленной на становление профессионально-творческой компетентности учащихся.
2.Основная часть.
- Определение дефиниции «мультимедийная презентация»
Каждый современный учитель, идущий в ногу со временем должен понимать, что такое мультимедийная презентация и почему нам, как учителям иностранного языка она необходима на уроках.
Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.
Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию о продукте вашей деятельности в легко воспринимаемой форме.
- Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка
Многие учителя задаются вопросом, а действительно ли так эффективно и значимо использование мультимедийной презентации на уроках иностранного языка.
Можно привести множество причин для внедрения в урок современных технологий, но, главное, что должен помнить учитель презентация – это всего лишь вспомогательный элемент урока, наглядная и творческая ее составляющая.
Презентация имеет положительные стороны, как для учащегося, так и для преподавателя.
Преимущества использования мультимедийной презентации для учащегося:
- При помощи презентации мы можем мотивировать учащихся к изучению темы. Они видят что-то новое для себя, красочное и, как следствие этого, запоминают лучше предмет изучения. Наука утверждает, что 80% информации человек получает при помощи органов зрения, 15% при помощи органов слуха.
- Презентация оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся.
- И так как презентация всегда наглядна, она способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала
- Использование мультимедийной презентации добавляет активность в урок, это отличный от упражнений учебника вид деятельности.
- Презентация содержит дополнительный материал, имеет высокую информативность и интерактивность.
- Презентация помогает систематизировать знания.
- Презентации развивают мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое и творческое)
- При применении на уроке презентаций не только учитель, но и ученик знакомится с новыми компьютерными технологиями.
- Выполнение презентаций приучает учащихся к работе, так как выполнение задания в формате презентации может быть домашним заданием.
- Презентации включают в себя различного рода материал: видео, аудио, фото, ссылки, тексты, упражнения. При помощи нее учащиеся взаимодействуют с различного рода информационными ресурсами.
- Презентацию можно адаптировать под каждого ученика, можно регулировать темп подачи материала, выбирать различные слайды с разного уровня материалом. Пользоваться презентацией не сложнее, чем обыкновенной книгой.
Преимущества использования мультимедийной презентации для преподавателя:
Мультимедийная презентация:
− акцентирует внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации, позволяет сделать изложение учебного материала более ярким, выразительным;
− создает наглядные эффектные образы благодаря смешению, перетасовке информации, включающей текстовую, графическую информацию (схемы, композиции), подвижные диаграммы, мультипликацию, видеоинформацию и т. д.;
− позволяет эффективно сочетать во времени устный лекционный материал с непрерывной автоматической демонстрацией слайд-фильма во время лекции;
− осуществляет интеграцию гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию;
− позволяет преподавателю использовать презентацию в качестве раздаточного материала для студентов (справочного материала, памяток и т. д.);
− представляет возможность демонстрации динамических процессов (опытов, экспериментов);
− дает возможность показать структуру занятия;
− позволяет преподавателю упорядочить мысли, классифицировать материал;
− обеспечивает быстроту, удобство воспроизведения, универсальность (программа Power Point входит в пакет программ Microsoft Office), возможность проигрывания презентации на любом компьютере;
− позволяет демонстрировать изображение в больших размерах;
− повышает информативность и эффективность лекционного материала при его изложении ввиду того, что у студентов задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия;
− способствует повышению методического мастерства преподавателя;
− снижает интенсивность труда преподавателя во время чтения лекции, поскольку часть функций заменяется готовыми электронными презентациями.
2.3. Основные функции мультимедийной презентации в образовательном процессе
Основные функции МП по отношению к ученику:
− продуктивно-творческая функция реализуется в применении элементов творчества при решении учебно-творческих задач проблемного характера (в ходе разработки и внедрения презентации);
− развивающая функция связана с возможностью укреплять память, тренировать критическое мышление, формировать умения и навыки применения знаний на практике в нестандартных условиях, измененной ситуации, которые активизируют способности обучающихся анализировать, обобщать, оценивать информацию, отбираемую для мультимедийной презентации;
− коммуникативная функция предполагает, что процесс обучения иностранному языку проводится как обучение средству общения участников образовательного процесса посредством учебной презентации, в которой отражается последовательность шагов этого общения, задаются содержание, ключевые опоры и т. д.;
− информационная функция означает, что обучающийся активно пользуется информацией, предварительно отобранной, проанализированной, систематизированной и особым образом представленной преподавателем в учебной презентации или при разработке собственной презентации;
− тренировочная функция сводится к тому, что обучающиеся могут применять учебную презентацию в самостоятельной работе под контролем и без контроля преподавателя, при подготовке домашних заданий, к зачету или экзамену;
− рефлексирующая функция предполагает возможность осуществлять планомерный, систематический, текущий, итоговый контроль за ходом и результатами учебной деятельности,
определять состояние усвоенных знаний, умений и навыков, уровень сформированных компетенций, находит свое отражение в оценке учебных достижений и рефлексии;
− воспитывающая и мотивирующая функции проявляются в становлении таких позитивных качеств личности обучающегося, как познавательный интерес, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки, в формировании мотивационной основы учебно-творческой
деятельности.
Основные функции МП по отношению к преподавателю:
− контролирующая функция предполагает возможность осуществлять планомерный, систематический, текущий, итоговый контроль за ходом и результатами обучения, определять
состояние усвоенных учащимися знаний, умений и навыков; уровень сформированных компетенций;
− управляющая функция связана с возможностью координировать процесс обучения обучающихся дисциплине учебного плана; проблематика сообщений задается программой обучения согласно выделенным разделам – блокам - модулям – темам;
− организация коллективной творческой деятельности обучающихся при разработке мультимедийного проекта, предполагающей моделирование социального взаимодействия
в малой группе, кооперацию, распределение обязанностей, деловое общение в процессе урока, самоконтроль, самоответственность за учебный результат и образовательный продукт.
- Этапы создания презентации
При подготовке презентаций необходимо следовать четкому алгоритму ее создания.
Создание презентации состоит из трех этапов:
- планирование
- разработка
- репетиция презентации
Этап первый. Планирование.
1. Определение целей презентации. На этапе определения целей необходимо установить соответствие между планируемым результатом и отобранной информацией, определить общие и поддерживающие цели.
В современных образовательных технологиях выделяются следующие общие цели выступления:
Информирование – презентация направлена на знакомство с новым материалом, расширяет имеющиеся представления, обучает, описывает что-либо. Результатом информативного выступления являются знание, понимание, анализ, оценка учебного материала.
Убеждение – презентация нацелена на разъяснение и принятие позиции, изменение взглядов учащихся, побуждение к действиям определенным способом. Реакция учащихся при таком выступлении служит основным критерием эффективности достижения поставленной цели.
Развлечение – презентация направлена на получение слушающими удовольствия от выступления. О результативности такой презентации судят по проявленному аудиторией интересу, активности, эмоциональной включенности.
Цель презентации определяется типом учебного материала.
2. Сбор информации об аудитории (знания и опыт аудитории, учет интересов, индивидуальных возможностей восприятия, памяти, мышления, воображения). Каждый учитель имеет представление о классе, группе, где он работает, поэтому все характеристики должны быть обязательно учтены при разработке презентации.
3. Определение основной идеи выступления. Необходимо проследить наличие оптимального числа главных идей и их иерархию.
4. Подбор дополнительной информации, обеспечивающей, с одной стороны, полноту изложения материала, и с другой − выбор, исходя из особенностей аудитории (интересы, уровень
обученности, возраст), темы и объема презентации.
5. При планировании выступления преподавателю необходимо спрогнозировать смену видов учебной деятельности учащихся, их чередование и дозировку с учетом работоспособности обучаемых и этапа занятия.
6. Создание структуры выступления. Структура выступления определяется его целями и типом презентации Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
7. Проверка логики подачи материала предполагает аналитическую работу по проверке того, как соотносится информация презентации с ее целью, концепцией, типом и структурой. Необходимо также проверить логические связки между тезисами и частями всего текста выступления.
Этап второй. Разработка презентации.
Во время второго этапа происходит учет методологических особенностей подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации и т. д.
Этап третий. Репетиция презентации.
Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия». Вы проверяете – насколько удачно «смонтирован» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. Идет проверочный этап презентации: его эффективность, соответствие содержания презентации поставленной цели.
- Примеры использования учителем мультимедийной презентации на уроках английского языка
Мультимедийная презентация может быть использована учителем в качестве:
- введения новой лексики
- урока – проверки знаний лексических единиц по теме
- знакомства с новым страноведческим материалом
- урока-викторины, обобщения знаний
- ознакомления с грамматическим материалом для формирования грамматических навыков
- тестового грамматического материала для проверки знаний
- наглядного опорного материала для диалогической и монологической речи учащихся
- проектной деятельности учащихся
- проверки домашнего задания
- Заключение:
Применение современных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Современные педагоги должны активно включать мультимедийные презентации в структуру урока. Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Список литературы и электронных ресурсов:
1. Н. В. Маханькова, Л. В. Мокрушина «Мультимедийная презентация в иноязычном образовании» http://window.edu.ru/resource/099/77099/files/177943.pdf
2. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера в вопросах и ответах. – СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
3. Лазарева А. С. Использование мультимедийной презентации для обеспечения качества обучения
говорению на иностранном языке: автореф. дис. канд. пед. наук. − Тамбов, 2007.
4. Смирнов И. А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. [Электронный ресурс].–
www.portal-slovo.ru/impressionism-/36267.php
5. http://pedsovet.org/forum/topic58.html
6. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике.//Иностр. языки в школе - 2002.-№1, с.18-20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"
Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...
Использование мультимедийных презентаций на уроках французского языка (из опыта работы"
Об уровне образованности человека судят по его информационной компетенции, а по уровню информационно-коммуникативной компетенции учителя судят о его профессионализме....
Выступление "Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка"
Сегодня трудно представить себе современный мир без компьютеров и сети интернет. Компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, в том...
Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка.
Обобщение опыта работы с мультимедийными презентациями...
"Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка как инструмента активизации речевой деятельности учащихся".
Итоговая работа слушателя по программе "Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании" (05.05. - 16.05.2014 г.)....
Презентация к защите педагогическо гопроекта по теме: «Возможности использование мультимедийных презентаций на занятиях иностранного языка как средства формирования языковых навыков студентов»
Презентация к педагогическому проекту была создана в рамках аттестации педагогического работника...
Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка
Помощь ИКТ на уроках английского языка...